Первое имя самого главного автомобиля в истории германии, между прочим, было не volkswagen, а вовсе даже kraft durch freude — «Сила через радость».
Упрощая, будем считать, что радость — это качество звучания, а сила, разумеется — звуковое давление. Если бы не засилье английского на этой планете, формула могла бы лечь в основу номенклатуры сабвуферов Eton. Может, ещё ляжет, если им кто-нибудь переведёт...
В производственной программе Eton всего две серии сабвуферных головок (не считая «ящичных» сабвуферов, головки для которых сами по себе не продаются). Серия HEX продолжает добрые фирменные традиции головок с сотовым диффузором, это — качество звучания, радость. Серия Force (Kraft, сила) появилась менее трёх лет назад, и первоначально в неё входили только головки калибра 12 и 15 дюймов (F12 и F15). Потом серию расширили... Думаете, вниз? Казалось бы, это логично, как-никак «десятки» рынок принимает исправно. Но только не для силы, а для радости (в нашей системе переменных). Миниатюрные эспиэльные головки как-то не привились. И серию расширили вверх, Eton стала одной из немногих компаний (и, возможно, единственной в Европе), выпускающих автомобильные головки размерности 18 дюймов. Мне остаётся лишь порадоваться, что нам не прислали F18. Хотя с другой стороны, как уже было отмечено, в динамиках большого калибра масса как бы распределённая и не так остро воспринимается изношенной мускулатурой.
В младшем сабе из серии Force, 12-дюймовом, масса очень даже сосредоточенная, и набралось её 22 кило. Центром сосредоточения, как водится, стал магнит. Диаметр его 220 мм, высота, согласно Technische Daten, 20 мм. Тут составители описания ошиблись (как выяснится позже, не в последний раз), на самом деле под резиновым чехлом скрывается магнит тройной высоты, что такое «тройная», не забыли? Берём калькулятор, вводим сначала «20», потом косой крестик, вот такой — «х», потом «3». Теперь нажимаем на «=» и видим перед собой фактическое значение высоты магнита.
Естественно, для того, чтобы надёжно зафиксировать такой магнит, корзина тоже должна больше ассоциироваться с Kraft, нежели с Freude. Так оно и есть, но благодаря выбранной форме литья, а может, элегантной проточке шести пар спиц корзина не выглядит тяжеловесной. Конечно, в корпусе предусмотрены окошки для вентиляции звуковой катушки, они тоже расположены парами, и их столько же, сколько и спиц. Диаметр осевого отверстия 30 мм, при 75-миллиметровой звуковой катушке это не так и много. Ширина подвеса из вспененного полиуретана (28 мм), для эспиэльной головки не запредельная. В сечении подвес имеет форму полуэллипса, такие подвесы допускают более значительный ход диффузора. Изготовитель приводит подробную спецификацию головки, в том числе указана длина катушки (54 мм) и высота магнитного зазора (27 мм). Стало быть, ход диффузора, ограниченный линейностью, тоже 27 мм, не путайте это значение с максимальным ходом, лимитированным возможностями подвеса, этот ход будет существенно больше, но уже без претензий на линейность, когда речь идёт о силе (в смысле SPL), важно второе значение, когда о радости (SQ) — первое. Дополнительной мерой, способствующей выживанию динамика при силовых упражнениях, служит усиление стыка подвеса с диффузором двойной строчкой. Решение, когда-то появившееся на берегах озера Бумер, в наши дни победно шествует по свету, и Новому, и Старому. Не знаете, где озеро Бумер? Да ладно вам... В городе Стиллуотер, штат Оклахома. Что значит — Kicker. Что-то я сегодня особенно элегантен в формулировках...
Диффузор двухслойный, жёсткий самым редкостным образом, даже по сабвуферным стандартам. Нижний слой отлит из целлюлозы, верхний слой — ткань, вероятнее всего, из стекловолокна, хотя не исключён и окрашенный кевлар. Углеволокно исключено методом измерения омического сопротивления, известного своей 100-процентной надёжностью. Диаметр жёсткого центрального колпачка 120 мм. Как и подобает эспиэльному монстру, катушка здесь двухсекционная, номинальный импеданс каждой секции 1 Ом, это даёт простор для манёвра именно в контексте силы. Полученный при последовательном включении секций импеданс 2 Ом посилен всем сколько-нибудь солидным басовым усилителям, аппараты чемпионского класса свободно работают и на 0,5 Ом, такой импеданс достигается при параллельном включении секций, для моноблоков соревновательного класса нагрузка 1 Ом — любимый размер, и здесь есть возможность повесить по моноблоку на каждую катушку. Если уж гулять во всю силушку...
Контактных зажимов нет, из сабвуфера выходят две пары проводов длиной около полуметра, которые можно соединить непосредственно с клеммами усилителя, тем самым избежав контактных потерь. По калибру и типажу провода больше напоминают силовые, нежели акустические (которые не для силы, а для радости) . Выводы катушек выполнены по третьему способу, каждый из них зафиксирован во впадинах гофров центрирующей шайбы. С-образного сечения резиновый внешний обод ставится, как вам заблагорассудится, при этом возникает возможность монтажа головки «горшком вверх», что, учитывая телосложение F12, окажется весьма кстати.
Твёрдость мускулов Force 12 мы ощутили сразу и потом даже устроили своего рода аттракцион для сотрудников редакции, предлагая им продавить диффузор «на сколько-нибудь». После первой попытки обычно следует восклицание «Ой!», после следующих, с возрастающим усилием, наиболее часто те же две буквы произносятся в обратном порядке и с большей экспрессией. Для тех, кого утомили мои метафоры и парафразы: подвес тут исключительно жёсткий даже для эспиэльного сабвуфера. С чем это связано и что из этого следует, мы видим по результатам измерений, где сила и радость переплелись весьма причудливым образом.
Номинальный импеданс, Ом 1 + 1
Номинальная мощность (поданным изготовителя), Вт 2000
Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 89,5
Неравномерность АЧХ (ЗЯ, 25 — 100 Гц), дБ 3,9
Средний КНИ (96 дБ, 50 — 125 Гц), % 1,52
Нормированное акустическое усиление (ФИ, 25 — 100 Гц), дБ -0,5
Нормированная чувствительность в салоне (ФИ), дБ/Вт 89
Условный объём оформления, л 21,5
Параметры Тиля — Смолла Заявка Факт
Fs, Гц 39 70,6
Vas, л 30 9,86
Qts 0,45 0,594
EBP, Гц - 112,4
Как уже говорилось, динамик сопровождает очень детальная спецификация. Однако после пролёта с высотой магнита не все цифры воспринимаются с безукоризненным доверием. Сравним заявленные и измеренные параметры Тиля — Смолла. Разница в значении резонансной частоты почти вдвое, эквивалентного объёма — втрое (уже не «почти», а «больше чем»). Любые инсинуации насчёт размятого-неразмятого с гневом отвергаем — настолько параметры не меняются даже тогда, когда сабвуферная головка издаёт предсмертный хрип. Что же касается величины эквивалентного объёма, то это, кажется, абсолютный рекорд для 12-дюймовой головки за всю историю наших тестов, предыдущий принадлежал Cerwin-Vega! Stroker Pro 12 и составлял 10,5 л. Сравниваем параметры уже в деталях. Если бы изготовителю удалось выдержать именно ту жёсткость подвеса, которая была заявлена, резонансная частота действительно была бы около 40 Гц. Однако не сложилось. При этом измеренная масса «подвижки» (203 г) к заявленной (222 г) оказалась близка (9%). Всё в порядке и с «мотором»: силовой фактор при последовательном включении секций составил 14,7 Тл м, если их включить параллельно, должно получиться 7,3 Тл м (при заявленных 5,9). В сравнении с аналогичными конструкциями привод диффузора очень мощный, а масса — намного меньше, чем мы ожидали от специалиста по «силе», нам в этом калибре попадались подвижки с массой больше полкило (сюда относится и уже упомянутый Stroker Pro). Итог: опорная чувствительность вышла куда более презентабельной, чем мы были вправе ожидать от эспиэльной головки. Что же касается реальной чувствительности, надо смотреть...
Для начала мы смоделировали оптимальное акустическое оформление F12 по параметрам, приведенным изготовителями. Здесь ни убавить, ни прибавить, нормальная 12-дюймовая головка. А «по жизни»?
При значении ЕВР выше 120 Гц головка в закрытом ящике любого объёма работает с отрицательным акустическим усилением. В данном случае от объёма ЗЯ зависит вообще до смешного мало. Мы приводим две кривые АЧХ в салоне: в ЗЯ объёмом 32 л (именно в нём получается та неравномерность, которая указана в сводке характеристик) и в объёме в десять раз большем, то есть... правильно, в режиме free air. А почему, собственно, нет? Фактическое значение резонансной частоты для этого режима оптимально. Здесь радости SQ будет способствовать и весьма невысокий коэффициент гармоник, в том числе — на самых низких частотах.
Фазоинверторная АЧХ выглядит предельно непривычно. Нам не удалось получить обычную ширину полосы 4/3 октавы при максимуме, приходящемся на 35 Гц, что мы считаем оптимальным, когда речь идёт о радости. Тут две крайности. В малом объёме (логичном для такого Vas) получается АЧХ, как у мидбаса в ЗЯ, что находится в известной гармонии с «мидбасовым» значением резонансной частоты. Или же, если радости SQ предпочесть силу SPL, можно поместить динамик в большой ФИ с высокой, эспиэльной настройкой. И получить именно то, с чем побеждают на соревнованиях, верно выбрав победную частоту. Здесь при удачном выступлении будет «радость через силу». Вот так...
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Сабвуфер 12 дюймов
КТО
Eton F12
ПОЧЕМ
24990 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Конструкция исключительной прочности
Может работать в разнообразном оформлении
Низкие искажения
ЭТО —МИНУС
Невысокая реальная чувствительность в ЗЯ
ОДНИМ СЛОВОМ...
Сабвуфер с беспрецедентным набором качеств
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 8
Форма АЧХ в салоне 8
Реальная чувствительность 7
Искажения 8
Компактность оформления 9 + 1
Итог 41
Источник: журнал Автозвук, 03/2011. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)