Первый цифровой процессор Audison получил (в своё время) имя bit one. Второй, который сейчас перед нами — bit Ten. Это, интересно, почему?
Я даже не пытаюсь разгадать скрытый смысл игры в заглавные и строчные буквы, затеянной итальянцами, эта задача — не для изношенного большим пробегом ума. С числами бы разобраться... Если тот был «уан», а этот стал «Тен», то что, у него всего в десять раз больше? Не восемь каналов, а 80? Не 30-полосный эквалайзер, а 300-полосный? Нереально. Пойдём по другому пути: всего в десять раз меньше. Не восемь каналов, а... сколько? Нет, тут какая-то дробь получается...
Разгадка всё же нашлась. Мне кажется. Даже если не угадал авторскую концепцию, получилось понятно и логично. Сейчас расскажу, но начну с другого, с начала.
Лет десять тому назад внешние звуковые процессоры были куда более многочисленными, нежели спустя пять лет, то есть пять лет назад. Как только «железо» цифровых звуковых процессоров (DSP) стало возможным поместить внутрь головного устройства, внешние процессоры начали исчезать как класс. Тем более что многие нынешние процессорные «головы» дешевле, чем десять лет назад стоили головные устройства не только без процессора, но и без декодеров компрессированных форматов. Казалось бы, всё, обратного пути не будет. Действительно, какой смысл связываться с внешним DSP, когда вокруг немало «голов» с уже установленным процессором, не уступающим по возможностям лучшим внешним устройствам 8-летней давности?
Смысл есть, об этом трогательно позаботились автопроизводители. Стремясь вытеснить из салона автомобиля всё поставленное (и, что важнее, проданное) не ими, они сделали следующее. Драматически расширили функционал штатных головных устройств (чтобы не хотелось менять). Изощрённо интегрировали аудиовидеосистемы в дизайн и эргономику приборной панели (чтобы не удалось заменить). Окончательным контрольным выстрелом в голову (или — в головное устройство) нештатной комплектации стали извращения в штатном звуковом тракте, когда сигнал внутри штатной «головы» оказывался уже поделённым на частотные полосы, там и сям введена коррекция, — в общем, сделано всё, чтобы вытащить наружу нормальный, незамордованный сигнал было нельзя.
Так может, и не надо? Надо, и это подтверждается на каждом витке развития штатных систем. В число (немалое) вновь приобретённых штатными аудиосистемами достоинств по-прежнему не входит одно — качественный звук. Чтобы навести порядок в этом второстепенном, с точки зрения автопроизводителей, вопросе, совсем давно надо было выдернуть штатную «голову» и поставить нештатную. Позже — добыть сигнал из штатной (лучше — линейный, в крайнем случае — спикерный). Теперь и его часто негде взять в готовом виде, его надо собирать из кусочков и приводить в чувство.
Так появились на свет устройства, видовое название которых ещё окончательно не устоялось. В оригинале, например, фигурант сегодняшнего теста называется Signal Interface Processor. В подзаголовок я вынес другое словосочетание: процессор-интегратор. А один мой коллега предложил называть такие процессоры дуплексными. Как ни назови, смысл не страдает: эти устройства вначале из того, что есть, собирают полноценный стереосигнал, ликвидируя последствия его обработки штатной системой, а потом обрабатывают и делят уже так, как надо вам, а не безымянному инженеру из BMW или Toyota.
С одним из флагманов нового типа процессоров, Audison bit one, мы знакомились почти два с половиной года назад. Новая модель, bit Ten, оказалась компактнее, по цене она отличается от своей предшественницы, грубо говоря, вдвое, и, как показало более близкое знакомство, устроена несколько проще. Насколько и в каких местах проще? А вот здесь и содержится (мне кажется) разгадка названия. Итальянцы проанализировали востребованность тех или иных функций bit one и провели по ним черту, по одну сторону которой то, что нужно 9/10 пользователей, а по другую, соответственно, то, что потребно оставшейся одной десятой.
«Децимация» начинается с числа входов-выходов. У процессора пять выходов. По умолчанию они обозначены (и предназначены) Front/Rear/Sub, конфигурацию можно изменить на, например, Front MB/Front Tw/Sub (для двухполосного поканального фронта с сабвуфером) или же на Front Low/Front Mid-Hi/Sub (для трёхполосного полупоканального фронта, опять же с сабвуфером). Выходов в любом разе пять, и в этом основное ограничение моделей bit Ten по сравнению с bit one (который, если помните, может обеспечить работой восемь выходов). Логика понятна, да? Пять выходов нужны всем. Восемь — некоторым, по этой линии и прошло разделение.
Здесь надо сделать некоторый комментарий: bit Ten существует в двух модификациях. Модель bit Ten D имеет цифровой (оптический) вход и цифровой же выход. К входу, как нетрудно догадаться, подключается головное устройство, к выходу — усилители Audison серии TH или Voce, у них есть цифровые входы для сигнала и управления. При работе «по цифре» bit Ten D может обслуживать восемь каналов, но у нас сейчас в поле зрения модель bit Ten (без D).
Входов четыре пары. Вернее говоря, два из них — действительно, парные, с остальными немного сложнее. Итак, вход Phone — от внешнего hands-free, тут bit Ten выступает как коммутирующее устройство, hands-free подключается по сигналу на соответствующем проводе главного разъёма процессора. Вход Aux — классический линейный, если в «голове» доступна хотя бы одна пара выходов, задача упрощается. Если же линейные выходы недоступны, надо будет воспользоваться четырьмя входами высокого уровня (обозначаются как Master), которые предусмотрены на главном разъёме.
Непривычно входы высокого уровня называть «главными», однако процессор их интерпретирует именно так и по умолчанию подключён именно к ним. В общем случае для изменения конфигурации входов bit Ten должен быть временно подключён к компьютеру, либо к нему (постоянно) должен быть подсоединён выносной блок управления DRC (такой же, как у bit one). Однако немаловажно то, что система позволяет перенастроить её таким образом, что bit Ten будет переключаться на вход Aux и без посторонней помощи, по сигналу на проводе Phone Mute или Mute на главном разъёме. Деэквализация тоже включается без помощи внешних устройств, на «приборе» есть соответствующая кнопочка. А вот для того, чтобы Bit Ten вышел в режим «сшивки» отдельных полос в сигнал полной полосы, ему надо кое-что «подсказать».
По умолчанию входы Master считаются широкополосными и интерпретируются как Фронт (Л/П) и Тыл (Л/П). Но если их конфигурировать как Front (L/R) и Sub (L/R) либо как Front MB и Front Tw — тогда одновременно с деэквализацией будет осуществляться и «сборка» частотных полос. Установка чувствительности по всем входам производится классическим аналоговым способом: потенциометрами на корпусе, с использованием настроечных треков с комплектного CD, приданный каждому потенциометру пиковый индикатор перегрузки позволяет выставить номинальный уровень по всем каналам за две минуты. Естественно, деэквализация и «сборка» сигналов происходят тоже не без помощи настроечного диска.
Пользовательский интерфейс процессора (при подключённом компьютере) в целом похож на тот, что мы видели у bit One, с необходимыми различиями, связанными с уменьшенным числом каналов, и более удачно (на мой взгляд) интегрирован в общем окне.
Так теперь выглядит интерфейс. Обратите внимание на регуляторы аттенюации по каждому из выходов (от 0 до -40 дБ). Два «пустых» регулятора используются только в модификации bit Ten D.
Эквалайзер третьоктавный, такой же, как в bit One, здесь обошлось без «децимации», в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц помещается 31 полоса. Шаг регулятора 0,25 дБ, в каждой полосе по 48 шагов вверх/вниз, больше или точнее, думается, и не надо. Обратите внимание, подъёмы и провалы на АЧХ имеют несколько разную форму, не только на интерфейсном экране, но и на реальной АЧХ, позже увидите. Эквалайзер (как и фильтры) настраивается отдельно для каналов 1/2, 3/4 и 5 (в исходной конфигурации — для Front, Rear и Sub).
Специальная процедура проводит через пошаговую настройку конфигурации, здесь, например, показано, что «фронт — тыл — сабвуфер» можно только с пассивными кроссоверами (иначе bit Ten ругается через интерфейсное окно), двухполосный фронт с сабвуфером включаются и поканально. Когда схема выбрана окончательно, можно назначить каналы по вкусу. Зелёный огонёк в салоне обозначает, на какую точку прослушивания идёт настройка при выборе временных задержек (на водителя, на пассажира, на обоих поровну или на заднее сиденье).
Для фильтров припасены 68 фиксированных частот, от 20 Гц до 20 кГц. Порядок фильтра от первого до четвёртого — для Баттерворта; фильтры Линквица реализуются только с чётным количеством полюсов, так что здесь порядок либо второй, либо чётвёртый. Более высокие порядки (bit one работает с крутизной до 48 дБ/окт.) для bit Ten не предусмотрены, и вы уже знаете почему, всё тот же принцип «одной десятой». Приятная мелочь: как только вы включаете фильтр, меняется цвет движков эквалайзера за пределами октавы от частоты среза. Эквалайзер продолжает работать полностью, это делается просто для того, чтобы не самый опытный пользователь не дёргал движки где не надо.
Вообще, принцип foolproof (защита от... как бы сказать... не очень опытного пользователя) в новой редакции фирменного софта получила новое развитие. В системе предусмотрены два режима — Standard и Expert. Стандартный режим блокирует заведомо сомнительные сочетания параметров. Например: режим полосового фильтра доступен для головок (или их наборов) в любой конфигурации, но для Tw (твитера) включается только фильтр ВЧ, для Sub (сабвуфера, да?) — только фильтр НЧ. В «экспертном» режиме таких ограничений нет, можете включать что угодно через что угодно, в предположении, что, выбрав режим «Эксперт», вы имели для этого основания.
Временные задержки вводятся по той же системе, что в bit one. То есть вы задаёте расстояние до компонентов (шаг перестройки 2,85 см), а на дисплее отображается величина задержки относительно самого дальнего излучателя. Теперь есть возможность вручную подкорректировать величину задержки, тут шаг всего 0,7 см — так разработчики нашли возможность соединить широкий диапазон настройки (0 — 510 см) с высокой её точностью. Система располагает памятью на четыре варианта настройки, по-моему, этого достаточно (для себя, для соревнований, для жены и для... ну, вы её не знаете).
Резюмируем: что может bit Ten, а чего не может? Может почти всё, не может немногое. Например, работать с трёхполоской без использования внешних фильтров. Не сможет работать с трёхполоской, центральным каналом и сабом — опять же без фильтров. Для такой конфигурации нужен bit one. И вообще, для решения задач «сборки» частотных полос и подготовки сигнала для наиболее распространённых схем акустики процессора bit one будет много, а bit Ten — в самый раз. Девять десятых ничего иного не потребуют, а одна десятая уже знает, что делать...
Чувствительность, В
- линейные входы 0,68 — 4,5
- входы высокого уровня (по спецификации) 1,2 — 15
Коэффициент передачи (макс.) 6,7
Полоса частот (-1 дБ), Гц 4,5 — 13500
Отношение сигнал/шум дБА 89,5
Переходное затухание (1 кГц), дБ 84
Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, 1 В, Кп = 1,0), % 0,004
Ток потребления, А 0,38
Габариты, мм 176 х 121 х 33
Сразу обращаем внимание на то, что у bit Ten в сравнении с Bit One примерно вчетверо снижена чувствительность, что вполне понятно — у «первого» чувствительность можно загрубить программным методом, тогда как здесь настройка аналоговая. Коэффициент передачи измерен на максимуме регулятора чувствительности (усиления), в этом случае при входном сигнале 0,68 В на выходе вы получите 4,6 В — входные светодиоды как раз начнут мигать. В тот момент, когда они начинают гореть непрерывно, величина КНИ на выходе повышается до 1%. Отношение сигнал/шум и переходное затухание измерены при единичном коэффициенте передачи и входном сигнале 1 В.
АЧХ имеет хорошо заметный спад поверху (частота 20 кГц воспроизводится с уровнем -2,4 дБ). Естественно, исправить этот спад не составляет труда (шаг эквалайзера 0,25 дБ, напомню, чуть позже мы это с целью опыта проделаем), но всё же это непорядок.
Приведённый график 1 иллюстрирует работу эквалайзера. Зелёная кривая — это как раз та настройка, которая отражена на фотографии интерфейса, можете сравнить форму кривых. Алгоритм работы программы эквалайзера точно такой же, что мы видели у bit one, соседние регулировки суммируются. Диапазон «сольной» регулировки ±12,0 (±0,1) дБ.
Семейство характеристик фильтров НЧ (график 2) с характеристикой Баттерворта при частоте среза 1 кГц. Точность реализации осталась абсолютной, все кривые проходят через одну точку, соответствующую уровню -3 дБ.
Кривые, иллюстрирующие работу фильтров с разными характеристиками (график 3): ФВЧ настроен на 1 кГц, две синие кривые — Баттерворт (12 и 24 дБ/окт.), две лиловые — Линквиц, они, как положено, проходят через отметку -6 дБ. Здесь же мы попробовали по-быстрому скорректировать АЧХ на самом верху при помощи эквалайзера. Как видите, даже по-быстрому получилось неплохо.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Процессор-интегратор
КТО
Audison bit Ten
ПОЧЕМ
10700 руб.
ЭТО — ПЛЮС
Современный пользовательский интерфейс
ЭТО — МИНУС
Настраивается только по компьютеру (без DRC)
Ограниченное число каналов
ОДНИМ СЛОВОМ...
Процессор для 9 из 10. Или больше...
Источник: журнал Автозвук, 06/2011.Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)