Дополнить двухполосную акустику среднечастотником, превратив её в трёхполосную — наиболее естественный путь улучшения звучания. Вот только как обеспечить желаемый результат?
Установить двухполосную акустику в современный автомобиль несложно: большинство машин рассчитаны на монтаж одного громкоговорителя в дверь, обычно — 16,5-сантиметрового мидбаса, и твитера в стойку или на приборную панель. Эта относительная простота и невысокая стоимость установки делает двухполосные системы наиболее популярными. Более того, используя современные цифровые звуковые процессоры с автоматической настройкой, можно (как часто кажется) за считанные минуты настроить фронтальную акустику так, что она будет звучать несравнимо лучше, чем штатное так называемое Hi-Fi-оборудование. Однако в установке акустики много переменных, и не всегда двухполосная система гарантирует оптимальное решение, когда дело касается качества звучания.
Желание добиться более качественного звука часто приводит к идее установки третьей полосы. Главное преимущество трёхполосной акустики — использование специализированного динамика, оптимизированного для воспроизведения средних частот. Именно благодаря этому достигается улучшение звучания по сравнению с двухполосной системой, кроме того, надо учитывать, что в двухполосной излучатели неизбежно удалены друг от друга в пространстве, чего, применительно к СЧ и ВЧ-излучателям, легко избежать в трёхполосной системе.
В то же время включение в систему третьей, среднечастотной полосы неизбежно ведёт к усложнению конструкции фронтальной акустики и всей аудиосистемы в целом, немного автомобилей позволяют установить такую акустику без серьёзных переделок. Этот процесс включает определение подходящего места для установки СЧ-головки (обычно вблизи пищалки), разработку конструкции посадочного места, выбор требуемых характеристик и стоимостных ограничений. Практика показывает, что при правильном выборе компонентов трёхполосную акустику можно установить в самых тесных (а порой и почти отсутствующих) свободных пространствах.
Имея это в виду, мы отобрали несколько среднечастотных головок — диффузорных и купольных, позволяющих осуществить такую трансформацию.
Для первой очереди наших опытов мы сконцентрировались на компактных диффузорных головках типоразмера 3 дюйма (87 мм) наиболее известных производителей: Audison, Ciara, Focal, Hertz и TEC. Эти компоненты благодаря малым габаритам в наибольшей степени облегчают установку.
В следующих номерах мы планируем продолжить тест, включив в него более требовательные к условиям инсталляции 100-миллиметровые диффузорники (в частности, HSS, Technology и Ciara), a потом — купольные среднечастотники с наиболее распространённым диаметром диафрагмы 50 мм.
Условия теста максимально точно воспроизводили процесс перехода от двухполосного фронта к трёхполосному. Отправной точкой была установленная у меня в машине двухполосная система с пассивным кроссовером, в которую я монтировал по очереди разные среднечастотники. Подиум для СЧ-головок был изготовлен заранее.
До начала теста система была стандартной: двухполосный фронт и сабвуфер работали от четырёхканального усилителя (два канала на фронт, два — на сабвуфер). Сначала система была беспроцессорной, позже, для большей гибкости в настройках, я добавил отдельный усилитель на сабвуфер, а все четыре канала были отданы фронту. В качестве сабвуферного усилителя в системе использован Precision Power PC 2150, фронтальный усилитель — Pioneer PRS-A900, выбранный за исключительное качество звучания.
Так были воспроизведены условия перерастания двухполосной системы в трёхполосную. В роли НЧ-головки выступили высокочувствительные мидбасы LIVE! MB167SQ, пищалок — Focal Utopia ТВе. Источник сигнала в системе — Car PC с двухканальной звуковой картой, кроссовер использован внешний (Sinfoni Phaser Pro), поскольку у PRS-A900 встроенных фильтров нет. Два канала усилителя нагружены на MB167SQ, два других — на тестируемые среднечастотники и пищалки Focal, включённые через отдельные пассивные фильтры. Один из них настроен на 3000 Гц при крутизне 12 дБ/окт., второй позволяет выбирать крутизну до третьего порядка как для ФНЧ, так и для ФВЧ. Car PC программно реализует только задержку в левом канале, эквалайзер не используется. Некоторые могут спросить: почему, имея такую возможность, я не задействовал многоканальный аудиовыход для полностью поканального усиления? Отвечу: в моих планах — переделка системы на формат Deep Stereo, для которого требуются только три выходных канала. Но об этом я расскажу в своё время.
Установка
Миниатюрные AV 3.0 не создают проблем при инсталляции благодаря небольшим размерам магнита, что даёт монтировать их в передние стойки. Малое значение Vas позволяет размещать головки в небольшом объёме, который рекомендуется изнутри покрыть звукопоглощающим материалом, чтобы избежать воздействия отражённых волн на тыльную сторону диффузора.
Звучание
После настройки уровней и частот раздела на кроссовере я начал прослушивание с комп иляции, выпущенной B&W под названием «Access'93»- С технической точки зрения — очень хорошая запись (о художественной стороне я умолчу), и на ней сразу выяснились выдающиеся аналитические возможности AV 3.0, детальность звучания и передача объёма.
Очень приятно и естественно звучал голос на записи «Norah Jones Blue Note A Story of Jazz Vol.3», с массой деталей в среднечастотном регистре. Красивое звучание фортепиано стало возможным благодаря точному сопряжению фаз, в результате средние частоты были нераздельны от верхнего баса. На композиции Бобби Мак-Феррина «Spain» вступление прозвучало ярко и открыто, как и было записано. Впечатлило то, что тональный баланс сохранялся даже на высоких уровнях громкости, это же относится и к динамике и передаче атаки. Великолепная линейность АЧХ мидбаса и среднечастотника в этой комбинации позволила поэкспериментировать с частотой раздела, с начального значения 250 Гц я поднял её до 400 Гц, при такой настройке AV 3.0 ещё лучше стал передавать вокал на записи Mina e De Andre, ещё более улучшилась ясность звучания. Результаты вдохновили меня на продолжение теста с ещё более трудным материалом, где нередко акустике трудно передать ритм исполнения. Из сборника студии Concord я выбрал песню Pete Escovedo «La Cuna», насыщенную быстрой игрой на ударных и перкуссии, размещённых по всей ширине сцены. Маракасы, бонги, барабаны, треугольники и колокольчики были воспроизведены чрезвычайно реалистично, чётко и чисто, без намёка на искажения до пределов, заданных использованным усилителем. Этот среднечастотник — идеальный партнёр для двухполосной системы Voce AV К6, получившей в этом году титул EISA «Автомобильная акустика 2010-2011.
ИДЕАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР ДЛЯ ДВУХПОЛОСНОЙ СИСТЕМЫ VOCE AV К6
РАЗМЕРЫ
A: 88 мм, В: 46 мм, С: 37,5 мм, D: 40,5 мм
Монтажное отверстие: 73 мм
Audison — итальянский производитель, и все работы, от проектирования до производства, осуществляются в Италии. Вместо закупки комплектующих на Востоке, как это теперь делает подавляющее большинство производителей, Audison предпочитает идти по более трудному, но и более почётному пути. Персонал фабрики в городе Потенца Пичена имеет в своём распоряжении самое современное оборудование и обладает исключительно высокой квалификацией. Этот динамик — в каком-то смысле вершина разработок компании последних лет, и всё в нём направлено на достижение самых высоких показателей. Диффузор AV 3.0 изготовлен из смеси целлюлозных и хлопковых волокон по специальной технологии, обеспечивающей готовому материалу повышенное внутреннее демпфирование. Аэродинамика корзины устраняет окрашивание звучания, вызываемое паразитными отражениями от тыльной стороны диффузора. Неодимовый магнит позволяет достичь высокой энергетики при небольших размерах. Резонансная частота — невысокая для среднечастотника, меньше 120 Гц, а ход импедансной кривой выдаёт присутствие кольца Фарадея на центральном керне магнитной системы. Измерения выявили высокое значение механической добротности, обеспечивающей скоростные характеристики диффузора, этому способствует и тройной гофр подвеса, свободный от недостатков традиционного полукруглого гофра. АЧХ по оси излучения имеет тенденцию к подъёму к верхним частотам, в результате даже под углом 45 градусов (синяя кривая) диапазон работы головки простирается до 6 кГц, единственный заметный всплеск на 3 кГц может быть устранён с помощью режектора в фильтре. Небольшая масса подвижной системы и мощный магнит дают возможность получить чувствительность более 87 дБ (2,83 В), а развиваемое неискажённое звуковое давление превышает 100 дБ на частотах выше 500 Гц, доходя до 120 дБ на более высоких частотах. Приведённые кривые гармонических искажений при уровне звукового давления 100 дБ позволяют определить рациональное значение нижней частотной границы, обеспечивающее наиболее эффективное применение головки. С использованием фильтра Ликвица второго порядка эта граница составляет 500 Гц, применение фильтров с большей крутизной позволит сдвинуть нижнюю частотную границу ниже, при этом в пределы рабочего диапазона AV 3.0 попадёт весь спектр мужского голоса.
ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Диаметр диффузора 66 мм
Re 3 Ом
Fs 160 Гц
Vas 0,38 л
Mms 4,4 г
Cms 0,24 мм/Н
Bl 4,05 Тм
Qts 0,64
Qms 4,70
SPL 93 ДБ
Xmax 2 мм
Мощность 50 Вт
Импеданс 4 Ом
Цена в Италии 126 евро (за пару)
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Корзина: трёхспицевая, литой алюминий
Диффузор: целлюлоза с хлопковым волокном, демпфирующее покрытие, центральный колпачок V-Cone
Подвес: тройной гофр из бутилкаучука
Магнит: кольцевой неодимовый
Звуковая катушка: диаметр 25 мм, омеднённый алюминиевый провод
Вентиляция: через магнит и окна за центрирующей шайбой
Контакты: «лепестки» шириной 4,8 мм
Аксессуары: две решётки с сеткой или без, крепёжные винты
ИЗМЕРЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Частота резонанса 117,92 Гц
Сопротивление постоянному току (при 100 мА) 3,09 Ом
Диаметр диффузора 65,0 мм
Максимум импеданса 64,281 Ом
Полная добротность Qts 0,604
Электрическая добротность Qes 0,635
Механическая добротность Qms 12,566
Эквивалентный объём Vas 0,827 л
Силовой фактор В1 3,496 Тм
Масса подвижной системы 3,338 г
Гибкость подвеса 0,530 мм/Н
Механическое сопротивление 0,2 КГ/С
Источник: журнал Автозвук, 11/2010. Роберто Палоккиа, измерения Жан-Пьеро Матараццо
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)