Выпускать под своим лейблом ОЕМ-продукцию оказывается и проще, и выгоднее, а в конечном итоге и дешевле. Мы ни в коем случае не говорим, что это плохо, к тому же конечному потребителю абсолютно наплевать, кто и как сделал, скажем, динамики для его автомобиля, если они звучат вполне достойно и не требуют вытряхивать из кошелька последние деньги. В конце концов, это рынок, оставим ему самому разбираться, кто производит, а кто клеит ярлычки. Тем более, что все довольны. А вот когда под видом хорошо известной продукции, результата действительно инженерного труда, втихаря и по-левому выпускаются вещи, за качество которых никто не отвечает, это уже достойно всяческого осуждения. Это подделка.
Не так давно мне в руки попал комплект акустики, который оказался подделкой хорошо известной Hertz MLK165. Чуть больше полутора лет назад я имел возможность познакомиться с этой моделью (естественно, настоящей) поближе при проведении теста для журнала Car Music. Тогда она показала себя очень даже неплохо (83 балла в придирчивом бескомпромиссном классе Absolute набирает далеко не каждый, любопытных отсылаю к апрельскому номеру этого журнала). Покопавшись в Интернете на предмет подобных случаев подделок, обнаружилось, что „левый" MLK165 помногу и дешево продается на аукционах Китая, и немало экземпляров доходит и до нас.
Попавший в лабораторию комплект своего истинного происхождения с первого беглого взгляда ничем вроде бы не выдавал. Однако при более близком знакомстве все больше нюансов начинало вызывать подозрение. Вначале коробка. На первый взгляд, все как обычно. Но, присматриваясь внимательнее, можно заметить, что полиграфия все же хромает. Расчет, видимо, на то, что разглядывать в деталях упаковку в магазине вряд ли кто будет. Откладываем коробку в сторону, нас больше интересует то, что внутри. Для сравнения мы взяли настоящие Hertz MLK 165.
МИДБАС
Во-первых, уровень металлообработки. Надписи на верхней стороне корзины нечеткие, границы букв „гуляют", символы корявые. Осевое отверстие в магнитной системе имеет скругленные края, но в оригинале они гладкие, а в подделке следы от обработки остались незаполированными. Сам магнит в оригинале — матово-черный, без сколов. В подделке, судя по всему, применен более дешевый магнит, он более хрупкий — по острым краям есть мелкие сколы, цвет — чуть сероватый. Покрытие корзины в оригинальных MLK165 имеет выраженную зернистость (это антирезонансное покрытие), а в подделке больше похоже на обычную матовую краску. Теперь диффузор. В оригинале — однородное покрытие, через которое, если присмотреться, слегка проступает мелкий плетеный рельеф армирующей подложки. В подделке же присутствует некоторая неравномерная волокнистость, будто покрасили простую бумагу.
КРОССОВЕР
В кроссовере отличий тоже весьма прилично, но все они в мелочах, и если взять подделку отдельно, то даже наметанный глаз заметит далеко не все. Основное же, что можно заметить сразу — это клеммы. В оригинале они фрезерованные, а вот на подделке — обычные литые с покрытием, причем, судя по внешнему виду, не очень качественным. Зажимы перемычек в оригинале хорошо пружинят, а в подделке выполнены из мягкой жести — таких хватит ненадолго, со временем выпадение самих перемычек будет гарантировано.
ТВИТЕРЫ
Рассмотреть материал самой излучающей мембраны сложновато, но и внешних признаков более, чем достаточно. Во-первых, сетка. В подделке она более крупная и грубая. Краска местами лежит неравномерно. Во-вторых, сам логотип. Облой на пластике и краска тоже нанесена кое-как.
НА ДЕЛЕ
Впрочем, может, мы зря придираемся? Ну подумаешь, копия, а вдруг она нормально играет? Для проверки ставим оба комплекта (настоящий и поддельный) в стенд и слушаем. Что касается басовых возможностей, грешить не будем, вниз по частоте хорошо забираются оба (в тесте для СМ мы, помнится, мидбасовый диапазон этих динамиков выделяли особо), хотя в „леваке" бас получается как-то попсовее, что ли, не такой четкий и контролируемый. А вот все, что выше, садится уже более заметно. Средние частоты по сравнению с оригиналом теряют в разборчивости, создается впечатление, что на исполнителей набросили плотное одеяло. Верхние частоты воспроизводятся тускло, страдает естественность инструментов, играющих в этом диапазоне. „Слепое" прослушивание, которое мы запланировали для этих двух комплектов (когда оценивающие не знают заранее, какой именно комплект они слушают) даже и не понадобилось.
ИЗМЕРЕНИЯ
Как обычно, для наших измерений используем проверенный временем акустический измерительный комплекс Clio. Мидбасы подделки имеют несколько другой „мотор" (звуковую катушку и, возможно, магнитный зазор) и более тяжелые диффузоры. Импеданс у подделки ближе к 5-6 Ом, нежели к заявленным 4 Ом. Резонансная частота чуть ниже, хотя добротности отличаются не катастрофически. Катушка имеет большую индуктивность, а это значит, что акустика будет вести себя совершенно по-другому на частоте раздела кроссовера. В принципе, это и было заметно на прослушивании. Что касается твитера, то он тоже копирует оригинал лишь внешне, его резонансная частота заметно выше. В общем, попытка повторить известную акустику, удешевив производство, не увенчалась особым успехом.
Параметр | Оригинал | Подделка |
Частота собственного резонанса мидбаса (Fs), Гц | 59,7 | 47,2 |
Сопротивление постоянному току мидбаса (Re), Ом | 3,2 | 4,3 |
Механическая добротность мидбаса (Qms) | 3,32 | 3,71 |
Электрическая добротность мидбаса (Qes) | 0,64 | 0,57 |
Полная добротность мидбаса (Qts) | 0,54 | 0,49 |
Масса подвижной системы мидбаса (Mms), г | 14,5 | 16,4 |
Частота собственного резонанса твитера (Fs), кГц | 0,83 | 1,3 |
ВЫВОДЫ
Стоит ли покупать акустику, которая копирует внешность именитой, но вдвое дешевле? И за счет чего эта дешевизна? Мы выяснили ответ на последний вопрос. Дешевизна — за счет более низкой культуры производства. И это касается, к сожалению, не только внешнего вида, но и технологий изготовления жизненно важных элементов, которые не видны внешне, но радикально влияют на результат. А вот что касается „стоит ли"... Для себя мы однозначно решили, что нет. И дело не только в этической и юридической стороне дела. Даже если все это отбросить и подойти чисто технически, какая основная задача динамиков? Радовать своим звучанием. А с этим у „левого" Hertz как раз очень большие проблемы. Одним словом, купишь дешево, и окажется, что не сэкономил, а выкинул деньги на ветер. Что там в пословице про то, сколько раз платит скупой?
Текст и измерения АНТОН НИКОЛАЕВ Фото АЛЕКСЕЙ МИЛЯЕВ
Источник: журнал "Тюнинг автомобилей" (при участии Car&Music), декабрь 2010
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro