Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Усилитель Soundstream Human Reign Unleashed 4. Царство и свобода

    Одно другому не противоречит, сегодня это очевидно, а газета «Правда» за 70 лет почти никого не убедила, что это не так. Что почти никого — сегодня тоже очевидно.

    В томящуюся под пятой самодержца Испанию-то, к примеру, кто только не слетал. Погреться в лучах тирании... Вопрос-то в том, кто царствует. Был бы человек хороший. Для начала хотя бы — чтобы человек. Human Reign, «Царство Человека», — так в своё время фирма Soundstream назвала сперва концепт суперусилителя, средоточия всех фирменных достижений, а затем — промышленный образец. Источником вдохновения при выборе имени послужило, несомненно, название композиции Уильяма Бодди, скульптора-концептуалиста, который подарил... хотя нет, знаю я художников, подарка от них не дождёшься. Скажем так: дал усилителю главный элемент его декора, бронзовый барельеф, изображавший «Царство Человека» так, как его себе представлял мастер пластических форм.


    Тот, скульптурный Human Reign был у нас в тесте (да что там «у нас» — у меня и был) шесть лет назад. Я и тогда не скрывал, что видеть мир и царство человека глазами Уильяма Бодди мне как-то неуютно, а теперь эта моя точка зрения, похоже, стала популярной и в кулуарах Soundstream. Возрождённый Humah Reign получил титул Unleashed. Буквально — «без поводка», типа — отвязанный, но смысл, менее приземлённый, означает свободу. Кто ограничил свободу в «Царстве Человека»? Кто посадил его на поводок? Куда этот поводок не позволял усилителю отправиться? Ответ на первые два вопроса — имя, уже дважды упоминавшееся, на третий — к нам. Human Reign Unleashed лишился бронзового шедевра, а вместе с ним — половины своей цены, видно, не напрасно я подозревал художника-концептуалиста. Все, что было не бронзовым, на месте, возможно, слегка модифицированное.
    Корпус — это, доложу вам, корпус. Коллеги-«домашники», забегая из смежной редакции, смотрели с уважением, они в габаритах и массе толк знают. Здесь, кстати, первая модификация, усилитель стал крупнее по всем трём размерам.
    Компоновка — классическая саундстримовская. В каком-то ином случае мы назвали бы такую компоновку итальянской, да только Soundstream со своими Little Wonder (тогда ещё без апострофа) закрепили авторские права наравне с потомками древних латинян. Словом, все соединения и настройки сосредоточены вдоль одной длинной стенки корпуса. В лабораторных условиях работать с усилителями такой компоновки одно удовольствие, невзирая на солидные (даже более чем) размеры. А в условиях реальной инсталляции желательно было, чтобы все настройки, а не только переключения, были выведены на верхнюю стенку. Дизайнеры, похоже, стремились создать образ исключительно прочной и надёжной вещи. Думаю, это им удалось: усилитель весит, как средней руки домашний оконечник — это при отсутствии массивного сетевого трансформатора.
    Зажимы питания готовы принять кабель диаметром до 8,8 мм, калибр выходных зажимов 5 мм, чего тоже более чем достаточно. Отсутствие встроенного предохранителя — признак серьёзного аппарата, рассчитанного на профессиональную инсталляцию — профессионал нипочём не станет экономить на безопасности. Кроме двух пар обычных входов предусмотрены ещё и балансные (правильнее говорить — «симметричные»), каждая пара таких входов объединена в одно гнездо Mini-DIN 6. Входы конфигурируются индивидуально, то есть вход любого из каналов может быть как симметричным, так и несимметричным. Между прочим, чувствительность тоже устанавливается для каждого из каналов индивидуально, что, к примеру, даёт возможность компенсировать разброс по чувствительности акустики левого и правого каналов.
    Предусмотрена пара линейных выходов — в четырёхканальных усилителях такая возможность реализована далеко не всегда. Мало того, на линейные выходы может отводиться не только широкополосный сигнал, поступающий на входы 1/2, он может также проходить через фильтр НЧ. В одном из вариантов частота среза фильтра НЧ устанавливается регулятором фильтра ВЧ каналов 1/2 — независимо от того, включён ли этот фильтр в тракт усилителя. На словах это реализуется несложно: сигнал, обработанный фильтром ВЧ, вычитается из широкополосного (входного) сигнала, на выходе получается сигнал с «дополнительным» спектром. На практике для того, чтобы такая схема работала честно, надо с высокой точностью согласовать амплитуды сигналов, поступающих на «вычитатель», поэтому-то такое решение не растиражировано в общедоступных усилителях. Использование дополнительных фильтров является одной из двух наиболее примечательных (на мой взгляд) особенностей Human Reign. До второй мы доберёмся позже, а пока вернёмся к режимам линейного выхода. Вернитесь на несколько строк вверх — видите, там сказано «в одном из вариантов…», значит, есть как минимум ещё один. Вот он: на линейный выход сигнал поступает через фильтр НЧ каналов 3/4, который авторы разработки обозначают как Sum 3/4, поскольку он моно, зато крутизна у него удвоенная. В общем, понятно, для передачи сигнала на внешний сабвуферный усилитель надо выбрать третий вариант, а для построения систем с поканальным усилением будем выбирать из первых двух.
    Пока что было всё просто, а сейчас мы начнём разбираться с фильтрами, и придётся напрячь извилины, ну хотя бы некоторые. В каналах 1/2 можно включить только фильтр ВЧ, зато пределы его перестройки от 50 до 5000 Гц в два диапазона. В каналах 3/4 можно включить фильтр ВЧ с диапазоном от 50 до 500 Гц, а входной сигнал получать либо со своих входов, либо от входов 1/2 до фильтра, либо, наконец, от входов 1/2, но через «дополнительный» по отношению к фильтру ВЧ каналов 1/2 фильтр НЧ, на панели управления «дополнительность» обозначается как tracking. Причём, обратите внимание, подключение своего фильтра ВЧ и выбор «источника», с которого берётся сигнал, происходят независимо. Это означает не только то, что усилитель может работать с двумя входами — для четырёхканальников это стандартная функция, — но и то, что каналы 3/4 могут работать в полосовом режиме. Как это всё получается, увидите позже в технической части. Особой строкой идёт фильтр, который уже упоминался и который обозначается как Sum 3/4. Сигнал через него проходит одноканальный (иначе бы он не был Sum, то есть суммирующим). Диапазон перестройки от 40 до 160 Гц. Между прочим, усилители каналов 1/2 также могут работать с сигналом, проходящим через этот фильтр — на тот случай, если вы захотите использовать Human Reign только для «раскачки» нескольких сабвуферов. (Оставим в стороне обсуждение вопроса об экономической целесообразности такого расходования средств.) Одновременно с фильтром Sum 3/4 в тракт включается либо подтональный фильтр, либо так называемый фильтр Хокинса (Hawkins). Диапазон перестройки сабсоника выбран, на мой взгляд, очень разумно: от 13 до 30 Гц. Если нижняя граница ниже 13 Гц, то это уже не сабсоник, если верхняя выше — тоже. Фильтр Хокинса — вторая весьма примечательная особенность усилителя Human Reign (и вообще разработок Soundstream, в частности Little Wonder). От всех прочих фильтров ВЧ Хокинса отличает возможность перестройки добротности в «плюс» в широких пределах, позволяющая поднять АЧХ на нижней границе полосы пропускания, одновременно с этим поставив преграду на пути самых низкочастотных составляющих. Диапазон перестройки фильтра Хокинса (по разметке на панели управления) от 30 до 70 Гц.
    Что-то забыл? Да, забыл. Почти. В каналах 3/4 можно задействовать (независимо от всего остального) фильтр НЧ первого порядка с частотой среза 8 кГц. Опция рассчитана на случай, когда эти каналы используются с тыловой акустикой, создающей «атмосферу», на мой взгляд, это скорее дань традиции, нежели необходимая в современных условиях функция. И ещё: каждая пара каналов может работать в мостовом монорежиме с одним входом (используются входы каналов 2 и 3) и со своими фильтрами. Это, как я понимаю, на тот случай, если вам вздумается использовать широкополосную акустику немыслимой мощности. Или с высоким импедансом. Или у вас свои соображения по поводу важности скорости нарастания выходного сигнала. Здесь, в общем, царствует владелец аппарата, в условиях полной свободы.

    Теперь послушаем. Мы использовали всё тот же набор дисков — в конце концов, усилитель же тестируем, а не пытаемся блеснуть своим кругозором.

    1. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.

    2. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

    3. «Silence Technology Test Disc. Audio div.». Matsushita, 1990.

    4. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

    Акустика тоже традиционная — дежурная пара напольных «колонок» Monitor Audio Gold 20. Межблочные и акустические кабели авторские, но, по нашему (и не только) мнению, весьма честные. Проводники в акустическом кабеле — Audio Quest, в межблочном — Acrotec.
    Начинаем с диска [2]. Динамика вступления на первом треке с непривычки может даже напугать. Локализация очень чёткая. Конечно, в первую очередь локализацию обеспечивает акустика (за что ей наш поклон), но усилитель не только не мешает, но и помогает ей в полной мере реализовать свои возможности. В фонограмме с акустической записью ([4], трек 4), где сцена особенно протяжённая по глубине, возникает ощущение недосказанности, как будто сцена несколько упрощается усилителем. В записи рок-музыки ([1], трек 6, то есть «Money» — куда же без них?) с эшелонированием всё чётко, саксофон уверенно определяется на четверть сцены позади баса и ударных. Барабаны динамичны и кажутся почти осязаемыми. Правда, в отношении тарелок я утверждать то же самое не решился бы, на верхах присутствует едва заметная шероховатость. Разрывы фейерверка ([3], трек 13) резкие и чёткие, причём резкость не зависит от присутствия низкочастотного гудящего фона в записи.

    Soundstream HRU 4
    Максимальная мощность, (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 133/244
    Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,421/0,671
    Входная чувствительность, В 0,29 — 4,6
    Отношение сигнал/шум, дБА 103
    Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 54/54
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 10 — 52000
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 15
    Ток холостого хода, А 1,1
    Габариты, мм 562 x 283 x 68

    Показатели выходной мощности впечатляют, не зря разработчики столько внимания уделили вариантам с сабвуфером. Впрочем, и с фронтом усилитель с такой полосой имеет все шансы себя проявить наилучшим образом. Один из немногих минусов — невысокое переходное затухание, за мощность и широкие коммутационные возможности приходится платить. Несколько непривычна величина нелинейных искажений, видимо, у отцов разработки возникли свои соображения насчёт справедливой глубины общей обратной связи. На нагрузку емкостного характера аппарат реагирует спокойно: ток потребления возрастает на 5%, а на выходе появляются молниеносно затухающие колебания с частотой 300 кГц и стартовой амплитудой 2,5%. Мелочи, в общем.


    Чтобы продемонстрировать возможности фильтров этого усилителя, пришлось дать три графика. На первом вы видите характеристики фильтров ВЧ каналов 1/2 и «дополнительного» фильтра НЧ в каналах 3/4. Диапазоны частот среза такие: для ФВЧ 55,5 — 528 Гц и 524 — 4900 Гц, для ФНЧ 57,6 — 521 Гц и 518 — 4860 Гц. На стыках полос частотные характеристики однотипных фильтров, как вы можете видеть, совпадают с точностью до толщины линий (один разошёлся на полторы толщины, простим?). То же можно сказать о различиях в пределах перестройки фильтров того и другого фильтра. В общем, фильтры подобного качества нам если и встречались, то лишь пару раз за всю историю тестирования. Измеренная крутизна 12,0 дБ/окт., без самодеятельности.
    На втором графике отдельно показан набор характеристик фильтров каналов 3/4 в полосовом режиме. Чистая математика, да и только.
    Наконец, на третьем графике вы можете видеть характеристики суммирующего фильтра каналов 3/4. Измеренная крутизна спада по уровню -10 дБ составила 21 дБ/окт. — добротность у фильтра ниже Баттерворта. Диапазон перестройки фильтра НЧ от 40,9 до 145 Гц. Подтональный фильтр перестраивается в границах от 12,4 до 28,8 Гц, что тоже совпадает с заявкой настолько, насколько вообще практика может совпасть с теорией. Фильтр Хокинса с регулятором подъёма (а по сути — добротности), выведенным на минимум, имеет диапазон перестройки частоты среза от 25,7 до 57,6 Гц. С ростом добротности частота среза предсказуемо снижается, а максимальный подъём составляет 8,1 дБ независимо от выбранной частоты.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Четырёхканальный усилитель
    КТО
    Soundstream HRU 4
    ПОЧЕМ
    45860 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Впечатляющая мощность
    Широчайшие возможности фильтров
    Весьма качественные фильтры
    Подтональный фильтр
    Фильтр Хокинса
    Фильтрованные линейные выходы
    ЭТО — МИНУС
    Невысокое переходное затухание
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Да здравствует свобода монархии!
    РЕЙТИНГ
    Мощность 9
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 9
    Фильтры 10
    Удобство установки 8
    Итог 44

    Источник: журнал Автозвук, 12/2009. Петр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Soundstream HRU.4
    Soundstream HRU.4
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa