Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер с докладом. Головное устройство Alpine CDA-9813R. Всему голова

    Только спокойно. У О’Генри где-то было сказано: «Искусство рассказчика заключается в том, чтобы завладеть вниманием слушателя на время, достаточное для того, чтобы изложить свои взгляды на самые различные вопросы». Или что-то в этом роде. Именно с такой целью, что уж там, я время от времени оттесняю постоянных авторов этой рубрики с их законного места, а заодно и из строки гонорарной ведомости, для экономии. Поэтому будет так: «на ковер» вызвали единицу техники, а «доклад» отчасти ее, а отчасти — мой.
    Постоянные читатели, а таких у нас большинство, мы почту анализируем, знают, что авторы журнала не скрывают своих личных взглядов на приоритеты и пути развития автомобильной аудиотехники. По-честному оговариваясь, что это, мол, по личному мнению имярек такой-то, путь развития — тупиковый, а такая разновидность техники — бесперспективная. Или наоборот, магистральный и многообещающая.
    Подобные «умозрения по теме» обычно требуют времени, которого обычно нет. Но возблагодарим богов: в нашей мультиэтнической и многоконфессиональной державе ритм коллективного производительного труда начинает сбиваться 20 декабря, на еврейскую Хануку, и окончательно входит в состояние асистолии на католическое Рождество четырьмя сутками позже. Состояние деловой фибрилляции поглощает языческий Новый год, православное Рождество, и только с наступлением глубоко советского Старого Нового года сердечный ритм восстанавливается. Что в итоге дает всякому, к тому расположенному, время и возможность для размышлений.

    ИННОВАЦИИ: ПРИЗЫ И НАКАЗАНИЯ


    Производители автоаудиотехники — жизнелюбы по определению. Мизантропам в нашей индустрии делать нечего, они переключаются на охранные системы и проводят дни свои в размышлении о ворах. А оставшиеся — о музыке, есть разница. И, как положено жизнелюбам, действуют активно и изобретательно, нащупывая, угадывая или прогнозируя направления следующих ходов. Очень нередко — нащупывая неловко и прогнозируя ошибочно. Такие неловкие ходы, как правило, оборачиваются многочисленными призами и наградами за инновации, но это становится единственным (не считая бесценного опыта), что инноваторы получают взамен потраченных средств и усилий. Возьмем головные устройства. Они, тоже по определению, в автомобильной системе «всему голова», и с ними за прошедшее десятилетие упражнялись особенно активно. Единственное, что не подверглось атакам со стороны инноваторов, — священный габарит DIN. Все остальное — мама дорогая... Награжденными и ненагражденными нововведениями стали: кассета и CD (а также CD и MD) в одном корпусе, возможность записывать на кассету или мини-диск, встроенный в магнитолу мобильный телефон, целая серия попыток приучить любителей автозвука к твердотельным носителям вроде Memory Stick или SD. И так далее. Не говоря уже о многочисленных попытках мизантропов, задержавшихся в автозвуке, придумать что-то новое в смысле защиты источника от кражи.
    Зелёный, видимо, и в Японии зелёный. А цвет янтаря там себе не очень хорошо представляют. И всё же это лучше согласуется с довольно распространённой жёлтой подсветкой приборов, чем зелёный и синий.

    И чем смелее была новация, тем меньшие масштабы имело потом ее практическое воплощение. Но при этом происходила естественная фильтрация технических решений, и вопрос в том, кто лучше воспользуется фильтратом. Для этого нужны опыт, анализ и интуиция, а они далеко не всегда встречаются в нужной пропорции. Но встречаются, у меня появилась возможность в этом убедиться.

    ЭВОЛЮЦИЯ ГОЛОВОНОГИХ

    Головные устройства не были задуманы как головные. Они были задуманы как единственные и самодостаточные. Только потом, когда окончательно убедились, что усилитель с нужными для действительно серьезного звуковоспроизведения характеристиками не уживается в габаритах DIN с тем, что там уже есть без него, «головоногая» магнитола начала процесс превращения. И то не в головное устройство, а в источник. Радио, кассета, громкость, два тембра, баланс и фейдер. Не бог весть какая высшая нервная деятельность. Потом все начало развиваться, и в какой-то момент, как и при эволюции живых существ, произошло разделение ветвей. Но не на магнитолы и CD-ресиверы, как можно заключить при поверхностном взгляде. Концептуально это одно и то же, источник и есть источник. Нет, настоящее разделение ветвей произошло совсем недавно, причем в два почти совпавших по времени этапа.
    Один из них — это когда мультимедийный источник (на нынешнем этапе — DVD-проигрыватель), до этого довольствовавшийся ролью отдельно расположенной опции, оценил свои реальные возможности и предъявил права на место в приборной панели. Для битвы за место в торпедо DVD-проигрыватель сел на диету, вооружился и повысил свой образовательный уровень. В результате диеты он сравнялся по окружности талии с обычным CD-ресивером (или магнитолой), вооружился тем же, что было в арсенале у неприятеля, то есть радиоприемником и собственными усилителями (на всякий случай), а полученное образование позволило ему не только играть, но и расшифровывать многоканальный звук на DVD. Так теперь делается, и так еще довольно долго будет делаться (личный прогноз, о чем предупреждал). Получилась четко оформленная и бурно плодящаяся порода головных устройств на основе DVD.
    Проводив, по-хорошему и без ссор, молодое поколение в самостоятельный путь, ветераны (к этому времени) CD-ресиверы занялись своими семейными делами. И внутри себя тоже решили разойтись по разными дорожкам. Одни сказали: «Источниками мы родились, источниками и умрем». Так сформировалась хорошо известная порода «чистых источников». Их все знают. Золотые (во всех смыслах) «Деноны», «Наки», 9255, «Макинтоши», да, в общем, почти что все. Эти категорически отвергают все, что не сообразно роли источника сигнала. Встроенные усилители мощности? Не требуется, мы не магнитолки. Обработка звука, помимо регулятора громкости? Старорежимные тембры еще остались, а loudness уже не по чину. Дисплей? Маленький, зелененький, на три цифры, в соответствии с саном. Остальное, что требуется для превращения сигнала в звук, пусть делают другие, и нас не интересует, как. Желательно только, чтобы с минимальным вмешательством в плоды нашей просвещенной деятельности.
    У «чистых источников» свои приверженцы, и союз этот вечен, как оказался вечен (в подвластных нашему пониманию масштабах времени) союз винила, ламп, одиноких потенциометров и правоверных аудиофилов.
    Oдин из переключателей на нижней стенке корпуса определяет режим работы кроссовера. Второй нужен, если 9813 будет общаться по шине Ai-Net с другими компонентами.
    Выбранный угол наклона лицевой панели восстанавливается после загрузки-выгрузки диска. Но, к сожалению, при выключении аппарата панель так и останется в наклонном положении, что делает снятие-установку менее удобной.
    Пульт RUE-4187 по дизайну строг и эргономичен, в отличие от распространенных конструкций — кладбищ из одинаковых по форме и размерам кнопок.
    Миниатюрный вентилятор (всего 25 мм в диаметре) включается только в случае реальной опасности перегрева и даже включившись, ничем себя не выдает.
    По шине Ai-Net (на первом плане) 9813 общается с тезками. А разъем на дальнем плане служит для диалога со штатными ДУ на рулях 20 марок автомобилей.
    Настройка аппарата в помощью системы i-Personalize на сайте Alpine. Все наглядно и понятно, как у процессора с компьютерным управлением. Но при этом ноутбук иметь и тащить в машину не обязательно. Даже совсем не нужно.
    Другие, как юный гимназист Володя, решили идти своим путем, но только (в отличие от юного гимназиста, дальше первого аттестата не продвинувшегося), всерьез занялись приобретением профессиональных знаний и навыков. Одни выучились сжатым форматам записи, появилась порода CD/mp3-ресиверов, которые уже начинают считать просто CD-ресиверами, а судьбоносная совсем недавно функция стала галочкой в перечне оснащения. Другие решили взять на себя все, или почти все, что может потребоваться сделать с сигналом по пути его трансформации в звук. Обзавелись кроссоверами, эквалайзерами, отрастили большущие дисплеи, выучились многочисленным настройкам. Из которых до поры до времени в тесный DIN не помещались цифровые временные регулировки, но потом и они, поначалу в упрощенном виде, получили разрешение на въезд внутрь единого корпуса. Эта разновидность может в наибольшей мере претендовать на видовое название «головное устройство». Из внешних устройств им требуются только средства усиления мощности. А многие, в крайнем случае, берутся обойтись и своими силами.
    Выбор богатейший, но как его сделать?

    ПРИ ВСЁМ БОГАТСТВЕ ВЫБОРА...

    Ну, то для конкретного, персонального выбора надо вначале на бумажке или в голове (персональной и конкретной) прикинуть, что нужно, а без чего можно перебиться — это тривиально. Хотя все равно не просто. Ведь представления могут быть изначально неполными или меняться со временем, а систему в машине желательно строить таким образом, чтобы ее можно было совершенствовать без непременного разрушения ранее сделанного. И вот я попытался (не совсем беспредметно) встать на позицию одновременно требовательного, практичного, самостоятельного и любопытного автора аудиосистемы. Речь не идет о создании установки в машине по методу, каким купечество заказывало ужин в ресторации, «от сих до сих по три порции». Так тоже можно, когда заказчик системы или не очень представляет, что ему надо, или обеспечен в гораздо большей степени, нежели любознателен.
    Мне было интересно выбрать головное устройство для установки, в которую потом не надо будет добавлять что-то, ее нарушающее, но можно будет заменять компоненты, корректно оценивая результат такой замены. Установки, которая сможет расти, не саморазрушаясь. Которая будет жить в гармонии с автомобилем (не демо, а просто автомобилем) и его владельцем. Исходные условия были следующие.
    Прежде всего, головное устройство должно быть достаточно высокого класса, иначе потом все упрется в это. Да, 300 — 400 — 500 «зеленых» за «голову» — это немало. Но смотря за какую. В случае «чистого источника» подобная статья бюджета будет означать немедленно что? Стоимость усилителя (усилителей), акустики-сабвуфера и полной инсталляции в один присест. И психологически, и практически остальные компоненты будут априори (это важно, априори — это до опыта) выбраны соответствующей ценовой группы, и цена вопроса окажется на порядок выше заплаченного за головное устройство. Сразу, еще ни в чем не убедившись. Но на этом тоже дело не закончится. Мы же говорим о людях любознательных и ищущих. Легко ли в такой системе, за которую уже отдана новая «Нива», заменить, скажем, усилитель? Конструктивно, может, и не так трудно, но тут выяснится, что кроссоверы у него не такие, как требуется для уже установленной акустики и сабвуфера, а потом окажется, что на АЧХ в салоне возник неустранимый косяк, тогда что? В систему добавляется эквалайзер, для чего надо разнести половину ранее установленного. Потом начинаем ставить сцену, выясняется, что так, как требуется, без процессора, ее не поставишь. Очередной разгром и траты со всех сторон. И так далее.
    Значит, логично было бы выбрать такую «голову», которая по максимуму сосредоточила бы в себе настроечные возможности, но при этом могла бы начать работать сразу, как есть, хоть на штатные динамики. Тогда человеку, строящему систему в уникальном порядке, для себя любимого, предоставляется шанс разобраться, что на что влияет, что менять, что не менять и как после этого стало.
    Второй вопрос — взаимоотношения с новомодными форматами. Знаю, среди несгибаемых аудиофилов mp3 — это ругательство. Не разделяю эту позицию и не разделю, не предлагайте. Перво-наперво, не все, что не подходит (или может не подойти) для воспроизведения Брамса с «Теларка», следует объявлять непригодным для слушателя. Половина обычных коммерческих компактов звучит изначально хуже, чем грамотно записанная на 320 кбит/с mp3-копия, воспроизведенная на аппарате, который по-настоящему умеет работать с mp3. И потом, всегда лучше иметь, чем не иметь. Придет охота аудиокниги слушать или итальянский выучить, или полное собрание сочинений Лаэртского возить с собой на одном диске, так что, отказаться от этого всего во имя призрачной цели?
    Нет, давайте быть реалистами. Сжатые форматы захватывают все большее информационное пространство, и в условиях этой реалии лучше быть адекватно вооруженным, чтобы не изображать потом медведя из анекдота про «не стоит». А тут еще WMA накатывает, мнения разнятся, но лучше иметь... и так далее.
    Через такой, только более плотно переплетенный фильтр требований я стал пропускать сегодняшнее наполнение рынка car audio и вышел на точку, которая мне представляется очень близкой к оптимуму.

    ВЕРСИЯ «98»


    Окрестности оптимума начали вырисовываться в каталоге Alpine 2003 года. Там, в дополнение к пафосной серии 79**, появился выводок головных устройств, номера которых начинаются с 98. Четыре CD-ресивера относились к категории CDA, то есть — с шиной Ai-Net. Из них младшее, 9811 — чисто CD-ресивер, без mp3. Отсекаем. Без Лаэртского жить тяжело, да и до итальянского, глядишь, дело дойдет. На ступень выше (9812) — это уже и mp3, и WMA, но настройки пока довольно базовые. То есть базовые с учетом требований. Есть и эквалайзер, и кроссовер, но относительно простые. Два же верхних устройства в серии, 9813 и 9815, укомплектованы по максимуму. Причем оба по максимуму. Пересчитав иконки в каталоге (знаете, какими обозначают функции), я обнаружил, что у 9816 их 19, а у формально стоящей на ступеньку ниже в иерархии 9813... на одну больше. Двадцатой оказалась переключаемая подсветка кнопок. Все остальное на месте, и значительная часть функциональных возможностей является эксклюзивом именно для модельной пары 9815/9813. Видимые различия — именно видимые. 9815 — серебристая, у нее фирменная голубая подсветка, и главное, двухстрочный дисплей, на который могут выводиться частота и RDS-строка (или номер дорожки и CD-текст, или имя фолдера и ID3-тэг) не по очереди, а одновременно. На тестирование я попросил 9813 (R, естественно), поскольку в задаче выбора предполагалось искать оптимум, а не экстремум. А то было бы просто: страницей раньше в каталоге живет «широкомордая» 7998, а тремя страницами раньше — F#1 Status. Так что будем реалистами. Тем более что с двумя цветами подсветки и черной лицевой панелью намного больше шансов наладить гармонию между головным устройством и машиной.

    «ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ?»

    Вот именно, «все», уж это-то все помнят. Даже, в принципе, больше. Гармония с машиной усугубляется тем, что, помимо находящегося в приданном пульте ДУ, у 9813 (как, впрочем, и остальных в серии и за ее пределами) есть возможность подключиться к кнопкам на руле, предназначенным для управления штатным «радио». Список марок автомобилей, с которыми такое возможно, насчитывает 20, а моделей, разумеется, раз в семь (на глаз) больше. Блок интерфейса, естественно, в комплект на входит, поскольку разным машинам нужен разный.
    А теперь про «все» по порядку. Тюнер с RDS и всеми наворотами — это понятно. Съемная откидная панель — тоже. Панель моторизованная, и предусмотрена регулировка угла наклона. Проигрыватель читает обычные диски (включая, как теперь стало нормой, CD-R/RW), файлы mp3 и WMA (последнее нормой еще не стало). Сжатые файлы читаются на всех битрейтах, предусмотренных стандартом, у mp3 — до 320 кб/с, у WMA — до 192. На обычных компактах читается CD-текст, а если его нет, можно ввести свои заголовки, как, кстати, и для радиостанций, не доросших до RDS, на сжатых файлах — тэги, причем для mp3 поддерживается версия ID3 tag v.2, (у v.1 есть ограничение на длину строки, у v.2, можно считать, нет). Цвет подсветки, действительно, переключается, один — популярный зеленый, второй, названный amber (что должно означать «янтарный», но на деле ближе к оранжевому. Но не красный, подсветка в стиле Audi/BMW есть у специальной версии модели 9812).
    Плюс (это пока не дошли до звуковых функций), возможность интегрировать головное устройство с телефоном, при условии, что телефон будет Nokia. В этом случае отдельного hands free не требуется, а головное устройство будет не только приглушаться на время разговора, а звук в акустику пускать с телефона, но и дисплей, и часть кнопок становятся органами управления телефоном. Это я, правда, не проверял, у меня Ericsson.
    Вот это «все» 9813 делает, еще пока не издав ни одного звука. Со звуком и управлением им история отдельная.

    ЧТО БОЛЬШЕ, PLUS ИЛИ PRO?


    Интуитивно ясно: Pro. Так и есть, модели 9811 и 9812 комплектуются пакетом функций звуковых регулировок Bass Engine Plus, в котором две полосы регулировки тембра, правда, с переменной центральной частотой и шириной полосы, кроссовер с фиксированным набором частот среза (и постоянной крутизной) и всего четыре канала регулировки временных задержек.
    Пакет функций у 9813 (и 9815) называется Bass Engine Pro. Что в него входит? Смотри предыдущий раздел. Только теперь «все» — это пятиполосный параметрический эквалайзер, перестраиваемый по всему звуковому диапазону, крайние частоты 20 Гц и 20 кГц. Это — кроссовер, который может работать в режиме фронт + тыл + сабвуфер или поканальный фронт + сабвуфер. В первом случае сабвуферные выходы (их два, и они допускают независимую настройку) работают как обычно, через ФНЧ, а фронт и тыл — через ФВЧ. Второй режим, выбираемый переключателем на «спинке» корпуса, называется 3WAY. В этом случае сабвуфер как работал так и работает, тыловые выходы становятся мидбасовыми, и для них можно задать частоты среза снизу и сверху, а фронт превращается в выход канала ВЧ-излучателей.
    Свобода в выборе частот раздела полос предусмотрена такая: в режиме фронт + тыл + сабвуфер это 20 — 200 Гц (независимо по всем трем парам выходов), а при подготовке аппарата к работе с би-ампинговым фронтом сабвуфер с мидбасом можно поделить там же, канал пищалки имеет регулируемую частоту среза от 1 кГц и выше, хоть до 20, а на частоту раздела мидбас — пищалка вовсе никаких ограничений нет. 20 Гц — 20 кГц? Где пожелаете.
    Разумеется (а то какое же это было бы Pro), каждое звено кроссовера настраивается независимо, частота меняется с шагом 1,3 октавы, а выбор крутизны среза — от никакой (равносильно отключению фильтра) до 24 дБ/окт. Полный набор, 6, 12 и т.д.
    Традиционных регуляторов тембра по схеме bass/treble у 9813 нет вовсе. Как нет и функции loudness. Только это не в силу аскетизма, а как раз наоборот. Роль тонкомпенсатора громкости взял на себя блок MediaXpander. Опыты показали: в режиме Music он компенсирует потерю басов на малой громкости, но кроме того и расширяет динамический диапазон, причем в зависимости от фактического уровня сигнала, а не от положения регулятора. А в двух оставшихся (mp3 и Movie) вытаскивает и растягивает и другие части спектра, вы там потом увидите на графиках.
    А вместо тембров — пятиполосный параметрический эквалайзер, центральные частоты выбираются с шагом в 1/3 октавы, образуя стандартный ряд, всем хорошо знакомый: 20 — 25 — 31,5 и до 20 кГц. Глубина регулировки — 6 дБ в плюс или минус, для каждой полосы — три значения добротности. Единственное ограничение в выборе положения полос на частотной шкале вытекает из логики цифрового корректора: центральные частоты в соседних полосах не могут быть «сведены» ближе, чем на четыре шага установки частоты. Иными словами, если в первой полосе выполнили коррекцию на 50 Гц, то во второй аппарат не даст установить частоту ниже 125 Гц.
    Всякую частотную регулировку можно сохранить в памяти, в которой заранее записаны еще и три заводских.
    Каналов временных задержек у 9813 — шесть. Это означает, что даже при наличии двух независимых сабвуферных каналов можно в них поставить разные задержки. В каждом величину временного сдвига можно установить от 0 до 9,9 мс через 0,1 мс. В мерах длины это, соответственно, 3 м с лишним и 3 см (тоже с хвостиком). Для регулировки временных задержек предусмотрено два метода. Первый — «в лоб», когда, померив расстояния до излучателей, вводятся индивидуальные задержки, посчитанные по немудреной формуле. Потом, разумеется, все это надо будет настраивать на слух по-тонкому, но в этом и потеха для знатока, а начальная точка уже задана. Второй способ назван в меню Bass Focus. Хотя фокусируется при этом не бас, а весь звуковой диапазон, название выбрано из созвучия с Bass Engine. В этом режиме на экран выводятся обозначения каналов парами: FL-FR, потом FL-RL, потом FR-RR, потом RL-RR и по новой. В каждой паре каналов вращением энкодера выбирается синхронный для двух каналов временной сдвиг. При переходе к следующей паре то, что было установлено в одном из каналов, остается, и снова два временных сдвига меняются синхронно. Это уже для настройки чисто слуховым методом.
    Но есть и третий способ настройки, распространяющийся не только на временную коррекцию, но и на частотную. Это — система i-Personalize. Смысл ее такой (проверяли, работает). Надо зайти на один из сайтов Alpine, например, www.alpine-europe.com, добраться до раздела i-Personalize и там выставить все регулировки самым наглядным способом: с графиками (условными, но очень понятными) и калькулятором, переводящим из сантиметров (или дюймов) в миллисекунды. Готовый набор регулировок после этого сгружается в компьютер в виде файла, его надо записать на болванку (лучше, разумеется, на RW) и взять с собой в машину. Там диск с данными настройки вставляется куда положено, и все настройки переписываются в память аппарата, становясь пресетом номер 6. То есть это как управление звуковым процессором с компьютера, но через промежуточный носитель.

    ЗАСЛУШАЕМСЯ?

    Заслушиваться я, для сопоставимости результатов, пригласил тех же экспертов, что у нас всегда этим делом занимаются, с тем же набором оборудования и музыкальным материалом. И оставил их в покое, чтобы сами разобрались, что тут: «заслушаешься» или «отслушаешься». Разница, полагаю, понятна. Доложенное мне воспроизвожу здесь факсимильно:
    «Рояль динамичен без настырности, детален и собран одновременно, хотя агрессии у этого инструмента, на наш взгляд, должно быть больше. Бас с красивым рельефом и чуть завуалированной атакой, при этом с редким динамическим диапазоном, даже мелкие басовые призвуки легко различимы. Флейты, на бестелесность которых мы часто сетуем, на этот раз оказались вполне материальны, даже возвышенны. Редкой красоты саксофоны. Верхние немного суховаты, но прозрачны. И главное, все это сопровождается четкой локализацией каждого инструмента. Скрипкам, в отличие от духовых, как-то не хватало конкретики, хотя с точки зрения тональной окраски придраться было не к чему. А к вокалу придраться нельзя было ни по-какому.
    Звучание в режиме mp3 уже не впервые (именно у Alpine) удивило. Тем, насколько близко подбирается аппарат к звучанию исходного компакта. Разумеется, на низких битрейтах грехи перцептуального кодирования вылезают во всей красе, но на 320 (или 256ABR) только появившееся шипение тарелок, инструмента, упорно не дающегося mp3, выдают, что именно играет».
    Зеленый, видимо, и в Японии зеленый. А цвет янтаря там себе не очень хорошо представляют. И все же это лучше согласуется с довольно распространенной желтой подсветкой приборов, чем зеленый или синий.
    Oдин из переключателей на нижней стенке корпуса определяет режим работы кроссовера. Второй нужен, если 9813 будет общаться по шине Ai-Net с другими компонентами.
    Пульт RUE-4187 по дизайну строг и эргономичен, в отличие от распространенных конструкций — кладбищ из одинаковых по форме и размерам кнопок.
    Выбранный угол наклона лицевой панели восстанавливается после загрузки-выгрузки диска. Но, к сожалению, при выключении аппарата панель так и останется в наклонном положении, что делает снятие-установку менее удобной.

    Alpine CDA-9813R cерийный №020507
    ЧМ-тюнер
    Чувствительность, мкВ 0,7/0,8
    Полоса частот, Гц (-3 дБ) 35 — 17800
    Отношение сигнал/шум дБА 67,5/66
    Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,2
    CD-проигрыватель
    Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,1/-3,1
    Отношение сигнал/шум, дБА 89,5
    Переходное затухание, дБ (1 кГц) 89
    Вибростойкость, мм 200
    Уровень сигнала на линейном выходе, В 4,2
    Аудиосекция
    Выходная мощность (к.н.и. = 1%), Вт RMS 19,3

    Функция MediaXpander реализована в трех режимах: для музыки, для кино и mp3. Во всех случаях крайние верхние частоты ослабляются, так что пользоваться функцией надо осмотрительно.
    Кроссовер переключен в режим «фронт с би-ампингом + саб». Частоты раздела опять взяты для примера. Мидбас с пищалкой реально можно делить от 1 кГц и до как угодно высоко.
    При снижении уровня сигнала MX «подтягивает» уровень сигнала в тех частях спектра, где обеспечивается их подъем.
    Параметрический эквалайзер настроен (опять же, к примеру) на 1 кГц. Каждая кривая — один шаг регулировки усиления.
    Пример настройки кроссовера в режиме «фронт + тыл + сабвуфер». Для примера выбрана частота раздела 80 Гц, вообще можно от 20 до 200. А настройка крутизны показана во всех возможных вариантах.
    Тот же параметрик, та же частота, меняем добротность.
    Начнем с того, что при работе даже на холостом ходу аппарат заметно греется. Не случайно на задней стенке слева, поблизости от радиаторов выходных микросхем, установлен миниатюрный вентилятор. Он, однако, включается не сразу, а только когда аппарат как следует погоняешь на нагрузке. А то, что вентилятор включился, можно определить лишь визуально, уровень шума практически нулевой. Включения вентилятора, а равно и излишнего (да и вообще, практически всякого) нагрева, можно избежать, если отключить встроенные усилители (из меню).
    Тюнер работает в трех режимах: Normal, HiFi и Stable. Чувствительность выше всего при Normal, а шумов меньше всего — при Stable. Полоса частот при радиоприеме традиционно для Alpine широкая.
    Полоса частот у CD-проигрывателя ограничена фильтром НЧ, включенным на выходе всех каналов независимо от источника сигнала (даже когда сигнал подается со входа AUX), то есть один и тот же фильтр отсекает и пилот-тон стереовещания, и надтональные помехи при воспроизведении компактов. Спад на частоте 20 кГц составляет 3,1 дБ. Уровень сигнала на линейном выходе даже выше номинальных 4 В, и никакого ограничения сигнала нет и в помине. Уровень шумов на линейном выходе не потрясает, но такова плата за цифровой процессинг по вменяемой цене. Вибростойкость у серии 98, судя по этой модели, для Alpine совершенно нетрадиционная. Было время, мы сетовали на излишнюю нежность амортизации, высота сбивающего удара у некоторых старых моделей составляла едва 20 мм. У 9813 сбой при серии ударов произошел при высоте падения груза 200 мм, а одиночный удар пугающей силы сбой не вызывал вообще. Любители гонок по шпалам — велкам.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Головное устройство
    КТО
    Alpine CDM-9813R
    ПОЧЕМ
    $519
    ЭТО — ПЛЮС
    Делает практически все и хорошо
    ЭТО — МИНУС
    Странного цвета в Японии янтарь
    Манера самостоятельно выскакивать из меню настроек
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Всему голова
    РЕЙТИНГ
    Радио 9
    CD 8
    Оснащенность 9
    Эргономика 8
    Звук 9
    Итог 43

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Ну вот, начал с умозрений, а закончилось все, как обычно, децибелами. Но вернемся к главному: практические опыты с 9813 утвердили меня во мнении, вначале основанном на предположениях, что этот аппарат очень близок к оптимуму (или является им) в смысле головного устройства для неограниченно совершенствуемой, можно сказать, саморазвивающейся, системы. Он одинаково уместен в роли одинокого и «головоногого», все функции, коими он богат как никто (кажется, никто), окажут свое действие и в этом случае. А если пойти дальше, 9813 может стать центром системы самого высокого уровня. Цена, конечно, не совсем копеечная, но зато это — не расходы. Это — инвестиция...

    Источник: журнал Автозвук, 02/2004. Андрей Елютин, измерения Юрий Евтушенко
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Alpine CDA-9813R
    Alpine CDA-9813R
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa