Вот на заводе номер восемь дробь шесть, в общем, на одном из наших предприятий изобретатель Серафим Михайлович... В общем, один чудак изобрел машину для этого... В общем, не дураки сидят.
М.М. Жванецкий
М.М. Жванецкий
Теперь можно признаться: этот аппарат мы планировали поместить в групповой тест прошлого номера, по формальным признакам он там был уместен. Но быстро одумались...
Даже не быстро, а очень быстро: в отличие от компактных стандартных AV головных устройств это, извлечённое из упаковки полным комплектом, заставило пять других резко покинуть поверхность лабораторного стола. Один выносной блок по размерам превосходит усилители, которые мы хвалим за компактность (аналогия усиливается целыми двумя вентиляторами охлаждения, необходимость в которых выяснилась позже), а количество разъёмов и соединительных кабелей наводило на мысль об открытии небольшой торговли.
Так в чём, собственно, отличие аппарата Pioneer от входящих в стандарт «мультимедиек»? Их немало, но на первое место по значимости лично я поставил бы исключительно развитую систему звуковых регулировок, на второе — выдающуюся многоформатность, на третье — беспрецедентную многоканальность.
Всего у этого аппарата помногу, буквально «по шесть, по восемь».
Начнём с первого по моему личному рейтингу. Если помните, у большинства AV-"голов" из прошлого номера управление звуком сводилось к двум/трём тембрам, лишь у одной из них мы обнаружили графический эквалайзер с фильтрами ВЧ и НЧ. Особенность аппарата Pioneer в том, что его двух- и многоканальные режимы работы существуют параллельно и как бы независимо. Нетрудно догадаться, что, к примеру, настройки фильтров каналов для обычного режима «двойное стерео» и для режима многоканального звука будут всегда различаться, но у «Пионера» различия выражены самым экстремальным образом. В частности, в обычном режиме звуком управляет графический эквалайзер GEQ (с возможностью индивидуальной настройки по каждому из четырёх выходов), а в многоканальном режиме действует только параметрический эквалайзер PEQ. Тринадцать полос GEQ расположены через 2/3 октавы от 50 Гц (50/80/125Е) до 12,5 кГц. PEQ трёхполосный, центральные частоты можно выбирать через 1/3 октавы от 40 Гц до 12,5 кГц. Обычное ограничение — центральные частоты соседних полос должны отстоять друг от друга не менее чем на 1 октаву. У того и другого эквалайзера по пять заводских предустановок и три пользовательских. Здесь тоже можно независимо регулировать АЧХ каналов L и R фронта и тыла.
Полноценный звуковой процессор позволяет вносить временные задержки между каналами не только при работе декодера, но и в обычном режиме «2ch.» (предел регулировок от 0 до 500 см). В комплекте предусмотрен измерительный микрофон, и установки эквалайзера и временных задержек могут быть выбраны автоматически и занесены в память Left или Front (в зависимости от того, где вы устанавливали микрофон). Звуковая система может быть организована в конфигурации Standard или Network, несколько неожиданное название «сетевого» режима на деле означает подключение фронтов по схеме би-ампинга. Поканально, если вам так привычнее. Автоматическая настройка при этом работает только для конфигурации Standard, когда задержки вводятся на правый и левый каналы целиком, а не по полосам. Это логично: если у вас продвинутая поканалка на фронте, то уж ловить раздельными задержками глубину и высоту сцены вы едва ли поручите бездушному автомату.
Фильтровое «вооружение» организовано «по-звуковому», а не для отписки, как нередко случается в AV-источниках. Для фильтра НЧ сабвуфера и для фильтров ВЧ каналов тыла и фронта (мидбаса, если система конфигурирована как Network) диапазон частот среза 50 — 200 Гц с шагом 1/3 октавы, крутизна спада 6/12/18 дБ/окт., для сабвуферного фильтра можно выбрать и нулевую крутизну, то есть перевести соответствующий выход в широкополосный режим. Это более дальновидно, чем может показаться: скажем, вам желательно задействовать подтональный фильтр сабвуферного усилителя, а такие фильтры чаще всего включаются «в букете» с фильтром НЧ, и тогда-то вам будет очень кстати возможность дезавуировать фильтр НЧ процессора. В варианте Network для фильтра НЧ мидбасового выхода каналов Front и для фильтра ВЧ выходов на пищалки диапазон частот среза от 1,25 до 12,5 кГц (тоже через треть октавы), крутизна спада 6/12 дБ/окт. Фильтр НЧ можно также отключить, выбрав крутизну 0 (на практике такие варианты включения встречаются). Второе отличие «Пионера» от «стандарта породы», как говорилось, связано с форматами исходной информации. Его встроенный декодер кроме привычных Dolby Digital и DTS 5.1 (по стандарту и эти-то не всегда оба на месте) способен работать с такими продвинутыми форматами, как Dolby Digital (DD) EX и DTS Neo:6, предусматривающими наличие дополнительного центрального канала тыла. Здесь же, конечно, и Dolby Pro Logic II, и даже новомодный формат DTS-CD. Кстати, новизна таких дисков только в том, что они стали доступны массовому потребителю. Кинотеатральный звук в DTS всегда воспроизводился только с компакта, записанного с максимальным битрейтом 1103 Кбит/с, на киноплёнку (в отличие от DD и SDDS) записывается только код синхронизации. И, раз уж зашёл об этом разговор, я отмечу, что максимальный кинотеатральный битрейт для DD составляет 640 Кбит/с, в то время как стандартом DVD скорость цифрового потока ограничена до 448 Кбит/с (и 768 Кбит/с для DTS), так что очень ошибаются те, кто считает, что в домашнем театре мы получаем кинотеатральное качество звука. (Восстановить равенство призван Blu-ray-диск, а пока мы покупаем «пиратки», нормального звука у нас не будет.)
Теперь разберёмся с интерфейсом, если не запутаемся, параллельно выяснится и третья особенность аппарата. Он реализован в двух блоках, если не считать относительно небольшого выносного блока питания. Однодиновая «голова» функционально объединяет дисковый транспорт с монитором, дубль-дисплей и приёмник сигналов управления. Здесь имеется лишь «прямоточный» цифровой выход звука (электрооптический, Pioneer был пионером в его использовании, тавтологии было избежать невозможно) и две шины, которыми этот блок соединяется со скрытым блоком (Hide-away unit). Цифровой выход может пригодиться для «сквозного» соединения с DVD-чейнджером XDV-P6; в большинстве случаев аппарат, в состав которого входит мощный процессор, по цифре ни с чем соединять не придётся. Здесь же, на мониторном блоке, установлен кабель с гнездом для подключения микрофона — видимо, разработчики решили, что так удобнее, мало ли где окажется основной блок, на то он и Hide-away.
На блоке «скрытого базирования» кроме двух разъёмов для диалога с центром управления ещё три шинных гнезда. Сюда подключается стандартная шина IP-BUS, шина AV и персональная шина для тылового широкого монитора. По первым двум подключается CD-чейнджер, ТВ-тюнер, упомянутый DVD-чейнджер и адаптер Bluetooth. Дальше — проще. Антенное гнездо ЧМ/АМ-тюнера, AV-выход для передачи сигналов на второй монитор (в том числе в двухзонном режиме). Два AV-входа (один из них может задействоваться автоматически при включении задней передачи, интересно, зачем бы это?). И наконец, скромный букетик аудиовыходов, формата 6.1 как минимум, а при попутном ветре — 8.1. Шесть на восемь меняется, когда выбран режим Network, тогда получается: 2 (фронт ВЧ) + 2 (фронт НЧ) + 2 (тыл) + 1 (центр фронт) + 1 (центр тыл) + 1 (сабвуфер). Считайте, всё вроде сходится. Здесь же, в скрытом блоке, и восемь усилителей обычной мощности около 20 Вт RMS, на разъём ISO по понятным причинам попали выходы четырёх из них, разъём не резиновый, а вот охлаждение пришлось организовывать всем восьми, отсюда и вентиляторы. Назначение одного из выходов — Component out — осталось невыясненным. Вероятно, он пригодится для работы с внешним дисплеем в тех вариантах системы, которые уже включают в себя навигационную систему.
У вас не создалось впечатление, что я что-то упустил? Ну, например, ни слова не было сказано про гнездо для подключения интерфейсного блока, адаптирующего аппарат к штатной системе управления. Не сказано, потому что нет здесь такого гнезда, а нет его потому, что не бывает «кнопок на руле», рассчитанных на управление системами такого замеса. Здесь средства управления свои, особенные.
Пульт ДУ по меркам нашей отрасли крупный, театральный. С виду это типичный пульт проигрывателя DVD, но фактически он может управлять всеми функциями системы, хотя с помощью сенсорного экрана проделывать те же операции сподручнее. Жаль, что кнопки никак не разделены по функциям и по цветам, и потом, у кнопок пульта столь серьёзного аппарата усилие нажатия не должно бы отличаться. С помощью пульта можно управлять DVD-чейнджером и телевизионным тюнером — справа есть трёхпозиционный рычажок для выбора «адресата». Дублирующий ЖК-дисплей в нижней части передней панели, понятно, некрупный, но размер символов на нём максимально возможный. Яркость свечения в дневном и вечернем режимах правильная (диммер задаётся включением габаритов). Диммер основного дисплея управляется датчиком паразитной засветки на «макушке» дисплейной панели, для него предусмотрено по меньшей мере два десятка градаций. Дисплей может принимать 20 возможных угловых положений от -45 до +25 градусов. Кнопки передней панели претензий не вызвали, а вот «джойстик» слева и энкодер справа явно мелковаты. Впрочем, все управляющие операции, кроме открывания панели и выгрузки диска (а это как раз кнопки), продублированы в двух, более эргономичных, вариантах: пульт и экран. Съём передней панели организован не совсем удачно. Алгоритм постановки панели тоже неожиданный, но в целом более удобный.
Меню настроек системы состоит из трёх страниц: «Функции», «Звук», «Настройка». Интересно, что в нашем варианте исполнения для меню предусмотрено лишь два языка: английский и русский. Первая страница — это функции, её содержание зависит от конкретного источника. Последняя, третья страница — настройки системы, здесь самое существенное это конфигурация AV-вxoдов. Настройка звука многоуровневая, к примеру, чтобы управляться с частотами среза и крутизной фильтров, надо выйти в четвёртый уровень меню, но всё хорошо продумано и понятно.
Декодера RDS в тюнере не предусмотрено. Мало того, чтобы увидеть, что же там показывают часы, существует единственный способ — выйти в меню настройки времени. Один банк пресетов отведён под диапазон средних волн, и три отданы ЧМ-тюнеру. Последнему требуется менее 3 с, чтобы запомнить шесть наиболее мощных станций —это повторение рекорда скорости, до сей поры принадлежавшего «Кенвуду» на правах монополии.
Разумеется, дисковый проигрыватель читает CD-текст, а тэги mp3 он выдаёт по требованию отдельной страницей (на файл). Текст, кстати говоря, может быть и на кириллице, проверено. По списку треков/файлов удобно перемещаться, и хотя одновременно на дисплей выводятся папки (файлы) одного уровня, воспроизведение не прерывается, пока вы не выбрали конкретный файл. Из привычных сервисных функций не предусмотрена та, которую мы называем «спрятать диск». Дополнительные режимы воспроизведения присутствуют в полном составе (это как раз меню «Функции»). Ускоренный режим организован как в CD-ресивере (пока удерживаешь кнопку). В сжатых форматах скорость великовата, шаг «переключения» 6 с. Дисковый проигрыватель читает все форматы (тоже проверено), кроме SA-CD. К сожалению, добавлю я, потому что дисков SA-CD у населения (у меня в том числе) в несколько раз больше, чем изданий формата DVD-A. К «стандартным» компрессированным стереоформатам добавлен декодер ААС.
DVD-проигрыватель работает с дисками региона 5. Выход в меню настроек проигрывателя вы получаете, если загружен диск любого формата. Пункты меню с дисплея считываются исправно (хотя реакция не самая быстрая), и для этого надо отключить экранные виртуальные кнопки. А чтобы воспринимались цифры с пульта, его надо перевести в режим «DVD». Возможен адресный поиск по главкам, частям и времени внутри главки. Углы (Angle) переключаются со второго нажатия и после тайм-аута не менее 3 с — кажется, столь продвинутый аппарат должен «думать» быстрее.
В записях на CD, как показалось, нижние ноты мужских голосов не до конца привязаны к остальным составляющим. Хотя сибилянты довольно натуральны, артикуляция тщательная, интонации понятны и корректны. Женские голоса чуть заметно сглажены, однако не в ущерб музыкальности. Ласковые, лёгкие, но достаточно материальные скрипки. Верх интеллигентный и очень правильный, хотя и без «красивостей». Детальный и собранный рояль был бы идеальным, если бы не определённый сумбур на нижней середине. Бас в некоторых записях кажется слишком напористым, но по рельефу и атаке к нему придраться трудно. Флейтам чуть недостаёт свободы на средних нотах, здесь они звучат слишком аналитично.
Задник сцены в mp3 довольно точный, бас открытый и почти не гудит. Динамика поджата сверху, но
второй-третий планы стабильны. Тихий бас выдвинут вперёд, и это сказывается на объёме сцены. Верх оформлен и немного облегчён. Динамика барабанов не то чтобы слабая, но спокойная. На высоком битрейте тыл сцены ещё более отступил назад, как будто включён экспандер. Одновременно расширилась и динамика сверху, а вокал второго плана порой стремится выдвинуться вперёд. Верх стал подробнее и одновременно холоднее.
В файлах WMA задник ближе, и тыловой верх звучит жёстче, чем в mp3. Динамика сверху ограничена, пожалуй, точно так же. Вокал второго-третьего плана тоже стабилен, и эта стабильность сохраняется до высшего битрейта. Рояль динамичен, но здесь слышны характерные послеударные призвуки. Бас несколько гулкий и не вполне оформленный по рельефу. Верх чуть острее, но не хуже, чем в mp3. Динамика барабанов такая же, то есть немного облегчённая. Естественно, на максимальном битрейте сцена становится более глубокой, в звучании рояля почти исчезают артефакты. Намного чётче бас. Громкий верх простоват и несколько назойлив.
Удивительно, но в формате ААС записи заметно громче. Мужской вокал, записанный с битрейтом 64 Кбит/с, звучит как за перегородкой, бас тусклый и гудящий, тихий верх нестабилен и временами находится на грани «вымирания». На среднем битрейте (128) детальность вокала совсем иная, правда полной собранности не достигается. Задник сцены остался как бы искусственно отодвинут, но тыловой верх более адекватен. И лишь при переходе к битрейту 192 Кбит/с сибилянты
мужских голосов теряют кислотный оттенок, на должный уровень поднимается детальность женского вокала. Возможно, единственное преимущество этого формата в комфортной и открытой трактовке баса.
В DD бас тоже туговат, но общую подачу этого формата я бы оценил как музыкальную, мягкую и при этом довольно детальную. В частности, в оркестровой музыке удаётся без напряжения выделить отдельные группы инструментов. Это, пожалуй, больше, чем можно ожидать от этого формата и от этого битрейта.
Басы в DTS, как обычно, более прозрачны и более музыкальны. Динамика звучания высокая даже по меркам этого сравнительно продвинутого формата. Конечно, в редкие периоды оркестрового тутти окраска инструментов третьего плана меняется, но так на то она и компрессия.
Уже в который раз отмечаю, что звучание записей на DVD-A ничем с ходу не поражает. Лишь спустя некоторое время обращаешь внимание на естественность и «плавность» звуковой сцены, на уравновешенный и очень детальный рояль. Верхов, по субъективному ощущению, даже меньше, чем было в той же записи, но в DD. Видимо, потому, что они чище и меньше привлекают внимание.
Монитор, как вы можете увидеть по таблице, не совсем «широкий» (эту размерность ещё обозначают как 15:9). И тут интересно посмотреть, как работает преобразование форматов. У монитора их пять. Режим Normal нам неинтересен, здесь геометрия обычного кадра сохраняется идеально. В режиме Full изображение широкого формата будет сжато по вертикали на 6 — 7%, а это, как показывает опыт, мало заметно. Режим Cinema интересен тем, что центральный круг кадра обычного формата растянут совсем чуть-чуть, примерно на 5%, по краям экрана растяжение достигает 50% (!), и 12% картинки будет обрезано по высоте. Сходным образом работает Just, только величина горизонтального растяжения начинается от 17% и заканчивается на той же отметке 50%. Zoom работает привычным образом с обрезкой 25% «нормального» кадра по высоте.
Полоса «чернее чёрного» не воспроизводится, так уж настроен проигрыватель. Уровень шумов на сером поле средний, но шумы почему-то заметны и на белом. На моей памяти это первый АV-«комбайн», у которого даже в процессе настройки параметров картинки можно управлять работой DVD-проигрывателя. (Я всё думал, кто же первый до этого додумается?) Три параметра картинки регулируются в пределах от 0 до ±24. Яркость мы сдвинули вниз на -9, контрастность, наоборот, подняли вверх на +11. Насыщенность оставили «по нулям». Переход между цветными полосами К/С составляет 0,3% от ширины экрана, остальные переходы ещё лучше, их и измерить оказалось трудно. Растр смещён вверх на 1% (это идеально) и не более чем на 0,5% вправо (0,5% до идеала).
Диагональная сетка воспроизводится без помех, разноцветность диагоналей незначительная (у ЖК-дисплеев она присутствует всегда). Мелкая сетка не мерцает. Муара на линейчатом поле нет. Зонная пластинка (таблица Snell & Wilcox) не окрашена совершенно, даже непривычно. Серые полосы переменной плотности не окрашены, и вообще серый цвет близок к мышиному эталону. «Лица друзей» оптимистично розоватые, но детальные, так что можно разглядеть выражение глаз.
Pioneer AVH-P7800DVD, серийный №000128RE
ЧМ-тюнер
Диапазон CCIR
Чувствительность, мкВ 0,7
Полоса частот, Гц (-3 дБ) 72—11800
Отношение сигнал/шум, дБА 66,5
Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,4
Аудио (CD)
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,4/-0,15
Отношение сигнал/шум, дБА 92
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 79,5
Динамический диапазон (EIA/EIAJ), дБ 116
Линейность ЦАП (-100 — 0 дБ), дБ +0/-0,25
Вибростойкость, мм >230
Уровень сигнала на линейном выходе, В 4,7
Видео (DVD)
Разрешение по горизонтали, твл -
Амплитуда сигнала на линейном выходе (75 Ом), В -
Видео (дисплей)
Формат 1,65:1
Количество пикселей 800 х 480
Диагональ изображения, мм 177
Системы цветности NTSC/PAL
Контрастность 150:1
Разрешающая способность (4:3/16:9), твл 450/470
Углы обзора, град. Н ±45, V +0/-35
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (к.н.и. = 1%) 18,5
Регулировка эквалайзера, дБ от ±12,3 до ±12,5
Мы уже не раз писали, что тюнеру, помещённому внутрь процессора, приходится несладко. Здесь как раз такой случай, и относительный уровень шумов не дотянул до заветного рубежа 67 дБ. Чувствительность тюнера достойная, а характеристика частотной коррекции выбрана по промежуточному варианту. Измерения характеристик дискового проигрывателя провели по расширенной программе. Линейность ЦАПа не запредельная, бывали у нас образцы, которые укладывались в 0,15 дБ, да и переходное затухание чуть не достаёт до идеала. Впрочем, у продукта с «фамилией» попроще мы на такие мелочи и внимания бы не обратили. Высокий уровень сигнала воспроизводится без признаков обрезки. Громкость регулируется шагами по 1 дБ, шаг настройки эквалайзеров вдвое шире. Для графического эквалайзера мы проверили 8 из 13 центральных частот — по четыре с каждого края. Получилось так: 49,0/78,6/125/202 Гц ... 3,17/4,99/7,96/12,5 кГц. Частоты среза фильтра ВЧ 51,7/64,8/81,0/102/129/161/202 Гц, крутизна спада 5,5/11/17,5 дБ/окт. Для фильтра НЧ сабвуферного канала имеем 49,7/62,1/78,6/100/125/158/201 Гц и 6/12/18 дБ/окт. Частота среза фильтра ВЧ совершенно (в пределах точности измерений) не зависит от крутизны, у фильтра НЧ она может меняться на 0,2 — 0,3 Гц. Так что фильтры «голов» (хотя бы некоторых) достигли того уровня, когда на них можно положиться.
Две строки таблицы, отведённые под немногочисленные параметры проигрывателя DVD, пустуют, и связано это с тем, что сигналов на AV Rear мы не получили (как видео, так и аудио). Естественно, это факт биографии данного предсерийного экземпляра, но мы были вынуждены вычесть из итогового рейтинга один балл. У дисплея высокая яркость и неплохая контрастность сочетается с довольно высоким разрешением. Весьма стабильный (почти беспрецедентный) баланс серого свидетельствует о том, что мы имеем дело с продуктом передовых дисплейных технологий. Вот только смотреть на дисплей надо под правильным углом, а это примерно 10 — 15 градусов. И вот тут становится ясно, что разработчикам надо было либо увеличить поворот дисплея в «плюс», либо перевернуть дисплей «вверх ногами». И это фактически единственное замечание по технике.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
AV головное устройство
КТО
Pioneer AVH-P7800DVD
ПОЧЕМ
72000 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Развитые звуковые регулировки
Мощный звуковой процессор DSP
Современный декодер многоканального звука
Воспроизводит DVD-Audio
Читает кириллицу
ЭТО — МИНУС
Нет RDS
ОДНИМ СЛОВОМ...
Аппарат, который внушает...
РЕЙТИНГ
Интерфейс 10
Удобство управления 8
Технические характеристики 8
Видео (DVD/дисплей) (-/9)
Аудио (CD/mp3/DVD) 9/9/9
Итог 44 - 1 = 43
Источник: журнал Автозвук, 03/2007.Текст Олег Лихник, измерения: Юрий Евтушенко
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)