Сегодня противники иные. Формально их объединяет то, что оба - четырёхканальные усилители с универсальными фильтрами. Дорогие четырёхканальные усилители, зачем скрывать, рано или поздно вы это узнаете. По существу же главное сходство этих аппаратов - в их очевидном несходстве друг с другом и с чем-либо ещё. Но даже несходство бывает разным. Xtant всегда делал и продолжает делать то, что кроме него (них, наверное) никто больше не делает. Audison делает, в принципе, то же, что и другие. Вопрос - как.
Обе торговые марки - образцы вдумчивого консерватизма, это резко контрастирует с политикой бюджетных или откровенно дешёвых брэндов, где модели даже одного года непохожи, как дворняги, а от предыдущих и следующих отличаются, как дворняга от мотоцикла.
Xtant, однажды придумав конструкцию «раздеваемого» усилителя, настройка которого состоит в выборе из огромного числа фиксированных положений органов управления, стойко её придерживается, совершенствуя только схемотехнику и элементную базу, и то аккуратными, небольшими шагами. Неповторимая концепция (то есть «что») остаётся незыблемой. Audison строит свои аппараты в рамках более общепринятой архитектуры, но от года к году совершенствует её составляющие и логику управления. Вот мы и решили, пусть встретятся, поговорят (как минимум)...
ЧЕТЫРЁХКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ AUDISON LRx 4.5
Привычный силуэт дорогих и относительно дорогих усилителей Audison (VRx и LRx) с круглыми «коленками» казался вечным и неподвластным времени. Чтобы отказаться от него, конструкторам требовалось или мужество, или очень удачная альтернатива. Придётся отказать итальянцам в мужестве: альтернатива удачна на редкость.
Конструкция «железа» обновлённых LRx оказалась настолько необычной, что, к стыду, даже на этапе подключения пришлось заглянуть в наставление. Впрочем, подсказка потребовалась лишь для того, чтобы узнать, как снимаются верхние крышки. Снимаются, надо сказать, без проблем, если знаешь, куда нажать. Под одной - все настройки и переключения, под второй - сильноточка, а также все разъёмы, кроме линейных выходов, причём на этом конце корпуса можно снять (или оставить как лучше в инсталляции) ещё и торцевую стенку. Когда её нет, силовые провода удобно выводить параллельно плоскости, на которой установлен усилитель, когда она на месте, провода можно с редким изяществом сразу убрать под панель, избавившись от торчащих хвостов, даже минимальной длины. Выходные зажимы принимают кабель до 5 мм в диаметре, силовые примут жилу до 10 мм, щедро и с запасом, для усилителя с предохранителем на 40 А. Есть гнездо для подключения дистанционного регулятора уровня выхода (сам регулятор VCRA - опция). Ещё одно гнездо позволяет организовать управление включением усилителя по входному сигналу. Если головное устройство почему-либо лишено выхода REM, сюда достаточно подключить выход на акустику (можно и параллельно с ней), при появлении сигнала Audison не только проснётся, но и сам сформирует сигнал включения (REM) на втором контакте REM, он может быть подан на вход следующего усилителя. Продумано всё до мелочей, хотя уж и не знаю, где итальянцы в последний раз встречали «головы» без управляющего выхода, тем более что показанные в наставлении головные устройства подозрительно напоминают «Алпайны». Конечно, усилитель, помещённый в столь компактный корпус, не обходится без принудительного охлаждения, вентилятор включается по мере необходимости по датчику температуры.
Для организации линейных входов/выходов служат две взаимозаменяемые колодки: на одной - входные гнёзда RCA (дилетанты их называют «тюльпанами»), на другой - зажимы для проводов, подводящих сигнал высокого уровня. В зависимости от выбранного режима на линейные выходы первой колодки подаётся либо суммарный сигнал от входов A и B, либо сигналы A (L и R). На второй колодке тоже есть пара линейных выходов RCA, но сюда приходят только сигналы A. Все выходы, естественно, реализованы через буферные каскады.
А теперь внимание: оказывается, и в таком простом деле, как размещение входных разъёмов, есть место изобретательскому подвигу. Входные колодки могут быть установлены либо обычным манером, гнёздами наружу, либо повёрнуты гнёздами внутрь корпуса. Там предусмотрена достаточно просторная ниша, куда легко поместятся RCA-штекеры обычного размера. Для скрытой прокладки кабелей служат два канала в нижней панели корпуса, а в комплекте есть даже клипсы для их фиксации. Понимаете, как это взаимоувязано с конструкцией «силового» конца корпуса? При желании (а удержаться будет нелегко) можно все подходящие к усилителю провода спрятать под панель, к которой усилитель привинчен до того, как они покажутся публике.
Аппарат работает как в четырёх-, так и в двухканальной конфигурации (с мостовым выходом), во втором случае используются входы А и фильтры каналов В. Можно выбрать и четырёхканальную конфигурацию, но с двумя входами А, в этом случае в каждой паре каналов действуют свои фильтры (этот вариант прямо «заточен» для подключения акустики способом би-ампинга). Наличие двух независимых переключателей, определяющих конфигурацию усилителя, позволяет сделать некоторые нетривиальные ходы. Например, если выбрать мостовой режим (2 ch) и включить в работу входы B, то будут работать и входы B (в суммирующем режиме, на свой канал), и входы А (аналогично - на свой). Сложновато? Наверное, такое ощущение было и у итальянских разработчиков, поэтому кроме инструкции они ещё присмотрели несколько трафаретов с наглядными подсказками, которые накладываются на панель настроек для каждой конкретной конфигурации системы.
В каналах A включаются только фильтры ВЧ с регулировкой частоты среза (в два диапазона) от 50 до 5000 Гц. В каналах B - фильтры ВЧ и НЧ с тем же диапазоном регулировки плюс сабсоник (тоже отключаемый) с двумя фиксированными частотами среза, 20 или 30 Гц (24 дБ/окт.). Для фильтра НЧ можно выбрать крутизну и 24 дБ/окт., но в этом разе каналы B будут работать только в режиме моно. Впрочем, резонно, фильтры с такой крутизной нужны почти исключительно для работы с сабвуфером, а сабвуфер и «мост» - понятия взаимосвязанные. Буста нет, он в концепцию аудиофильского усилителя не вписался, поэтому не жаль. К сожалению, не предусмотрен полосовой режим фильтров, при столь широкой полосе их перестройки режим «банд-пасс» был бы нелишним.
Выходной мощностью LRx 4.5 не потрясает, очевидно, такая задача перед разработчиками и не стояла. Хотя совсем без потрясений не обошлось: скажем, такие показатели переходного затухания нам встречаются очень редко, и никогда - у столь компактных аппаратов, с многочисленными переключателями конфигурации. Очевидно, авторы разработки боролись с перекрёстными помехами намеренно и планомерно, и пусть теперь кто-нибудь скажет, что значение этого параметра мы переоцениваем, снижая иным аппаратам баллы за технический уровень. На емкостную нагрузку Audison реагирует не слишком нервно: ток потребления возрастает в полтора раза, а на выходе появляются затухающие колебания стартовой амплитуды 6% и частоты 430 кГц.
Фильтр ВЧ перестраивается в пределах от ровно 50 Гц до 4,9 кГц, стык между верхним и нижним диапазоном (когда включён множитель «х10») прошёл через отметку 490 Гц, причём две кривые легли точно одна на другую. Между диапазонами перестройки фильтра НЧ (в режиме 12 дБ/окт.) пограничные кривые опять совпали друг с другом, а значения предельных частот среза - со спецификацией: 50 Гц и 5 кГц, стык по частоте 500 Гц. Даже удивительно, как этого возможно достичь в серийном продукте. Существуют схемы фильтров, в которых разброс параметров деталей лишь меняет добротность, но не частоту среза, но здесь-то всё совпало. Когда фильтр НЧ работает в режиме 24 дБ/окт., его характеристики спускаются с заоблачной выси математических абстракций на грешную землю. Нижний диапазон перестройки от 47 до 470 Гц, верхний - от 0,50 до 4,7 кГц. Впрочем, и здесь точность достаточная, тем более если учесть, что усилитель с такими фильтрами работает в режиме моно, а сабвуфер никто выше 120 Гц не «отпускает». Одновременно с включением этого режима АЧХ на самых нижних частотах уходит вниз от горизонтали, и нижняя частотная граница (по - 1 дБ) попадает точно на 10 Гц. У включённого подтонального фильтра частота среза 21 или 31,5 Гц. Крутизна, как и обещано, ровно 24 дБ/окт. Кстати, у всех фильтров, независимо от крутизны, частота среза определяется изготовителем (и нами тоже) по уровню -3 дБ.
ЧЕТЫРЁХКАНАЛЬНЫЙ УСИЛИТЕЛЬ XTANT X604
Внешне за всё время существования усилителей Xtant изменилось одно: в какой-то момент фирма, кроме углов 0 и 90 градусов, стала признавать значения 30 и 45. У традиционного до неколебимости хромированного кожуха теперь есть скошенная (под 45) грань, а квадратные отверстия стали шестиугольными. Как и прежде, отверстия - элемент декора, поток охлаждающего воздуха движется по внутреннему коробу, входя и выходя через торцевые стенки кожуха. Чтобы добраться до тела усилителя, надо, как подсказывает элементарная логика, его раздеть, открутив шесть винтов и сняв полированные ризы. Для такой операции следует запастись шестигранным ключом, и, надо думать, разрешением правообладателя, так что случайный прохожий вмешаться в настройки никак не сможет.
Раздетый «до платы» усилитель демонстрирует свой главный принцип. Чтобы изменить настройки, требуется не «как» (крутить), а «что» (вставлять или вынимать из огромного количества гнёзд компьютерного типа). Нет нужды говорить, что для настройки этого усилителя необходим и определённый уровень подготовки, и неплохое зрение, все обозначения на плате того размера, какого можно было уместить между элементами, значит - крошечного. Особо, правда, пугаться не следует: в наставлении есть довольно подробный «путеводитель» по органам настройки, подготовленный человек разберётся, что к чему, а для других этот аппарат и не предназначался.
Внутри сразу бросается в глаза упомянутый короб принудительного охлаждения с вентилятором, расположенным справа. Вентилятор двухскоростной, переставив очередной соединитель на плате, скорость можно выбрать по разумению. Тут же виден высокочастотный трансформатор и дроссель фильтра питания. Второй трансформатор со своим фильтром уже не так бросается в глаза, но мы можем сделать вывод, что слаботочные цепи усилителя питаются от своего источника. Резонно: коль скоро «наши» усилители по сути - сочетание усилителя и активных фильтров, то и «диета» им требуется разная.
Ширина силовых зажимов 10,5 мм; выходные терминалы (7,8 мм) даже немного уже «стандартных» (8,5 мм), зато те и другие явно выигрывают по качеству исполнения. Так вот: у четырёхканального усилителя шесть пар выходных зажимов. Зачем? Тут никакой мистики: по традиции усилители Xtant допускают подключение к каждому из каналов Front дополнительных динамиков в параллель. Чтобы не снизить импеданс нагрузки до опасных пределов, дополнительные динамики (они обозначаются как Passive) включаются через мощные сопротивления. В комплекте предусмотрен модуль RM8 (по 20-ваттному резистору 6,2 Ом в каждом канале), он даёт затухание на 8 дБ. Существуют модули RM4, RM12 и RM16. Дополнительная акустика (Passive) может пригодиться, если X604 подключён к фронту и сабвуферу, а хотелось бы создать «заполнение» в задней части салона, не утруждая себя установкой дополнительного усилителя и не используя усилители головного устройства.
Чувствительность можно изменять двояко. Перестановкой пары джамперов вы выбираете усиление/аттенюацию входного каскада: +20/+10/0/-10/-20 дБ. Потом, уже в относительно узких пределах, устанавливаете плавно усиление по каждому каналу. Усилитель работает как с симметричными, так и с несимметричными (обычными) входами. Изготовитель всегда устанавливает джамперы в положение Balanced - эта засада способна попортить нервы любому, кто не знаком с продукцией Xtant. Усилитель может работать с четырьмя или двумя входами.
В отношении метода регулировки фильтров убеждения Xtant не менее тверды, чем по части дизайна и компоновки. Здесь снова всё решено по принципу «что». Этим «чем» в данном случае работают сменные резистивные модули, они и определяют частоту среза, в каждом канале для фильтров НЧ и ВЧ независимо. Известно, что фильтры с фиксированной (без потенциометров) настройкой - лучшие из всех, но нет возможности установленную частоту изменить. В данном случае возможности есть, и весьма широкие. Изготовитель поставляет инсталляторский набор, в который входят 12-контактные SIP-модули 13 номиналов, на частоты 50/70/80/90/120/150/300 Гц и 0,5/0,7/1/3/4/5 кГц. Я бы в этом списке поменял 150 на 250 Гц, но вообще-то грех жаловаться, частоты, без сомнения, продуманные. Два набора джамперов позволяют выбрать режим включения фильтров в той и другой паре каналов, в т.ч. полосовой режим и режим обхода (широкополосный). Ещё четыре набора перемычек устанавливают крутизну спада (12/24 дБ/окт.) того и другого фильтра в каждом(!) канале по отдельности. На линейные выходы можно направить либо широкополосный сигнал, либо обработанный фильтром ВЧ или НЧ. Выходы буферизованные.
У X604 есть и очень редкая в усилительной технике опция Noise Gate (что-то похожее я встречал у «Макинтошей»). Когда она задействована, выход усилителя отключается в отсутствие сигнала выше определённого уровня. Порог срабатывания системы регулируется. Правда, инструкция обходит сей предмет стороной, предполагается, что если пользователь дошёл до такой тонкости, ему уже не требуется объяснений. Наконец, в каждом канале есть пара разъёмов, куда можно установить дополнительные модули: однополосный параметрик или бас-буст. Частота параметрика, как водится, устанавливается резистивными модулями и может быть выбрана в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Центральная частота буста фиксированная, 45 Гц, а усиление - 4, 8 или 12 дБ.
Выходную мощность измеряли дважды: в обычном режиме и с подключённой дополнительной нагрузкой (4 Ом, через модуль RM8). Мощность на 4-омной нагрузке для современных усилителей самая типичная, но при переходе на нагрузку 2 Ом она возрастает на 82%, что характеризует блок питания самым похвальным образом. Чувствительность регулируется в очень широких пределах, даже с избытком. При входном аттенюаторе на -10 дБ чувствительность регулируется от 3,7 до примерно 22 В. Если же установить его на -20 дБ, для полной раскачки потребуется сигнал от 11 до 71 В. Зачем? Ну разве если вы используете ламповый бестрансформаторный предусилитель. Уровень взвешенных шумов, похоже, самый низкий за всю историю наших тестов - несомненно, свою роль сыграл раздельный источник питания. Частотный диапазон по нынешней моде на «DVD-Audio Ready» кажется узковатым, но верхняя граница выше 20 кГц, так что нормально. К характеру нагрузки Xtant относится со сверхъестественным хладнокровием: при подключении емкости изменения в сигнале трудно обнаружить, даже когда точно знаешь, что своими руками подключил дурную нагрузку. Сам проверял, нет ли обрыва...
Прелесть неперестраиваемых фильтров в том, что они имеют те характеристики, которых от них ждут. Ставишь модуль на 50 Гц - получаешь частоту среза 50 Гц для фильтра ВЧ и фильтра НЧ. Ставишь модуль на 5 кГц - получаешь 5 кГц (±50 Гц не в счёт). Сухая математика, даже скучно. Когда фильтры переключаются в режим повышенной крутизны (24 дБ/окт.), отсчёт ведётся по уровню -6 дБ (так положено по науке). Тут получаем те же 50 Гц для ФВЧ (51 Гц для ФНЧ) и 4,9 кГц (для того и другого). Точнее в реальной жизни, пожалуй, и не бывает. Для наглядной иллюстрации возможностей фильтрового хозяйства на том же графике показаны АЧХ в полосовом режиме (зелёные кривые). Чтобы избежать наложения кривых, использованы модули на 80 Гц и 4 кГц. Частота среза 81,5 Гц для фильтра ВЧ и 4,1 кГц для фильтра НЧ. При переходе на 24 дБ/окт. получили 82 Гц и те же 4,1 кГц. Нет, скандала сделать не удаётся...
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Audison
ЛИЧНЫЙ НОМЕР
LRx 4.5
СУММА КОНТРАКТА
$643
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Продуманная конструкция
Качественные фильтры
Входы высокого уровня
Линейные выходы
Работает с 4/2 входами
Двухканальный режим
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Нет полосового режима фильтров
ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
КОМАНДА
Xtant
ЛИЧНЫЙ НОМЕР
X604
СУММА КОНТРАКТА
$1035
ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
Работает с 4/2 входами
Возможность подключения дополнительной пары динамиков
Переключаемая крутизна фильтров
Линейные выходы с фильтрацией
Высокая устойчивость при работе на емкостную нагрузку
НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
Не предусмотрено дистанционного регулятора
Нет подтонального фильтра
СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ
Это необъятное нельзя объять, сравнивать непохожее, как оказалось, не только можно, но и легче, чем ожидалось. Взгляните в судейские записки, относящиеся к объективно изменяемым характеристикам: четыре раунда за американцем, четыре - за итальянцем. По сводным характеристикам получается: американец сильнее (в смысле мощности), итальянец - лучше оснащён. В остальном (и в целом) - снова паритет, причём паритет на очень высоком уровне. То, что ничья - ясно, но после дальнейшего совещания судьи, находясь под впечатлением от только что закончившегося поединка, приняли нестандартное решение. Оба участника получают звание «Лидер». Заслужили, значит - пусть носят.
Участник | Audison LRx 4.5 | Исход боя | Xtant X604 |
Максимальная мощность (14,4 В, к.н.и. = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт | 69,3/112 | > | 84,6/153 |
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % | 0,015/0,023 | > | 0,011/0,018 |
Входная чувствительность, В | 0,28-4,6 | > | 0,115->11,0 |
Отношение сигнал/шум, дБА | 97 | > | 109 |
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ | 75/81 | < | 69/67 |
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц | 8,0-45000 | < | 7,0-21000 |
Скорость нарастания сигнала на выходе | 17 | < | 15 |
Габаритные размеры, мм | 382x195x55 | < | 599x260x54 |
РЕЙТИНГ | |||
Участник | Audison LRx 4.5 | Преимущество | Xtant X604 |
Мощность | 7 | > | 8 |
Технические характеристики | 9 | - | 9 |
Оснащенность | 9 | < | 8 |
Фильтры | 9 | - | 9 |
Удобство установки | 9 | - | 9 |
Итог | 43 | 43 |
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro