Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Шоу-рум/инсталляция. Первый в своем роде. Honda DN-01: практикум по хирургии

    На свете не так уж много мотоциклов, на которые можно установить качественную музыкальную систему. Людей, способных сделать это хорошо, впрочем, тоже еще надо поискать. Тем более что иной раз такая инсталляция оборачивается настоящей головоломкой.

    ГОЛОВНОЕ УСТРОЙСТВО
    В роли головного устройства здесь выступает iPhone 36, подставку для которого укрепили рядом с щитком приборов. Собственно, традиционное ГУ здесь разместить и негде.

    МИДБАСЫ
    Фронтальные АС построены на компонентах Focal. В данном случае пришлось использовать комплект Focal Polyglass 100 VRS с 10-сантиметровыми мидбасами, выполненными по технологии slim. На каждый из них удалось наскрести по 1,2 литра рабочего объема, ради это пришлось перемещать скрытую под корпусом проводку и немного подпилить корпус воздушного фильтра, В процессе установки динамики удалось немного развернуть в сторону слушателя.

    В данном случае направленность студии видна сразу - назвался «Голда-тюнинг», так и полезай ставить музыку на туриер. Однако Honda не стоит на месте, а значит и установщикам надо как-то подтягиваться. «Сам понимаешь, с Голдой нам уже все примерно ясно», - говорит директор компании Сергей Николаев, при этом вокруг нас штук шесть или семь разобранных до скелета Goldwing. И вправду все ясно, учитывая, что значительная часть проектов -это переделка систем, сделанных в известных, раскрученных студиях. Что новенького? Это Honda DN-01, которая стремительно обретает популярность в кругах российских байкеров. А всякая новая модель -отличный шанс немного вырасти над собой, и DN-01 подходящий экземпляр в том отношении, что приучает установщиков к аскетичным решениям. На фоне разухабистой «Голды» его подтянутый силуэт не предназначен для экспериментов с дизайнерскими решениями. Вот и владелец этой машины сформулировал свои требования к внешним доработкам буквально в двух словах: «не изуродовать». Как много в этих звуках слилось для сердца установщика, правда? А ведь предстояло построить полноценную музыкальную систему. Дальнейшие работы в чем-то напоминали остросюжетный сериал, эдакий «Доктор Хаус», перенесенный в плоскость инсталляторского искусства.

    ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА

    Приключения начались уже на стадии подбора фронтальных АС. Даром что Honda DN-01, по сути, относится то ли к классическим мотоциклам, то ли к чопперам - в плане дизайна и, главное, компоновки она больше всего напоминает спортбайк. А это значит, что под пластиковыми панелями обшивки свободного места не предусмотрено вовсе. Пристроить подиумы по бокам, как это иной раз делают в случае туриеров или чопперов, значило безнадежно испортить внешность машины. На традиционный для таких случаев вопрос «что делать?» нашелся не менее традиционный ответ - разбирать и думать. Низкочастотные динамики предстояло установить в той части кузова, где у большинства мотоциклов находится бензобак, но у DN-01 анатомия несколько сложнее. Там, где планировалось установить правый динамик, пролегали многочисленные лианы проводки, на месте предполагаемой левой головки располагался воздушный фильтр. Провода удалось немного потеснить, корпус фильтра слегка подпилить, в результате кое-какое свободное пространство образовалось, но чем его заполнить? Идея установки 13-сантиметровых мидбасов была предана забвению практически сразу, оставался единственный вариант -десятки. Впрочем, для обычных 10-дюймовых моделей места все равно было маловато, пришлось вновь вернуться к теоретическим изысканиям. Здесь есть еще один важный момент - динамики неизбежно пришлось бы размещать диффузорами вверх, так что коаксиальные модели оказались неприемлемы, их бы прикончил первый хороший ливень. Штудирование каталогов позволило узнать о существовании на свете комплекта Focal Polyglass 100VRS, НЧ-звено которого выполнено по технологии slim. На нем и остановились. На каждую головку удалось набрать по 1,2 литра рабочего объема. Что касается твитеров, то их инсталлировали непосредственно на руле: во-первых, в таком положении их можно направить на слушателя, а во-вторых, больше ставить их особенно и негде.

    МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
    «Нам пришлось придумать несколько весьма необычных решений...»
    СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВ, директор студии
    Мы впервые работали с Honda DN-01. Впрочем, на тот момент в Москве это был чуть ли не единственный экземпляр. В крайне спартанских, по части установочного пространства, условиях нам предстояло построить полноценную качественную музыкальную систему. Волей-неволей пришлось придумать несколько довольно необычных решений, которые мы планируем применять в дальнейшем.

    СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ИЗЫСКИ

    После истории с фронтальными АС началась вторая часть марлезонского балета -сабвуфер. Для него, как нетрудно догадаться, места здесь тоже не предусмотрено. Впрочем, проблема дислокации низкочастотника решилась сама собой. Обладатель DN-01, мужчина уже немолодой и мудрый, давно прошел этап самоутверждения за счет перевозок закованных в кожу валькирий и предполагал наслаждаться музыкой исключительно в одиночку. Так что второе пассажирское сидение ему оказалось без надобности. Место обнаружилось, осталось только правильно его использовать - сабвуфер должен был органично вписаться в очертания кузова мотоцикла, а задача это ой какая непростая, учитывая, что дизайн байка специально обученные люди придумывают чуть ли не годами, а инсталляцию предстояло построить за пару месяцев. При создании корпуса низкочастот-ника Сергей реализовал одно любопытное и довольно забавное ноу-хау, о котором мы расскажем чуть позже. Что касается выбора динамика, то в данном случае требовалось отыскать 10-дюймовый саб с высокой чувствительностью, чтобы максимально разгрузить усилитель. Революций здесь, впрочем, не случилось, предпочтение отдали проверенной многими мотоциклетными инсталляциями продукции марки Hertz, в данном случае в дело пошла модель ES 250. Теперь предстояло соорудить корпус, такой, который смотрелся бы как штатная деталь Honda DN-01. Для начала установщики удалили заднее сиденье и выстлали открывшиеся под ним кузовные панели карпетом, который затем пропитали полиэфирной смолой. Таким образом удалось получить «анатомическую» нижнюю стенку корпуса, не потеряв ни сантиметра доступного пространства. Диффузор динамика направили в спину водителю, а стенку, к которой он крепится, выполнили из фанеры. Осталось изготовить верхнюю часть корпуса, которая должна быть идеальной округлой формы. Получить такой результат по традиционной технологии с использованием стекловолокна и шпатлевки довольно сложно, поэтому пришлось вновь подключать фантазию (хотя на этом проекте ее и выключать-то особенно не успевали). Решение было найдено неожиданное - недостающую стенку изготовили опять-таки из композитных материалов, однако основой для создания матрицы послужило ветровое стекло другого мотоцикла. Слово «стекло» в данном случае дань терминологии, деталь изготовлена из толстого, гнущегося прозрачного пластика. Благодаря ему удалось получить практически идеальную полусферу - учитывая, что это полностью внешняя деталь, постараться пришлось на славу. Подробно рассказывать о результате особого смысла не имеет, фотографии намного красноречивее.

    ТВИТЕРЫ
    Высокочастотники Focal разместили в довольно непривычном месте -по краям руля. Такое расположение динамиков позволило развернуть их в сторону слушателя.

    САБВУФЕР
    Корпус низкочастотника, который без всяких скидок выглядит как штатная деталь мотоцикла, по праву стал особой гордостью установщиков. Пожалуй, самый интересный технологический момент заключается в том, что верхняя часть корпуса создавалась с помощью изогнутого мотоциклетного лобового стекла, которое стало в данном случае матрицей - это позволило получить симметричную и идеально округлую поверхность. Диффузор 10-дюймового сабвуферного динамика Hertz ES 250 направлен в спину водителю. Рабочий объем корпуса - около 17 литров.

    САГА ОБ УСИЛИТЕЛЯХ

    И все бы на этом и закончилось, но ко всей этой аппаратуре предстояло подключить усилители. Угадайте, было ли для них место? Долго ли, коротко ли, работу с низкочастотными сигналом поручили моноблоку Sony ХМ-1S из серии Xplod, который разместили под одной из обшивок в задней части мотоцикла. Не стоит думать, что имплантация прошла легко. Мало того что пришлось поработать ножовкой над кузовными панелями, мало того что сам усилитель вынуждены были слегка обкорнать по краям, на пути установщиков оказался еще и блок управления автоматической коробкой передач (да, на DN-01 вовсе не вариатор). Трудолюбивые и экономные японцы отрядили электронному мозгу ровно столько проводки, сколько необходимо, и ни сантиметром больше. То есть, чтобы сдвинуть его немного ближе к корме, пришлось для начала обрезать штатные соединения, а затем нарастить два с лишним десятка проводов, дабы вернуть мотоциклу способность двигаться. Но это было только начало. Теперь предстояло усилить сигнал, идущий на фронтальные АС. Вариантов по размещению этой техники было не много, а точнее один-единственный: под передним сиденьем расположено руководство по эксплуатации мотоцикла. Книжка это хоть и довольно пухленькая, но по габаритам даже отдаленно не сравнима ни с одним традиционным автомобильным усилителем. И вновь пришлось обратиться к теории. Во время одной из прогулок по автомобильному супермаркету Сергею бросился в глаза достаточно странный девайс, а именно активный центральный канал для установки в центре торпедо. Комплект включал динамик, который уже на стадии умозрительных прикидок отправлялся на помойку, и с ним небольшой усилитель, увидев  который, автор проекта произнес сакраментальное «дайте две». В результате пара крохотных усилителей, по размеру напоминающих среднестатистические кроссоверы, была избавлена от абсолютно лишних штатных головок и установлена там, где прежде лежала пухленькая книжечка. Инсталляторы здраво рассудили, что владелец сумеет управится с мотоциклом и без инструкции. Роли между устройствами поделили паритетно. Каждое из них отвечает за свою сторону мотоцикла. Один - за правые мидбас и твитер, второй - за левые. Слишком уж преувеличивать могущество находки не станем: 25 Вт в номинале, при этом динамики работают в полную полосу, потому как никаких встроенных фильтров в этих усилителях не предусмотрено.

    ПОД ОБШИВКОЙ
    Как нетрудно заметить, свободного места под обшивкой Honda DN-01 практически нет вовсе. Такой подход к проектированию - скорее для спортбайка, нежели для мотоцикла классической компоновки, о дополнительном оборудовании можно было только мечтать. К счастью, нашлись люди, которые умеют превратить фантазии в реальность. В правой части мотоцикла виден корпус воздушного фильтра, елевой - многочисленная проводка. Для установки фронтальных акустических систем кабели удалось немного потеснить, а над пластиковыми деталями фильтра пришлось поработать пилой. Но даже после всех этих работ развернуться было особенно негде, так что выбор динамиков опять-таки обернулся весьма увлекательным занятием.

    НАХОДКА
    Одна из самых интересных находок - усилители фронтальных АС. Их тут два - один отвечает за правые каналы, второй - за. левые. Фокус в том, что усилительная секция построена на деталях активного центрального канала MRM FD-635CC для автомобиля. Поставляемый в комплекте динамик без всякой жалости отправили на свалку, а вот усилители установили там, где прежде находилась инструкция по эксплуатации мотоцикла. Никакой традиционный компонент на это место попросту не влез бы.

    СКРОМНО, НО СО ВКУСОМ
    После весьма продолжительных поисков и внимательного изучения каталога установщикам все-таки удалось найти динамики, которые уместились в «прокрустовом ложе» корпуса Honda DN-01 и при этом обеспечили достойный уровень качества звучания. Практически единственным вариантом оказался комплект Focal Polyglass 100 VRS с 10-сантиметровыми мидбасами, выполненными по технологии slim. В процессе установки их даже удалось слегка развернуть на слушателя, не нарушив гармоничный и стильный дизайн байка. Такой метод установки был отправлен в копилку ноу-хау студии и теперь используется на других мотоциклах этой модели.

    КРЕПКИЙ ОРЕШЕК
    Установка музыкальной системы на Honda ND-01 оказалась задачей не из простых. Отчасти ее облегчало то обстоятельство, что клиент строил машину исключительно для себя и использовать мотоцикл как центр уличной дискотеки он совсем не планировал. Одним из любопытных решений стала открытая инсталляция сабвуфера - на байках такое встретишь нечасто. Другая «фишка» - размещение высокочастотных головок непосредственно на руле. Чтобы установить сабвуферный моноблок, специалистам студии пришлось переносить блок управления коробки передач - опять-таки то еще занятие. Немалого внимания потребовал яркий, запоминающийся дизайн мотоцикла - любая дополнительная деталь могла бы выглядеть здесь инородным элементом.

    БЕЗ ГОЛОВЫ

    Как ни странно, меньше всего проблем было с головным устройством, в роли которого здесь выступает iPhone 3G. К слову сказать, портативные устройства все чаще становятся заменителями традиционных ГУ, когда речь идет о «двухколесных» инсталляциях. Чудо техники от Apple установили на специальной подставке рядом со щитком приборов. Что касается внешних доработок мотоцикла, то кузов обтянули матовый пленкой, от чего ND-01 приобрел еще более устрашающий вид, а окончательно закрепить имидж пришельца из другой галактики помогает необычная ультрафиолетовая подсветка. Некоторые найденные в этой инсталляции решения оказались настолько удачными, что пошли «в серию». Когда мы снимали этот мотоцикл, еще один DN-01 стоял в боксе в полуразобранном состоянии, на снятой кузовной панели были прорезаны уже знакомые отверстия под мидбасы-десятки.

    ТЕКСТ ГЕОРГИЙ БЕЛОВ, ФОТО АЛЕКСЕЙ ТРОШКИН, СТУДИЯ GOLDA-TUNING

    Источник: журнал Car&Music, сентябрь 2009

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Hertz ES 250.3
    Hertz ES 250.3
    Focal 100 VRS
    Focal 100 VRS
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa