А ведь исходное значение слова совершенно аполитично, это — самая высокая вершина (тавтология неизбежна) горного узла или массива. Вершин в нём может быть много, на то и узел (или массив), но одна превосходит остальные. Пример: в Гималаях есть «восьмитысячники» Лхоцзе, Чо-Ойю, Дхаулагири или, скажем, Шиша-Пангма, но саммитом среди всех остаётся Эверест.Саммит, по поводу которого (а не на котором, как президенты или альпинисты) мы здесь собрались, удовлетворяет формальному определению даже с неожиданными аллюзиями. Во-первых, потому что это — самая претенциозная модель самой высокой серии знаменитого акустикой «горногомассива» Morel. Фирма, как известно, израильская, а это делает саммит ближневосточным. А упомянутые в самом начале «шестёрки», действительно, стоят в некотором отдалении, этот калибр в составе комплекта не применяется. Больше — есть, меньше — тоже, а самого распространённого, 6 — 6,5 дюйма — нету. Близлежащие вершины принадлежат серии Elate 3-Way, с номерами 5 и 6, что, понятно, обозначает калибр низкочастотника. Есть ещё Elate 2-Way, и тоже 5, 6 и 9. Последний — типа «восьмитысячник», но не саммит. Саммит — трёхполосная акустика Elate 9 З-Way с 9-дюймовым басовиком, купольным среднечастотником и пищалкой.Фундамент комплекта — действительно 9-дюймовый низкочастотник, традиционной для Morel (и мало для кого ещё) конструкции с обращенной магнитной системой, только теперь диффузородержатель — литой, довольно хитрой формы, а тыльная сторона центрирующей шайбы закрыта полупроницаемым (для воздуха) конусом, корректирующим механическое демпфирование диффузора на манер известных по имени, но до сих пор малоизведанных с точки зрения практического применения панелей акустического сопротивления (ПАС). Ещё одно акустическое сопротивление — вставка в отверстии магнитной системы, по терминологии фирмы это называется C.A.R. (Controlled Acoustic Resistance).Этажом выше (по шкале частот) — купольник CDM54, изделие, ставшее классическим и не без оснований претендующее на звание лучшего излучателя такого типа в индустрии. Его с разной степенью успеха копируют другие производители, но в отличие от скрипок итальянских мастеров XVII века, секрет которых разгадали на рубеже XX и XXI, тайна израильских мастеров купольных среднечастотников остаётся нераскрытой. Из явных особенностей конструкции обращает на себя внимание применённое и здесь акустическое сопротивление — вставка из материала наподобие войлока на заднем торце корпуса. С ним потом разберёмся, для этого нужны приборы, а не зоркий глаз.Elate 9 З-Way укомплектована пищалкой МТ23, верхней в гамме компонентов Morel этого назначения, если не считать Supremo, которая, надо думать, никогда в состав готового комплекта не войдёт, уж слишком специальная вещь (вы не видели? Ну посмотрите: «A3» №10/2002, с. 98 и дальше). Традиционно это купол несколько увеличенного по сравнению с наиболее распространённым диаметра (27 мм против 25), с не менее традиционным апертурным телом в виде трёхлучевой звезды. Ещё одно средство коррекции заключено в геометрии установочных чашек, там приподнятые бортики по периферии купола призваны поднять отдачу на нижних (для пищалки) частотах рабочего диапазона.Теперь — кроссовер, который, как известно — душа многополосной акустики и который, как известно, пусть не так широко, долгое время был у Morel как-то вне поля приоритетного внимания. Теперь они отыгрались: кроссоверы Accuset MX-33 необычны не только тем, что имеют собственное имя, и даже не формой ажурных литых корпусов: теперь это действительно сложная и интересная конструкция. «Снять» схему по разводке печатной платы в этот раз нам не удалось, плата закреплена в корпусе заклёпками, а высверливать их, не будучи собственниками — дело противоправное. Многое, однако, можно заключить по компонентам и электрическим реакциям на испытательный сигнал. В общем, так: по умолчанию из четырёх фильтров (столько их должно быть в трёхполосной акустике: ФНЧ для басовика, ФНЧ и ФВЧ для среднечао тотника и ФВЧ для пищалки — получается четыре, мы сами пересчитывали несколько раз) три — второго порядка, а один (ФВЧ среднечастотника) — первого, то есть по нашей терминологии формула кроссовера II + (I + II) + II. Но если от умолчания перейти к реальным возможностям кроссовера, то мы увидим: помимо раздельных аттенюаторов для ВЧ и СЧ-головок (+2/0/-2 дБ), оба фильтра, отвечающие за раздел СЧ и ВЧ-полос, могут быть переключены из второго в первый порядок. Переключение производится джамперами, независимо, в ито ге перечень возможных крое северных «формул» расширяется вчетверо: плюс к умолчанию можно получить II + (I + I) + II или же II + (I + II) + I, или же II + (I + I) + I. Вроде всё... Нет, не всё: разумеется, на кроссовере предусмотрена возможность запитывать басовик и связку СЧ-ВЧ от отдельных входов, а значит, и от отдельных усилителей, было бы желание.
Пользуясь относительной свободой, которую предоставляют рамки рубрики (когда не просто, а «с докладом»), в тонкостях работы многоствольного кроссовера мы разберёмся позже, а сейчас послушаем, как звучит акустика в основном варианте включения. Здесь у нас есть интересный тестовый приём: если во время прослушивания автомобильной акустики в студию заходят наши соседи из «домашнего» аудиожурнала и спустя некоторое время задают самый традиционный для домашнего хай-энда вопрос: «Сколько стоит?», это означает, что акустика стоит дорогого, независимо от того, сколько в буквальном исчислении. Фактическая ценность в этом случае определяется временем между приходом коллег и выдачей ожидаемого вопроса. Чем больше — тем, значит, лучше звучит по меркам «домоседов». В этот раз коллеги не уходили долго...
На стандартной же тестовой программе рояль прозвучал с небольшими призвуками на верхней середине, но очень прозрачными и ненавязчивыми. Бас, издаваемый 9-дюймовой головкой, вышел ожидаемо глубоким, хотя, как показалось, атака была несколько смягчена, щелчок басового барабана показался недоработанным. Очень впечатлила флейта, мягкая и чёткая одновременно, почти осязаемая, но без тени вульгарности. Вторичные, как бы вспомогательные детали в звучании саксофона стали более ясно слышимыми, когда мы перевели фильтр пищалки в позицию 6 дБ/окт. Очень живым, но не в ущерб мягкости, услышался вокал, отлично отыграли скрипки.
Верхние частоты при прослушивании в стороне от оси приобрели более выраженную окраску, причём это мало зависело от выбранной конфигурации фильтров. Нам показалось, что акустика лучше звучит «в лоб».
Звуковую сцену Elate 9 формирует, надо признать, исключительно, она явно выходит за ширину фактической стереобазы и очень ясно эшелонирована, что было особенно слышно на «Аудиодокторе». Этот же диск показал (дорожка №11), что атака равномерно смягчена. Линейность по динамике, возможно, и не идеальна (дорожка №13), но огрехи в динамике удавалось заметить только в начале трека, на pianissimo, до самого бурного конца фонограммы не терялось един-звуковой картины и музыкальный смысл исполняемого.
Допустимая мощность RMS, Вт 200 + 100
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 65 — 21000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 86
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,713
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 63 — 125 Гц), % 3,24
Параметры Тиля — Смолла
НЧ СЧ ВЧ
Частота
резонанса Fs, Гц 44,2 400/800 1620
Эквивалентный
объём Vas, л 42/1 - -
Полная
добротность Qts 0,372 - -
Помучаем Elate 9 на стенде, пришла пора. Нелинейные искажения оказались весьма низкими в основном диапазоне, да и на басах не пугающие, притом что нижнюю частотную границу из уважения к калибру басовика мы опустили до 63 Гц. . Чувствительность находится в диапазоне ожиданий, без сюрпризов. Теперь о том, что нам могут поведать графики.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Morel Elate 9 3-Way
ПОЧЕМ
$754
ЭТО — ПЛЮС
Великолепное звучание
Широкие возможности настройки
Низкие искажения
ЭТО — МИНУС
Непростая установка
ОДНИМ СЛОВОМ...
Саммит. Несомненно
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 9
Звук 9
Итог 43
Источник: журнал Автозвук, 04/2005. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro