Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Ринг! DLS R6.3 vs. HiVi D630. Гонка под куполом.

    DLSR6.3VS. HiVi D630

    В древности был такой цирковой номер. Мотоциклист заежал внутрь полусферы, составленной из металлических  трубок. Полусферу  поднимали под купол, там она соеденялась со второй такой же, после чего артист начинал гонять внутри как ненормальный.

    Для пущего азарту полусферы раздвигали где-то на полметра. Говорят, такой номер исполнялся и в паре — он как раз и назывался гонкой под куполом. В более поздние времена артисты переименовались в каскадеров, номер — в шоу, цирк — в стадион, в общем — новые времена. Жаль, конечно, что из-под купола они «съехали», так что мы решили действовать самостоятельно и организовали (теперь надо говорить «спродюсировали», да?) совместное выступление двух интересных артистов, один — ветеран арены, другой — совсем новичок, только из училища. Где купол? Будет вам купол, и даже не один...

    DLS R6.3

    Опыт. Опыт и школа. Разработчики головок DLS давно и успешно выступают с разнообразным реквизитом: материалом диффузора могут оказаться и полипропилен (в серии Classic/Matador), и алюминий (Ultimate Pro), а недавно мы видели динамики с диффузором из кевлара (Nordica). В серии Reference диффузоры басовых (или мидбасовых) головок изготавливаются из целлюлозы с защитным водостойким покрытием наружной стороны. Диаметр пластикового центрального колпачка 40 мм. Штампованная корзина заглушена по всем правилам и канонам жанра. Ширина резинового подвеса самая ходовая для «шестёрки» — 10 мм. Магнит защищен от случайностей резиновым чехлом. Его габариты у меня получились 89 х 15,5 мм (точно, что не ровно 15, я проверял). Средневысокое пластиковое кольцо служит главным образом для упрочнения крепления гофра, а комплектная рамка решётки монтируется под обод корпуса Выбор размера осевого отверстия (10 мм) кажется довольно смелым при обычной, дюймовой звуковой катушке. Подводящие контакты рассчитаны на использование привычных клемм-«лопаточек». Провода к катушке проложены по первому способу, с той лишь особенностью, что сквозь диффузор они продеты в непосредственной близости от звуковой катушки.
    Дальше начинается «выступление под куполом». Среднечастотная головка относится к более продвинутой серии Ultimate Pro, её купол изготовлен из тканого материала с жёсткой (и, как утверждают разработчик большинства купольных мидреинджей, строго секретной) пропиткой и демпфирующим силиконовым покрытием внешней поверхности. Диаметр купола — 65 мм. Как и почти у всех купольных «серединок», магнит расположен внутри звуковой катушки, имеющей диаметр несколько больше 60 мм. Осевое отверстие корпуса закрыто акустическим сопротивлением (C.A.R.) из фетра. Вообще-то, три с небольшим года назад акустика R6.3 уже участвовала в нашем тесте, так там сказано, что акустическое сопротивление из поролона. Автору того материала я почему-то верю как самому себе, значит, действительно, тогда был поролон, а теперь изготовитель решил держаться ближе к природе. Пищалка с шёлковым куполом (21 мм) устанавливается в корпус для монтажа на поверхность без разворота оси излучения либо же в корпус с разворотом оси на 30/45 градусов. «Чашка» внешняя, она надевается на «плоский» корпус. Пищалки могут поворачиваться в корпусах на достаточный угол. Кроссовер, как обычно, выглядит солидно. В нём три катушки (одна из них на наборном железном сердечнике сечением 1 кв. см) и пять конденсаторов, два из которых плёночные. Один из конденсаторов задействован в цепи Цобеля, и формула кроссовера видится нам так: II/Zobel + (I + II) + II. Один из трёх джамперов управляет аттенюатором пищалки: 0/-2/-4 дБ, второй устанавливает уровень среднечастотника: Hi/Low, третий позволяет отключить фильтр НЧ, если предусматривается включение би-ампингом с использованием внешнего (активного) фильтра НЧ. Зачем потребовалось отключать фильтр, увидим чуть позже. Вернее, чуть позже покажем, потому что знаем зачем.


    Прослушивание, как обычно, начинаем при аттенюаторах, установленных на максимум. Даже при этом тарелки не то чтобы тусклые, но по-скандинавски сдержанные, так что первый джампер лучше не трогать, по крайней мере в нашей «инсталляции». Кстати, и ориентировать пищалки лучше «в лоб». Рабочие барабаны динамичны и подвижны, но щелчок младшего из них кажется нарочитым. Излишнее внимание привлекает звонкость средних нот рояля, и трактовка этого инструмента чуть упрощена. Перемещаем джампер, управляющий уровнем среднечастотника, в нижнее положение. Акценты сместились, динамика барабанов теперь даже может показаться скучноватой, зато и удар не акцентируется. Как ни странно, но в этом положении и тарелки стали звонче и полновеснее, и бас насыщеннее. Рельеф бас-гитары уплотнён, поскольку самые глубокие ноты фронтальной акустикой не передаются. Звучание контрабаса показалось если не замедленным, то задумчивым. Струнная группа довольно подробна, некоторую шероховатость на верхней середине заметить можно, но она не очень мешает. У мужских голосов довольно естественный и приятный тембр, спокойные и чёткие сибилянты. Пожалуй, единственное, чего недостаёт, так это подвижности верхних голосовых формант.

    Параметры Тиля — Смолла                  НЧ     СЧ       ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц    67,3    922*    1636
    Эквивалентный объём Vas, л                    10,2     -           - 
    Полная добротность Qts                           0,704    -          -

    Расчётное значение силового фактора басовой головки 4,55 Тл м — показатель далеко не экстремальный, хотя и не очень низкий. Но подвижная система оказалась довольно лёгкой, 12,3 г, так что предсказанное теорией значение чувствительности 87,4 ДБ/Вт. Средняя чувствительность получилась несколько ниже, что, впрочем, типично для трёхполосок: вследствие низкой частоты среза потери в фильтре НЧ довольно значительны. Нелинейные искажения низкие во всём измеренном диапазоне.

    Форма резонансного пика твитера показывает, что авторы разработки сочли возможным обойтись без магнитной жидкости в зазоре. Что показывает форма характеристики среднечастотника? Много чего. Во-первых, что по типу оформления корпус ближе к задемпфированному ФИ, нежели к ЗЯ. На графике — импедансная кривая при закрытом «выхлопном» отверстии, в этом случае собственный резонанс головки гораздо выше, нежели те 49° Гц, которые по-прежнему декларируются изготовителем. Здесь же вы видите АЧХ компонентов системы as is, то есть без вмешательства фильтров. Для твитера мы приводим две АЧХ, в разных корпусах. Частотная характеристика для варианта с «чашкой» в диапазоне от 2,2 до 6 кГц проходит несколько выше за счёт лучшего сопряжения купола со средой (по науке — за счёт роста активной составляющей сопротивления излучения). На более низких частотах она проходит ниже, сказывается рост присоединённой массы воздуха, впрочем, там это уже не так и важно.
    На втором графике вы видите характеристики фильтров по напряжению. Частоты среза по полосам (в кГц): 0,53/ (1,45 + 4,8)/7,0 кГц. Это в верхних положениях аттенюатара СЧ и ВЧ-полос. В нижних положениях список частот будет такой: 0,53/(0,61/5,5)78 кГц- Обратите внимание на согласование уровней: среднечастотник в положении Hi почти не «осаживается», уровень пищалки (также в положении на максимум) снижается примерно на 3 дБ.
    Здесь мы видим «частные» АЧХ компонентов системы уже с использованием фильтров. Нетрудно заметить, что характеристика пищалки проходит ниже кривых АЧХ среднечастотной и низкочастотной головок (аттенюаторы везде на максимум). Частоты среза примерно такие: 0,42/(1,1 + 6,г)/9,0 кГц. Здесь и далее пищалка установлена в «чашку» — мы выбрали наиболее употребительный вариант монтажа.
    Вот теперь можем увидеть, что получается в сумме. В верхнем положении переключателя уровня СЧ-звена пик в области 1,8 кГц выражен довольно наглядно.
    Если перевести его в положение Low, пик, понятно, не исчезнет, но станетявно скромнее, и в этом варианте вся АЧХ укладывается в допуск ±3 дБ или, точнее, +2,5/-3,5 ДБ. С позиций сегодняшнего дня это уже немало. Если воспользоваться би-ампингом, то вы сможете не только использовать фильтр НЧ усилителя, но и фильтр ВЧ привлечь в помощь фильтру кроссовера (для полосы среднечастотника) и тем самым уменьшить упомянутый пик (1,8 кГц). Наверное, на такой вариант включения и стоит ориентироваться.
    Дисперсия излучения под углом относительно ровная, хотя провал, вызванный разностью фаз излучений СЧ и ВЧ-головки, несколько портит общую картину. Здесь же вы видите характеристику импеданса системы в целом, а также два варианта импедансной зависимости при отключённой от фильтра НЧ нагрузке. Если просто отключить басовик в 2,5-полосной схеме, LC резонанс работающего «вхолостую» фильтра 2-го порядка приводит к провалу импеданса до 0,5 Ом на частоте 450 Гц. Естественно, отключение этой цепи по входу сразу же снимает проблему.
    При установке басовых головок в объём двери вы получите полную добротность 0,78 и нижнюю частотную границу 70 Гц «на улице» или 43 Гц в салоне. Не исключена возможность установки басов и в ЗЯ, хотя он и не будет очень компактным. Минимальный объём (по добротности 1,1) 5,8 л, в этом варианте нижняя частотная граница составит 84/79 Гц.

    СОВЕТ БЫВАЛЫХ КАСКАДЁРОВ: попробуйте би-ампинг с использованием фильтров НЧ  и ВЧ усилителя

    HiVi D630

    Знакомимся с молодым «гонщиком».
    У басовой головки тонкий и весьма глухой литой корпус. Материал диффузора — целлюлоза с волокнами кевлара и силиконовым покрытием внутренней стороны. Это, в принципе, правильно: для головок, установленных в двери, климат с тыла ещё менее благоприятный, нежели «с лица», хотя кевлару, как нам кажется, всё едино. Центральный колпачок из того же материала (насчёт силикона не знаю), диаметр 72 мм. Подвес не самый широкий для этого типоразмера — 9/5 мм- Звуковая катушка имеет точно такой же диаметр, как и колпачок, сиречь 72 мм. Магнит скрыт под литым корпусом, но масса его, похоже, не столь и велика. Обычная магнитная система при такой массе мало что даст, можно заключить, что в данной конструкции «Магнитка» комбинированная, то есть постоянные магниты находятся с обеих сторон катушки. Диаметр осевого отверстия (32 мм) также свидетельствует в пользу этого предположения.То, что здесь не чисто обращенная система, ясно из значительных полей рассеивания, проверено самым надёжным методом: берётся кинескопный монитор... Ну, дальше вы представляете. Где конец радуги — там горшок с золотом. Уплотнительного кольца на ободе корпуса нет, и вообще, разработчики ориентировались на творческую инсталляцию, в комплекте предусмотрена проставка из MDF, позволяющая уменьшить монтажную глубину на 18 мм при одновременном укреплении опорной плоскости в двери. В большинстве студий проставку сделали бы точно такой же, но здесь, выходит, одной заботой меньше. Провода к катушке идут по второму способу.
    Дальше опять начинаем «работу под куполом». Среднечастотник имеет собственное обозначение Н50. Как и у всех (кажется) купольных серединок, мембрана изготовлена из ткани с пропиткой, в данном случае она тоже жёсткая и тоже, наверное, секретная. Корпус включает в себя короткий рупор, создающий дополнительную нагрузку на мембрану и расширяющий полосу головки снизу. Диаметр звуковой катушки, насколько можно понять из описания, 50 мм (англоязычное описание ненамного понятнее китайского варианта). Диаметр мягкого купола пищалки 30 мм — разница с «серединкой» здесь существенно нивелирована по сравнению с «ветераном». У пищалки крупная задняя камера и, как можно предположить, низкий резонанс. Корпус твитера выполнен в виде «чашки» для монтажа в «тело». Предусмотрен очень интересный держатель — своего рода подиум для установки пищалки на приборную панель или треугольник зеркала. Кроссовер более чем солидный, с двумя поворотными (!) переключателями на верхней крышке: для пищалки и «серединки» вы можете выбрать уровень из ряда 0/-2/-4 дБ. Входы всех трёх фильтров разделены и соединены внешними перемычками: для три-ампинга удобно, для «базового» подключения — не очень. Две из трёх катушек снабжены наборными сердечниками из железа, правда ни одна из них не выделяется особой солидностью. Два конденсатора из четырёх полиэфирные.
    Формула кроссовера выглядит так: II + (I + II) + II. То, что отдача у акустики невысокая, стало видно ещё до измерений, при прослушивании, по «отсчётам» регулятора громкости. В верхнем положении аттенюатора твитера уровень верхов (то есть относительная громкость меди в ударных) близок к оптимуму. Если же удастся пищалки ориентировать «в лицо», предпочтительным будет одна из двух возможных степеней ослабления ВЧ. В партии рояля отмечен излишний напор на средних нотах. Если передвинуть аттенюатор среднечастотника в нижнее положение, пронзительность в какой-то мере отступает, хотя я не решусь утверждать, что аккорды рояля выглядят до конца естественно. Струнная группа оркестра выступает довольно ровно, но ей определённо недостаёт живости и порыва. Виолончель кажется заметно облегчённой. В мужских голосах всё по большей части на месте, хотя, чтобы создалось ощущение достоверности, нижняя середина должна передаваться полнее. Женский вокал простоват, порой создаётся ощущение, как будто за вокалисткой не мягкий задник сцены (или заглушённая стена студии], а деревянный щит. Ударная установка довольно правдоподобна, и даже щелчок «бочки» пох)ж на себя. Контрабас немного расплывчатый, но на редкость глубокий.

    Параметры Тиля — Смолла                         НЧ      СЧ      ВЧ
    Частота собственного резонанса Fs, Гц       53,9     615    1642
    Эквивалентный объём Vas, л 9,44  
    Полная добротность Qts 0,694  

    Подсказанное расчётами значение силового фактора 4,б7 Тл м. Нормально, в общем, а при столь солидной звуковой катушке даже более чем: как видно, магнит используется действительно комбинированный. Но подвижная система всё же слишком увесистая (в том числе, и не без участия меди почти трёхдюймовой катушки) — 17,6 г. Отсюда невысокая чувствительность басовой головки. Ну а чувствительность системы в целом получилась ещё ниже. Искажения на средних частотах низкие, да и по части искажений на верхнем басе претензий не возникло.


    Импедансная характеристика СЧ-головки имеет правильный «ящичный» вид: закрытый объём корпуса без внутренних перегородок и других хитростей. Что же касается пищалки, то в её объёмистом корпусе присутствуют две камеры с соединительными каналами, но основной резонанс, наперекор нашему предварительному (и, следовательно, спекулятивному) предположению, оказался вовсе не вызывающе низким. Магнитного «тормоза» в зазоре, скорее всего, нет. Из рассмотрения АЧХ компонентов системы (пока без фильтров) можно заключить много интересного. У тканевой мембраны твитера наблюдается ультразвуковой резонанс, типичный, как мы знаем, для чего угодно, но не для ткани. АЧХ «серединки» выглядит весьма импозантно, если бы не провал на 3,5 кГц, было бы просто идеально. Низкочастотная головка с тяжёлой «подвижкой», это именно бас, а не мидбас — её полоса ограничена частотой немного выше 2 кГц. Но главное — отдача баса намного ниже, чем у остальных компонентов, уже одно это наводит на мысль о целесообразности поканального подключения.


    Факт значительной разницы в отдаче НЧ и СЧ/ВЧ-головок разработчикам был отлично известен, и, помимо прочего, кроссовер выполняет функции приведения чувствительности головок к общему знаменателю. По законам природы это возможно только путём ослабления сигнала на высокочувствительных головках до уровня низкочувствительной басовой. Так оно и происходит: фильтр ВЧ полосы опускаетуровень головки на 6 дБ, а фильтр СЧ — даже на 8 дБ. Впрочем, фильтры на реальной комплексной нагрузке имеют довольно причудливые АЧХ по напряжению, прямолинейных участков на характеристике они не дают, так что цифры лишь приблизительные. По той же причине значения частот среза (по напряжению) тоже можно указать лишь ориентировочно. В верхнем положении аттенюаторов имеем: 0,36/(0,525 + 4,9)/5,5 кГц. В нижнем положении у меня получилось 0,36/(0,525 + 4,8)/5,8 кГц. Различия, в общем, не принципиальные.


    График частотных характеристик по полосам (с фильтрами кроссовера) позволяет понять замысел разработчиков. Использованием высокодобротных фильтров они стремились купировать провалы на АЧХ СЧ и ВЧ-головок. Для среднечастотника это в значительной мере удалось, провал на 3,5 кГц почти исчез, зато появился горб немного выше частоты 2 кГц. Скорректировать провал на характеристике пищалки удалось лишь в незначительной мере, зато горб на 3,5 кГц подавлен полностью. Как кажется, чуть уменьшив номинал конденсаторов в фильтрах второго порядка, получилось бы добиться более интересного результата, но нас пока никто не спрашивал.


    Конечный результат, впрочем, это частотная характеристика системы, которую мы видим на этом графике. Больше всего настораживает провал в области 200 —500 Гц, определённо частоту среза для первого фильтра НЧ следовало бы сделать выше, но при низкой крутизне спада, вероятнее всего, увеличился бы горб на 700 Гц. И вот вам второй резон воспользоваться би-ампингом и активным фильтром НЧ — у него спад по определению будет около 12 дБ/окт. Что же касается высокодобротных фильтров СЧ и ВЧ-полосы, то замена их «обычными» активными фильтрами, скорее всего, не будет продуктивной. Так что и здесь рекомендуем би-ампинг в формате 2,5 полосы, при этом усилитель СЧ/ВЧ-комбинации имеет смысл пустить в широкой полосе, а благодаря тому, что входы фильтров на кроссовере выполнены раздельными, неиспользуемый ФНЧ можно отключить полностью, избежав провала импеданса на резонансе ненагруженного LC-контура.


    Набор угловых частотных характеристик выглядит очень неплохо. Правда, выше 13 кГц направленность твитера проявляется во всей красе, но даже под углом 50 градусов система сохраняет ровную дисперсию. Импедансная характеристика системы примечательна высоким пиком (23 Ом) в районе нижней частоты раздела, использование фильтра ВЧ 1-го порядка даёт предсказуемый результат.
    В объёме двери картина получается такая. Добротность 0,76, нижняя частотная граница «в поле» 57 Гц, а в условиях типового салона АЧХ уходит далеко в инфразвуковую область (9,5 Гц), притом с минимальным отклонением от горизонтали (+1,о дБ на 60 Гц). Так что перед нами редкий представитель трёхполосной акустики, способный отыграть бас «без купюр» и без помощи сабвуфера. Даже в ЗЯ басовитость НЧ-головок в значительной мере сохраняется. В частности, в минимальном ЗЯ объёмом 5,1 л (добротность 1,1) нижняя частотная граница в салоне составит 52 Гц.

    СОВЕТ БЫВАЛЫХ КАСКАДЁРОВ: попробуйте би-ампинг с использованием фильтров НЧ усилителя

    ХОД ВЫСТУПЛЕНИЯ

     

    DLS R6.3

    Исход гонки

    HiVi D630

    Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт

    90/60

    -

    120/60

    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)

    63 - 21000

    >

    53 - 22000

    Чувствительность, дБ/Вт (дм) (150 — 15000 Гц)

    86

    <

    83

    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), %

    0,543

    <

    0,632

    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 

    1,35

    <

    2,43

    РЕЙТИНГ

    DLS 6.3

    Преимущество

    HiVi D630

    Конструкция

    8

    <>

    8

    Частотная характеристика

    9

    <

    8

    Чувствительность

    7

    <

    6

    Басовый потенциал

    8

    >

    9

    Звук

    9

    <

    8

    ИТОГ

    41

    <

    39



    СОВЕЩАНИЕ ЖЮРИ

    Не очень себе представляю, как в тех, изначальных, гонках под куполом определяли победителя — наверное, с помощью какого-то жюри. У нас система почти такая же, мы же и есть жюри и судьи. Итак, наибольшее количество баллов набрал участник со стажем, DLS. Что, в общем, неудивительно, при плохом выступлении его стаж давно бы прервался. Новичок у него выиграл лишь по одному параметру — ширине частотного диапазона, и в первую очередь по басам. Впрочем, даже в паре со столь заслуженным «коллегой» он выглядел довольно достойно. Так что, думаю, его однофамильцы себя ещё покажут.

    ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

    КОМАНДА
    DLS
    ЛИЧНЫЙ НОМЕР
    R6.3
    СУММА КОНТРАКТА
    1И30 руб.
    ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
    Поворотный твитер
    Низкие нелинейные искажения
    Относительно ровная АЧХ
    НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
    Невысокая чувствительность
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Заслуженный и по-прежнему сильный артист

    ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА

    КОМАНДА

    HiVi
    ЛИЧНЫЙ НОМЕР
    D630
    СУММА КОНТРАКТА
    12100 руб.
    ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
    Продуманные установочные аксессуары
    Повышенный резерв по перегрузке
    Низкие искажения на середине
    Достойный басовый потенциал
    Ровная дисперсия излучения
    НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
    Низкая чувствительность
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Молодой и подающий надежды гонщик

    Источник: журнал Автозвук, 01/2010. Текст и измерения Юрий Евтушенко

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    DLS Reference 6.3
    DLS Reference 6.3
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa