Мультимедийные головные устройства. От этого древнеславянского словосочетания веет чем-то забытым. И знаете чем? Уважением к процессорным системам.
Уважение имелось изначально, поскольку тогда компьютеры, или по-старославянски ЭВМ, занимали этаж в здании — отдельный этаж отводился для подстанции питания, и ещё этаж занимали системы отвода тепла, по-теперешнему — кондиционеры. А уж стоили сколько. Позже компьютеры немного поубавили в весе и стали помещаться в одном зале вместе с блоками питания и даже — о чудеса прогресса! — системой охлаждения. Вот тут-то выяснилось, что они требуются не только военным, но и всяким научным деятелям, от которых всегда были одни проблемы. Пришлось выпускать ЭВМы серийно, а под конкретные задачи менялась лишь комплектация — объём запоминающих устройств, состав устройств ввода-вывода и, в меньшей мере, вычислительные возможности того, что теперь называют процессором. Вот тогда-то и пришло на помощь хотя и иностранное, но почти родное слово «комплекс». И пошло-поехало. Первые персональные машины тоже носили это гордое имя, хотя после того, как накопитель на гибких и/или жёстких дисках «переехал» внутрь корпуса процессорного блока, вычислительные комплексы фактически предстали в привычной для нас ипостаси настольного компьютера. Постепенно словосочетание «вычислительный комплекс» вышло из употребления. Подозреваю, что вместе с некоторой долей уважения к компьютерной технике.
Пора, наверное, его восстанавливать. Тем более что все окружающие нас устройства всё ближе подходят к компьютеру. Навигационные, к примеру, это и есть самые натуральные компьютеры, со своими устройствами ввода-вывода (антенна — клавиатура — экран), правда работающие по специализированной программе. Раньше, когда навигация имела дело с картами на DVD (а ещё раньше — на CD), их ближайшими родственниками были ноуты, а теперь, когда всё помещается на SD, а то и на внутренней флэш-памяти, они ближе всего к коммуникатору или нетбуку. Головные устройства мы по привычке воспринимаем как что-то отдельное. Когда-то, во времена аналоговых регуляторов и «железных» кнопок, наверное, так и было. Только с той поры много чего поменялось. Кнопок всё меньше, «цифры» всё больше. Звуковые регулировки пока ещё в основном аналоговые, но с цифровым вводом, однако уже попадаются и несложные «головы» с полностью цифровой обработкой (см. групповой тест в этом номере). ЦАПы пока ещё придерживаются «правил игры», оговорённых стандартом CD-DA, но вычислительные мощности растут, и эти ограничения становятся тесноваты. Ну а многие мультимедийные станции работают под системой Windows Mobile, которая, как понимаете, была придумана для совсем других применений.
Двухдиновое AV головное устройство Alpine IVA-W520R импортёры настойчиво рекомендуют объединять в комплекс с навигационной подсистемой NVE-M300P. Именно рекомендуют, обязаловки здесь нет. Можно без навигации — с одной стороны, а можно эту же навигацию подоткнуть к другой медиастанции Alpine или даже не медиастанции. Навигационный блок NVE-М300Р управляется по 13-контактной шине, которая является атрибутом не только «голов», но и сенсорных мониторов Alpine. Мы, вняв рекомендации, взяли комплекс целиком, а начнём, конечно, с «головы», иначе просто не поймём, как управляться с навигацией. «Железных» кнопок, как это принято у аппаратов размерности 2DIN, тут совсем немного. Но авторы разработки приняли все необходимые меры для того, чтобы пользоваться ими было удобно: они достаточно возвышаются над плоскостью рамки, и кромки у них сглажены ровно настолько, чтобы не цепляться за палец. Вот только отсутствие в числе кнопок переключения треков/главок уровень комфорта несколько снижает. Комплектного пульта ДУ нет, но есть интерфейс адаптера рулевых кнопок. Как один из вариантов предусмотрен приём управляющих сигналов от потолочного монитора (у него свой пульт) — для этого служит специальный провод последовательного интерфейса. Как видно по таблице, аппарат располагает солидным набором выходов и входов, но... Цифровой выход звука отсутствует, а значит, вам не удастся получить многоканальный звук. (На сегодняшний день у Alpine попросту нет процессора многоканального звука, а насчёт нового 801-го процессора, который должен появиться летом, мы ничего не знаем и вам не говорим.) По шине Ai-NET можно подключить не только мало кому нужный чейнджер, но и нужный очень многим процессор Imprint (РХА-Н100). Кроме упомянутой 13-контактной шины управления навигацией, здесь ещё одна шина — к ней подключается трансивер ВТ.
У дисплея пять наклонных положений, последнее под углом 35 градусов к вертикали. Диммер ручной или автоматический — по засветке датчика на корпусе. Яркость вечернего режима регулируется, так что каждый волен установить её на свой вкус. Независимо от этого можно варьировать яркостью лампы тыловой подсветки. (По счастью, нас миновала «революция» с переходом на светодиодную подсветку, в домашней технике эксперты до сих пор опомниться не могут... от восторга.) В меню настроек пять страниц. Уровней в основном хватает трёх, но кое-где, где требуется вводить код, надо выйти на четвёртый уровень. Звуком управляет полупараметрик (добротность перестраивается только на басах) с центральными частотами 60/80/100/200 Гц и 10/12,5/15/17/5 кГц. В каналах Front и Rear можно (независимо) задействовать фильтры ВЧ с набором частот среза 80/120/160 Гц.
Как это принято в технике Alpine, AM-тюнер располагает персональными банками пресетов для станций диапазона длинных и средних волн. Ручной поиск в тюнере организован разумно. Для заполнения банка ЧМ-тюнера требуется 17 с. При работе в RDS осуществляются все те функции, которые мы считаем стандартными: поиск по 29 PTY, ожидание News, синхронизация часов.
С накопителя USB считываются только звуковые файлы, зато среди них и формат ААС. Браузер шикарный, в нём задействованы все те рубрикаторы, которые предусмотрены семейством айподов (жанры, плейлисты и пр.), кроме подкастов. При работе с дисковыми источниками выводятся подряд все папки, содержащие звуковые файлы, что, конечно, не так прогрессивно. При воспроизведении CD точно так же отображается список номеров (или названий, если есть CD-текст) треков. Не очень удобно то, что «показ» начинается с первого трека, а не с текущего.
Сервисные функции в дисковом проигрывателе реализованы в полном объёме. Из дополнительных функций воспроизведения нет сканирования. Быстрый поиск без фиксации (это правильно), скорость 20-кратная (многовато). С кириллицей в тэгах проблем не возникает (если соответствующий пункт выбран в меню). Подготовка к воспроизведению дисков (CD/mp3/DVD) длится 11— 12 с.
DVD-плеер не ставит ограничений на региональную принадлежность диска. В отличие от большинства аппаратов даже вполне респектабельных «фамилий» Alpine читает фонограмму в DTS. Воспринимаются файлы DivX, впрочем, этим нынче никого уже не удивишь. Меню настроек плеера (Setup) является одним из разделов главного меню настроек и включается из второго уровня (при условии, что диск выгружен). В общей сложности требуется (хоть и не всегда) выход в четвёртый уровень, а это, по нашему мнению, небольшой перебор. Конечно, в меню нет ничего лишнего. Система позволяет выбирать пункты меню диска напрямую с сенсорного экрана. А вот чего она не позволяет, так это вводить номера пунктов, поскольку цифры система выводит на экран только для поиска. Адресный поиск возможен по главкам или частям, но не по времени. При управлении режимами воспроизведения DVD оперировать приходится тремя «дисплеями» (то есть тремя наборами виртуальных кнопок). В прежние времена управление аппаратами Alpine было свободно от подобных сложностей, но, как видно, такова общая тенденция.
При воспроизведении CD самые низкие ноты мужских голосов демонстрируют известную самостоятельность. В основном вокальном диапазоне (как мужском, так и женском) присутствует некоторая аналоговая мягкость, но недостаёт цифровой дистиллированности. Сибилянты кое-где звучат на грани нарочитости, но при этом кажутся спокойными. Женские голоса показались немного уменьшенными в масштабе — для живости им не хватает каких-то едва уловимых штрихов, но звучат они мягко и обаятельно. Контрабас показался торопливым и простоватым. Рельеф бас-гитары скруглён, атака передаётся как надо. Скрипки лишены цветистости, как бы «домашние». Бубну немного недостаёт музыкальности, а маракасам — остроты.
Задник сцены в mp3 (128 Кбит/с) теряется в неизведанных далях. Второй вокальный план держится поодаль, временами перемещаясь на своё законное место. Поверху динамика ограничена гуманно, однако компрессия средних планов слышится «невооружённым ухом». Бубен как будто обёрнут тонким слоем бумаги. В партии бас-гитары можно усмотреть некоторую склонность к гудению, атака передаётся довольно аккуратно. Динамика барабанов несколько форсирована, притом что басовое наполнение ударов порой теряется. Переходим на удвоенный битрейт. Задник теперь уже угадывается, второй план зафиксировался, но в средних планах всё ещё чувствуется компрессия. Рояль приобрёл динамику, но всё ещё трактуется простовато. Рельеф бас-гитары теперь больше похож на оригинал, да и ритмика стала стабильнее.
Щелчки зажигалки в DD (это уже кино, кто не понял) показались чуть схематичными. Удары в «табло», возможно, тоже простоваты, но при этом сразу отпадает охота перечить агенту 007. Взрывы немного размазаны по времени, но тоже доходчивы и без подсказки с экрана. Стрельба достаточно динамичная — не естественная, но правильная голливудская стрельба. Музыкальное сопровождение передаётся тщательно и подробно. Динамика барабанов не теряется на общем фоне. Бас нам показался излишне подобранным.
В DTS общий звуковой почерк сохраняется. Зажигалка, в общем, тоже не потрясает реализмом. Однако взрывы более собранны, и потому, наверное, эмоциональное воздействие у них усилилось. Общая звуковая среда приобрела связность, из одного события как бы вытекает другое. Басы в музыкальном сопровождении остались излишне аккуратными, но барабаны теперь более подробны. Вокальные упражнения Cheryl Crow утратили ученическую прилежность и зазвучали заметно живее.
Ширина переходов между цветными полосами на внешнем мониторе 0,3/0,3/0,3% (NTSC) и 0,4/0,5/0,4% (PAL) — в данном случае предпочтения плеера на стороне «родного» японского формата. Полоса «чернее чёрного» не воспроизводится (настройка американская или японская). В режиме паузы работает память на кадр, некоторые наклонные линии приобретают зубчатость. Яркостные шумы в той и другой системе выше среднего, присутствует регулярная составляющая в виде редких диагональных полос. Центр картинки безукоризненно выставлен по вертикали и смещён вверх на 1%, что тоже фактически идеально (обычный допуск +2/-0%). Воспроизводится одна градация чёрного и три — белого. Цветовых шумов немного. Сколько-нибудь существенной окантовки на контрастных цветных переходах не замечено, такое бывает нечасто. Лица в NTSC имеют лёгкий желтоватый оттенок, в PAL цветопередача аккуратная.
На своём дисплее ширина переходов между цветными полосами 0,5/0,25/0,25% и 0,6/0,4/0,4% (NTSC и PAL, как обычно). То есть дисплей аккуратно передаёт то, что получает от плеера, правда первый из трёх «трудных» переходов (жёлтый/голубой) он почему-то не любит. Центр картинки смещён на 1% вправо и на 2% вверх — тоже в пределах нормы, но можно бы и поточнее. Уровень яркостных шумов выше среднего, но от себя дисплей практически ничего не вносит. Окантовки на контрастных цветных переходах нет. Горизонтальные линии мелкой сетки передаются не полностью, в воспроизведении вертикальных полос заметна периодичность. Все параметры картинки регулируются от 0 до ±15. Наши настройки легли так (Я/К/Н/Цт): -1/+1/-3/0 — по доброй традиции дисплеи уже с завода выходят неплохо настроенными, а что насыщенность делают «лучше», чем в жизни — всеобщее правило. Кстати, предусмотрены четыре предустановки картинки, одна из них, Normal (всё по нулям), близка к нашей настройке, Soft и Contrast могут пригодиться в определённых условиях, но вот Sharp — это нечто особенное. Форматов представления кадра три. Mode 1 — обычный Full-режим, картинка вытянута по горизонтали на пару процентов, обусловленных геометрией дисплея. Мелочи. Mode 2 (Normal) — изображение обычного формата вытянуто по горизонтали на 20%. Mode 3 (Zoom) — картинка тоже вытянута, но на 15%. (Интересно, откуда программисты брали плагины?) Красный цвет дисплей передаёт очень неплохо, почти как кинескоп (у меня он перед глазами, есть с чем сравнить). У лиц едва заметный пунцовый оттенок.
Навигационный блок NVE-M300P — коробочка размерами (проверено) ровно, до миллиметра, как две пачки сигарет, положенные рядком. Или, если вы такой счетовод, 110 х 85 х 26 мм. На корпусе привлекает внимание стрелка Front. Как на современных противопехотных минах — «в сторону противника». На минах — понятно, а кто противник у навигации? А известно кто — творения природы или (и чаще) рук человеческих, перекрывающие сигнал от спутников. Наставление по установке NVE-M300P призывает свято соблюдать направление стрелки и монтировать корпус по возможности строго горизонтально, а не как придётся. Что это означает? Это означает, что внутри — датчики ускорений и угловых скоростей (в просторечии — гироскопы). Это раньше гироскоп походил на то, что послужило источником вдохновения его создателей — детский волчок, сейчас попадаются законченные, с контроллером, модули размером с пуговицу от рубашки, бывают, говорят, и меньше. Назначение средств автономной навигации — помогать спутниковой, уточняя координаты, когда спутниковый сигнал есть, и перехватывать инициативу, когда его нет. Скажем, в тоннеле. Или в каменных джунглях. Тоннели есть и у нас, а насколько гироско-пия окажется эффективной — увидим...
Интерфейс довольно насыщенный. Кроме абсолютно необходимых его составляющих
— разъёма питания, гнезда для антенны GPS и выхода на RGB-монитор (по нему, кстати говоря, проходит и управление от того самого монитора), здесь ещё пара разъёмов. Во-первых, гнездо шины USB для обновлений программного обеспечения. Во-вторых, гнездо, обозначенное как ТМС. Даю расшифровку: Traffic Message Channel. Это дополнительный узкополосный канал, по которому передаются служебные сообщения с использованием RDS ЧМ-вещания. Точнее, её обновлённой версии, RDS-B. В комплекте даже предусмотрен адаптер от гнезда ТМС к штекеру ЧМ-антенны вашего авто. Но с этим всё в порядке, вещания по RDS-B у нас нет, так что и проблем с подключением к антенне у вас не возникнет. Как было сказано, блок NVE управляется от любого аппарата, снабжённого 13-контактным разъёмом Navi. Достаём соединительный кабель из комплекта и подключаемся к нашему IVA-W520R.
В меню теперь надо активировать функцию навигации, а после небольших дополнительных пассов можно сделать так, что навигация будет включаться непосредственно «кнопкой универсального калибра» Visual на передней панели медиастанции.
По всей Европе, включая Албанию и Монтенегро, NVE-300 поставляется с программой, по интерфейсу напоминающей iGo; и картами Navteq. Известно, что при несомненных достоинствах забугорная навигация по подробности карт отстаёт от продуктов домашнего разлива, а уж от нашей системы нумерации построек дуреет моментально. Поэтому то, что поступает в продажу к нам, локализовано известным способом: навигационная программа «Навител», карты — ЗАО «Центр Навигационных Технологий».
Версии и одного, и другого в NVE-M300P загружены самые актуальные, «Навител» довольно консервативен в отношении апгрейда своей системы, но здесь, в версии 3.5.0; отличия видны сразу: удобнее стало меню действий в отношении найденного адреса (Поехать — Заехать — Продолжить — Начать). Графика остаётся прежней даже в версии для автомобильных навигаторов, где экран заведомо крупнее, чем у «карманников», но тут уж ничего не поделаешь, на этот апгрейд у «Навитела», по моему расчёту, уйдёт лет десять.
Размеры экрана облегчают работу с клавиатурой, она по-прежнему занимает большую часть его площади, и попасть в нужную букву можно не целясь, от бедра. Интерпретация очередного введенного символа требует от системы определённого времени, но здесь можно приноровиться (минут за пять) и продолжать вводить требуемый топоним, не дожидаясь, пока похожие названия появятся в строке адреса, введённое остаётся в буфере клавиатуры и подаётся в систему по мере возможности. Непонятно? Сейчас поясню на примере: едем по адресу в банальном Тамбове, скажем. Набираем «Т», система задумывается, выбирая из своего архива названий населённых пунктов те, где «есть такая буква». Мы же, не сумняшеся, продолжаем гнуть свою линию: «а — м — б...» и так далее, не глядя, успевает ли за нами вычислительная техника. С небольшими паузами всё, что мы набрали, появится где следует, а список имён будет пропорционально сокращаться. Пока не останется одно имя, то, что нам требуется.
Ещё один предписанный нашей тестовой технологией опыт с именами населённых пунктов показал результаты столь же ошеломляющие, сколь и забавные. Это — «выселки-тест», где ищутся имена населённых пунктов, содержащие слово «выселки». По определению это означает их, как бы сказать... некрупность. До сих пор рекордом у нас было значение, кажется, 53. Карты версии N37 (7/22/2010) выкинули список, следуя по которому, я сбился со счёта на седьмом десятке, не перевалив ещё за Ивановские. До любимых Куньих добраться терпения не хватило. Зато обнаружил, что есть на просторах Руси Желтоноговские выселки. Республика Мордовия. Чем же это захворали тамошние жители, что это попало на карту родины?
Комплектный GPS-приёмник не поразил сногсшибательной чувствительностью, видали мы и поглазастее, но в режиме движения необъяснимых сбоев не давал, и уж сам ли он справлялся, или гороскопия помогала, но за время тест-драйва система ни разу не перепутала основную проезжую часть с дублёром (в просторечии — «маленькой дорожкой»), скажем, на Ленинском, а это, по моему опыту, с навигаторами случается нередко.
Выходы Звук, аналоговые 3x2 + 2
Звук, цифровой -
Видео 1
Входы AV 1
V (Camera) 1
Интерфейсные шины USB, Ai-NET, Navi, ВТ
Слоты для твердотельной памяти
Дисковые форматы AV DVD-V(DTS), DivX, VCD
Audio CD-DA, Mp3,WMA,AAC
USB AV -
Audio Мр3, WMA, AAC
Alpine IVA-W520R,
серийный №0710167
ЧМ-тюнер
Чувствительность, мкВ 1,4
Полоса частот, Гц (-3 дБ) 10 — 14100
Отношение сигнал/шум, дБА 65
Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,07
Вход Aux, полоса частот (-1 дБ), Гц 12 — 53200
Аудио (CD)
Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,5/-0,1
Отношение сигнал/шум, дБА 95
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 96
Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,10
Видео (DVD)
Разрешение по горизонтали, твл 470
Амплитуда сигнала на линейном выходе (75 Ом), В 1,00
Видео (дисплей)
Формат 1,82:1
Количество пикселей 800x480
Диагональ изображения, мм 174
Системы цветности NTSC/PAL
Контрастность 145:1
Разрешающая способность
(4:3/16:9), твл 470/480
Яркость, кд/м2 308
Углы обзора, град.
Н ±30
V 25/-5
Аудиосекция
Выходная мощность, Вт RMS (КНИ = 1%) 19,8
Регулировки эквалайзера, дБ
ВЧ +13,6/-13,7
НЧ +13,5/-13,4
Чувствительность ЧМ-тюнера не так чтобы низкая, но всё же не потрясающе высокая. Возможно, часть объяснения скрыта в переходнике (JASO/ISO), но для нас это не так и важно. Уровень шумов тюнера, по нашим представлениям, несколько повышен, однако полностью соответствует спецификации изготовителя. Что несколько удивило, на максимуме громкости на линейном выходе появляются признаки ограничения. Если в меню выбрать низкий уровень тюнера, выходное напряжение (на максимуме, а не на «-1» ступеньке) станет равно 1,17 В, что просто никак не согласуется с уровнем дискового проигрывателя. Так что оставляем как есть. Вход Aux достаточно широкополосный, это указывает на то, что аппарат не цифровой — обработка происходит в аналоге. Громкость регулируется так: восемь ступенек по 1 дБ, а дальше высота ступенек вдвое увеличивается. При воспроизведении CD, как видим, максимальный уровень выхода практически такой же, как при работе тюнера. Но отсечка происходит на восьми ступеньках регулятора громкости, получается, что CD на 7 дБ «громче» тюнера, на самом деле, учитывая реальное распределение громкости, разница всего 1 дБ, и делаем вывод, что оба источника неплохо согласованы. Ну а величина ограничения (как и возможные проблемы с пищалками) пусть останется на совести изготовителя. На АЧХ дискового проигрывателя обнаруживается незначительный подъём (до 0,15 дБ) на частотах от 8 до 12,5 кГц, отсюда и почти нулевой спад на 20 кГц. В целом измеренные показатели дискового проигрывателя выглядят весьма достойно. Что касается переходного затухания, то анализатор спектра нашего комплекса Clio вообще не обнаружил компонента с частотой 1 кГц (именно такой сигнал воспроизводился по другому каналу). Могу сделать осторожное предположение, что вычислительные возможности системы позволили ей как-то доработать воспроизводимый сигнал. Измеренные центральные частоты параметрика 62,1/84,4/106/209 Гц и 10,7/13,8/16,3/18,9 кГц. Частоты среза фильтра ВЧ 88,2/127/164 Гц. Форма АЧХ стабильна, крутизна спада 11,9 дБ/окт. для всех частот, хотя, по моему убеждению, практическая польза будет лишь от одной из настроек (угадайте, которой).
Размах видеосигнала выдержан практически идеально, если отклонения от стандартного уровня 1,0 В и есть, то они в пределах погрешности наших измерений. Формат дисплея, как видим, шире широкого (для двухдиновых «голов» это норма), отсюда и неизбежные (незначительные) отклонения геометрии при воспроизведении широкой картинки. Разрешение весьма широкое, не так уж много у нас было случаев, когда разрешение на внешнем (21") и на своём дисплее оказались бы близкими. Правда, углы обзора, напротив, не широкие, но к этому мы тоже были готовы, у дисплеев с такой пиксельной структурой (WVGA) иначе и не бывает. Или пока не бывает. Зато с яркостью здесь всё в порядке. Кстати, при изменении относительных размеров белого поля от 1/9 до 1, яркость меняется лишь на 2%, от 308 до 301 Кд/м2. Ну и темновая светимость невысокая, отсюда и контрастность тоже на высоте.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
AV головное устройство + навигационная система
КТО
Alpine IVA-W520R + NVE-M300P
ПОЧЕМ
51900 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Может работать с кнопками на руле
Декодер ААС
Достойные технические показатели
Высокие яркость и контрастность
ЭТО — МИНУС
Нет цифрового выхода звука
Не читает видео на USB
Ограниченные углы обзора
ОДНИМ СЛОВОМ...
Вся аппаратура работает нормально. Полёт продолжается...
РЕЙТИНГ
Интерфейс 8
Удобство управления 8
Технические характеристики 9
Видео (дисплей/DVD) 9/9
Аудио 8/8/8
Итог 42
Источник: журнал Автозвук, 04/2011. Текст Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко.
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro