Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Компонентная акустика Eton Adventure A1-160SG. Смена обстановки.

    Что обычно рекомендуют врачи человеку, который вдруг стал плохо есть и спать и вообще потерял интерес к жизни? Чаще всего — сменить обстановку.

    Я, конечно же, не собираюсь утверждать, что все, кто любит хорошую музыку в машине, в одночасье потеряли аппетит и сон. Но кое-какие основания для тревоги у них, наверное, всё же есть. Где те новые брэнды, которые вывели бы на рынок акустики для автомобиля свежие идеи и интересные продукты? Почему-то все идеи принадлежат маститым фирмам, давно уже известным в нашей отрасли. Да и у тех большинство идей, будем говорить, не первой свежести. Хотя тут существует фактор, отражённый в известной поговорке: от добра добра не ищут. Это вновь испечённой компании, чтобы привлечь к себе внимание, надо каждый год выводить «в свет» новую линейку, пусть даже от старой она будет отличаться лишь цветом диффузоров мидбасов и формой корпуса кроссоверов. (Брэнд-менеджеры свято уверены, что покупатель исходит из того, что новое — обязательно лучшее. На самом деле покупатель тоже начинает понимать, что к чему.) А солидным фирмам, давно завоевавшим авторитет у своего покупателя, надо ли в угоду моде каждый год перекраивать продукты, пользующиеся заслуженным авторитетом? Может, и нет, даже почти наверняка — нет. Но ведь скучно становится покупателю, он теряет интерес к жизни и... читай выше.
    Знакомство с акустикой Eton Adventure A1-160 состоялось у нас в №8 за 2007 год. «Гонка за лидером» назывался материал, поскольку Adventure в фирменной иерархии занимает вторую сверху ступень, уступая передовые позиции акустике D1-160. И вот не так давно A1-160 претерпела обновление, а в обозначении модели появились финальные буквы SG. На первый взгляд новые компоненты трудно отличить от тех, прежних, если, конечно, не считать появления у некогда бледного диффузора основательного загара. В этом ли заключается «смена обстановки»? На фирменном сайте указано, что изменены настройки мидбаса, так что мы вправе ожидать от нового мидбаса несколько иных параметров. Насколько иных? Когда мы приступили к тесту, этот вопрос был у нас главным, если не единственным. Эх, почаще надо вспоминать мудрость: «Things are not as they seem — вещи не таковы, какими они кажутся».
    Литая четырёхспицевая корзина мидбаса лишена каких-либо признаков звонкости. Материал диффузора по-прежнему (несмотря на загар) носит фирменное обозначение Нехасопе. Это трёхслойная композиция, её беспрецедентная жёсткость обеспечивается центральным сотовым слоем из магниевого сплава, который дополнен с двух сторон стеклотканью. Вот только нижний слой «бутерброда», похоже, претерпел изменения. Что же касается возможных изменений формы профиля, тут что-либо с уверенностью утверждать я не решусь. Как и прежде, «конус» — на самом деле не конус, а, скорее, параболический сегмент — его образующая не выпуклая, а наоборот, вогнутая. В общем случае такая конструкция мягче, нежели обычный конус, но у сотовой композиции и при такой геометрии жёсткости хватает. Должно хватать... И всё же поскольку наименее жёстким участком диффузора является его центральная часть, то
    меняются условия перехода в модальный режим, а также характер излучения на высоких (для мидбаса) частотах. Нешуточные размеры магнита (102 x 15 мм) частично объясняются увеличенным (32 мм) диаметром звуковой катушки, но и с учётом этого магнит серьёзный. Диаметр осевого отверстия для такой катушки даже скромный — 12 мм. Уплотнительного кольца на ободе нет, да и не надо, комплектная решётка монтируется под корпус головки. Контактные зажимы рассчитаны на использование клемм-«вилочек» — это один из элементов германской конструкторской школы в акустике.
    Твитер по традиции имеет низкий «профиль», но довольно серьёзный диаметр. Тканевая мембрана по форме ближе к сбалансированному куполу, поскольку в излучении принимает участие и внешняя по отношению к звуковой катушке часть. Диаметр её 37 мм; размер собственно купола 29 мм. Монтажные принадлежности .   — обязательная «чашка» и корпус для  установки на поверхность с аккуратным разворотом оси на 15 градусов. В кроссовере ничего лишнего: две «воздушные» катушки и один полипропиленовый конденсатор (на 400 В, кстати). Думаю, понятно, что формула здесь может быть только такая: I + II. Перебрасывая клемму-«лопаточку» с контакта на контакт, вы выбираете уровень твитера: 0/-3/-6 дБ.
    Как всегда, при прослушивании надо для начала определиться с аттенюатором. В верхнем его положении избыток верхов не ощущается: тарелочки не очень яркие, хотя и лишней жёсткости не заметно. Если перебросить клемму на средний контакт, тарелки становятся ещё более сдержанными, но наполнение удара в этом варианте кажется естественнее. Мелькнула мысль, что в варианте с би-апингом и активными фильтрами можно было бы и уровень поднять, и тембр выдержать наиболее естественным. Но здесь, сегодня и сейчас слушаем как есть и клемму возвращаем в исходное (верхнее) положение. Бубен вполне узнаваем, атака естественная, музыкальность тоже не высоте.
    У бас-гитары достаточно честный рельеф, атака по большей части натуральная, разве что рывок струны кажется слишком звонким. Основательный, крупный и при этом чётко оформленный контрабас. Саксофон подробен и в меру динамичен, но тенор как будто уменьшается в размере и становится похож на альт-саксофон. Флейтам недостаёт плавности, на каких-то нотах их звучание выходит на грань назойливости. У мужского вокала замечательная артикуляция, однако некоторые высокие ноты теряют сдержанность. В женском вокале порой появляется не совсем уместный нажим, не слишком, впрочем, мешающий комфортности восприятия. Задник звуковой сцены немного приближен и передаётся очень подробно (может, как раз поэтому). Вообще, тут мы имеем тот редчайший случай, когда тембральные вольности кажутся вполне логичными и естественно вплетаются в музыкальное повествование.

    Бесплатный совет:
    1. Задействуйте аттенюатор, только если твитер расположен близко.
    2. При возможности попробуйте би-ампинг с активными фильтрами.

    Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт  110/70
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ)      75 — 22000
    Чувствительность, дБ/Вт (дм) (150 — 15000 Гц)  86,5
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), %    0,400
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,06

    Параметры Тиля — Смолла

                     Fs, Гц    Vas,л   Qts
    Мидбас      69          8,10     0,598
    Твитер       1085         -         1,11

    Существует традиция начинать изучение технических характеристик акустики с силового фактора мидбаса, и я пока что нарушать её не намерен. Значение силового фактора — 5.97 Тл м, выше, нежели у подавляющего большинства шестидюймовых головок, не говоря уже о более скромных калибрах. Но и подвижная система тоже не легковесная (16,7 г), а потому предсказанное теорией значение опорной чувствительности (87,7 дБ/Вт) занимает как бы промежуточное значение. Окажется ли чувствительность выше того порога, который, по нашим представлениям, является границей нормы, будет зависеть и от отдачи твитера, и от формы АЧХ системы. До частотных характеристик доберёмся чуть позже, а пока лишь отмечу, что чувствительность системы попала точно на границу нормы (для «шестёрок»). Похоже, что сравнений с предыдущей моделью нам всё же не избежать. Резонансная частота у нынешнего мидбаса заметно ниже, чем у прежнего A1-160, за счёт более мягкого подвеса. Естественно, здесь несколько ниже и полная добротность. Частота резонанса твитера точно такая же, но у нас есть достаточно веские основания полагать, что пищалка тут тоже новая. КНИ на средних частотах достаточно низкий, как тогда, так и теперь (в особенности), а вот искажения на верхнем басе в нынешней ипостаси мидбаса на редкость низкие.

    Характеристики импеданса компонентов выглядят привычно. Можно разве что отметить относительно низкую частоту резонанса твитера и отсутствие «тормоза» в виде ферромагнитного заполнения зазора. АЧХ мидбаса по звуковому давлению довольно примечательна: первый же резонансный пик растянут по частоте на целую октаву (0,9 —1,8 кГц), после него излучающая способность головки резко падает. Видимо, так проявляется обращенная форма сечения диффузора. На том же графике мы привели и характеристики, полученные под углом 50 градусов. Естественно, направленные свойства излучения мидбаса в его рабочей полосе (фактически — до 3 кГц) почти не проявляются. Купол твитера работает, как и положено куполу: в результате экранирования внешнего кольца угловая АЧХ на частотах до 4 кГц проходит выше осевой характеристики. Кстати, по форме характеристики хорошо видно, что твитер здесь не тот, что в предыдущей версии A1-160. У твитера широкая и ровная частотная характеристика, в диапазоне 0,9 — 22 кГц (а это 4 2/3 октавы, между прочим) она проходит в допуске +1,5/-2 дБ. Широкая дисперсия излучения сохраняется до 15 кГц. Казалось бы, пищалку с такими редчайшими характеристиками надо «выпустить» от частоты 2 кГц, одновременно «зажав» горб на АЧХ мидбаса.

    С помощью фильтра НЧ удалось пригладить пик на АЧХ мидбаса (1,5 кГц) — фильтром 2-го порядка можно было бы сделать то же, но частота среза была бы ещё ниже, в данном случае это почти точно 2 кГц. Характеристика импеданса имеет пик на частоте примерно 1,5 кГц, что тоже работает на «исправление» мидбаса. Как было сказано, частоту среза твитера тоже можно было бы выбрать в районе 2 кГц, однако он «режется» на октаву выше. И опять посещает мысль о целесообразности использования би-ампинга и активных фильтров.


    Характеристика фильтра НЧ на реальной нагрузке (то есть мидбасовой головке) без компенсирующей цепочки имени Цобеля имеет эффективный спад 3 дБ/окт. Частоту среза я определил бы как 1 кГц. Частота среза фильтра ВЧ в зависимости от положения аттенюатора 3,3, 7,0 или 8,3 кГц, К тому же одновременно с включением гасящих резисторов меняется и форма АЧХ.


    Суммарная АЧХ системы, конечно, несёт на себе отпечатки особенностей поведения каждого из компонентов. Видно, что включение аттенюаторов меняет наклон характеристики на высоких частотах. В качестве рекомендации мы можем сказать, что пользоваться аттенюатором имеет смысл только при близком расположении твитера. Ещё раз отметим широкую дисперсию излучения, под углом 30 градусов частотная характеристика местами проходит даже выше осевой АЧХ. В результате монтажа мидбасов в дверь вы получите результирующую добротность 0,65, нижнюю частотную границу 84 Гц в свободном поле (о кабриолетах пора подумать, лето на носу) либо 58 Гц в салоне (кто знает, какое лето будет). Объём, в котором достигается баттервортовская добротность, принято называть оптимальным — в нём наиболее низкая частотная граница (в свободном поле, опять же). Вот только объём в нашем случае предельно неудобный — 18 л. Граница 83 Гц на воздухе, 64 Гц — в духоте. Впрочем, не исключаются и иные варианты монтажа, в т.ч. кикпанели. Минимальный объём 2,9 л — как по добротности (1,1), так и по нижней граничной частоте (100 Гц).

     

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО
    Компонентная                  
    акустика 6,5 дюйма                  
    КТО                                          
    Eton Adventure
    А1-160 SG
    ПОЧЕМ
    20800 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Увеличенный резерв по перегрузке
    Низкие искажения во всём диапазоне
    Широкая дисперсия во всём диапазоне
    Универсален по оформлению
    ЭТО — МИНУС
    Неоптимальные характеристики кроссовера
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Вам не советовали «сменить обстановку»?
    РЕЙТИНГ
    Конструкция   9
    Частотная характеристика  8
    Чувствительность    8
    Басовый потенциал  8
    Звук   9
    Итог    42

    Источник: журнал Автозвук, 05/2010. Текст и измерения Юрий Евтушенко

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Eton Adventure A1-160 SG
    Eton Adventure A1-160 SG
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa