Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Ринг. Eton Adventure A1-160 vs. Hertz Mille MLK 165. Гонка за лидером

    Была в велоспорте такая интересная дисциплина. Спортсмены соревнуются между собой, но каждый едет за... мотоциклом. Лидер принимает на себя сопротивление окружающей среды, а участники движутся со скоростью, в обычных гонках велосипедистам недоступной. Кажется, в наше время такие состязания не проводятся, а жаль. Так что мы решили возродить эти необычные соревнования... Старт!

    Eton Adventure A1-160

    В команде Eton в роли лидера выступает Discovery D 160 SQ. Нам пока не пришлось познакомиться с его техникой поближе, но в будущем мы непременно это сделаем. А пока, немного приоткрывая завесу таинственности, скажу лишь, что у лидера все компоненты свои, но схожие концептуально. Твитер ещё больше в диаметре, кроссовер оформлен более нарядно, но тоже выполнен в минималистском ключе. Мидбас по форме точно такой же, как здесь, а каков он по содержанию — об этом в своё время.
    Имя собственное Adventure носят две модели акустики Eton, одна из них обозначается A1, вторая, соответственно, A2. У второй — более басовитый «голос», поскольку ниже частота резонанса мидбаса. Ну а мы всё же возвращаемся к A1.
    Мы как-то привыкли начинать знакомство с акустикой с материала диффузора мидбаса, оставляя в стороне его форму как нечто само собой разумеющееся. Но в данном случае форма сечения диффузора не менее примечательна, чем его материал. Диффузор здесь конусный, это понятно, его образующая криволинейна, это мы тоже видали, дай Бог каждому столько видать, только выпуклость образующей направлена не наружу (вперёд), а внутрь (назад). Естественно, форма может как-то влиять на характеристики головки только за пределами области поршневого режима работы, то есть на высоких частотах. Потом увидим, как она сказывается и на чём. Материал — фирменный трёхслойный сэндвич из стеклоткани сверху и снизу и сотовой несущей конструкции внутри. Жёсткий, конечно, до предела. А чтобы повысить вязкость материала, сверху он покрыт силиконовым составом. Центральный колпачок мягкий, а диаметр его 42 мм. Подвес имеет неординарное сечение гофра (11 мм), на ощупь чувствуется, что по мере приближения к диффузору он становится жёстче. Литой корпус весьма плоский в сечении, а сама корзина состоит всего из четырёх спиц. Мы порой говорим, что корпус некоторого динамика хорошо заглушён, так вот теперь официальным эталоном заглушённости будет Adventure, приказ по редакции уже у машинистки.
    Диаметр осевого отверстия 10 мм. Габариты магнита 103 х 15 мм. Это немало даже для 32-миллиметровой звуковой катушки, которую можно увидеть сквозь многочисленные окошки охлаждения в корпусе ниже центрирующей шайбы. Для себя мы отметим, что такая звуковая катушка обеспечивает повышенный резерв допустимой мощности независимо от того, по какой именно методике его измеряет производитель. Сама центрирующая шайба тоже необычна: она удерживает диффузор не за «хвост» (в непосредственной близости от звуковой катушки), а на диаметре примерно 75 мм. Тем самым, во-первых, увеличивается жёсткость фиксации диффузора в поперечном направлении, а во-вторых, уменьшается габаритная глубина головки. Так что в актив мидбасам Eton мы можем записать и малую монтажную глубину. Контактные зажимы винтовые, под «вилочку» шириной 7 — 8 мм, того же типа, что используются и в кроссоверах. Провода, идущие к звуковой катушке, зафиксированы в гофрах центрирующей шайбы — по нашей классификации это третий способ. Уплотнительного кольца на корпусе нет — да и зачем оно? Акустика этого уровня имеет полное право на заказную инсталляцию, а рамки комплектных решёток монтируются под обод корпуса. Кстати, материалом для изготовления рамок послужил на редкость жёсткий пластик.
    Корпус твитера изготовлен из столь же сурового пластика, да и пропорции пищалки необычны: внешний диаметр корпуса 50 мм, а высота его (без купола) менее 10 мм. Диаметр мягкого купола 30 мм. В состав монтажных принадлежностей входит (кроме «чашки», разумеется) корпус для установки на поверхность с разворотом оси на 15 градусов.
    Кроссовер простой, вернее — намеренно минималистский, но качество деталей внушает уважение. Единственный конденсатор — полипропиленовый, рассчитанный на 400 В (обычно в ходу 63-х или 100-вольтовые ёмкости). Здесь же пара основательных катушек без магнитных сердечников. Формула кроссовера незатейлива: I + II. Клемма с соединителем и три клеммных контакта позволяют «назначить» уровень твитера: 0/-3/-6 дБ.
    При прослушивани с выбором позиции аттенюатора определились, что называется, на раз: в нашей «инсталляции» только в верхнем его положении уровень тарелок в ударной установке соответствовал остальным инструментам. Звучание бубна кажется чуть пустоватым, в остальном верх можно было бы признать безукоризненным. Разрешение по верху на редкость высокое. Вот, кажется, раз сто мы уже слушали слова диктора с тестового диска о том, что каждый звук шейкера отличается от остальных, но только теперь нам довелось понять, как это бывает на деле. В мужском вокале чуть выделены
    свистящие, но по собранности он звучит как в хорошего качества наушниках. Правда, ясности на верхней середине хотелось бы чуть больше. Женский вокал не отличается фантастической чёткостью артикуляции, но он закончен и музыкален, а потому ближе к жизни. Скрипкам слегка недостаёт плавности движений. Та же особенность подачи рояля создаёт ощущение живого действа. Рельеф струны контрабаса передаётся достаточно надёжно, но атака прорабатывается не до конца. Глубина звуковой сцены показалась несколько уменьшенной. У флейт естественный масштаб, а звучание энергичное и трепещущее. Саксофон одновременно и игрив, и вальяжен. Вообще, эта акустика начинает нравиться тем больше, чем больше её слушаешь.

    Параметры Тиля-Смолла
    Мидбас Твитер
    Fs, Гц 84,2 1082
    Vas, л 5,93 -
    Qts 0,656 -

    Рекомендации: Установка в двери или ЗЯ с небольшим отклонением твитера от оси излучения.


    Основные параметры Тиля — Смолла, как обычно, приведены в таблице. Резонансная частота мидбаса средняя, может быть, даже немного повышенная для головки этого калибра. Силовой фактор 6,04 Тл м, и это очень серьёзный результат — в групповых тестах у нас таких показателей и не было. Добротность несколько ниже баттеровортовской, и это правильно: только головки с невысокой добротностью имеют шанс правильно передать рельеф басов. Подвижная система увесистая, 16,5 г, хотя попадались нам головки и с более тяжёлой «подвижкой». Предсказанное расчётом значение чувствительности мидбаса (88,3 дБ) почти совпало с измеренной чувствительностью системы в целом. Искажения на средних частотах низкие, необычной формы диффузор ведёт себя безукоризненно. Однако по мере снижения частоты искажения равномерно возрастают, чувствуется, что линейность магнитного поля имеет свои пределы.
    Переходим к графикам. И начинаем с напряжений на выходах фильтров. С фильтром ВЧ всё просто: крутизна спада около 12 дБ/окт., частота среза 3,35 кГц. Теперь обратите внимание на очень пологую характеристику фильтра НЧ: крутизна спада порядка 3 дБ/окт., частота среза 0,40 кГц. Таков результат взаимодействия одинокой индуктивности фильтра 1-го порядка с индуктивностью звуковой катушки. Впрочем, как мы знаем, динамическая головка — это по-любому механический полосовой фильтр, и сие обстоятельство умело использовано инженерами Eton. Смотрите на второй график: крутизна спада по звуковому давлению твитера 12 дБ/окт., а мидбаса — почти 18 дБ/окт. Ох, неспроста авторы разработки выбрали «обратную» кривизну диффузора: его плоское «донышко» имеет наименьшую жёсткость, и начиная с частоты 3 кГц излучение мидбаса резко падает. Из формы АЧХ твитера можно сделать вывод, что полная добротность ВЧ-излучателя довольно высокая и использование более объёмистой задней камеры ему бы не повредило. На третьем графике видно, что характерные особенности характеристики пищалки в полной мере проявились и на суммарной АЧХ. Впрочем, осевая частотная характеристика ровная, неравномерность во всём диапазоне не превышает 4 дБ (+3/-1 дБ относительно 1 кГц). Направленные свойства крупного твитера начинают проявляться выше 12 кГц, а до этой частоты дисперсия излучения остаётся очень широкой. Но твитер всё же желательно монтировать с небольшим отклонением от оси.

    При установке мидбасов Eton в двери полная добротность подойдёт настолько близко к Баттерворту, насколько это возможно в реальной жизни (у нас получилось 0,709). Нижняя граничная частота 91 Гц на «свежем воздухе» или 82 Гц в салоне. В 10-литровом ЗЯ получим 94/88 Гц при полной добротности 0,828. Чтобы выйти на нижнюю частотную границу 100 Гц, надо взять ЗЯ объёмом около 5 л, полная добротность при этом составит 0,97.

    Hertz Mille MLK 165


    На сегодня несомненный лидер команды Hertz — Mille MLK 3. Но он всегда держался и держится несколько особняком и с двухполосными «родственниками» поддерживает отношения лишь по мере необходимости. Мотоциклистом же для MLK 165 выступает уже известный нам MLK 2 (см. №7 за 2005 год). Родство этих двух моделей заметно сразу, но всё же я бы не решился сказать, что MLK 165 — лишь упрощённый вариант «двойки». Сходство прослеживается на уровне концепций. В остальном MLK 165 — вполне самостоятельная и законченная разработка.
    Диффузор мидбаса, конечно же, имеет ту неповторимую форму, которая встречается только в серии Mille, и носит название V-Cone. Материал диффузора традиционный для разработок Hertz — целлюлоза (ей изменили только в конструкции «лидера-мотоциклиста»). Снаружи он покрыт водостойкой серебристой краской. В той части, которая ближе к центру, диффузор более толстый и потому достаточно жёсткий. Литая корзина по степени заглушённости вплотную подходит к эталону. Подвес шириной 13 мм имеет в сечении форму лежачей буквы «S». Рамка решётки монтируется снизу, но уплотнительное кольцо средней высоты на ободе корпуса всё же имеется. Впрочем, в данной конструкции оно изготовлено заодно с подвесом и решает задачу придания ему дополнительной прочности. Магнит из обычного (бариевого) феррита, и габариты его внушают уважение: 100 х 22 мм. Диаметр звуковой катушки увеличен до 32 мм, так что к числу достоинств мидбаса можно отнести и повышенный резерв мощности. Диаметр осевого отверстия 10 мм. Фактически всё пространство между центрирующей шайбой и магнитной системой открыто для вентиляции звуковой катушки. Подводящие контакты рассчитаны на использование клемм-«лопаточек». Провода зафиксированы на центрирующей шайбе двумя стежками каждый, так что здесь тоже третий способ.
    Диаметр мягкого купола твитера те же 30 мм. Корпус пищалки невелик по диаметру (38 мм), но высота его 12 мм даже без установленной задней камеры. В комплект входят две пары задних камер — побольше и поменьше. Высота корпуса будет 25 и 16 мм соответственно, а частота резонанса твитера — 920 и
    1200 Гц. Корпуса пищалок рассчитаны на установку их «в тело», а для монтажа на поверхность пригодятся подставки с углом разворота оси на 30/60 градусов либо же перпендикулярно поверхности. В «плоский» корпус можно установить только твитер с малой задней камерой; в остальных случаях имеет смысл выбрать камеру побольше.

    Исполнение кроссоверов не такое шикарное, как у MLK 2, но и они по качеству дадут фору подавляющему большинству конкурентов. Мне лично всегда нравились удобные и предельно надёжные перемычки, которые устанавливаются в держатели для предохранителей. В кроссовере два майларовых конденсатора, один электролитический и две воздушные катушки. Один из плёночных конденсаторов образует так называемый HF Contour (высокочастотный контур) — он шунтирует резистор аттенюатора пищалки и позволяет немного приподнять АЧХ на самых верхних частотах (такие цепочки ещё называют Horn Contour, поскольку их часто используют для компенсации спада АЧХ рупоров на высоких частотах). Фильтр НЧ относится к тому типу, который господин Смолл однажды назвал strange filter — конденсатор (в отличие от обычного фильтра
    2-го порядка) здесь включён через резистор, но в отличие от цепи Цобеля номинал резистора значительно меньше сопротивления звуковой катушки, в данном случае это 1 Ом. Всё же запишем формулу кроссовера как II + II. Перемычки позволяют конфигурировать кроссовер для подключения способом би-ампинга, включить тот самый HFC либо выбрать аттенюацию пищалки из ряда 0/-1,5/-3/-4,5 дБ. Заказное защитное устройство в цепи твитера ограничивает ток величиной 0,7 А.
    С выбором положения аттенюатора проблем не было: во всех, кроме крайнего верхнего, бубен как бы отступает в глубь звуковой сцены. Но отступает плавно — эшелонирование сцены по глубине здесь весьма достойное. Что же касается выключателя HFC, то его влияние с ходу обнаружить не удалось, посему перемычку вернули в состояние поставки («выключено»). Низ в мужском вокале подобран не идеально, но в остальном вокал роскошный. Вернее, наоборот, он лишён всякого украшательства и весьма естественен. Надо сказать, столь спокойной и уверенной проработки интонаций мы не слышали уже давно. Рельеф баса чёткий, лишь слегка бархатистый, но атака (рывок струны) передаётся не полностью. Так что контрабас немного замедлен, но мелодический рисунок баса читается без напряжения, а это явление нечастое даже у дорогой акустики. Женский вокал чётко сфокусирован в пространстве, детален и спокоен. Чего ему, возможно, не хватает, так это накала эмоций. Каждая скрипка сама по себе, и все на своём месте, но создаётся ощущение, что им недостаёт основательности. Рояль масштабен и аккуратен, но опять же возникает чувство, что он чего-то недоговаривает. Флейты мягкие, хорошо наполненные, а вот сакс, наверное, слишком мягкий. Верх на редкость чистый и музыкальный. У барабанов, возможно, чуть избыточная динамика, но им это не вредит.

    Параметры Тиля-Смолла
    Мидбас Твитер
    Fs, Гц 58,7 874
    Vas, л 11,0 -
    Qts 0,478 -
    Рекомендации: Установка в двери или ЗЯ с минимальным отклонением твитера от оси излучения.

    Измеренные параметры Тиля — Смолла, как это у нас принято, совпали с данными Elettromedia почти идеально, по частоте резонанса отклонение вообще не превысило 0,5%. Резонансная частота мидбаса на редкость низкая благодаря весьма мягкому подвесу. Расчётное значение силового фактора более чем серьёзное: 5,91 Тл м. Таких значений у мидбасов средней руки нам не встречалось, видать, можно и в серьёзных разработках обойтись без неодима в магните мидбаса. Подвижная система в меру тяжёлая, её масса 15,3 г. Предсказанное значение чувствительности мидбаса 88,3 дБ/Вт, что же касается измеренной средней чувствительности, то она получилась чуть ниже вследствие особенностей формы АЧХ системы. Чувствительность, положим, не самая высокая, но и низкой её тоже не назовёшь. Искажения на средних частотах достаточно низкие, хотя на 2 кГц отмечен местный пик к.н.и. (1,62%), предположительно вызванный поведением твитера вблизи собстенного резонанса. Нелинейности на басах минимальны: характеристики подвеса и магнитной системы практически идеально соответствуют друг другу. Кстати, поведение пищалки и системы в целом с камерой большего объёма нам показалось предпочтительным. Поэтому, в частности, и резонансная частота твитера указана только для этого варианта.
    На первом графике можно видеть частотные зависимости напряжения на выходах фильтров. Фильтр НЧ: частота среза 3,15 кГц, крутизна спада 12 — 13 дБ/окт. У фильтра ВЧ частота среза 4,45 кГц, а реальная крутизна спада (по уровню — 10 дБ) 9 дБ/окт. Действие «рупорного» контура HFC сказывается незначительно и лишь на самых верхних частотах, так что мы не стали загромождать график. По звуковому давлению (второй график) крутизна спада в полосе НЧ 15 дБ/окт., в полосе ВЧ — примерно 13 дБ/окт., частоты среза близкие: 3,3 кГц и 3,7 кГц соответственно. На суммарной АЧХ заметен провал в области частоты раздела полос (третий график). Тем не менее общая неравномерность АЧХ не выходит за пределы аудиофильского допуска ±3 дБ, так что упомянутый провал заметен лишь на фоне идеально ровной АЧХ в остальной части диапазона. Направленные свойства акустики начинают проявляться выше частоты 6 кГц, так что твитер желательно монтировать «в лоб», благо при его компактности это не проблема.
    При установке мидбасов Hertz в двери полная добротность составит 0,548, а нижняя частотная граница выйдет на отметку 92 Гц. Но это — в «чистом поле». В салоне частота 84 Гц будет соответствовать уровню -2,8 дБ, а дальше АЧХ выходит на «полку» с уровнем около -3 дБ — и до отметки 54 Гц. Так что в случае временного отсутствия сабвуфера MLK 2 сможет отыграть (хотя и негромко) практически весь информативный бас. На баттервортовскую добротность мидбас выйдет в объёме 9 л, нижняя частотная граница составит 88/80 Гц. На частоту 100 Гц частотная граница выйдет в ЗЯ объёмом 2,9 л, добротность при этом составит ровно единицу. Так что мидбасы можно пристроить и в кикпанели, не слишком жертвуя качеством верхнего баса.

    ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
    КОМАНДА
    Eton
    НОМЕР УЧАСТНИКА
    Adventure A1-160
    СУММА КОНТРАКТА
    14000 руб.
    ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
    Высокая допустимая мощность
    Малая монтажная глубина
    Низкие искажения на средних частотах
    Весьма ровная дисперсия излучения
    НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
    Высокая направленность на самых верхних частотах
    ЛИЧНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
    КОМАНДА
    Hertz
    НОМЕР УЧАСТНИКА
    Mille MLK 165
    СУММА КОНТРАКТА
    17050 руб.
    ДОСТОИНСТВА ТЕХНИКИ
    Высокая допустимая мощность
    Низкие искажения на басах
    Способность работать в компактном ЗЯ
    НЕДОСТАТКИ ТЕХНИКИ
    Высокая направленность твитера

    СУДЕЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ

    Честно говоря, когда граждане судьи приглашали двоих участников «погоняться», они не представляли, что сами окажутся в затруднительном положении. Концептуально акустика совсем, даже предельно разная, но, как выяснилось, разными средствами достигнуты очень близкие результаты. По техническим параметрам всё очень близко, и каждому ходу «соперника» тут же находится достойный (и симметричный) ответ. Даже по эксплуатационным показателям, как говорится, то же на то же. Hertz, в частности, может работать в более компактном ящике, зато Eton предъявляет минимальные требования к монтажной глубине. Что же касается субъективных оценок, то можно признать, что тот и другой «гонщик» везут за собой аккуратный, выверенный звук. Предпочтения? Нам, к примеру, в начале прослушивания больше понравился один, чуть позже — другой. Мы будем честными: однозначных предпочтений у нас не сформировалось. Так что постарайтесь послушать ту и другую акустику сами и потом принимайте решение. Но что характерно: каким бы оно ни было, оно окажется верным, аудиоинженеры по обе стороны Альп об этом позаботились.

    Eton Adventure A1-160
    Исход заезда

    Hertz Mille MLK 165
    Максимальная/номинальная мощность (по данным изготовителя), Вт 120/70 - 300/165
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 83 - 22000 = 85 - 22000
    Неравномерность (150 — 22000 Гц), дБ +3/-1 > +3/-3
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88,5 > 87,5
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,719 > 0,916
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 3,16 < 1,37
    РЕЙТИНГ Eton Adventure A1-160 Преимущество
    Hertz Mille MLK 165
    Конструкция 9 - 9
    Частотная характеристика 9 - 9
    Чувствительность 8 - 8
    Басовый потенциал 8 - 8
    Звук 9 - 9
    Итог 43 43
    Источник: журнал Автозвук, 08/2007. Текст и измерения Юрий Евтушенко
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Eton Adventure A1-160
    Eton Adventure A1-160
    Hertz MLK 165
    Hertz MLK 165
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa