Не знаю, кому как, а в машине мне надоело возиться с компакт-дисками. Дома ещё туда-сюда, а за рулём — неудобно. Нет, даже не так: НЕУДОБНО!
Время звучания — какой-то час с небольшим, пальцем не тронь, царапину не оставь, прямо винил какой-то. Или, к примеру, ассортимент. Что взял с собой, то и слушай, и, как назло, непременно припрёт послушать именно тот диск, который оставил дома. В общем, достали меня эти блестящие кругляши, и стал я думать, как от них избавиться.
Первое, что приходит в голову — чейнджер. Хорошо, поставлю два по 12 дисков каждый плюс 1 диск в стволе. Итого — четвертная. Но не годится, дорого это, да и не напасёшься чейнджеров на всю библиотеку. Вот как бы так взять да и унести всю свою музыку с собой, причём в кармане, а не в чемодане? Тут корифеи скажут — ставь писюк в машину, и будет тебе счастье. Верно, вариант рабочий, да уж больно развесистая это затея — вкорячивать компьютер в машину целиком. Опять же, как управляться со всеми этими маусами-клавами? Опять неудобно, за что боролись? Можно, конечно, посмотреть на «Алпайн» со съёмным хардом или на «Кенвуд» с «музик кегом» или вспомнить внешний диск «Урала CDD». Кому как, а мне тамценники не понравились, а где могли бы понравиться, там ни самого ЦэДэДэ, ни ХаДэДэ к нему что-то не видно.
И где же выход, такой, чтобы и по деньгам, и по сердцу? Его не было, пока USB-фишка не стала частью так любимых мною «голов» «Кенвуд». К своему маленькому празднику я готовился загодя и не спеша обзаводился необходимым «железом».
ЧТО ВОТКНУТЬ?
Пока гранды автозвуковой промышленности спали, а второй эшелон делал первые шаги в сторону USB, компьютерный ширпотреб уже вовсю мусолил тему USB-девайсов. USB-кипятильники, вентиляторы, аквариумы, фонарики и другие приколы я в расчёт не беру, зато подсаженные на USB принтеры, сканеры, флэшки, внешние харды и внешние CD/DVD-приводы здорово поменяли компьютерный быт. Поэтому в один прекрасный день (куда лучше, как сейчас помню, дул промозглый ветер и валил мокрый снег) я прикупил себе внешний бокс для 2,5-дюймового винчестера (Sarotech FHD-254u2), и, разумеется, в этом боксе был разъём USB.
А почему, собственно, 2,5-дюйма, что за число такое волшебное? Объясняю: в магазине можно купить винты трёх типоразмеров — 1,8, 2,5 и 3,5 дюйма. Кто не очень в теме, винты (винчестеры) — это девайсы с интерфейсом ПАТА (Parallel ATA) или САТА (Serial ATA), не путать с USB-флэшками.
Ну, один и восемь с механикой — это крутая экзотика, с низким энергопотреблением, но грабительской ценой и небольшой ёмкостью. Малый объём и прецизионные железки, считай, приговор для «механики», поскольку флэш-память сегодня дешевле, чем вчера, и уже есть образцы 1,8-дюймовых SSD-винтов объёмом 64 Гб (SSD — солид стейт диск, твердотельный диск, такая большая ПАТА или САТА-флэшка). Сколько хотят денег за солид стэйт — даже не скажу, но думаю, не слабо.
В среднем весе «Механика, 2,5 дюйма», известном как ноутбучные харды, водится несколько производителей (я насчитал шесть), что благоприятно сказывается на цене изделия, да и ёмкостью 100 гигабайт уже никого не удивишь. Электрические токи, потребляемые 2,5-дюймовыми винтами, разнятся от модели к модели, но в среднем болтаются где-то возле 0,5 А. Уже есть и 2,5-дюймовые солид стэйты, но там до массового производства и, как следствие, низкой цены ещё далеко.
У 3,5-дюймовых хардов по части вместимости дела обстоят круче, чем у варёных яиц. Ясное дело, планка в 1 терабайт (1000 Гб) уже в прошлом! Однако с размерчиками как-то всё не слава богу, ампер им требуется много, да и вес получается недетский. Говорю не понаслышке, у меня старая 3,5-дюймовая «двадцатка» Maxtor во внешнем корпусе с USB используется для системных бэкапов. Вещь, конечно, чрезвычайно удобная, но только не в кармане таскать и в машине подключать.
А как же USB-флэшки? Как же, как же, имеется одна такая на 1 Гб. Бывают на 2, на 4 или даже на 8 Гб, только всё равно этого мало, во всяком случае, для меня. Между тем за эти деньги можно купить 2,5-дюймовый винт на 120 Гб, скажем, Fujitsu, Samsung или Toshiba. В моём случае дело было ещё проще — приятель попросил поставить новый винт в ноут (Seagate на 120 Гб), а старым «сороковником» отблагодарил за услуги. Итак, USB-бокс и его «жёсткая» начинка у меня теперь есть.
КУДА ВОТКНУТЬ?
Пока то да сё, боксы да винты, потихоньку я посматривал в Интернете сайты известных производителей «голов». Ага, вот оно, всех из первой десятки вдруг как прорвало, и давай совать USB куда влезет. Где ж все были раньше, мать вашу? Только айподные адаптеры да логотипы «iPod ready» и было видно. Неужели трудно было сделать наоборот, сначала USB (написано ведь — «Universal»), а потом уже адаптер USB-iPod? Но нет, инерция мышления такая, что диву даёшься. Ещё бы, это чтоб взять да вдруг отказаться от своих самопальных стандартов в пользу USB, к которому всякий, не спросясь, подключит всё, что хочет? Эх, полистали бы историю писюков и маков да изучили, как «Эппл» умудрился про... в общем, уступить первое место «АйБиЭм» с «Майкрософт». А ведь было время, когда крутые яблочные машинки с классной графической оболочкой (по тем временам, разумеется) даже в кошмарном сне никто не пытался сравнить с писюками под отстойными и глючными виндами. Однако в победное яблочное шествие встряло одно «но». Спеки на железо и софт у «АйБиЭм» с «Майкрософт» были открытыми и доступны практически всем, поэтому прилавки тут же оказались забиты клонами писюков. А что «Эппл»? А ничего, сидела задницей, как последний жмот, на своих авторских правах и запретила любое копирование компов, заботясь о стабильности софта и совместимости железа. Идея, конечно, супер, но и ребята с писюками были тоже не промах. Волна клонированных писюков быстренько опустила цены куда надо и смела «яблочников», сделав из них вечных победителей с серебряной медалью. А «золото» сами знаете у кого...
Так или иначе, но в конце концов мой любимый «Кенвуд» разродился парой-тройкой недорогих голов с USB. Тут надо сказать, что от новой «головы» я хотел не только компьютерной USB-фишки. Было важно, чтобы декодер жатых файлов мог питаться не только mpЗ, но и WMA,
ААС и, в идеале, несжатыми WAV, которым и декодер-то не нужен. Последнее было (и есть) доступно, по-моему, только у «Клариков» или «Пионеров», но это, как поймёт каждый, измена «Кенвуду», да и цена отличается раз в пять. К тому же только у «Кенвудов» нашлась модель (KDC-W5534U, по цене 4800 руб.) с USB-разъёмом не на морде, а на специальном шнурке, который очень удобно поместить в бардачок, рядышком с винтом на мягкой подстилке.
А «синие зубы» (Bluetooth) никто не забыл? Я-то нет, да и ребята из «Кенвуда», на удивление, тоже. В 5543 блутус-модуль (КСА-ВТ100) втыкается с такой же лёгкостью, как и винт, разъем, правда, использован чейнджерный. Меня порадовал вывод адресной книги телефона на морду, набор номера с пульта плюс всякий мьют радио или другого источника. Ценник этого девайса кусачий, чуть меньше самой «головы», зато платишь не сразу, а когда созрел поставить «синезубку».
КАК ВОТКНУТЬ?
Ну вот, «голова» есть, винт — тоже, и воткнуть одно в другое — no problem. USB-«Maму» от «головы» прячем в бардачок, туда же кладём бокс с винчестером, соединяем «папу» с «мамой» и... Ничего не происходит, лампочки на винте в экстазе не горят, головки не шуршат.
Драматизма нагнетать не буду, чего-то похожего я ожидал, поскольку загодя, ещё до покупки новой «головы», скачал из Инета мануал и внимательно его почитал. Особенно в части поддерживаемых стандартов, благо написано подробно, «Кенвуд», как-никак. И заодно сравнил с тем, что обозначено на шильдиках винта и бокса к нему. Получилось вот что.
Любой USB-девайс может полностью питаться от одного разъёма, если потребляемый ток не больше 500 мА (по стандарту на саму «юнивёрсал сериал бас»). Схема защиты должна обесточивать контакты в разъёме, как только мой бокс с винтом начнёт сосать больше полампера. А что написано на винте? Опа, ноль семь ампера, на 200 мА больше порога для одной USB-фишки. Для прожорливых винтов бокс укомплектован ещё одним шнурком, который можно зацепить за второй USB-разъём и снять суммарно 1 А, о чём недвусмысленно написано на шильдике. Только где мне взять второй USB на «Кенвуде», да и всегда ли он нужен, этот один ампер?
Как выяснилось, не всегда, а только в момент запуска винта, когда он раскручивает пластины и даёт полный ход рычагам с головками, самотестирование у него такое. По ходу же дела бокс с винтом внутри потребляет всего 300 мА, даже в режиме записи. Но вот чтобы стартануть винт, нужны все 700 мА, вынь да положь, а «Кенвуд», гад, жёстко отключается на пятистах, уж больна точная и быстрая у него схема защиты. В писюках же, что в десктопах, что в ноутбуках, ничего подобного не происходит, там защита спокойно пропускает короткую перегрузку, и на одном шнурке можно без проблем работать с USB-боксом! Ну не мать их так, а? В общем, пока дома крутил «голову» и винт, пробуя разные форматы сжатия, второй шнурок пришлось воткнуть в комп. Одной ногой, значит, уже в караудио, то бишь в «Кенвуде», а второй так и увяз среди писюков. Бардак, одним, словом.
КАК ПОЛУЧИЛОСЬ?
Ну вот, опять, «голова» есть, винт — тоже, и воткнуть одно в другое... В общем, пока сидим там же, где и остановились, боксу нужно серьёзное 5-вольтовое питание, и кенвудовских 500 мА явно мало. Была, конечно, идея твикнуть «голову», но поди там разберись, где эта токовая защита и как её затрубить или отключить... Опять же, какая-никакая, а всё же гарантия, винт винтом, а от CD-транспорта я отказываться не собирался.
Всё решила пара веб-страниц радиомагазина «Чип и Дип», где мне попались на глаза приятные во всех отношениях DC/DC-конверторы, именно что конверторы, а не банальные стабилизаторы. Входное напряжение от 9 до 48 В, а на выходе — 5 В, как гвоздём прибитые, оно-то нам и надо. Прикупил, правда, вариант поскромнее (Chinfa RDD05-05S1), на входе 9 — 18 В, на выходе — 5 В, 1 А, аккуратный такой модуль (31 х 12 х 20 мм), залитый компаундом. К нему добавил электролит 10 мкФ/100 В на вход, чтоб компенсировать индуктивность длинных проводов питания, предохранитель для защиты от переполюсовки по питанию, и танталовый кондёр 10 мкФ/16 В на выходе конвертора, чтобы, значит, ВЧ-помехи не лезли. Включать и выключать всё это нехитрое добро я решил обычным герконовым реле (ЕСЕ EDR101A1200), из тех, которые в миниатюрных пластиковых корпусах (19x7x5 мм).
Сигнал управления реле берём, разумеется, с «головы», тут всё понятно.
Собрал всё на макетной платке, включил — красота! Винт шелестит, музыка играет, знай себе джойстик на морде «Кенвуда» массируй. Так, теперь выключаем и... Не выключается! Точнее, «голова» выключилась, а винт работает, чтоб он лопнул! То не заводится, то хрен остановишь! И как ведь такое может быть — обмотка реле обесточена, а контакты по-прежнему замкнуты? Думаете, от большого пускового тока намагнитились и слиплись? Похоже на то, щёлкнешь по нему пальцем, они и размыкаются, пока снова питание на обмотку не подашь. Только я токи-то замерял, под нагрузкой вся конструкция — конвертор плюс коробочка с винтом — потребляет около 150 мА при 12 В на входе. А реле по паспорту должно коммутировать ток до 500 мА и держать до 1 А при тех же 12 В. Хорошо, допустим, что при включении возникает 10-кратная перегрузка, которая намагничивает лепестки геркона. Не поверите, но я заставлял это реле работать при токе 1,5 А, подключив балластный резистор вместо реальной нагрузки, и хоть бы один раз в нём что-нибудь слиплось. Я даже купил второй геркон, точно такой же, и, кактолько нагрузил его конвертором, он тут же слипся. Не помогли и 20 см воздуха между конвертором и реле — чем чёрт не шутит, вдруг какие наводки от ВЧ-трансформатора?
Танцы с бубном в мой арсенал не входят — первое не умею, вторым не обзавёлся. Поэтому я просто купил другое «фос дженерейшн слим лайн лоу профайл телеком релэй», как было написано в даташите, с обычными контактами, но меньше герконового в два раза (Axicom IM 06 12V DC, 10 х 6 х 5,7 мм). И с максимальным током коммутации 2 А при 30 В! Который удалось поднять аж до 4 А, запараллелив обе группы переключающих контактов. Само собой, платку пришлось переделать, и, закончив, я спрятал всё хозяйство в пластиковый корпус, добавив на будущее ещё один провод для разгрузки цепей управления «головы». Реле крутое, пусть отрабатывает свои деньги.
КАК ЖАТЬ?
Итак, «голова» с винтом теперь работают, с небольшой подпоркой, правда, но не суть. Пришла пора проверить остальные заявки «Кенвуда» по части жатых форматов, которых заявлено всего три, mpЗ, WMA и ААС. Спорить по поводу: «жатый — отстой, СиДиДиЭй форева» смысла не вижу, машина (у меня, как бы это сказать, не совсем «Лексус») на ходу так шумит и так маскирует частоты, что разницей между жатым на высоких битрейтах звуком и оригиналом на
компакте можно пренебречь. Хотя, чего греха таить, WMA-lossless, это который сжатие без потерь от «Майкрософта», я всё-таки попытался скормить «Кенвуду». Спеки не врали, такие файлы он переварить не может, как не может работать и на высоких переменных битрейтах WMA, о чём было сказано весьма туманно. Но что было очевидно, как кошачий хвост, так это безумная температура «Кенвуда», и это без спикеров и с неподвижным CD-драйвом! Вроде никакого оверклокинга, а проц там, видать, перегревается. Но обо всём по порядку.
МрЗ. Эти файлы аппарат схавал во всех доступных вариантах, включая 320 кбит/с, и даже не икнул. Стандарт старый, уже исхожен вдоль и поперёк, поэтому ковыряться по мелочи было неинтересно.
WMA. Для пробы я нарезал треков самим виндовым плеером одиннадцатой версии (WMP 11). В нём есть настройки под постоянный битрейт WMA (до 192 кбит/с), переменный битрейт WMA (до 355 кбит/с), WMA Pro, который в теории держит звук 5.1с битрейтом 256 кбит/с и WMA без потерь с потоком до 940 кбит/с. Для справки: нежатый поток с компактов идёт на уровне 1400 кбит/с (16 бит х 44,1 кГц х 2 канала).
«Лослесс» и «Про» «Кенвуду» не дались, да никто и не обещал; постоянный битрейт пошёл на ура, а вот с переменным приключилось следующее. Если кодить с максимальным качеством, то битрейт может подскакивать до 355 кбит/с, и декодер начинает пропускать сэмплы, на слух как будто жёваная плёнка в кассетник попала.
Но если в виндовом плеере поставить движок в третье положение (битрейт до 215 кбит/с), то жатые файлы «Кенвуд» воспроизводит без запинки. Нормальный результат, ведь спека больше 192 кбит/с и не обещала.
ААС (файлы mp4а, «эмпег 4 фор аудио»). А вот с ААС пришлось немного вспотеть. Это ведь формат айподов с айтюнеами, а у меня на руках нет членского билета в «яблочный клуб». Пришлось качнуть бесплатный mp4-кодер с сайта «Неры» и прямо из командной строки заготовить пяток файлов разного качества с профилем кодирования ААС LC, «эдванст аудио кодинг лоу комплексити». Такой профиль указан в спеке, и, как для WMA, потолок битрейта — 192 кбит/с, иначе «Кенвуд» не поймёт. И я с ходу не понимаю, как мне такой битрейт получить, ведь кодек «Неры» понимает только какой-то «параметр качества» и по жизни делает переменный поток. Ну ладно, берём калькулятор и считаем. Сырой WAV-трек в 183 секунды и 30,8 мегабайт даёт плюс-минус 1400 кбит/с, он же, но пожатый с качеством 0,0, весит около 730 килобайт, что в среднем даёт 32 кбит/с. Ну а если задрать параметр до 1,0, то 8,1-мегабайтное музьё может в пике дать битрейт 362 кбит/с.
Так, засовываем файл на винт и нагружаем мозги «Кенвуда». Ага, с параметром 1,0 получилась «жёваная кассета», причём зажёвана похлеще, чем у WMA. Нормальный звук получается только на 0,65 (270 кбит/с), ноль семь не катит (300 кбит/с). Как-то не впечатляет, а ещё «эдванст»...
Покрутив каждый формат в отдельности, я решил их сравнить между собой. Взял сухие цифры. Самый ядрёная плотность спектра оказалась на 7-м треке «NAIM Sampler», хотя не скажу, что голый рояль с 3-го сильно отстал. Так вот, максимум, что может пролезть через декодер «Кенвуда» и, соответственно, размер файла (для 7-го трека):
ААС (0.65) — 9285 кб.
WMAVBR(215) — 7059 кб.
МрЗ VBR (preset extreme) — 7767 кб.
Крутой MPEG4 под именем ААС провалился, тут при низком битрейте файл оказался толще на 1,5 мегабайта! Видать, кодек «Неры» никуда не годится. Что до WMA с mpЗ, так по размеру они идут ноздря в ноздрю, но с битрейтом у «Майкрософт» дела обстоят похуже.
СУХОЙ ОСТАТОК
В общем, тема винта с «головой» успешно закрыта, на 40-гигабайтный хард влезает около
270 альбомов (если каждый считать по 150 Мб), и можно больше не париться с компактами. Вот только надо определиться, чем жать, ведь MPEG1 < MPEG4, а?
От редакции: Не один год автор этого материала возглавлял в нашем журнале отдел «Системы» и вёл диалог с авторами «Своей игры». Судьба загнала его в одну софтверную компанию, заставив сменить статус штатного сотрудника редакции на роль консультанта и члена редколлегии «за штатом», но ведь это из «АвтоЗвука» можно уйти, из автозвука — нельзя. И вот Сергей впервые появляется в рубрике «Своя игра» в роли, прежде ему не свойственной, делясь с вами результатами своей довольно амбициозной затеи. Отчасти родственной его теперешнему профилю деятельности. |
Словарь терминов (от автора, а то, может, кому непонятно...) писюк — англ. personal computer, PC [писи], персональный компьютер |
Сергей Гаврилюк, г. Москва.
Источник: журнал Автозвук, 09/2007.
Kenwood KDC-W5534UY |
Братцы, не кидайте тапками сразу. Башку сломал уже с поисками, вдруг тут добрая душа
Последнее сообщение от: Molchun 25.11.2024, 23:12Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: Molchun 22.11.2024, 10:50
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)