Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковёр! Четырёхканальный усилитель Eton PA 800.4 Конечная ступень.

    Всем известное английское словосочетание Power Amplifier в немецком варианте должно было бы выглядеть как leistungverstarker. Сами немцы, доведённые до изнеможения длиной слов в своём языке, предпочитают более компактное Endstufe. Уже легче... Тут уже можно не притворяться, что знаешь немецкий. End — он и есть end, в Stufe можно, прищурившись, усмотреть следы английского step или stage. Во втором случае понятно: «выходной каскад». А в первом? Тогда получится, как в заголовке, и не без оснований. Мы с вами привыкли считать конечными ступенями усилителестроения итальянские «Тезисы» — там уже, действительно, можно лишь отбавлять, добавить нечего. Но, согласитесь, хочется верить, что можно бы найти и другую ступеньку — пусть не такую пафосную в плане цены и всего остального, но чтобы тоже «до конца». Неизвестно, руководствовались ли разработчики усилителей Eton верхней серии РА такими соображениями, на сайте информация подаётся скупо и чисто по делу: вот вам ватты, герцы и децибелы — кто знает, тот поймёт. Правда, для тех, кто не очень в этом всём ориентируется, сказано про Hi-End Quality, а в характеристике серии присутствует слово «легендарный». То есть обязательная программа по части пафоса выполнена. По части цены — это как посмотреть. Тратить такие деньги за заурядный аппарат, конечно, смысла нет — его можно приобрести и вшестеро дешевле. А ежели незаурядный, то цена выглядит солидно, с достоинством, но без особого вызова. Насколько она уместна, нам предстоит выяснить уже очень скоро.
    Начнём с конструкции. Её отличительная особенность в том, что радиаторы с парой вентиляторов, все соединители и настройки находятся внутри контура корпуса, а во внешнем кожухе сделаны щели, обеспечивающие и доступ к зажимам, и циркуляцию воздуха. Кстати, два вентилятора включаются по мере необходимости, в ходе испытаний такая необходимость не возникла ни разу, что говорит о немалом резерве системы охлаждения. Силовые зажимы рассчитаны на кабель до 8 мм в диаметре, выходные зажимы могут принять акустический кабель до 4/5 мм. Маркировка настроек, переключателей и гнёзд мелкая, зато исчерпывающая, в частности, гнездо дистанционного регулятора обозначено не безликим Remote, как обычно, a Remote volume/Only Low Pass. И сразу становится ясно, что дистанционный регулятор управляет именно уровнем, и только при включённом фильтре НЧ. Предохранитель внешний, номинал вставки 150 А. Фильтровое вооружение в каналах Front и Rear одинаковое. Вы можете независимо включить фильтр ВЧ с диапазоном перестройки (в две ступени) от 20 до 200 либо от 400 до 4000 Гц, и/или фильтр НЧ с диапазоном от 40 до 400 либо от 800 до 8000 Гц. Диапазоны перестройки широчайшие. С другой стороны — непонятно, из каких соображений авторы сделали «пробелы» в полосах. Например, в трёхполосной системе частота раздела НЧ/СЧ в районе 250 — З00 Гц вовсе не редкость, а здесь кроссовер такую возможность не предоставляет. В каналах Rear предусмотрен также плавный регулятор фазы (с функцией его обхода), и на них же распространяется действие дистанционного регулятора. Аппарат может работать с двумя входами — без разницы, Front или Rear, входные гнёзда в этом режиме соединяются попарно. Любая пара каналов включится и мостом, при этом активны входы L и R, как в басовом усилителе. Да, я забыл сказать — регулятор чувствительности также имеет две ступени (Low/High). Результаты измерений мы, как всегда, оставляем на закуску (а там будет чем полакомиться). Пока шли контрольные замеры, настал вечер, в декабре он всегда длинный, как мы заметили, но в данном случае его длины не хватило... Источником у нас с некоторых пор исправно служит «домашний» проигрыватель Bryston BCD-1, послужит он и на этот раз. Между ним и испытуемым включена предварительная секция итегральника Bryston o-SST. Акустический кабель — топовая модель Legacy. Акустику Monitor Gold 20 менять нет смысла, колонки с таким разрешением ещё поискать. От предусилителя к усилителю мощности ставим для начала межблочник из посеребрённой бескислородной меди. Источник соединён с предусилителем кабелем Monster. Набор дисков претерпел минимальные изменения, мы добавили в него запись цыганско-румынского духового ансамбля — как оказалось, темпераментная мешанина изрядного количества инструментов является для усилителей тяжёлым испытанием. Список получился такой: 1. lag Bari, «Fanfare Ciocarlia». Piranha Musik Berlin, 2001. 2. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003. 3. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991. 4. «Silence Technology Test Disc. Audio div.». Matsushita, 1990. 5. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан. С поднятия «тяжести» [1] мы и начали. Сразу отмечаем незаурядную динамику — на втором треке записано потрескивание поленьев в костре, его правдоподобно передать мало какому усилителю удаётся. Eton справился с этим заданием с завидной лёгкостью, было ясно слышно, что поленья сухие, а значит (это уже логика, а не акустика), цыгане их где-то сперли, а не нарубили в лесу. А вот с дудками немного не сложилось — вроде всё на месте, но не чувствуется воздуха, который по определению должен присутствовать в этих инструментах, и тембры кое-где резковаты. Меняем кабель между источником и предусилителем. Резкость исчезла, звучание стало более цельным. Многоголосье на четвёртом треке диска [5] не сливается в общий гул, но те голоса, которые записаны чуть громче, усилителем акцентируются, он старается их выделить. Вообще убираем предусилитель (вместе с кабелем), источник подключаем напрямую, а громкостью управляем с помощью регулятора чувствительности усилителя. Исчезли лишняя яркость и акцент на фронтах. Ещё раз обращаем внимание на нешуточную динамику — на этот раз у акустической гитары [3], трек 10. Но всё равно цельности звучания недостаёт. Однако поздно уже... На сегодня хватит. Наутро вновь включаем усилитель и с полчаса гоняем первый попавшийся диск. И опять слушаем... В общем, можно было догадаться и накануне: то, что Eton играл интереснее с каждым новым кабелем, означало на самом деле, что он разминался. И вот теперь придраться к нему стало куда труднее. Внушительная, но не нарочитая динамика, разрывы фейерверка ([4], трек 13) передаются с лёгкостью, граничащей с небрежностью. Японские барабаны тоже кажутся лёгкими, а между тем струя воздуха из фазоинвертора «Мониторов» ощущалась даже с двух метров. А церковный колокол (там же, трек 12) менее подготовленного слушателя мог бы заставить вскочить с кресла. Заметить хотя бы лёгкую подкраску тембров не удалось, а уж мы старались, поверьте. Словом, усилитель явно не проходной и явно не заурядный. А насчёт денег — не такие уж они и большие. За это... Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 159/281 Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, Р = 0,1 Рmах, 4 Ом/2 Ом), % 0,032/0,038 Входная чувствительность, В 0,42 — 8,6 Отношение сигнал/шум, дБА 97 Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 78/6/ Диапазон частот (+о/-1дБ), Гц 10,0 — 112000 Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 32,7 Ток холостого хода, А 1,3 Габариты, мм 450 х 270x51 Интересное дело, измеренные показатели мощности совпали с заявкой (154/286 Вт) буквально, 2,5% разницы туда-сюда всё равно что ничего. Это, во-первых, означает, что изготовитель пользует тут же методику, что и мы, а во-вторых, что напряжение питания совпало тоже буквально, с точностью до 0,1 В. По большому счёту это получается, лишь когда усилитель работает от стабилизированного источника. Насчёт этого немцы ничего не говорят, так что пришлось подвергнуть гипотезу испытанию. Опыты показали: действительно, при изменении напряжения питания от 14,4 B и примерно до 11,5 В (вниз) максимальная выходная мощность не меняется, а ещё через полвольта срабатывает одна из подсистем защиты усилителя — от недостаточного напряжения питания, для стабилизированного источника это необходимость, иначе он надорвётся (по току), пытаясь из жалкого первичного сделать то же самое, предписанное ему, вторичное. Кстати, на полезность стабилизированного источника питания есть (как всегда) две точки зрения. Противники говорят, что стабилизация уменьшает КПД усилителя — и правильно говорят, в нашем случае этот показатель, действительно, процентов на 10 ниже обычного. Ещё они говорят, что буферные ёмкости нестабилизированного источника способны выдать более высокие пики тока. Может быть, отвечают сторонники стабилизации, не забывая при этом напомнить, что в случае стабилизированного источника питания всё это будет сделано неизмеримо точнее, а значит, макродинамика сигнала сохранится в первозданном виде. И прибавляют: стабилизированный источник не пропускает к усилителю «мусор» широкого частотного спектра, который далеко не лучшим образом влияет на прозрачность звучания. К какому лагерю относятся конструкторы РА 800.4, теперь известно. Теперь обратите внимание на форму зависимостей КНИ от выходной мощности: при изменении импеданса нагрузки вдвое график просто сдвигается параллельно сам себе, причём при переходе от 8 Ом к 4 Ом максимальная мощность удваивается строго математически, а на 2-омнои нагрузке прирост составляет 77%.
    Прямоугольный сигнал (20 кГц) в исполнении РА 800.4 и есть прямоугольный. Заметим: у большинства усилителей так не получается. Ну и такой скорости нарастания у них тоже нет. Даже близко. При подключении ёмкостной нагрузки ток потребления возрастает на четверть, на выходе появляются колебания частотой 450 кГц и стартовой амплитудой 40 — 60%. При довольно большой амплитуде этого достаточно, чтобы сработала схема защиты. Так что второй график нам удалось получить лишь при выходной мощности 9 Вт (масштаб по оси Y вдвое уменьшен — 5 В/дел.). К основным техническим характеристикам придраться трудно. Спецификации изготовителя мы принципиально не публикуем (для этого есть Интернет), но, можете поверить, «у них» почти то же, что и у нас. На этот раз фазочастотные характеристики мы привели на отдельном рисунке. С включением фазового регулятора полярность сигнала меняется на обратную. Собственно регулятор изменяет фазу примерно на 90 градусов (немного меньше). В частности, на 100 Гц мы получили 96 градусов («0») и 178 градусов («180»). Частота среза фильтра ВЧ перестраивается от 21,0 до 195 Гц или от 411 до 3890 Гц, здесь у нас классический Баттерворт с крутизной спада 11,7 дБ/окт. Фильтр НЧ можно перестраивать от 46,0 до 427 Щ или от 820 до 7930 Гц. Тут добротность пониже, измеренная крутизна спада 10,8 дБ/окт. Характеристики фильтров стабильны, но наличие «мёртвых зон» (196 — 410 Гц и 428 — 822 Гц) мы считаем минусом. ЛИЧНОЕ ДЕЛО ЧТО Четырёхканальный усилитель КТО Eton PA 800.4 ПОЧЕМ 26700 руб. ЭТО — ПЛЮС Дистанционный регулятор Работает с 4/2 входами Солидная мощность Достойные технические характеристики ЭТО — МИНУС Пробелы в диапазонах фильтров Нет басового регулятора ОДНИМ СЛОВОМ... Eton. Der Endstufe РЕЙТИНГ Мощность 9 Технические характеристики 9 Оснащённость 8 Фильтры 8 Удобство установки 8 Итог 42 Источник: журнал Автозвук, 01/2011. Петр Хохлов, измерения Юрий Евтушенко.
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Eton PA 800.4
    Eton PA 800.4
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa