Этот экземпляр усилителя главный редактор привёз из Брюсселя, где представители Harman International Industries представляли новинку узким кругам автозвуковой общественности, туда же они привезли несколько экземпляров из первой партии, предназначенной для поставок в Европу. Так что это гарантированно первый MS-A1004 в России, импортёры JBL узнают, что один здесь уже есть, лишь прочтя то же, что сейчас читаете вы.
Привезена добыча была даже не в багаже, а в ручной клади, при массе аппарата 2,5 кг ничто этому не препятствовало. Ещё более дефицитной была другая часть добычи — презентация разработчиков, где они подробнейшим образом разъяснили, почему они сделали усилитель именно таким. А сделали они его крайне необычным, объяснения были определённо нужны.
Фундаментальный принцип, положенный в основу этой разработки, собственно, и дал повод озаглавить материал так, как он озаглавлен. Специалисты Harman предварили начало разработки доскональным, по всем правилам социологии и социометрии, исследованием, посвящённым всем стадиям жизненного цикла автомобильного усилителя: от покупки через установку к настройке и эксплуатации. И результаты последовательно, один за другим, воплотили сперва в концепцию, затем в схему и наконец — в «железо».
Некоторые результаты социомтерии стали ожидаемыми, в русле технического прогресса, другие оказались, честно говоря, не очень лестными для любителей автозвука, а равно и для многих профессионалов (по крайней мере, на родине усилителя). Укорачивая обширное эссе до габаритов ручной клади, можно отметить: приоритетный список задания на разработку возглавили четыре пункта: компактность, простота, мощность и точность. В этом порядке они перечислены на упаковке усилителя, рядом с его официальным наименованием: Digital signal processing amplifier. В данном случае слово digital оправданно вдвойне. Его, подчиняясь сложившейся традиции, можно отнести к схемотехнике собственно усилителя, он принадлежит набирающей обороты категории широкополосных импульсных. А без всякой условности digital характеризует метод обработки сигнала перед усилением.
И тот и другой аспекты цифровой природы усилителя прямо вытекают из уже упомянутых приоритетов. «Компактный»? А что теперь бывает компактнее импульсников? «Простой»? Это уже относится к цифровой предварительной части. «Мощный»? Это — оборотная сторона компактности: мощный для своих размеров, компактный для своей мощности. «Точный»? Опять про цифровую начинку предварительных каскадов.
Нелестная часть результатов изысканий заключается в неожиданно высоком проценте ошибок при настройке усилителей, которые допускают не только обыватели в гараже, но и те, кто, согласно зарплатной ведомости, должен бы считаться профессионалом. Спектр ошибок возглавляют неграмотная установка уровня входного сигнала и последующие жалобы либо на шумы-помехи, либо на искажения (в зависимости от направления ошибки), затем следуют несуразицы при настройке кроссовера, ну и дальше по мелочи. Например, выяснилось, что даже привычных к логике работы цифровых процессоров пользователей раздражает (и провоцирует ошибки), когда настройки выводятся на дисплей по одной, и чтобы пройти через все, надо, как дятлу, долбить по кнопке, по ходу дела забывая, что было три нажатия назад. Что родилось в итоге? А вот сейчас посмотрим.
Усилитель, действительно, очень невелик для четырёхканальника с декларированной мощностью 100 Вт на канал. А пропорции у него отличаются от классических: габариты в плане всего 180 х 210 мм (больший из размеров — как меньший у этой страницы, для наглядности), но высота корпуса — 70 мм, а не привычные нам 55 — 60. Чем-нибудь полезным заняты четыре из шести присущих параллелепипеду граней. На одной солируют два предохранителя суммарным номиналом 60 А, одна целиком отдана сильноточным соединителям самого безопасного из известных на сегодня типов: с гнёздами, целиком утопленными в пластиковых «колодцах» (гнёзда рассчитаны на кабели питания до 9 мм и акустические 5,8 мм в диаметре), на противоположной грани — входы и немного аналоговых органов управления, главная же здесь — верхняя плоскость, на ней — большой дисплей, две кнопки и слегка утопленная «крутилка». Вот здесь и делаются все настройки, обращаться к старорежимным переключателям и потенциометрам придётся строго один раз, да и тогда эта процедура максимально упрощена и автоматизирована.
При включении на дисплее появляются все настройки сразу, а список длинный, к тому же повторяется дважды, для каждой пары каналов. Отметим: пары эти идентичны абсолютно. В списке настроек: режим входов (раздельно или суммарно, для мостового включения), частоты среза ФВЧ и ФНЧ, крутизна для каждого фильтра и уровень выходного сигнала. Последнее требует комментария: разработчики обнаружили, что часто, выставив входной уровень по минимуму шумов и отсутствию перегрузки, этими же регуляторами потом устанавливают требуемое общее усиление. А это, говорят они, неправильно: входной уровень должен быть установлен раз и навсегда таким, который обеспечивает максимальный динамический диапазон, а если не устраивает усиление, вот вам отдельный (уже цифровой) регулятор.
Для установки оптимальной чувствительности существует особая процедура: в комплекте даётся диск, на котором записан (20 минут, можно не торопиться) сигнал номинального уровня, как мы определили, примерно на 10 дБ ниже максимального, который можно записать на CD. Длительное нажатие на две кнопки сразу включает режим начальной настройки уровня: рядом с символом входного разъёма загорается либо стрелка, направленная вверх или вниз, либо зелёная галочка. Потенциометр входной чувствительности надо крутить в одну или другую сторону «до галочки», это и будет корректно выставленная чувствительность. Заметим (это ещё один результат хармановского исследования): нередко уровень сигнала, взятого от штатного головного устройства, незадачливые любители (или несостоявшиеся профессионалы) определяют не измерением, а по виду провода: в экране и с RCA — значит низкий уровень, просто свитые провода — значит высокий. А теперь всякое случается. Поэтому входы сделаны универсальными: от линейного до уровня громкоговорителей (даже в две ступени), изолированные от «земли», а в комплекте даются адаптеры с акустических проводов на RCA. В любом режиме входы могут обеспечить и включение усилителя либо по постоянной составляющей, либо просто по обнаружению сигнала на входе, а для машин, где «радио» шалеет и выключается, не обнаружив на выходе привычной нагрузки, в положении «Hi2» (уровень громкоговорителей) на входе включается «обманка», имитирующая подключённую акустику. Всё для народа, одним словом.
Закончив с чувствительностью (что было нетрудно), начинаем настраивать кроссовер. Все дальнейшие настройки делаются по одной схеме: короткое нажатие на две кнопки сразу, и оранжевый курсор показывает, что сейчас будет изменять «крутилка». Правая кнопка — переход к следующей позиции по часовой стрелке, левая — против. В каждой паре каналов можно отдельно или одновременно включить ФНЧ и/или ФВЧ, частота для каждого — любая. Последнее означает: набор частот содержит 77 значений плюс OFF, шаг — переменный, там, где по практике нужно точнее, он совсем маленький (ниже 50 Гц — 2,5 Гц), на самом верху (выше 10 кГц, что там делить?) доходит до 2 кГц. Для каждого фильтра устанавливается своя крутизна (6, 12 или 24 дБ/окт.), последняя позиция в каждом ряду — двузначный индикатор общего усиления, от нуля до 80, как позже покажут измерения, шаг регулировки — 0,5 дБ.
Есть ещё один новаторский элемент — дистанционный регулятор баса. Нет, не новаторский? Ну, это вы его не видели. Для начала: это первый на нашей памяти беспроводной регулятор с автономным питанием от батарейки. Изготовители утверждают, что, поскольку пультик излучает сигнал только во время регулировки, батарейки (CR2025, как в брелоках сигналок) хватает на пять с чем-то тысяч раз покрутить ручку. Кому мало, может подключить регулятор к 12 В (адаптер прилагается) и крутить хоть до пенсии. Рабочая частота у разных регуляторов разная, чтобы он воздействовал на ваш усилитель, а не на тот, что в соседней машине, предусмотрена несложная процедура «спаривания» пульта и усилителя.
Во-вторых, как было объяснено в презентации, а позже найдено и в описании, прилагаемом к усилителю, инженеры JBL по-новому подошли к процессу усиления басов (хотя, казалось бы, что тут выдумаешь?). Логика такова: регулятор, воздействующий только на сабвуферную пару каналов, будь то классический буст, создающий там горб той или иной высоты, или же просто регулятор усиления в басовых каналах, в процессе регулировки изменяет и частоту раздела сабвуферного канала и фронтальных, что не есть хорошо. В MS-A1004 процесс организован иначе: регулятор воздействует на ограниченную полосу частот, причём до разделения полос фронт — сабвуфер, поэтому его действие распространяется и на нижнюю частоту мидбасового диапазона, не нарушая сопряжения полос. Мы потом поиграли с этой штукой, получается действительно интересно. Но это уже — на этапе измерений, а начнём — с прослушивания, так положено.
Прослушивание проводили в нашей обычной системе, состоящей из «домашних» компонентов: проигрыватель Bryston BCD-1, предварительная секция интегрального усилителя Bryston B100-SST и акустика Monitor Gold 20. Акустический кабель — ленточного типа из бескислородной меди с низкой индуктивностью. Два неиспользуемых канала нагружены на 4-омные резисторы, так мы имитируем включение по схеме фронт/сабвуфер. Перечень дисков мало чем отличается от того, который фигурирует у нас в другом одиночном тесте другого усилителя, только на этот раз мы взяли и «настоящий» американский диск [1]. С него и начнём.
1. Creedence Clearwater Revival, «Willy And The Poorboys». SACD. AP, 2002
2. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.
3. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.
4. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.
5. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.
Постукивания по неизвестному предмету во вступлении первого трека узнаются не без труда, не потому, что он неизвестный (диск-то мы слышали не раз и даже не десять), а потому, что им чего-то недостаёт. С другой стороны, ритмика передаётся аккуратно, темп поддерживается строго. Хлопки в первом треке с диска [2] кажутся несколько смягчёнными, но ударные достаточно динамичны. Звуковая сцена неидеально эшелонирована по глубине. Бас проникновенный и чётко контролируемый. Голос Адриано показался смягчённым, немного вкрадчивым. Звуковые образы достаточно определённы, хотя и не голографичны. На четвёртом треке с диска [3] усилитель немного упрощает раскладку голосов, солирующие вокалисты выдвигаются на первый план, а остальной хор подаётся как бы фоном. Звон пересыпающихся пенсов с диска [4] не убеждает, ударные достаточно динамичны, но меди не хватает звонкости. Динамика застёгиваемой молнии ([5], трек 10) передаётся очень недурно, как видно, свою роль играют временные соотношения, а их этот усилитель выдерживает неуклонно. Удары японского барабана почти неотличимы один от другого (там же, трек 11), тогда как в системе с высоким динамическим разрешением различия слышны. Разрывам фейерверка (трек 12) также слегка недостаёт резкости.
Наверное, есть смысл коротко резюмировать впечатления. Для многоплановой музыки, изобилующей отдалёнными послезвучиями и там, где верхние партии ведут «естественные» инструменты, этот усилитель годится лишь с ограничениями. Зато в электронных музыкальных жанрах, где ритмическая структура опирается на мощную басовую основу, JBL способен продемонстрировать всю силу своего характера, ритмику он держит строго и неуклонно.
Максимальная мощность(14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 118/227
Коэффициент нелинейных искажений(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,035/0,112
Входная чувствительность (Low), В 0,12 — 1,62
Входная чувствительность (Hi), В 1,2 — 16,4
Отношение сигнал/шум, дБА 94
Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 61,5/80,5
Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 17 — 11800
Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 2,6
Ток холостого хода, А 1,5
Габариты, мм 184 х 183 х 70
Усилитель обладает завидными энергетическими ресурсами, с переходом на низкоомную (2 Ом) нагрузку мощность возрастает на 92% — такой показатель обычно характерен для эспиэльных усилителей совсем иных габаритов (и цены). Уровень шумов достаточно низкий — тактовая частота ШИМ-последовательности тут довольно-таки высокая (370 кГц), и фильтр IEC A эту помеху хорошо подавляет. Частотный диапазон, прямо скажем, не широкий (13,5 — 18250 Гц по -3 дБ), скорость нарастания ему соответствует. Естественно, меандр 20 кГц воспроизводится как синус (следующая компонента разложения, 60 кГц, полностью подавлена). При подключении ёмкостной нагрузки как бы возрастает ёмкость выходного фильтра усилителя, и подавление остатков ШИМ-последовательности улучшается. Низкочастотный меандр воспроизводится, на намётанный взгляд, вполне неплохо.
Фильтры, как и было обещано, носят исчерпывающий характер: на графике приведена лишь мизерная часть возможных вариантов: полосовой фильтр (80 Гц — 3 кГц) с разными значениями крутизны. Обратите внимание: при крутизне 24 дБ/окт. Уровень на частоте среза устанавливается -6 дБ, а не -3 дБ, как при 6 и 12 дБ/окт. Так и полагается. | Так работает басовый регулятор MS-WBC при отключённых фильтрах. Опять обратите внимание: работает регулятор и на усиление, и на ослабление. Нейтраль устанавливается даже вслепую благодаря щелчку на энкодере. |
Пример классической настройки фильтров: 80 Гц четвёртым (раз есть такой) порядком. Одновременно с усилением в сабвуферном звене к нему «подтягивается» нижняя часть мидбасового диапазона, частота раздела при этом остаётся неизменной. То же происходит и при регулировке «в минус» (нижняя пара кривых). | Ещё более решительно станет действовать MS-WBC, если частота раздела и крутизна будут выбраны низкие, в этом случае роль мидбасов в формировании среднего баса закономерно возрастает, и регулятор умело руководит их работой. Здесь показаны кривые для нулевого, максимального и минимального положений регулятора. |
Трудно было удержаться и не проверить, как устроена предварительная секция усилителя: аналоговые фильтры с цифровым управлением или реально цифровая обработка. Оказалось — второе, прежде чем поступить на выход, сигнал живёт внутри усилителя 1,5 мс, аналоговые схемы такую задержку, естественно, дать не могут. |
ЧТО
Четырёхканальный усилитель
КТО
JBL MS-A1004
ПОЧЕМ
Уточняется. Производителем рекомендовано $599
ЭТО — ПЛЮС
Выдающаяся компактность
Серьёзная мощность
Беспрецедентные возможности фильтров
Тщательно продуманное управление
Инновационный басовый регулятор
ЭТО — МИНУС
Ограниченный частотный диапазон
ОДНИМ СЛОВОМ...
Слуга народа в лучшем смысле
РЕЙТИНГ
Мощность 9
Технические характеристики 8
Оснащённость 8
Фильтры 10
Удобство установки 9
Итог 44
Источник: журнал Автозвук, 07/2011. Пётр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)