Старшей картой акустики Hertz стала появившаяся в этом году серия Mille нового поколения и принципиально нового устройства. Вообще, двухполосная MLK 2 уже бьёт почти любую карту, которая может оказаться с ней на одном столе. Но группа разработчиков во главе с Рикардо Аббателли с самого начала задумывала и заход с козыря. Им стала MLK 3. Всё, что придумали для MLK 2, плюс ещё кое-что, чего у других мастей нету. Получается даже не козырь, а джокер. Впрочем, очень может быть, что и не с самого начала, к примеру, экономисты присоветовали, что нешуточную стоимость научных исследований легче будет «отбить» двумя родственными моделями - и появилась «упрощённая» MLK 2 («АЗ» №7/2005).
Конструктивных хитростей, заложенных в один только мидбасовый динамик (из уважения к трёхполосности комплекта буду его называть басовым), могло бы хватить на главу кандидатской диссертации средней руки. Криволинейная форма цельного (без центрального колпачка) диффузора обеспечивает достаточную жёсткость, а отсутствие стыка позволяет избежать концентрации механических напряжений и тем самым продлить поршневой режим работы. Далеко не всегда басовый динамик в трёхполосной системе действует исключительно в поршневом режиме, хотя к этому и стремятся. Этот работает именно так - такой вывод можно сделать из анализа измерений и АЧХ в штатной полосе и нелинейных искажений. Об этом в своё время. Неодимовый магнит установлен не внутри звуковой катушки, а снаружи, что дороже, но при этом надёжнее обеспечивается равномерный магнитный зазор. Чтобы избежать модуляции постоянного магнитного потока магнитным полем катушки, используется так называемый короткозамкнутый виток в виде медного цилиндра вокруг вентилируемого центрального магнитопровода (керна). Кстати, форма магнитопровода такова, что ввести в соприкосновение с ним звуковую катушку непросто, даже если нажать на диффузор рукой. Гофр с профилем S-образной формы призван обеспечить симметрию упругой силы. Полость под центрирующей шайбой отделяет от окружающего пространства только хромированная сетка, что облегчает течение воздуха, охлаждающего катушку.
Пищалка - ещё одна глава. И ещё одна карта, заходя с которой, можно деморализовать противника. Материалом для изготовления купола послужила смесь разнородных волокон в полимерном связующем, известная под маркой Tetolon. Пространство под куполом заполнено волокнистым материалом и сообщается с задней камерой посредством восьми отверстий. Задняя камера также заполняется волокнистым материалом вроде фетра малой плотности. Иначе говоря, мембрана пищалки нагружена не на упругость воздуха, а на упругость и механическое сопротивление, за счёт чего удаётся избежать высокой добротности пищалки - родовой болезни большинства купольников. К тому же пищалка комплектуется сменными камерами различного объёма, к нашему удивлению - не такими же, какие входили в состав двухполосного комплекта MLK 2.
А несомненный козырь - среднечастотная головка ML 500R. Она относится к плёночному (некогда было популярно название «изодинамический») типу. Звуковую катушку образуют печатные проводники, нанесённые на плоскую мембрану с эффективными размерами примерно 120 х 30 мм. Магнитное поле создают ферритовые стержни, проложенные по центру и у краёв мембраны. В традиционной конструкции магниты находятся под мембраной, и симметрии магнитного потока при смещении мембраны достигнуть не удаётся (правда, смещения эти не столь и значительны). В ML 500R магниты расположены по обе стороны мембраны, а магнитное поле полностью симметрично. Преобразователи такого типа обычно используют в качестве пищалок, поскольку масса подвижной системы у них минимальна. А для СЧ-головки важнее точность переходных характеристик, также напрямую связанная с массой и линейностью подвижной системы. Есть ещё одна особенность ленточных излучателей, которая может кому-то показаться незначительной, но которая приводит в восторг разработчиков кроссоверов. Это - почти полное отсутствие индуктивности. Импеданс такой головки во всём рабочем диапазоне (область собственного резонанса лежит за его пределами) практически не отличается от резистивного сопротивления катушки.
Последняя и самая крупная карта в колоде: кроссовер CX 3 имеет размеры 360 х 150 мм в плане и 45 мм в высоту. Принципиально он не отличается от того, что используется в двухполосной системе (CX 2), если не считать, конечно, что в нём вдвое больше фильтров. Качество исполнения редкостное даже для узкой категории автомобильного хай-энда, от компонентов на плате до контактных зажимов. Оказалось даже, что зажимы позволяют зафиксировать ставшие де-факто стандартом «вилочки» шириной 7 мм и домашние колоночные вилки «бананы». Формула кроссовера выглядит до обидного прямолинейно:
II + (II + II) + II, то есть все фильтры второго порядка. Правда, фильтр ВЧ-полосы среднечастотника - это так называемый «странный фильтр», который вблизи частоты среза начинает работать как фильтр первого порядка, а потом его характеристика плавно перетекает в 12 дБ/окт. Переключений много, но при ближайшем рассмотрении выясняется, что ничего лишнего нет. Четырёхступенчатая аттенюация среднечастотника и пищалки: 0/1,5/3/4,5 дБ (по отдельности, конечно). Две пары перемычек позволяют перейти к подключению би-ампингом или три-ампингом. Ещё один джампер, обозначенный как Contour, дёт возможность поднять самую высокочастотную часть АЧХ. А одна группа джамперов является, насколько нам известно, уникальной особенностью кроссоверов Mille. Они управляют устройствами временной задержки TAD. По своей реализации это аналоговые всепропускающие фильтры, позволяющие внести в канал НЧ задержку на 85 мкс, что соответствует отдалению динамиков на 30 см. В каналах СЧ и ВЧ система TAD реализована несколько проще, но действует сходным образом.
При прослушивании долго определяться с положением джамперов не пришлось. В нашей инсталляции аттенюатор среднечастотника почти сразу установили в положение 0 дБ, уровень пищалки в результате непродолжительных дебатов был снижен на 1,5 дБ. Верх акустика Mille воспроизводит настолько комфортно и музыкально, что даже некоторый его избыток воспринимается вполне органично. То есть тарелки рассыпчаты и звонки, в них отчётливо прослеживаются особенности звучания латуни, думается, музыкант определит и название фирмы-изготовителя. А вот для того чтобы бубен не утратил свою музыкальную целостность, нам пришлось некоторое время экспериментировать с взаимным расположением среднечастотника и пищалки, и предпочтительным показался вариант, когда твитер ниже ленточного излучателя. Вообще уже на этом этапе стало очевидно: MLK 3 при инсталляции потребует беспрецедентно большого объёма экспериментов - настолько от многих факторов зависит звучание.
Рельеф баса несколько сглажен, но атака басовой струны передаётся так чётко, что с этим легко смириться. Разработчик (вспомните его речь на видеодиске из Зинцхайма) не зря объявил низкую добротность своим знаменем, силой и оружием. Баса вроде немного, а слушать хочется, настолько он отточенный. Контрабас показался неторопливым, но на удивление певучим. Низкочастотные послезвучия пластика барабанов на редкость реалистичны, хотя завершающая стадия удара проходит жестковато. В мужском вокале выделены свистящие звуки, а к женскому претензий не возникло, даже напротив, такого реалистичного, объёмного представления женских голосов нам почти не встречалось.
Звуковая сцена не привязана к акустике. То есть звуковой образ гитары, к примеру, формируется за пределами базы динамиков, если так задумано режиссёром. Это работает так называемая фазовая стереофония. Кстати, не ищите фазовое стерео в кинотеатрах, равно как и в домашнем театре - здесь работает только стереофония амплитудная. Фазовая стереофония - прерогатива High End-систем с корректными переходными функциями на середине. Правда, за фазовое стерео тоже взимается плата - в виде чётко выраженной точки оптимального стереоэффекта (Sweet spot). (Недаром ведь говорят, что High End - техника для эгоистов.) Применительно к MLK 3 незначительное смещение головы от оси симметрии динамиков приводит к заметному смещению баланса в сторону ближайшей колонки. Видимо, как раз с учётом такой особенности этой акустики разработчики снабдили кроссоверы функцией временного выравнивания TAD. Здесь вновь подтвердилось, что настройка системы MLK 3 в реальной инсталляции будет далеко не самым простым делом. Впрочем, установку акустики такого класса вряд ли кто-то доверит дилетантам. Ход с такого козыря - не для новичков...
Пиковая/непрерывная мощность, Вт* 350/175
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 100 - 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 - 15000 Гц) 88
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 - 4000 Гц), % 0,355
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 - 125 Гц), % 1,66
* По данным изготовителя.
Параметры Тиля-Смолла
Частота резонанса Fs, Гц | Эквивалентный объем, л | Полная добротность, Qts | ||||
Заявка | Факт | Заявка | Факт | Заявка | Факт | |
НЧ | 71 | 71,4 | 6,82 | 7,29 | 0,41 | 0,39 |
СЧ | 370 | 353 | - | - | - | 1,89 |
ВЧ (большая камера) | 950 | 763 | - | - | 0,40 | 0,85 |
ВЧ (малая камера) | 1300 | 987 | - | - | 1,21 | 1,40 |
По результатам измерений прежде всего следует отметить уникально низкие нелинейные искажения во всём диапазоне, особенно там, где этот показатель жизненно важен, - на средних частотах. Что касается АЧХ во всех видах, то MLK 3 дала возможность оттянуться любопытным исследователям.
Общая АЧХ, на первый взгляд, неожиданна: средние сильно придушены, причём придушены кроссовером - чувствительность «голой» СЧ-головки весьма высокая (проверяли). Здесь вновь идёт прицел на реальную, не лабораторную инсталляцию, где плоские среднечастотники легко могут оказаться ближе всех к слушателям. Импедансная характеристика комплекта никаких сюрпризов не преподнесёт. | |
АЧХ, характеристики направленности и импеданс басовика. АЧХ - как полагается при низкой добротности, направленности просто нет, головка работает в чисто поршневом диапазоне, импедансная кривая показывает необычно низкую индуктивность звуковой катушки: работает кольцо Фарадея, спасибо большое обоим (кольцу и Фарадею). | |
АЧХ под разными углами к оси СЧ-головки, установленной как рекомендуют разработчики: так, чтобы ось вращения при отклонении от оси совпадала с длинной осью прямоугольного корпуса. До угла 30 - 40 градусов направленности очень немного. Номинальный импеданс головки близок к 8 Ом, частота резонанса - 350 Гц. | |
Если не послушать старших и повернуть головку на 90 градусов, то при отклонении от оси увидим качественно иную картину: направленность начнёт сказываться уже при небольших углах. В руках опытного и очень усидчивого установщика это средство управления характеристиками излучения в реальной инсталляции. А неопытных по-любому просят не беспокоиться. | |
В зависимости от установленной камеры резонансная частота пищалки должна была оказаться 950 или 1300 Гц (написано прямо по алюминию). И там и там вышла ниже, а материал купола несколько отличается от того, что был в проходившем у нас комплекте MLK 2. Пищалки явно предпочитают работать под небольшим (но не нулевым) углом к оси. |
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Hertz Mille MLK 3
ПОЧЕМ
$2140
ЭТО - ПЛЮС
Долго перечислять
ЭТО - МИНУС
Сложности в настройке
ОДНИМ СЛОВОМ...
Козырь, с которого надо уметь зайти
РЕЙТИНГ
Конструкция 10
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 7
Звук 9
ИТОГ 42
Источник: журнал Автозвук, 12/2005. Текст Юрий Евтушенко, измерения он же
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором