Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Alpine TUE-T200DVB.

    Тюнер цифрового ТВ-вещания Alpine TUE-T200DVB.

    Автозвук №6 2006г. На ковер! Alpine TUE-T200DVB.

     

    ВОПРОС ВРЕМЕНИ.

     

    У вас есть опыт использова­ния ТВ в машине? Если да, то, готов спорить, он в той или иной мере был отрица­тельным.

     

    Объяснение простое, вернее, их два, но оба сложностью не отличаются. Первое — огра­ниченная чувствительность ТВ-при­ёмников (тюнеров). Телевизионный сигнал (мы пока говорим только об аналоговом сигнале) отличает до­вольно широкая полоса (от 4,5 до 6,5 МГц), и чтобы в такой полосе получить достаточное превышение полезного сигнала над шумами, этот сигнал должен быть довольно мощ­ным. Если чувствительность звуко­вого (ЧМ) тюнера измеряется еди­ницами, даже долями микровольт, то в ТВ-тюнере (а он тоже работает с ЧМ-модуляцией) показатели чув­ствительности считаются на десятки и сотни микровольт (40 — 100 мкВ в диапазоне ДМВ). В стационарной ТВ-системе задачу решает антенна: только она способна усилить сигнал, одновременно фильтруя шумы (в том числе и за счёт того, что сигнал передаётся не с круговой, а с линей­ной поляризацией). Но антенны с высоким усилением никак не вписы­ваются ни в интерьер, ни в экстерь­ер автомобиля. Что же касается ак­тивных антенн, то они, действитель­но, увеличивают уровень сигнала, но только вместе с шумами.

     

    Объяснение второе: условия приёма и направление на передатчик при движении автомобиля меняется ежесекундно, поэтому от направлен­ных антенн помощи мало. Так назы­ваемые diversity антенны позволяют смягчить зависимость качества при­ёма от усиления, но в целом пробле­му не решают. В общем, давно стало ясно, что, пока ТВ-вещание будет оставаться аналоговым, нормальный приём получить в машине практиче­ски нереально.

     

    К счастью, теперь оно таковым уже не остаётся. Но тут надо пони­мать, что цифровое телевидение по­явилось не только (и не столько) для удовлетворения нужд автомобилис­тов, на то были и более веские при­чины. Основная из них заключается в том, что эфир давно уже стал тесен. Это нам с вами кажется, что де­циметровых каналов очень много (даже в Москве задействовано около 15) — в эфирном пространстве Ев­ропы свободных мест практически не осталось. А у цифрового вещания есть такой козырь, как мультиплек­сирование, то есть по одному каналу можно одновременно транслировать несколько программ (как телевизи­онных, так и радио, чисто звуковых). Простая иллюстрация принципа — запись на обычном компакт-диске, где в одном потоке по очереди пере­даётся информация, относящаяся к левому и правому каналу. И вообще, идея цифрового вещания не нова, но с технической её реализацией были серьёзные проблемы. Давайте при­кинем, какая потребуется скорость цифрового потока, чтобы передать без компрессии цифровое видео с качеством DVD. Частота дискрети­зации 13 МГц, разрядность кодового слова 10, три цветовых компонента. Получаем 390 Мбит/с. Можно сэко­номить, передавая с полной полосой лишь один сигнал (яркость), а поло­су цветоразностных сигналов ограничить. Но если вспомнить, что сигнал стандартного разрешения это, по сути, вчерашний день, а день сегодняшний — телевидение высо­кого разрешения, для которого час­тоту ЦАП надо повысить хотя бы вдвое, то получится, что ориентиро­ваться надо на 500 Мбит/с. Короче говоря, до разработки эффективных алгоритмов компрессии цифрового потока и, главное, до создания эко­номически эффективных декодеров внедрение цифрового ТВ-вещания, или, как его называют, DVB, при­шлось отложить.

     

    Все эти задачи были решены, и, надо сказать, не вчера. Алгоритм компрессии MPEG-2 позволил обес­печить сокращение скорости потока, позже появились и более мощные средства, такие как MPEG-4 и WM9 (они пока не стандартизованы), а объединённые усилия крупнейших разработчиков микроэлектронных схем сделали возможным создание мощных кодеров, предельно сокра­щающих объём передаваемой ин­формации. Алгоритмы компрессии, разумеется, не столь уж просты, прост, как водится, только основной принцип: передаётся не полное циф­ровое описание очередного кадра, а лишь разница между кадром нынеш­ним и предыдущим. В пределе при передаче статичных изображений скорость цифрового потока стре­мится к нулю, а полная скорость по­тока потребуется лишь в случае, ког­да всё, что было на экране чёрным, разом стало белым и (одновременно) наоборот. Это как в мультиках изоб­ражают удар молнии.

     

    Цифровое ТВ-вещание подразде­ляется на четыре ветви: спутниковое (DVB-S), кабельное (DVB-C), назем­ное (DVB-T) и появившееся сравни­тельно недавно DVB-H для исполь­зования в носимых системах. Орга­низация работы кодеков всех систем имеет много общего, что позволяет применять одни и те же схемные ре­шения независимо от конкретного назначения цифровой ТВ-системы. Общий способ модуляции называет­ся OFDM — Мультиплексирование с ортогональным разделением час­тот. По способу подготовки выход­ных битов кодеры обозначаются QPSK, 16-QAM и 64-QAM, совре­менные тюнеры справляются с дан­ными, кодированными по любому из способов. В обозначение кодеров входят ещё некоторые «загадочные» цифры: так называемый code rate (7/8, 5/6, 3/4, 2/3, 1/2) и защитный интервал (1/2, 1/4, 1/8, 1/16, 1/32). Чем больше кодовое число и мень­ше защитный интервал, тем выше битрейт, а вообще он может варьи­роваться от 4,98 до 31,67 Мбит/с.

     

    В информационно развитых стра­нах DVB-T идёт, как говорили в ста­рину, семимильными шагами. На­столько семимильными, что, к при­меру, в некоторых районах Германии (в Берлине и, кажется, в Мюнхене) аналоговое вещание уже прекраще­но. А как же преемственность? Дело в том, что «внутри» цифрового сиг­нала можно спрятать и аналоговый, ширина полосы (7,6 МГц) позволяет. Но эта возможность, предусмотрительно включённая в стандарт, всю­ду, где прошёл (или идёт) переход­ный период, осталась невостребо­ванной.

     

    В России, как заведено, передо­вые технологии победно движутся на первой передаче, однако же циф­ровое вещание уже ведётся в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Челябин­ске и почему-то во всей Мордовии. В ближайшее время к этому списку присоединится ещё несколько горо­дов. Есть даже государственная про­грамма поголовного перехода на ци­фровое вещание к 2015 году, при этом руководство 1-го канала уже сейчас заявляет о своей полной тех­нической готовности перейти на что скажут. Москва — единственный ре­гион, где вещание платное (я не мо­гу отнести к этой категории Мордо­вию, где за приём трёх каналов из шести требуют 100 рэ в месяц, там часть финансирования идёт из бюд­жета). В столице сегодня принима­ются три канала. На одном из них (у него логотип TV 1000) крутят филь­мы — новые или не очень, но не­плохо подобранные. Второй канал развлекательный, типа... ну, вы по­нимаете. Третий — информацион­ный, постоянно передаёт новости, которые в данный момент в эфире: на 1-м канале, на НТВ, «Культуре» и т.д. Опросы аудитории показали, что этот формат пользователи DVB-T считают очень удобным, всегда можно узнать, что где взорвалось и с кем на этот раз была беседа в Кремле, причём — из разных ис­точников.

     

    Понятно, что я бы не стал делать об­зор цифрового вещания, если бы не было на чём его посмотреть. И именно в машине. К нам на тести­рование попал первый (на сколько известно) автомобильный DVB-T-тюнер (дальше — просто тюнер, у меня что-то Shift сегодня западает) Alpine TUE-T200DVB. Да­же дважды первый, потому что Alpine стала первой компанией, предложившей этот вид техники на афтермаркете. Нет, даже трижды: впервые у Alpine предусмотрено ме­ню на русском, сразу с завода. И хо­тя для нас это тест нового типа, зна­комство начинаем, как всегда, с ин­терфейса.

     

    Сразу видим два F-гнезда для подключения активных (diversity) ан­тенн — куда же без них? Здесь же AV-выход. То есть А (аудио), как по­ложено, два гнезда RCA, но выходов V (видео) здесь три, один обозначен как Front, остальные — как Rear 1 и 2. Понятно, что выход Front блоки­руется датчиком стояночного тормо­за, если он по древнему русскому обычаю не подключён напрямую к массе. Есть гнездо для выносного ИК-датчика (он входит в комплект), но есть и встроенный сенсор, он рас­положен как раз в противоположном углу, на другом торце корпуса. Реше­ние правильное: никто вам не меша­ет использовать тюнер на даче (да хоть бы и дома), а если он остаётся в машине на виду, то и выносной дат­чик не нужен. Здесь же два набора AV-входов — тюнер работает и как коммутатор на два источника, что в очередной раз иллюстрирует фир­менную стратегию системных реше­ний. Кстати, в пучке проводов пита­ния есть отдельный проводок, кото­рый, будучи подключён к монитору или к мультимедийной станции Alpine (если их обозначение начина­ется буквами IVA), позволит управ­лять тюнером с этого устройства. Это тоже к теме системных решений.

     

    Впрочем, тюнер получился впол­не самостоятельным — всеми его функциями можно управлять с пульта (RUE-4158). Пульт по сути своей «карточка», но чёткость нажа­тия кнопок достойная даже и по меркам «камушков». А расстояние между кнопками ровно такое, что­бы, нажимая на кнопку большим пальцем, не трогать соседние.

     

     

     

     

     

     

    Мы немного отвлеклись, а надо бы закончить знакомство с интер­фейсом. Рядом с AV-входом имеет место разъём RS232 (D-sub 9). Вку­пе с DIP переключателем он исполь­зуется для сервисных целей. В инст­рукции на сей счёт информации нет, отсюда делаем вывод, что эта опера­ция осуществляется только в сервис­ных центрах (в отличие от i-Persona-lize головных устройств). Однако по­баловав с DIP-переключателем (ру­чонки — знаете какие), обнаружили: без всякого сервисного центра мож­но переключать формат выходного сигнала по полному списку (PAL, SECAM, NTSC). Дальше располагается CI-слот, куда помещается так называемый модуль САМ — если вещание в вашем регионе платное. В процессе эксплуатации в этот мо­дуль устанавливается сменная кар­точка доступа. (Если вещание дар­мовое, то тюнер отлично работает и без этого модуля.)

     

    В столице, как говорилось, суще­ственно не дармовое, и для этого те­ста карточку доступа нам предоста­вила компания ЦТВ, а то смотрели бы мы голубой экран в буквальном смысле.

     

    Подсоединяем антенны, включа­ем. Появляется меню, у нас уже был выбран русский язык. Кстати, пере­вод по смыслу не идеален. Скажем, в корневом меню шесть страниц. Одна из них называется «Настройки приставки», а другая — «Настрой­ка». (Кстати, английский оригинал меню тоже не слишком внятен.) Ко­роче, поиск станций где? Вместо «Настройка» надо бы дать «Настрой­ка на станции» — немного архаично, но понятно. Разобравшись, настраи­ваемся и обнаруживаем двух вещате­лей. Telemedium, 578 МГц, 5 ТВ-ка­налов — это осталось у тюнера в па­мяти от путешествия в Питер. DVision, 562 МГц, 3 ТВ-канала — это наши. Меню «Настройки при­ставки» состоит из шести страниц второго уровня. Именно здесь (по­чему-то не в предпочтениях) выби­рается язык меню, формат экрана, звук (стерео/моно), ввод пароля, времени суток, родительских огра­ничений, и даже можно включить один из двух режимов увеличения. В меню «Зрительские предпочтения» вы можете какой-то из каналов на­значить «любимой женой» (Ноте в оригинале), а какой-то пропустить ввиду их многочисленности. Дальше идёт «Просмотр каналов», это мы уже видели на завершающем этапе настройки. «Сила сигнала» — вот это уже по теме. У нас получилось, что «сила сигнала» 49%, качество сигнала хорошее. Дальше так: моду­ляция QPSK, защитный интервал 1/4, кодовое число 2/3. Это — при­мерно середина шкалы. Смотрим по таблице в международном стандарте (ETSI EN 300 744), какой должен получиться битрейт. 6,64 Мбит/с, это в лучшем случае, если использу­ется канал шириной 8 МГц. Эти б мегабит делятся между тремя ка­налами, что и определяет качество изображения. Зато сюда же вписан узкополосный сигнал EPG (Electro­nic Programm Guide) — информация о текущих и грядущих программах, как, скажем, на «НТВ-Плюс».

     

    Субъективно картинка не дотя­гивает до уровня DVD, впрочем, VCD она явно превосходит. Бли­жайший аналог по субъективно оце­ниваемому качеству — DivX, если не брать самые динамичные сцены. Если, скажем, герой фильма бежит и мы должны видеть картинку его глазами, то не раз оказывалось, что перед его глазами вдруг появляется набор бегущих квадратиков, что до­водится видеть и в кабельных сетях, получающих цифровой сигнал. Если экран монитора не больше 19 дюй­мов, то смотреть можно без напря­жения и не без удовольствия. К сча­стью для нас, автомобильные мони­торы в большинстве своём сущест­венно меньше. Звук, действительно, стерео. Качество звучания на том материале, который я слышал, для адекватного восприятия кино как аудиовизуального явления было вполне достаточным. Правда, когда громкость поднимается выше отмет­ки 48 (максимум — 64), появляются заметные искажения. Но, между прочим, ни одной рекламной пере­бивки я не увидел, даже непривыч­но. Как непривычна и возможность включить титры на русском (в Москве функция тестируется, в Пи­тере включена на постоянку). Пора привыкать, это — вопрос времени...

     

    Рабочий диапазон частот, МГц

    474 — 858

    Демодуляция

    COFDM

    Декодирование

    QPSK, 16-QAM, 64-QAM

    Ширина канала, МГц

    6, 7 или 8

    Питание, В

    12 — 24

    Ток потребления, А

    1,2

    Габаритные размеры, мм

    195 х 172x39

     

     

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО

    ЧТО

    Тюнер цифрового ТВ-вещания с антеннами

    КТО                               

    Alpine TUE-T200DVB + KAE-200DV (2 шт.)

    ПОЧЕМ                        

    $619 + 106

    ЭТО – ПЛЮС               

    Уверенно чувствует себя в движении

    Позволяет коммутировать два AV-источника

    ЭТО – МИНУС             

    Ограниченный набор программ

    ОДНИМ СЛОВОМ

    Прорыв века в мобильном телевидении

     

     

    РЕЙТИНГ

     

    Интерфейс

    8

     

    Оснащенность

    9

     

    Мобильность

    9

     

    Изображение

    8

     

    Эргономика

    8

     

    Итого

    42

     

     

     

    |llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|llll|

     

     

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Alpine TUE-T200DVB
    Alpine TUE-T200DVB
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa