Пространств, подлежащих покорению этим аппаратом — несколько. Одни сдадутся за полчаса, освоение других будет длиться весь срок службы устройства.
Первое, наиболее очевидное и более других готовое к капитуляции — физический простор 2DIN в центральной консоли. Эти пространства становятся всё более множественными, «двойное» гнездо теперь делают не только в американских чудовищах, его можно увидеть уже и в голимой «Спектре» похмельной ижевской сборки, что уж там говорить о промежуточных вариантах. Второе пространство — мультимедийное. Аудио-видео, мир компрессированных форматов и компьютерных изображений. Будем покорять потихоньку. В этом поможет пространство третье — дисковое. AVIC-HD3 потому и HD, что это пространство у него наготове.
Ну и наконец — главное. Истинная мультимедиа начинается там, где к аудио и видео прибавляются навигация и связь. Два самых радикальных способа преодолеть пространство, не отращивая себе стальные руки-крылья.
Модель AVIC-HD3 внешне не отличается от AV1C-HD1, признанной лучшим навигационно-мультимедийным устройством в Европе в 2006 году. Отличия — в информационном наполнении: аппарат тотально русифицирован, а загруженная на дисковое пространство картографическая база относится эксклюзивно к российской территории.
ПРОСТРАНСТВО ПЕРВОЕ: В МИРЕ АУДИО И ВИДЕО
Начинаем разбирать установочный комплект. Находим антенну GPS (очень компактную, одну из самых маленьких, нами доселе встреченных). Обнаруживаем микрофон и делаем осторожный вывод, что аппарат действительно оборудован Bluetooth (ВТ) интерфейсом и может выполнять обязанности разумного hands-free. «Осторожного» потому, что микрофон может использоваться и для других целей, скажем, для автоматической настройки системы. Как выяснилось позже, первое предположение оказалось верным, но и «для других целей» он тоже служит.
Собственно трансивер ВТ (ND-ВТ1) оформлен в виде отдельного блока и подключается к разъёму на задней стенке аппарата посредством 7-футового кабеля. Непонятно, кстати, зачем такой длинный хвост: лежал бы себе блок за спиной у головного устройства и хлеба не просил, уж в пределах салона у Bluetooth дальнобойности хватит. Выходов аудио 3 пары обычного формата (двойное стерео плюс сабвуфер). Плюс пара выходов для второй зоны, которые во избежание неразберихи обозначены как Rear Monitor. Выход видео обозначен точно так же (фронтальный монитор — это сам AVIC). Есть, конечно, AV-вход и дополнительный вход видео для камеры заднего обзора. Можно создать и дополнительный вход звука (Aux) — через шину IP-Bus с помощью переходников CD-RB20/RB10. К шине подключаются различные устройства Pioneer, в том числе iPod-адаптер CD-IB100II. Для работы с AV-устройствами служит вторая шина, которая так и названа: AV-Bus. К ней, в частности, можно подключить ТВ-тюнер (GEX-P5700TVP). Рядом с гнездом для микрофона ещё одно, но в формате Micro-jack (2,5 мм). Сюда можно подключить отдельный динамик для вывода сообщений навигационной системы, если вы не хотите мешать их с музыкальным контентом.
Что-то забыл? Да, цифровой выход, но я здесь не при чём. Оптическое гнездо Toslink на задней стенке аппарата имеется, но в наставлении сказано, что он not used, так что считаем, что его нет. А DVD-система без декодера многоканального звука и без возможности подключения декодера снаружи это как-то несолидно. Тем более — для такого именитого производителя.
Как это принято у «взрослых» фирм, аппарат оборудован гнездом для подключения адаптера к штатному управлению аудиосистемой. Датчик стояночного тормоза в российской версии уже заведён на «землю»: как и на родине аппарата, у нас не возбраняется смотреть видео во время движения, по части демократии мы опередили большую часть Европы.
Емкость жёсткого диска 30 Гб, карты навигационной системы хранятся именно здесь. Понятно, что немало (как потом увидим — даже чересчур немало) места остаётся свободным, и здесь можно хранить музыкальные записи. Аппарат самостоятельно записывает музыку с 12-сантиметрового диска на «винт», хотя можно установить режим ручного управления, и тогда AVIC не будет тащить на жёсткий диск всё, что ему попадётся под руку. Стандартизованная система опознавания музыкального материала GraceNote открывает довольно удобный (и главное — быстрый) доступ к записям, упорядоченным по дискам, исполнителям или жанрам.
Всеми функциями аппарата управляет сенсорный дисплей, но под экраном есть и несколько «реальных» кнопок. Во-первых, это кнопка перехода к работе с картой и выбора режима. Во-вторых, кнопка перехода к обычному для головного устройства режиму AV. Здесь же кнопка немедленного выхода к управлению параметрами картинки (нужная вещь, не ясно лишь, почему не все производители это понимают). Ну, и кнопки выгрузки диска и управления RDS-режимами. Кнопки сделаны с умом, и их удобно нажимать, поскольку высокие, хотя края клавиш могли бы быть более дружественными. Для дисплея предусмотрено пять наклонных положений, последнее из них — под углом 25 градусов. Помещённый сзади вентилятор работает далеко не бесшумно, хотя и не факт, что он будет кому-то мешать после установки аппарата в нишу. К тому же интенсивность его работы определяется магнитудой выходного сигнала, когда вы слушаете паузу, вентилятор тоже молчит. Диммер ручной или автоматический, с возможностью регулирования подсветки для дневного и ночного режима от 0 до ±10.
Звуком управляет трёхполосный параметрик с таким набором частот: 40/80/100/120 Гц, 0,2/0,5/1,0/2,0 кГц и 3,15/8/10/12,5 кГц; для каждой полосы предусмотрен выбор из четырёх значений добротности. Имеется пять заводских предустановок и две пользовательские. Припасены также четыре эмулятора реверберационных полей и по три варианта положения слушателя (Position) в каждом. Частоты среза фильтров 50/80/125 Гц (я бы их расположил поближе). Фильтр ВЧ отключается. На выходы Rear можно отправить картинку от DVD, AV-входа или камеры — это обычный двухзонный режим.
АМ-тюнер работает на длинных и средних волнах. Ручной поиск станций только пошаговый. 19 с уходит на автоматическое заполнение банка ЧМ-тюнера. В RDS предусмотрен режим ожидания для News и поиск по четырём группам PTY. Функции СТ нет, но при работе GPS вопросов по времени, естественно, не возникнет.
Конечно, читается CD-текст, причём на экран сразу выводится список треков. Список работает и на дисках без текста, и перемещение по нему удобное и быстрое. Опция вдвойне полезная, поскольку реакция виртуальных кнопок дисплея не быстрая, и с их помощью по трекам не разгонишься. По той же причине очень порадовало, что переключать треки можно и с помощью «железных» кнопок под дисплеем, не вызывая на экран кнопки виртуальные. Сервисные функции — все, кроме «спрятать диск». Дополнительные режимы воспроизведения реализованы в полном составе. Ускоренный поиск с диском любого типа работает, как у CD-ресивера, без фиксации. При воспроизведении файлов mp3 на дисплей выводится, в том числе, битрейт. (Кажется, только у «Пионеров» сохранилась эта опция.) Перемещаться по файловой структуре удобно, но тот факт, что при выборе папки, содержащей файлы mp3, сразу начинается воспроизведение именно первого, мы считаем минусом. Файлы WMA не читаются, но тут я не уверен, что это надо считать серьёзным недочётом.
Высокочастотные форманты мужских голосов непривычно подобранные, хотя ещё и не сухие. Интонации прозрачны, артикуляция аккуратная. Чуть холодноват женский вокал, голоса певиц звучат довольно свободно, но напевности им недостаёт. Скрипки детальные, в меру подвижные и телесные, но им бы тоже неплохо добавить музыкальности. Бас очень правильный и строгий. Рояль собран и динамичен, но аналитичность здесь уже кажется избыточной. Верх ясный и тоже чересчур строгий.
Задник сцены в mp3 на месте, фоновый верх относительно правдоподобен. Вокал неожиданно (для битрейта 128) человечный. Бас напряжённый, конечно, но не очень и тугой. Рояль довольно интеллигентный. Второй вокальный план стабилен, и компрессия здесь аккуратная. Динамика поджата сверху, это заметно, но на общем фоне воспринимается почти органично. Верх сухой, но определённый. Динамика барабанов в порядке. С удвоением битрейта задник сцены становится более протяжённым, да и компрессия сверху меньше заметна.
На DVD (в DD) бас не очень детален, но эмоционален, а для сопровождения кинофильмов это, пожалуй, нужнее. Музыкальная середина информативна, каждый инструмент находится на своём месте, хотя не покидает ощущение, что материал «прорисован» крупными мазками. При этом атмосфера концертного действа вас захватывает. Адепты аналогового звучания со мной, наверное, не согласятся, но я бы сравнил характер подачи звукового материала с винилом: звук не слишком детальный, но круглый, плавный, понятный.
А вот теперь о минусах. То, что не читаются диски архаичного, но не всеми ещё забытого формата VCD (Video CD), это, допустим, не криминал. Но почему не читаются DivX? А то, что не воспроизводятся фонограммы, записанные в DTS, для столь уважаемой фирмы как-то совсем несолидно.
Проигрыватель DVD работает с дисками региона 5, что, в общем, естественно. Четырьмя наборами виртуальных кнопок (четырьмя страницами, если так понятнее) аппарат эмулирует набор кнопок типового пульта DVD-проигрывателя. Это, будем говорить, в меру удобно, пользоваться обычным пультом было бы привычнее и быстрее. В меню настроек DVD-проигрывателя есть всё необходимое (включая родительские ограничения), но нет ничего лишнего, вроде выбора системы TV Поиск можно вести по частям, главкам и времени в пределах главки. Обращаться непосредственно к пунктам меню диска с сенсорного дисплея Pioneer не позволяет (а такой сервис уже предоставляют «головы» двоих производителей). Углы переключаются одним касанием кнопки, но процесс перехода очень уж длительный, немного меньше 4 с. И непонятно, почему после нажатия кнопки eject и сдвигания панели (под ней слот диска и съёмный, в случае надобности и при обладании отвёрткой, хард-диск) надо нажать ещё одну кнопку. Полоса «чернее чёрного» воспроизводится, её видно на внешнем мониторе, но свой дисплей её не передаёт (если бы наоборот, понять было бы легче, внутренний интерфейс обязан быть более развитым). Наиболее критичные переходы между цветными полосами на внешнем мониторе (мы сейчас говорим об особенностях работы DVD-проигрывателя) составили 0,5/0,4/0,3% от ширины экрана. Растр смещён на 1,25% вверх и точно отцентрован по горизонтали. Шумов мало, с этим не поспоришь. Точки в паузе теряют регулярность, а наклонные линии приобретают зубчатость, то есть задействована память на поле. Цветопередача не навязчивая, скорее даже сдержанная, лица имеют розоватый оттенок.
У дисплея пять режимов отображения кадра. Full и Normal — понятно, но вследствие того, что формат дисплея шире широкого, картинка в этих режимах вытянута по ширине на 7%. В режиме Zoom «стандартная» обрезка 22% картинки по высоте. Режим Just — растяжение неравномерное, от 29% по центру до 51% по краям экрана. Довольно практичен режим Cinema: обрезается всего 9% изображения по высоте, а горизонтальное растяжение составляет 16%. В общем, на любой вкус, тут Pioneer действует в духе своих лучших традиций. Центровка экрана такая: при работе с внешним источником — 1% вправо и 1,75% вверх, при работе со своим проигрывателем — 0,7% вправо, и 2% вверх. Ширина переходов между полосами: «чужой» — 0,7/0,4/0,3%, «свой» — 0,7/0,5/0,3%. Обычно при оценке дисплея мы берём только внешний источник, параметры картинки которого хорошо известны. Но здесь я специально привёл две пары результатов, чтобы показать, что с внешним сигналом дисплей работает не хуже и не лучше, чем со своим, и это несколько непривычно. Серые полосы переменной плотности совсем не окрашены, такое встречается очень редко. Диагональная сетка не окрашена, если смотреть перпендикулярно плоскости экрана. Окантовки на контрастных цветных полосах нет (тоже если смотреть «правильно»), как нет и муара на линейчатом поле. Некоторые горизонтальные линии мелкой сетки исчезают. Передаются три градации чёрного цвета и две — белого. Красный воспроизводится как малиновый, лица актёров имеют розовый оттенок. Все настройки картинки имеют диапазон от 0 до ±10. Регуляторы «легли» следующим образом (Я/К/Н/Цт): 0/-4/0/-1. Обратите внимание: по цвету дисплей настроен настолько гуманно, что регулировку насыщенности можно было не трогать.
ПРОСТРАНСТВО ВТОРОЕ: НА ПРОСТОРАХ ЭФИРА
В качестве телефонного «удлинителя» AVIC-HD3 работает так: обзаведшись обновкой, надо «поженить» его с теми телефонами, с которыми он будет работать. Это разумно, логично и общепринято, иначе устройство цеплялось бы за каждый «блутусный» телефон поблизости. Когда же аппарат зарегистрирован (процесс занимает минуту, максимум), его появление поблизости автоматически приведёт к подключению, если... Если именно этот телефон выбран из списка в меню. Таким образом, устройство в каждый момент будет служить терминалом только для одного аппарата, даже из числа хорошо ему знакомых и прописанных в списке зарегистрированных. Иными словами: если машина с AVIC-HD3 у вас с женой на двоих (есть ещё такие семьи, экономический подъём только начался), тот, кто садится за руль, выбирает в меню «головы» свой телефон.
Приём звонков, как и полагается в устройстве hands-free, проходит практически без рук. В каком бы режиме ни работал Pioneer, на экране появится полоска с сообщением о звонке, номером звонящего и виртуальными кнопками: зелёная — «ответить» и красная — «а ну его...». Обратный процесс, исходящий звонок с «Пионера», рук требует, да и как иначе. И здесь, чтобы добраться до номеронабирателя на экране или телефонной книги, или списка сделанных/принятых звонков, надо быть готовым понажимать пальцем. Один раз — в «центровую» кнопку Menu под экраном и ещё трижды — на экран, чтобы вывелся требуемый интерфейс. Беды тут большой нет: hands-free создавались в первую очередь для приёма звонков, чтобы не выхватывать водителя из процесса управления в непредсказуемый момент. А уж когда самому звонить — на гражданской совести звонящего. Хочет он набирать десятизначный номер на горном серпантине во время снегопада — Bluetooth ему в руки.
ПРОСТРАНСТВО ТРЕТЬЕ: НА ПРОСТОРАХ РОДИНЫ
Нынче у нас не намедни, какие-никакие навигационные системы и программы мы повидали, поэтому можно уверенно констатировать: навигационная начинка AVIC-HD3 — своя, не находящаяся в родстве с известными нам по другим системам (родные Pocket GPS, i-Navi, или буржуйские TomTom, I-Go, Garmin и пр.). Первое, что бросается в глаза: Pioneer использовал широкоэкранный формат по назначению — на экране одновременно две карты. Или две обычные в разном масштабе (на узкой правой, скажем, весь путь с меткой, где мы сейчас, на большой левой — крупно, где сейчас едем. Масштаб каждой можно изменить независимо вплоть до идентичности. Или же справа — обзорная карта, слева — так называемый вид с места водителя.
Алгоритм и скорость прокладки маршрута нас вполне устроили, адресная книга, разумеется, вся на русском, ушла в прошлое раздражавшая в ранних и простых системах «проблема академиков», когда улицы академиков, генералов и маршалов идентифицировались по званиям, их надо было набрать полностью, а потом уже сообщать, Варги или Челомея. Pioneer ловит адрес по любой части. Набираем на экранной клавиатуре «чело», и вот вам улица великого учёного и конструктора. Ранжировка московских улиц по возможной скорости передвижения сделана правильно: при выборе режима прокладки «кратчайший» система поведёт по Садовому, если переключиться в «Быстрый» — потащит на ТТК, как поступил бы на её месте любой нормальный московский водитель.
Теперь о том, что не понравилось. Дело, конечно, поправимое, как всё, что касается не харда, а софта, но первая редакция картографического обеспечения уж очень лаконична. Даже по сравнению с более скромными портативными навигаторами. В мозгах у AVIC-HD3 — карта Москвы, по большинству направлений заканчивающаяся границами застройки. Бутово ещё есть, а Подольска или Щёлкова — уже нет. Вот по Ленинградскому шоссе AVIC-HD3 готов вас вести до заданного дома на набережной Мойки, потому что Питер там тоже есть. Почему это нас, привыкших к спартанству, огорчает? Да потому, что доподлинно известно: и в наших системах (из числа уже упомянутых), и в забугорных, но с картами России, пусть далеко не полными, и простора, и подробностей уже намного больше. Так что здесь слово за «Пионером», вернее — за апгрейдом карт, когда он его предложит.
Pioneer AVIC-HD3, серийный №001343RE
ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ 1,1
Полоса частот, Гц (-3 дБ) 22 — 16500
Отношение сигнал/шум дБА 67
Уровень сигнала на линейном выходе, В 0,90
Аудио (CD)
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 к Гц) -0,5/-1,0
Отношение сигнал/шум, дБА 88
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 78
Вибростойкость, мм >230
Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,8
Видео (DVD)
Разрешение по горизонтали, твл 480
Амплитуда сигнала на линейном выходе (75 Ом), В 1,0
Видео (дисплей)
Формат 1,87:1
Количество пикселей 480 х 234
Диагональ изображения, мм 176
Системы цветности NTSC/PAL
Контрастность 110:1
Разрешающая способность (4:3/16:9), твл 330/400
Яркость, кд/м2 338
Углы обзора, град. Н V ±30 ±40
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS(к.н.и. = 1%) 16,0
Регулировки эквалайзера, дБ от до + 12,0/-11,9 ±12,1
Ток потребления, А 2,5
С тюнером всё ясно, придраться по-серьёзному не к чему, ну и не надо. Секция CD. АЧХ на верхах поместилась в стандартный допуск на пределе, но ведь поместилась же, видимо, для разработчиков требования стандарта тоже не фикция. Шумов чуть больше, чем хотелось бы, на выходе присутствует регулярная составляющая с частотой 2,5 кГц. В составе ЦАПа задействован цифровой фильтр КИХ-типа. Измеренные центральные частоты эквалайзера 39,0/80,3/96,5/156 Гц, 0,192/0,48/0,96/ 1,88 кГц и 3,05/7,72/9,83/12,2 кГц —точность не запредельная, но приемлемая. Кстати, центральные частоты немного зависят от выбранной добротности, измерения по понятным причинам проводились при максимальном значении Q. Частоты среза фильтра ВЧ 84/127 Гц, эффективная крутизна спада 10 дБ/окт. То же для фильтра НЧ: 82/125 Гц и 18 дБ/окт. DVD-проигрыватель сумел установить наивысшее значение разрешения по горизонтали, опасно подобравшись к пределу измерительной таблицы (500 твл). У монитора достаточно высокое разрешение, да и яркости тоже выше крыши. При измерениях регулировка диммера была установлена на +10, при этом темновая засветка дисплея составила 3 кд/м2. Пробовали убрать диммер, засветка при этом снижается до 2 кд/м2, но и яркость падает чуть ли не втрое. А так контрастность получается больше сотни, что мы считаем приемлемым.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Мультимедийное головное устройство
КТО
Pioneer AVIC-HD3
ПОЧЕМ
59990 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Сенсорный дисплей
Двухзонный режим
Работающая навигация по Москве и Питеру
Удобный Bluetooth-интерфейс
ЭТО — МИНУС
Нет цифрового выхода звука
Не читает формат DivX
Не воспроизводит DTS
Нет пульта ДУ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Отличный хард в ожидании такого же хорошего софта
РЕЙТИНГ
Интерфейс 7
Удобство управления 8
Технические характеристики 9
Видео (дисплей/DVD) 9/9
Аудио (CD/mp3/DVD) 8/9/8
Итог 41,33
Источник: журнал Автозвук, 09/2007. Текст Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)