Кто-нибудь мне может объяснить, что это? Спорт или искусство? Если искусство, то почему на Олимпийских играх? Что-то я там скрипачей не видел. Если спорт, тоже как-то не все сходится.
Вот, впрочем, формальное определение, из энциклопедии: "...соревнования в выполнении под музыку комбинаций из различных пластичных и динамичных гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него". Вот как. Соревнования. Но — под музыку. И чтобы пластично и динамично, скажут — будешь с предметом, скажут — будешь без.
Как было про это не подумать, когда итальянцы назвали свои новые сабвуферы SPL Show. Первое, как мы знаем, это спорт в чистейшем виде, с очками, голами и секундами, без всяких артистизмов и сюр ле ку де пье. А «шоу» — это мы знаем про что. Получается художественная гимнастика.
Техническое жюри оцевает уровень сложности
Сабвуфер, надо отдать должное (впрочем, итальянцам в этом отношении должное отдаётся -регулярно, они даже вряд ли оценят), выполнен отменно и со вкусом. Диффузородержатель литой, но не массивный, некоторая остаточная звонкость у него сохранилась, но совсем немного. Материал Диффузора — традиционный для разработок инженеров Hertz и гораздо менее традиционный для SPL-снаряжения — целлюлоза с водостойким полимерным покрытием внешней стороны. Диаметр вогнутого центрального колпачка 95 мм, на нём написано «художественная гимнастика» не по-нашему. Подвес из вспененного пйолиуретана не слишком широкий для головок этого калибра 30 мм здесь опять больше Show, чем SPL. Разработки новых римлян традиционно характеризуются вниманием к мелочам. Сабвуфер комплектуется пластиковым декоративным кольцом, которое закрывае 12 (меньше для такого калибра было бы жмотством ) крепёжных болтов. Самому кольцу, изящной конической формы, которого фланец установленного в корпус сабвуфера не выглядит угловатым, зжатает и пяти винтов, а уж эти закрываются крышечками для полной батман тандю. На фотографии вы можете увиден, это кольцо в «транспортном» положении — зафиксированным на корпусе кусочками липкой ленты. Весьма солидный, набранный из трек колей магнит общим габаритом 80 х 48 мм на «пятнашке» выглядиж далеко не гигантским, а как он магнитит, покажут измерения. Диаметр осевого отверстия (30 мм), по нашим представлениям как раз соответствует катушке калибра 2,5 дюйма. Центрирующая шайба плоская, с регулярным сечением гофров. До сих пор всё более или менее традиционно. А вот в отошении такой, казалось бы, прозаической детали конструкции, как контактные зажимы, SX 380D устраивает настоящее шоу. В контактной колодке (массивная литая пластиковая деталь) объединены две пары винтовых зажимов под шестигранник, при этом провода вставляются в свои гнёзда под утлом, наиболее удобным образом. Это пока не шоу. Представление начинается с расположения выводов звуковых катушек и вот этих металлических шпенёчков наконтактной колодке со стороны диффузора. Выводы расположены через один, а руководствуясь немудрёной схемой на колодке, их можно соединить так, чтобы получить последовательное или параллельное соединение катушек, надевая на «шпенёчки» пружинные контактные скобки. Одну посередине — и катушки соединены последовательно. Две по краям — параллельно. Ни одной — имеем две изолированые катушки для присоединения каждой к своему усилителю. Или своему каналу усилителя. Сама по себе эта логика характерна для любого двухкатушечного сабвуфера, особенно — с формулой импеданса 2 + 2. Последовательно (4 Ом) — это искусство, параллельно (1 Ом) — спорт. Поканально — ну, как пойдёт. Здесь, однако, эта логика реализована с удивительной простотой и изяществом, что даже вдохновило нас на некоторые опыты с подключением катушек. Результаты в теории (и по итогам уже проводившихся опытов) известны, но раз подвернулся такой случай... Впрочем, вы увидите это в части, посвященной измерениям, я туда уже заглядывал и, подводя своего рода итоги, могу заметить: теория с практикой в электроакустике уживаются так же мирно, как спорт с искусством — в SPL Show.
Судьи следят за хореографией и выбором снарядов
Это — потом, если считать снарядами акустическое оформление. А для начала — вот что. Знаете, каким оказалось значение силового фактора? Ни за что не догадаетесь — 21,7 Тл м. Это при обычном для нас последовательном включении 2-омных секций. А догадаться и вправду трудно, поскольку таких значений в наших тестах ещё не было, и вообще этот параметр больше пошёл бы 8-омной головке, магнит здесь, значит, не просто весит, но и магнитит от души. Следствие этого — весьма высокая опорная чувствительность, даже по
меркам «пятнашек». Но при довольно низкой полной добротности Qts и, как следствие, высоком значении фактора ЕВР рассчитывать на высокое усиление не приходится, а потому реальная чувствительность (в ФИ) получилась только средней. Нелинейные искажения не высокие, но и не такие низкие, какие встречаются иной раз у нежных, чисто музыкальных сабвуферов, здесь налицо некий компромисс между спортом и искусством.
А теперь — то, на что вдохновила простота и быстрота коммутации катушек. На правах как бы вставного материала рубрики «Вспомнить всё». Наука гласит следующее: если у двухкатушечного сабвуфера (да и любого другого динамика, просто другие не бывают двухкатушечными) подключить обе секции звуковой катушки параллельно или последовательно, то из расширенного перечня параметров Тиля — Смолла не изменится ни один, кроме силового фактора, который уменьшится вдвое, там ведь сидит длина провода в зазоре. Первые два столбца в таблице с результатами наших измерений это подтверждают с точностью до 4% (наибольшее отклонение). Чувствительность динамика остаётся неизменной, если она приведена к подведенной мощности, а не к подведенному напряжению.
Теперь делаем то, что большинство производителей не рекомендуют, меньшинство — не возражают. Меньшинство в данном случае минимальное, вариант подключения только одной секции двойной катушки до сих пор мы встречали лишь однажды, в сопроводительной документации к сабвуферу из теста в № 12/2004 год.
Теория гласит: частота резонанса останется неизменной (а с чего бы меняться, там только механические параметры: масса и жёсткость). Механическая добротность и эквивалентный объём — тоже (по той же причине). Электрическая добротность возрастёт вдвое, за ней, несколько отставая, — полная добротность. Отставание обусловлено тем, что, как мы помним, полная добротность — продукт механической и электрической, при «половинном» включении изменится только электрическая часть. А чувствительность снизится на 3 дБ. Так в теории. Практика — в третьем и четвёртом столбцах таблицы, для двух секций катушки. Получилось так: частота резонанса практически не шелохнулась, эквивалентный объём —тоже. Механическая добротность, которая тоже должна была стоять как вкопанная, отклонилась от предписанного теорией в максимуме — на 10%. Есть одна гипотеза по этому поводу, но пока сырая, покопаемся ещё — скажем. Чувствительность изменилась не на 3 дБ, как должна была, а в среднем на 2,5, на этот счёт есть предположение, что так сказывается взаимное влияние магнитного поля собственно магнита и того, что создаётся звуковой катушкой. Это — то, о чём писал в своё время Вадим Карельский. А что с электрической и полной добротностью? Qes, как можно видеть, увеличилась в среднем в 1,83 раза, a Qts — в 1,7. С первым параметром попадание в теорию не ювелирное, но для практических нужд точность небесполезная.
Номинальный импеданс, Ом 2 + 2
Пи новая/длительная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 4000/1000
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1м) 91,8
Н е рав номер но стьАЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 1,8
Средний КНИ (96 дБ, 50 —125 Гц), % ЗД8
Нормированное акустическое усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ 4,2
Нормированная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 96
Условный объём оформления, л 50,1
Параметры Тиля— смолла Заявка Факт
Fs, Гц 43 39,1
Vas,л 45 74,3
Qts 0,67 0,430
EBP, Гц - 84,5
Исполнительское жюри оценивает степень совершенства владения снарядами Это типовой вариант использования динамика: включены обе катушки. С точки зрения акустического оформления неважно как, важно, что обе Вариант нетиповой, с одной катушкой. При таком включении SX 380D, как оказалось, может выступать не только «с предметом», но и без него
Свои рекомендации разработчики сабвуфера не дают, справедливо полагая, что этот динамик —не для новичков, неважно в чём — спорте или искусстве. Дают пышный и исчерпывающий список параметров Тиля — Смолла, который мы изучали с некоторой озадаченностью. Обычно (возможно, в силу родственности технической базы) отклонение измеренных параметров у
итальянской акустики от заявленных оказывается минимальным. Но не сегодня, и не спрашивайте почему. В точку попала чувствительность и масса подвижной системы, а «святая троица» параметров легла в стороне, причём видно, что за счёт более высокой по сравнению с расчётной жёсткости подвеса. По измеренным нами параметрам получается, надо отметить, очень здорово. В закрытом ящике объёмом 55 л (что для этого калибра не фантастически много) не рав номерность АЧХ составляет всего 0,4 дБ. Смирившись с неравномерностью 1,9 дБ (так мы оцениваем минимальный объём), можно ЗЯ ужать до 38 л, это уж совсем скромно. Нормированный ФИ получается тоже не слишком громоздким, 66 л х 35 Гц. Как вы понимаете, эти рекомендации справедливы и для параллельного, и для последовательного включения звуковых катушек.
А не продолжить ли «выбор снарядов», раз у нас появился расширенный набор параметров? Ну, типа «внедрение результатов исследований в практику народного хозяйства»? Что-то (наверное, величина Qts) подсказало нам, что у SX 380D в «половинном» включении могут быть некоторые шансы нафриэйрность. И верно: в условиях работы «на багажник» АЧХ
получается ровной от 40 Гц и ниже, а потеря 3 дБ опорной чувствительности компенсируется возросшим (в среднем на 4 дБ в «зачётной» полосе 25 — 100 Гц) акустическим усилением в салоне. Если кого-то очень пробивает на free air, это тоже вариант. Что же касается предельной мощности, мы не раз утверждали, что этот показатель изменится при подключении одной катушки вовсе не вдвое. Судите сами: между витками катушки лишь слой изолирующей эмали, а вокруг— воздух, разница в тепловом сопротивлении — в тысячи раз. Это как сесть на горячую батарею через лист бумаги или просто так —голове теплее не станет. Кроме того, заявленная изготовителем мощность уже содержите себе некоторый запас прочности. И вообще, такой вариант —не для спорта, а для искусства.
Параметры Тиля -Смолла при различной схеме подключения секций катушки Последовательно Параллельно Катушка №1 Катушка №2
Fs, Гц 39,08 39,22 39,23 39,15
Qms 6,11 6,33 5,8 5,73
Qes 0,463 0,456 0,847 0,832
Qts 0,430 0,425 0,739 0,727
Vas, л 74,3 74,7 74,8 74,1
ВL Тл м 21,7 10,8 11,1 11,5
SPL, дБ/Вт (1м) 91,8 92 89,5 89,4
Для любознательных: так выглядят кривые импеданса при всех изведанных нами схемах включения. При всей непохожести самая верхняя кривая (синяя) и самая нижняя (красная) соответствуют одной и той же полной добротности 0,43 (плюс-минус совсем копейки). А вот зелёная и скрывшаяся под ней лиловая кривые, при всей похожести на красную, соответствуют добротности около 0,735. На глаз такие вещи оценивать бесперспективно
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуфер 15 дюймов
КТО
Hertz SX380D
ПОЧЕМ
17800 руб.
ЭТО —ПЛЮС
Остроумная и изящная конструкция
Аудиофильская АЧХ в салоне
Высокая чувствительность в ЗЯ
Может работать в компактном оформлении
При творческом подходе становится free air
ЭТО — МИНУС
Невысокое усиление в ФИ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Чемпионат мира по художественной гимнастике
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Форма АЧХ в салоне 9
Реальная чувствительность 8
Искажения 8
Компактность оформления 9
Итог 43
Источник: журнал Автозвук, 02/2010. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Hertz SX 380.1 D |
Всем привет! Отсутствовал несколько лет в автозвуке и на форумах, сейчас смотрю раздел
Последнее сообщение от: ДЕД 22.11.2024, 02:07Всем привет. Подскажите, пожалуйста.
Сейчас установлены:
-- Avatar ABR-360.4
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)