4-дюймовых «коллег» размерами: изготовитель считает его 70-миллиметровым, — по моему мнению, число 75 более точно определило бы его калибр, но возможно, что итальянцы не хотели, чтобы кто-то заподозрил их в пристрастии к дюймам. В центре диффузора из полипропилена находится (пулевидный опять же) центральный колпачок диаметром 24 мм. Ширина подвеса 8,5 мм — не меньше, чем у многих «четвёрок», и это понятно: по части звукового давления на льготы ему рассчитывать не придётся. Неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки диаметром 19 мм. Уплотнительного кольца нет, ибо штатных мест под «три дюйма» не бывает, а «родная» рамка решётки устанавливается снизу.
У пищалки хлопковая мембрана диаметром 26 мм. Корпус твитера представляет собой «чашку» для заглублённого монтажа, и других вариантов установки не предусмотрено. Возможно, оно и правильно: монтаж на поверхность — это для лодырей, а трёхполоски им не адресованы. Формула кроссовера у нас получилась I + (I + I) + II, потом, как оказалось, в инструкции (а она здесь исключительно подробная) написано то же самое. В составе фильтров используются три катушки (две из них с железными сердечниками) и два конденсатора (один плёночный, второй — оксидный). Два удобно расположенных переключателя позволяют выбрать уровень среднечастотника и пищалки: +2/0/-2 дБ для того и для другого.
В результате измерений было рекомендовано изменить полярность включения среднечастотника на обратную. Аттенюатор твитера лучше установить в нижнее положение, иначе верх становится слишком звонким, тот же бубен как бы рассыпается острыми искрами. Аттенюатор среднечастотника не столь эффективен, но и с ним определились быстро, оставив переключатель в верхнем положении. Всё множество инструментов эта акустика как бы разделяет на любимые и нелюбимые. Бубен, тарелки — любимые, они хоть и слишком звонкие, но музыкальные. «Вредные» скрипки чувствуют себя свободно и звучат легко и музыкально. Флейты и саксофон словно увеличены в масштабе, но их свобода самовыражения почти не ограничена. А вот рояль попал в категорию нелюбимых и, наверное, поэтому звучит тускло и безрадостно. В вокальном жанре предпочтения на стороне женщин. Их голоса отличаются избытком низких грудных нот, но звучат достаточно подробно. Голоса мужчин показались безжизненными и лишёнными деталей.
Пиковая/непрерывная музыкальная мощность (по данным изготовителя), Вт 300/150
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 70 — 22000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 84,5
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 1,04
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,17
Установочная глубина СЧ 40 мм
Установочная глубина НЧ 70 мм
Параметры Тиля-Смолла
НЧ | СЧ | |
Частота резонанса Fs, Гц | 65,0 | 161,1 |
Эквивалентный объем Vas, л | 9,22 | 0,520 |
Полная добротность Qts | 0,596 | 0,572 |
Бесплатный совет: Постарайтесь приблизить среднечастотник к слушателю по сравнению с басовой головкой.
Кривые АЧХ получены при реверсивном включении среднечастотника. Видно, что среднечастотник по отдаче заметно уступает басовому динамику. Твитер — не уступает, но для согласования с СЧ-головкой его аттенюатор желательно перевести в нижнее положение, и средняя чувствительность системы выходит такой как есть. Система обладает очень широкой дисперсией излучения до частоты 10 кГц, поэтому ориентировать на слушателя надо только твитер, задача инсталляции упрощается.
В объёме двери нижняя частотная граница составит 77 Гц при результирующей добротности 0,67. В типовом салоне спаду АЧХ на 3 дБ будет соответствовать частота 35 Гц — неплохо, конечно, но с сабвуфером в любом разе будет круче. Минимальный объём ЗЯ (по добротности 1,1) 3,3 л — это уже реально для кикпанели. Правда, граничная частота будет равна 95 Гц (91 Гц — в салоне, от него на этих частотах мало помощи), так что о системе без саба речь не идёт. Там, где у «четвёрок» минимально допустимый объём ящика, у 3-дюймового среднечастотника Hertz только начинается работа. В ЗЯ 0,5 л нижняя частотная граница 203 Гц, добротность 0,82 и почти идеально ровная АЧХ. В объёме 0,35 л (это параллелепипед 8 х 8 х 7 см) нижняя граница 211 Гц, добротность 0,89. Наконец, если воспользоваться обычным (не гранёным) стаканом объёмом 0,25 л, получим «частоту среза» 244 Гц и добротность около 1, что соответствует эксцессу 1,1 дБ.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
КТО
Hertz HSK 163
ПОЧЕМ
$372
ЭТО — ПЛЮС
Низкие искажения на верхнем басе
Повышенный резерв мощности
Широкая дисперсия излучения
Компактное оформление среднечастотника
ЭТО — МИНУС
«Передушенный» среднечастотник
ОДНИМ СЛОВОМ...
Типично «инсталляторская» акустика с большими резервами
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 7
Чувствительность 7
Басовый потенциал 8
Звук 8
Итог 38
Источник: журнал Автозвук, 11/2006. Текст и измерения Юрий Евтушенко
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro