Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Компонентная акустика Focal P165 V15. Искусство действия.

    Перформанс — одна из форм искусства действия, состоящая в исполнении заранее спланированных действий перед собравшейся публикой... Позволяет в эфемерных событиях воплощать художественные идеи, не прибегая к их пластической фиксации.

    Е. Бобринская, «Концептуализм». М. 1994

    Наверное, это надо понимать именно так. В смысле концептуализма и пластической фиксации. Можно и по-другому, но я думаю — надо так.
    Как по-другому? Да очень просто. Когда «Опель» называет свой центр заводского тюнинга OPC (Opel Performance Center), он наверняка имеет в виду не современное искусство, а намерение нагнать серийной машине дополнительных мощностных и динамических показателей. Никаких эфемерных событий.
    Focal, разделив свою производственную программу на три очень ясно очерченных потока, конечно же (теперь уже я уверен), имел в виду не форсаж и тюнинг, а именно артистическую концепцию. Серия Elite — это для противников любых компромиссов, пусть ценой немалых жертв и прощай отпуск в этом году. Integration — для капризных, кому лишний шуруп ввернуть в лом, а музыку — подавай. Между ними — Performance. «Исполнение заранее спланированных действий», если по Бобринской.
    Перформанс — явление авторское, персонализированное и изменчивое одновременно. Если его автор и исполнитель — отец Иоанн Охлобыстин, вы это сразу заметите, пусть сегодня это будет одно, а завтра — другое. Если девичья панк-группа — будет другое с самого начала и от исполнения к исполнению. Таковы законы перформанса.
    Первая акустика семейства Focal Performance, компонентная PS 165, побывала у нас в тесте почти год назад, в №7/2011. У сегодняшнего «Перформанса» название другое, а автор и исполнитель — тот же. Давайте теперь станем «собравшейся публикой» и оценим новый акт художественного действия. Вначале — место действия и декорации.
    Материал диффузора, в авторской манере — тот, что перешёл к нынешней серии Performance по наследству от прежней Polyglass — целлюлоза с покрытием из мельчайших стеклянных шариков. Профиль центрального колпачка повторяет обводы фазовыравнивающей «пули», хотя в отличие от неё не закреплены неподвижно на керне магнитной системы, а колеблются вместе с диффузором. Как мы знаем, такие колпачки не только формально (то есть по форме) имитируют фазовыравнивающий элемент, но и по содержанию более или менее успешно выполняют его функции. Достаточно глухая корзина отлита из алюминиево-магниевого сплава и по незыблемой фирменной традиции содержит пять спиц. Габариты магнита 85 х 15 мм. Резиновый подвес имеет обычную для данного типоразмера ширину 11,5 мм. Осевое отверстие сравнительно небольшое, его диаметр 8 мм. Переднее уплотнительное кольцо на корпусе не предусмотрено, но оно и не очень нужно, поскольку комплектная рамка монтируется под обод корпуса. Звуковая катушка имеет привычный диаметр 25 мм. Провода к выводам катушки проложены по второму способу и зафиксированы на конусе компаундом.
    Обратный купол пищалки сделан из сплава алюминия и магния (разумеется, материал здесь совсем не тот, что идёт на изготовление корпуса, хотя бы потому, что там — литьё, а здесь — нагартованный прокат). Подвес мембраны реализован как её продолжение, для этого пришлось сделать его сравнительно широким, а нормированная жёсткость (и вытекающая из неё частота резонанса) обеспечены за счёт характерных точечных подштамповок по периметру. Перед центральной частью мембраны установлено фазовыравнивающее тело необычной цилиндрической формы. В этом исполнении «Перформанса» оно установлено не на «мостике», а на защитной сетке, то есть снимается в один момент. Это вызвало у нас непреодолимое желание воспользоваться случаем и посмотреть, как этот элемент работает. Мучить себя преодолением этого желания не стали, посмотрели, да и вам покажем, не сомневайтесь. Кроме обязательной «чашки» пищалка может монтироваться и на поверхность, корпус для её установки даёт разворот оси на 45/20 градусов.
    Кроссовер у нового «Перформанса» совсем другой, нежели у первого. Это не два раздельных корпуса, а один, довольно компактный, и монтируется он в разрыв акустических проводов. Одна из двух катушек намотана на железном сердечнике. Единственный конденсатор имеет майларовый диэлектрик. Как нетрудно сообразить, формула кроссовера имеет вид I + II (о чём, впрочем, и в описании сказано). Уровень твитера позволяет выбрать переключатель на три положения: +3/0/-3 дБ. Поскольку параллели с предыдущим «Перформансом» неизбежны и необходимы, напомним: у PS 165 оба фильтра были первого порядка, но у ФВЧ можно было менять частоту среза. И тогда в ходе теста мы отметили: частоту менять можно, но не нужно, её оптимальное значение совпадало с самым низким, а уход от него приводил к искажению АЧХ. Уж не стану гадать, почему, но в новом исполнении от этого элемента отказались.
    Как и всегда, при прослушивании тестовые колонки у нас развёрнуты от направления на слушателя на угол 20 — 25 градусов (друг к другу). Сразу отмечаем довольно интересную, хотя и несколько приукрашенную подачу барабанов. Меди в верхнем положении аттенюатора многовато, и она «выглядит» не совсем так, как мы привыкли, вроде бы уменьшена в размере. Переводим переключатель в среднее положение, количество верха стало на место, а окраска медных ударных приблизилась к эталону. (Эталон, как вы понимаете, в голове, как он там оказался — сами удивляемся.) Бубен в целом правильный, возможно, лишь слегка выделены средние (для него) частоты. Если уйти в нижнее положение аттенюатора, звучание становится ещё более спокойным и гладким, но тут уже барабаны начинают недорабатывать по динамике. Решено, вернёмся в среднюю позицию. Рояль цельный и динамичный, и хотя некоторая шероховатость на верхней середине ощущается, она будет заметна не на всяком исполнении, не то что на всякой музыке. На остальных тестовых фрагментах также прослеживалась авторская манера, присущая этой акустике, её оценка — дело сугубо персональное. Так, звонкость акустической гитары мне показалась не совсем уместной, а звучанию духовых инструментов лёгкий акцент придаёт несомненный шарм. Самый низкий бас в партии бас-гитары не обнаруживается, однако рельеф вибрирующей струны передаётся исключительно аккуратно. Контрабас подробный и музыкальный, хотя и несколько прозрачный. Свистящие звуки в мужских голосах несколько жестковаты, женский вокал детальный и ясный, сибилянты незначительно обострены. Впечатляют микродинамические возможности этой акустики, у саксофона слышны мельчайшие детали, постукивание клапанов — не один повторяющийся звук, а последовательность разных. Правда, для этого и усилитель должен обладать соответствующими возможностями. У нас — обладал. Мы площадку для нового перформанса подготовили...

    Максимальная/RMS-мощность(по данным изготовителя), Вт 140/70
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 77 — 22000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 90
    Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,393
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 0,743

    Параметры Тиля — Смолла
    Fs, Гц
    Vas, л
    Qts
    Мидбас 69,8 12,8 0,712
    Твитер 1266 - 1,17
    Нелинейности на средних частотах похвально низкие, даже отмеченный при измерениях некоторый рост КНИ вблизи верхней границы полосы мидбаса ограничивается весьма скромными цифрами (0,59% на 4 кГц). Силовой фактор (4,61 Тл м) сравнительно высокий, «подвижка» относительно лёгкая (10,6 г — там и там соблюдена мера), так что общая чувствительность высокая, но тоже в меру, без рекордов для закрытых помещений.


    График АЧХ мидбасовой головки можно бы использовать в учебнике: частотная характеристика головки хорошего качества. Как видим, в диапазоне до 3 кГц (то есть включая и область модального режима работы) «стеклоцеллюлоза» ведёт себя спокойно, пик на границе рабочего диапазона (4 кГц) предсказывается теорией и вызывается сложением колебаний, распространяющихся по воздуху и по материалу диффузора. Излучение начинает проявлять направленные свойства выше 2 кГц. Как и собирались, сопоставляем с перформансом 2011 года и видим очень похожую картину. Вывод: характеристики мидбаса остались практически неизменными. Это касается и ключевых параметров Тиля — Смолла: резонансная частота ниже на 10%, полная добротность — на 6, и в том и в другом случае она остаётся близкой к классической баттервортовской.

    Твитер нового «Перформанса» — решительно другой. Во-первых, резонансная частота 1200 Гц с небольшим хвостиком (у прежнего было около 4 кГц), во-вторых, очевидным образом отсутствует феррожидкостное демпфирование. Полоса твитера оказалась широкой, а АЧХ выше 4 — 5 кГц при работе «голышом», без кроссовера — намного более ровной, чем у прошлой версии. Характеристики направленности в очередной раз демонстрируют уникальные свойства обратного купола: при угле отклонений 30 градусов АЧХ не меняется вообще никак, на угле 50 градусов появляется локальный провал на 14 — 15 кГц, но и здесь при дальнейшем росте частоты твитер «берёт себя в руки» и без потерь доигрывает до границы слышимого диапазона, да и на ней, похоже, не останавливается.

    Как было не воспользоваться легкосъёмностью фазовыравнивающего тела пищалки в поиске ответа на три вопроса: работает ли оно; если работает, то на чём это сказывается; если сказывается, то в хорошую сторону или в плохую? На графике вы видите набор АЧХ пищалки со снятой сеткой. Нетрудно заметить: фазовыравнивающая «пуговица» здесь — вовсе не для красоты. АЧХ существенно отличаются от представленных на один график раньше. Обратный купол — дело тонкое, если в паре с обычным, выпуклым, фазовыравнивающее тело работает главным образом на «угловых» АЧХ, то здесь именно кривая для угла 50 градусов претерпевает наименьшие изменения. А те, что сняты по оси и при небольших отклонениях от неё, своей образцовой формой немало обязаны крошечной пимпочке на защитной сетке. Несомненно, что разработчики потратили изрядное количество своего времени на эксперименты с этим элементом, такой подход заслуживает уважения.

    Так выглядят характеристики кроссовера по напряжению (на реальной нагрузке). Звено ФНЧ ничем не отличается от того, что было в прошлогодней модели (как и головка, на которую это звено работает, вспомним). У фильтра ВЧ частота среза, как обычно, несколько меняется от положения аттенюатора, оставаясь в районе 6 кГц, при этом (и учитывая, что теперь это фильтр 2-го порядка) даже следы от импедансного горба пищалки усмотреть невозможно.

    Как и прежде, главной функцией НЧ-звена кроссовера является здесь не ограничение полосы частот НЧ-головки, а коррекция общего хода её АЧХ. Сравните АЧХ мидбаса без фильтра и с ним: без него АЧХ имеет восходящий характер, ФНЧ начинает сказываться на ходе характеристики очень рано по частоте, где-то с 200 Гц, но очень деликатно и «укладывает» АЧХ мидбаса в идеально горизонтальную до границы естественного спада. Результат: АЧХ мидбаса от 80 Гц до 6 кГц лишь дважды выпрыгивает на 0,5 дБ из коридора ±1,5 дБ. Один раз вниз (на 2,8 кГц), другой раз — вверх (на 4 кГц). Фильтр ВЧ в этой версии мало влияет на АЧХ ВЧ-звена, которую пищалка как бы «приносит с собой». Частота раздела полос и по звуковому давлению находится вблизи 6 кГц.

    На последнем графике мы видим АЧХ системы в целом. Наиболее выигрышно выглядит осевая характеристика в среднем положении аттенюатора, хотя уже упомянутые провал около 3 кГц и пик на частоте 4 кГц несколько портят общую картину. Тут мы можем в очередной раз восхититься ровной дисперсией обратного купола при умеренных углах отклонения от оси, а благодаря тому, что не поленились сделать несколько дополнительных измерений, теперь знаем, что это свойство не столько купола как такового, сколько грамотной работы с выравниванием фазы.
    В результате монтажа в типовую дверь (35 л) результирующая добротность мидбаса составит 0,81, нижняя частотная граница придётся на 73 Гц в свободном поле или на 52,5 Гц в салоне. Объём минимального ЗЯ 7,6 л, в таком оформлении нижняя частотная граница (при добротности 1,1) — 86,5/81 Гц. Так что басовые возможности для данного типоразмера вполне нормальные (что в прошлом за мидбасами Focal водилось не всегда). Да, если случайно мидбасы окажутся в задней полке, полная добротность окажется равной примерно 0,72, а расчётная нижняя граница — 70,5/32,5 Гц.

    Бесплатный совет: акустика достойна би-ампинга с активными фильтрами.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Компонентная акустика 165 мм
    КТО
    Focal P165 V15
    ПОЧЕМ
    8560 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Низкие искажения во всём диапазоне
    Исключительные характеристики на ВЧ
    ЭТО — МИНУС
    Что-то не заметили
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Образец искусства действия
    РЕЙТИНГ
    Конструкция 9
    Частотная характеристика 8
    Чувствительность 8
    Басовый потенциал 8
    Звук 9
    Итог 42

    Источник: журнал Автозвук, 05/2012. Текст и измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Focal P 165 V15
    Focal P 165 V15
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa