ЧЁТ-НЕЧЕТ
Правило имени великого математика (или популярной профессии) отличается простотой и решительностью. Оно предписывает: если последний разряд 5, округлять в сторону ближайшего чётного целого. В этом случае 7,45 после округления превращается в 7,5, а 8,45 — в 8,4. Кто хочет стать бухгалтером или Гауссом, берите на вооружение.
В акустике 165КЗР специалисты Focal Audiomobile впервые в практике мобильного звука занялись округлением и сделали это против правила. Округление в этой акустике выполняется одним движением переключателя (в смысле двумя, в каждом канале, но это само собой). Было 2,5 полосы — стало... впрочем, погодите.
В отечественной литературе про саr audio термин «2,5-полосная система» утвердился, в том числе отчасти и нашими усилиями, применительно к фронтальной акустической системе с тремя излучателями в каждом канале, где НЧ-головка работает от своего канала усиления и фильтруется активным кроссовером, а СЧ и ВЧ-излучатели висят на общем канале, подключённые к нему через пассивные фильтры. Схема популярная, но мало кто вспоминает, что в домашнем аудио термин «2,5-полосный» жил задолго до этого и продолжает жить в совершенно ином виде.
Речь идёт о колонках с двумя низкочастотными головками и одной пищалкой в каждой. Примерно половина такой акустики (чаще всего — напольной, в полочниках двум вуферам тесно) делается по схеме Д'Апполито, где НЧ/СЧ головки работают как одно целое, соединенные, как правило, параллельно. Другая половина выполнена по 2,5-полосной схеме. В ней на совсем низких частотах басовики излучают одновременно и одинаково, а выше один затихает, под действием фильтра нижних частот, через который он подключен, и на средних частотах работает только один мидвуфер, здесь он уже среднечастотник.
Обе схемы мирно сосуществуют, потому что, как очень часто случается в мире аудио, у каждой свои достоинства, а как следствие — свои поклонники. У схемы, предложенной когда-то Джозефом Д'Апполито, очень радостные характеристики направленности в вертикальной плоскости, что важно в домашнем аудио, а у 2,5-полосной своё преимущество: на СЧ работает только одна головка, что ближе к вожделенной концепции точечного излучателя. В принципе, нечто вроде схемы Д'Апполито, только для иных целей, строят и у нас, имеется в виду двухполосная фронтальная акустика со сдвоенными мидбасами. Получается, что в домашнем аудио действуют по бухгалтерскому правилу: одна и та же колонка может иметь число полос 2,5 или округлиться в 2 полосы при использовании схемы имени дяди Джозефа («дядя Джо» про классика как-то неудобно). Focal пошёл против правил. Заветный переключатель в кроссовере 165КЗР округляет 2,5 до 3.
Le ЖЕЛЕЗО
Акустика состоит в общей сложности из четырёх 165-миллиметровых мидбасовых головок, двух пищалок и четырёх блоков кроссоверов. Мидбасовые головки одинаковы по калибру, но не по конструкции и, как позже выяснилось, по параметрам. Рама диффузородержателя и арматура магнитной системы у них одинаковы и по качеству изготовления равных в нашей индустрии найдут либо мало, либо никого. Похожи и собственно конуса диффузоров — из кевларового сэндвича, очень жёсткие. Наиболее зримое отличие — в том, что у одной головки в центре диффузора традиционный колпак, а у второй колпак отсутствует, зато на его месте поселилась выточенная из алюминия фазовыравнивающая «пуля». Только очень внимательный (предельно внимательный) наблюдатель обнаружит, что центрирующие шайбы, звуковые катушки и подходящие к ним провода тоже немного разные. Упоминаю о сём с целью убедиться, что Жак Мауль (или лица, им специально нанятые) действительно сделали две разные головки, а не нанесли разный грим на одну и ту же.
Пищалки — другая разновидность классики фирмы. Вогнутый купол — из металлокерамики титан/окись титана, по периферии купола — звукопоглощающее антидифракционное кольцо, перед ним — фазовыравнивающее тело в виде «мостика», поворотом которого вокруг оси пищалки можно в известных пределах влиять на характеристики направленности.
Двойной комплект кроссоверов, собранных в одинаковых, с металлическим литым основанием и прозрачными крышками, корпусах, разделяется по специализации. Один блок (в каждом канале) — для работы с «чисто басовиком» — головкой с центральным колпаком на диффузоре, другой включается на выход первого и раздаёт сигналы на второй басовик-среднечастотник и пищалку. «Нижний» кроссовер — это могучие катушки на железных сердечниках и конденсаторы таких номиналов, в каких плёночные просто не живут. «Верхний» кросс — это уже воздушные катушки и плёночные конденсаторы.
Степеней свободы при работе с 165КЗР предусмотрено немало. Главная из них — это выбор числа полос. Выбор делается путём перевода переключателя из положения Н (3 полосы) в положение F (2,5) и изменения полярности подключения остальной части системы, что связано с дополнительным поворотом фазы сигнала при введении ФВЧ среднечастотника. Однако свобода этим не исчерпывается. В «верхнем» кроссовере предусмотрена регулировка уровня сигнала на ВЧ-головке и переключатель, названный Mid Flat — Mid High. По идее конструкторов, он может понадобиться в случае излишнего звукопоглощения в салоне и, как можно было уже догадаться, поднимает уровень на средних частотах.
Le ЗВУК
К прослушиванию акустики такой архитектуры мы, по идее, должны были бы быть неподготовлены материально: тестовые боксы рассчитаны на установку только двух крупных мидбасов. Однако ещё к прошлому номеру нам пришлось в срочном порядке расширить «ящичную базу», поскольку «на ковре» была акустика с двойными мидбасами.
Звук полной системы оказался очень домашним. Он, в отличие от даже очень хорошего автомобильного, был большим, обволакивающим. При этом речь не идёт о расплывчатости, напротив, рояль, например, слышится по-настоящему большим и могучим, но каждая нота чётко сфокусирована на сцене. Очень реалистично, даже пугающе реалистично звучат мужские голоса. У женского вокала отменная артикуляция, обаяние верхнего регистра, но некоторая нервозность в громких гласных.
Вопросом отдельного исследования стало сравнение «полосных» режимов. Интуитивно мы чувствовали, что единого предпочтительного варианта не будет, хотя бы потому, что если бы он был, за каким чёртом надо было предусматривать возможность переключения их трёхполосного режима в 2,5-полосный? Выбор оказалось сделать непросто. В условиях комнаты прослушивания даже более скупой на бас 3-полосный вариант низких частот давал вполне достаточно, рельеф баса оказался близок к идеалу, атака была лишь чуть смягчённой. Перебросив волшебный переключатель в положение F (и перекинув провода согласно наставлению), баса получили совсем много, для домашнего прослушивания — слишком много, но нельзя забывать, что не для дома эта акустика предназначается, в машине мидбасовый форсаж более чем уместен, если только слушать приходится не на месте с заглушённым двигателем, а на ходу. В то же время показалось (и объяснимо показалось), что локализация образов в 3-полосном варианте была лучше.
Верха в нашей инсталляции было только-только, аттенюатор пищалки прочно занял верхнюю позицию, на этот счёт в инструкции к акустике есть комментарий, говорящий, что система оптимизирована для случая размещения пищалок ближе к слушателю, нежели расположены мидбасы обеих специализаций. У нас же расстояние было одинаковым. По качеству же ВЧ звучали очень интересно, разве что при лобовой ориентации твитеров звучание казалось несколько излишне острым, развернув пищалки от оси, удалось с этим совладать.
Чувствительность, измеренная для двух схем включения, различается в силу повышения отдачи на низких частотах. Разумеется, в таблице, приводимой производителем, указаны совсем иные цифры, но так всегда и бывает: изготовители не сообщают, снималась ли чувствительность при 1 Вт или при 2,83 В (в ходу обе нормы). Последнее означало бы, что акустика, включённая в 2,5-полосный режим, получает 4 Вт мощности. Параметры Тиля — Смолла, измеренные в лаборатории, довольно близки к тем, что прилагались к акустике. Оба мидбаса — жёсткие и в случае работы на общий объём (как и полагалось бы в схеме 2,5-полосы) могут работать на одну дверь вдвоём. В 3-полосном режиме для СЧ-головки полагалось бы выгородить изолированный объём, и при таком значении Vas он может быть небольшим, даже в 4 л динамик доиграет до 120 Гц, а кроссовер его режет на 300.
Максимальная/номинальная мощность Вт (по данным изготовителя) 400/200
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 65 - 22000 *
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150—15000 Гц) 85,5/87,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,785
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 63 — 125 Гц), % 4,31
*Предел возможностей измерений.
Параметры Тиля — Сполла
Частота резонанса Fs, Гц Эквивалентный объём Vas, л Полная добротность Qts
НЧ 67,2 9,48 0,689
НЧ/СЧ 83,3 7,35 0,581
ВЧ 1810 - -
График импеданса в двух режимах. Самым логичным образом 2,5-полосная акустика, в которой мидбасы на низких частотах оказываются включены параллельно, становится там 2-омной. Однако в обоих режимах выше частоты основного резонанса характеристики нельзя не признать образцовыми: обратите внимание, до самого верха акустика демонстрирует индуктивный характер нагрузки, кривая электрической фазы живёт выше оси 0 градусов. А это для усилителя очень даже благоприятно. |
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Focal 165K3P
ПОЧЕМ
971 евро (это типа $1250)
ЭТО —ПЛЮС
Уникальная гибкость и роскошные характеристики
ЭТО —МИНУС
См. пункт «Почём». Но это — всё
ОДНИМ СЛОВОМ...
Лучшее округление современности
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 9
Звук 9
Итог 43
Источник: журнал Автозвук, 01/2005. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro