Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Пятиканальный усилитель Polk Audio PA D5000.5. Внутренние размеры

    Слышали, наверное, как про некоторые автомобили говорят, что они изнутри больше, чем снаружи?
    Похожая ассоциация приходит в голову при знакомстве с усилителями класса D, как басовыми, так и широкополосными. Со вторыми больше, чем с первыми, потому что приоритет при конструировании басового усилителя — мощность (а то бы не связывались с импульсной схемотехникой), небасового — компактность (а то бы тоже не связывались). На поверку широкополосные импульсники, как правило, оказываются мощнее, чем это можно было бы ожидать при таких габаритах и массе — если, конечно, пользоваться привычными критериями. То есть они тоже изнутри как бы больше, чем снаружи.
    Усилитель PA D5000.5 как раз из таких. Возможно, для D-класса он совсем не мелкий (сравните, например, его габариты с размерами единственного импульсного усилителя из группового теста), но в классе AB в таком объёме корпуса живут многие двухканальные аппараты. Дизайн и качество исполнения корпуса вполне себе понравились, притом что усилитель Polk Audio не претендует на место в топовом классе, если помните, у нас ценовая граница группового теста многоканальных усилителей проходит лишь на 15% ниже. Радикально-чёрный цвет корпуса производит приятное впечатление, а единственная пластиковая деталь — верхняя крышка — выполнена с завидным качеством. Есть ещё одно правило хорошего тона в устройстве корпусов — острые кромки должны быть закрыты. С этой задачей справляются, как обычно, торцевые накладки, здесь они отлиты из металла, а благодаря наличию прорезей одновременно защищают узлы соединения и не мешают квалифицированному (то есть с помощью ключа) доступу к ним.
    Суммарный номинал двух предохранителей 80 А, для многоканальника вроде бы и не очень много, но, во-первых, эти предохранители мы видим на довольно компактном аппарате, а во-вторых, «выхлоп» импульсного усилителя при том же токе потребления закономерно больший, так что мы вправе уже до начала испытаний настроиться на порядочные мощности. Силовые кабели могут достигать диаметра 8 мм, однако о желающих устроить силовую проводку по максимуму инженеры Polk Audio позаботились: в комплект входит любопытный аксессуар, вроде как «увеличитель». Он фиксируется в 8-миллиметровых гнёздах, а в нём самом гнёзда уже 13 мм в диаметре — этого уж точно мало не будет. Тот же аксессуар в отношении зажима Rem выступает как «уменьшитель», так что с фиксацией нетолстого управляющего провода проблем не будет. Выходные зажимы позволяют работать с кабелем до 5,8 мм в поперечнике.
    В соответствии с общепринятыми (у нас в отрасли) правилами хорошего тона многоканальный усилитель должен работать не только с шестью, но и с четырьмя и по возможности с двумя входами. Это правило здесь соблюдено в исчерпывающей мере. Традицией стало и наличие бас-буста в сабвуферном канале, но здесь есть подробности: чем выше в иерархии позиционируется усилитель, тем выше вероятность, что буста в нём не будет, известная логика в этом есть. Это я к тому, что буста здесь нет. Зато есть регулируемый подтональный фильтр, согласно наставлению, диапазон его перестройки от 20 до 38 Гц. Кроме того, в комплект входит дистанционный регулятор уровня. Фильтр НЧ сабвуферного канала перестраивается от 40 до 220 Гц, чего должно быть более чем достаточно.
    В каналах Rear можно включить только фильтр ВЧ, диапазон перестройки его частоты среза простирается от 40 до 4000 Гц в один проход. В каналах Front диапазон перестройки фильтра ВЧ значительно скромнее, от тех же 40 до 400 Гц. Зато здесь есть и фильтр НЧ с диапазоном изменения частоты среза от 80 до 4000 Гц, притом что с его включением остаётся функциональным и фильтр ВЧ (полосовой режим).
    Таким образом, Polk ориентирован на работу по следующим схемам включения: саб/фронт/тыл и саб плюс двухполосный либо трёхполосный фронт би-ампингом. Остался незакрытым, в сущности, лишь один вариант, с полной «поканалкой» (то есть три-ампингом) трёхполосного фронта, но от пятиканального усилителя этого требовать в принципе нельзя, это прерогатива исключительно шестиканальных универсалов.
    Пока собирается система для прослушивания, привожу список дисков. Он мало чем отличается от нашего стандартного набора, разве что мы добавили в него хорошо известный компакт американской команды CCR.

    1. Creedence Clearwater Revival, «Willy And The Poorboys». SACD. AP, 2002.

    2. Celentano, «Arrivano Gli Uomini». Clan, 1991.

    3. «Music and Nature. Wear the Music You Love». P & S, год выпуска не указан.

    4. Pink Floyd, «The Dark Side of the Moon». Capitol, 2003.

    5. «Silence Technology Test Disc». Audio div., Matsushita, 1990.

    С «Криденс» и начали. Сразу замечаем мощный, но несколько «перекачанный» бас. Решено было отнести этот факт на счёт недостаточного прогрева усилителя. Действительно, от технологии отступать нельзя. Переключаемся на другие заботы (их обычно хватает) и возвращаемся через час.
    Бас теперь оформлен заметно более чётко, однако отмеченная его особенность сохранилась. Басов не то чтобы много, но они как бы прорисованы более толстой кистью, чем обычно. Третий трек с диска [3] записан в большом помещении, предназначенном для отправления религиозных культов, на этом треке сцена оказалась несколько упрощена, источники (то есть вокалисты) не пытаются выйти особенно далеко за пределы пространства между колонками. А ещё, как показалось, недостаёт плавности на переходах между источниками. Хлопкам с первого трека диска [2] не хватает яркости, однако окраска передаётся довольно аккуратно. Барабаны, когда они попадают в унисон с басами, не потрясают динамикой, хотя «мясо» в звучании, несомненно, присутствует. По панораме сцена строится чётко и аккуратно, однако инструменты из тылов как будто выходят вперёд, а у акустической гитары (трек 10) дефицит мелких связующих деталей, делающих звучание живым. Теперь — «Money» (диск [4]). Басовый темп выдерживается очень уверенно даже при нешуточной громкости, а монетки пересыпаются довольно правильно. Но вот динамика рабочих барабанов кажется сглаженной. Там, где барабаны ведут себя спокойнее (трек 10, диск [5]), их звучание даже не лишено приятной рассыпчатости, а вот бас, который и в записи немного раздутый, здесь оформлен не до конца. Японский барабан (трек 11) мощный и объёмистый, определённо, будь я врагом императора, мог бы и испугаться. Однако, поскольку я не враг, мне в его звучании почудились какие-то шероховатости. В общем, если резюмировать, этот усилитель может многое. Не всё, конечно, но больше, чем мы привыкли ожидать от класса D, и больше, чем способны дать некоторые вполне респектабельные представители консервативного класса АВ.

    Сабвуферный канал
    Максимальная мощность (12,5 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 195/315
    Коэффициент нелинейных искажений(63 Гц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,012/0,041
    Входная чувствительность, В 0,20 — 5,1
    Отношение сигнал/шум, дБА 88,5
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 33,6 — 166

    Прочие каналы
    Максимальная мощность (14,4 В, КНИ = 1%, 4 Ом/2 Ом), Вт 85,6/150
    Коэффициент нелинейных искажений(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,0055/0,0070
    Входная чувствительность, В 0,29 — 8,1
    Отношение сигнал/шум, дБА 77,5
    Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 60,3/58,8
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц 7,5 — 23800
    Скорость нарастания сигнала на выходе, В/мкс 4,3
    Ток холостого хода, А 2,5
    Габариты, мм 328 х 170 х 46

    В очередной раз хочу обратить ваше внимание, усилитель сабвуферного канала мы измеряем при аккумуляторном питании, а потому и показатели мощности могут быть не очень впечатляющими. В частности, изготовителем заявлено 400 Вт (2 Ом), и, по моему расчёту, при питании 14,4 В на выходе сабвуферного канала будет ватт 420 (плюс-минус 10). Впрочем, надо заметить: в абсолютном зачёте цифры вполне внушительные. Мощность широкополосных каналов достаточная, и надо сказать, что авторов разработки в этом плане не покидало чувство меры (что среди создателей «D-классов» нормой пока что не стало). У басового усилителя довольно низкие нелинейности, а уровень шумов лишь немного не дотянул до рубежа -90 дБА.
    В широкополосных каналах КНИ ведёт себя любопытно. Нелинейности довольно высоки при микромощностях на выходе (меньше 1 Вт) и падают до завидно низкого уровня в диапазоне рабочих мощностей (от 1 Вт до начала клиппинга). Шумов в широкополосном канале, понятно, больше, однако показатели переходного затухания поводов для критики не дают, как видно, уровень высокочастотной помехи всё же удерживается в рамках дозволенного. Полоса поверху, на мой персональный (но мотивированный) вкус, узковата, но нынче у многих AB-усилителей она ничуть не шире.
    На ёмкостную нагрузку широкополосные каналы фактически не реагируют, это нормальная «линия поведения» для импульсного усилителя. Этими же каналами в режиме отключённых фильтров 20 Гц воспроизводятся со спадом горизонтальной полки на 40%, это нормальный, пристойный показатель. У сабвуферного канала низкочастотный меандр выглядит как бы и не меандром, поскольку частота 20 Гц ниже частоты среза сабсоника.

    В каналах Rear у фильтра ВЧ диапазон перестройки, действительно, широкий, от 47,2 до 3810 Гц, однако форма характеристики существенно меняется, и на нижнем пределе перестройки крутизна спада становится ниже 9 дБ/окт. (8,7 дБ/окт.).
    В каналах Front ситуация сходная, на нижнем пределе перестройки фильтра ВЧ эффективная крутизна спада составляет 8,6 дБ/окт. Измеренный диапазон перестройки частоты среза 25,4 — 339 Гц, максимальная крутизна 10,3 дБ/окт. Частоту среза фильтра НЧ можно изменять в пределах от 120 до 4800 Гц, крутизна спада стабильная, около 11,4 дБ/окт.
    Диапазон перестройки фильтра НЧ в сабвуферном канале пролегает от 43,8 до 214 Гц, крутизна спада везде 21 дБ/окт. плюс-минус какие-то крохи, о которых и говорить не стоит. Пределы изменения частоты среза сабсоника от 20,2 до 33,0 Гц, измеренная крутизна спада 12,7 дБ/окт. — тут мы имеем дело с очень низкодобротным фильтром третьего порядка.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Пятиканальный усилитель
    КТО
    Polk Audio PA D5000.5
    ПОЧЕМ
    22180 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Работает с 6/4/2 входами
    Дистанционный регулятор
    Широкий диапазон перестройки фильтров
    Низкие искажения
    ЭТО — МИНУС
    Неоптимальная реализация фильтров ВЧ
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Импульсный усилитель с чувством меры
    РЕЙТИНГ
    Мощность 8
    Технические характеристики 8
    Оснащённость 8
    Фильтры 8
    Удобство установки 8
    Итог 40

    Источник: журнал Автозвук, 05/2012. Петр ХОХЛОВ, измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    PolkAudio PA D5000.5
    PolkAudio PA D5000.5
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa