Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Компонентные АС DLS Nobelium 6.2. Лаборатория. Соло

    Топовые АС от шведской компании DLS.

     

    Когда год назад мы узнали о появлении нового флагмана у DLS, нашему любопытству не было предела. Но пришлось потерпеть до официальной премьеры в Еврофинале ЕММА-2005, где новейшая линейка АС выступила во всеоружии и позволила завоевать не один трофей. Вспомните хотя бы шокировавший Европу npoeкт ,,Siam Spirit" (C&M №4, 2006), взявший „золото" в сложнейшем классе„Рго Unlimited".

     

    Начнем с мидвуфера

    Он выполнен по последнему слову техники, с применением технологии обращенной магнитной системы, позволяющей улучшить линейность хода диффузора и повысить допустимый предел подводимой мощности. В динамике использована 3-дюймовая звуковая катушка с алюминиевым каркасом, внутри которой расположен гибридный магнит из двух ферромагнетиков: феррита и неодима. Впервые в истории DLS в конструкции НЧ/СЧ-динамика использована литая алюминиевая рама, причем весьма основательная и имеющая паучковый профиль, максимально увеличивающий акустическую прозрачность. Плоский диффузор с большим пылезащитным колпачком из мягкого полимера закреплен на резиновом подвесе и вогнутой центрирующей шайбе с прогрессивным гофром. Материал мембраны - легкий и очень жесткий алюминий с разнообразными добавками, поверх которого нанесен тонкий слой полимера. Выбор в пользу алюминия не случаен: конструкторы поставили перед собой задачу сделать по возможности легкую подвижную систему и максимально расширить частотный диапазон поршневого режима работы диффузора, чтобы получить максимально равномерную АЧХ. Но, как известно, за границей поршневого излучения, в области, где диффузор переходит в модальный режим работы, алюминий ведет себя не самым лучшим образом -сказывается слабое внутреннее демпфирование материала. Чтобы не допустить появления внутренних резонансов, иными словами, окрашенности звучания, был принят ряд мер. О некоторых из них -применении мягкого пылезащитного колпачка и звуковой катушки увеличенного диаметра - мы уже говорили, но кое-что оставили про запас, для раздела, посвященного кроссоверу. Заканчивая на этом рассказ о мидвуфере, отметим еще два важных момента: во-первых, для дополнительного механического демпфирования подвижной системы используется заполнение осевого отверстия пористым материалом, а во-вторых, конструкторы для Nobelium 6.2 рекомендуют корпусное акустическое оформление с объемом от 4 до 6 л.

     

    Твитер - в борьбе за гладкость ВЧ

    Твитер Nobelium 1 упакован в литой алюминиевый корпус, который имеет удобный монтажный фланец. Купольная мембрана диаметром 28 мм изготовлена из шелка и обработана специальной пропиткой. Позади диффузора расположена акустическая камера, которая обеспечивает необходимую акустическую нагрузку, а благодаря специальному профилю способствует подавлению подкупольных резонансов. С учетом выбранной конструкторами акустической нагрузки, резонансная частота ВЧ-динамика составляет чуть более 900 Гц. Твитер обладает широкой диаграммой направленности и при излучении под углом дает на редкость ровную АЧХ.

     

    Кроссовер

    Кроссовер АС построен на базе пассивных элементов высокого класса. Он включает ленточные катушки индуктивности, полипропиленовые конденсаторы и металлооксидные резисторы. Для разделения звукового сигнала конструкторы применили несимметричную комбинацию фильтров: ФНЧ имеет крутизну характеристики затухания 6 дБ/окт., а ФВЧ - 12 дБ/окт. Деление полос осуществляется на частоте 5 кГц, а в состав обоих фильтров входят колебательные контуры, которые корректируют амплитудно-частотную характеристику акустических сис­тем. В случае с мидвуфером речь идет о высокодобротном режекторном фильтре, который настроен на 3,5 кГц и способс­твует подавлению внутренних резонансов алюминиевого диффузора. Контур, входящий в состав фильтра верхних час­тот, подключается к работе, если на плате кроссовера включена цепь под названиeм ,,Extra Hi". Она повышает добротность ФВЧ и общий уровень высоких частот. Для согласования уровней мидвуфера и твитера в схему разделительного фильтра включен трехпозиционный аттенюатор уровня ВЧ.

     

    Наша экспертиза

    Предыдущий флагман - серия Iridium - успел стяжать все возможные почести среди меломанов и особенно среди авто­звуковых спортсменов, a Nobelium стоит на ступень выше, так что звучать эти АС просто обязаны на отлично. Вот наши впечатления от стендового прослушива­ния. Динамики воспроизводят музыку очень ровно, слитно и гладко. Звучание цельное и мелодичное, в нем много красок и мягкости. При установке мидвуфе­ра в компактный закрытый корпус (5 лит­ров) басов немного, но верхний участок этого диапазона преподносится с отлич­ной энергетикой, четкостью и артику­ляцией. Выше по спектру звучание приобретает теплый оттенок: динамики чуть подчерки­вают нижний участок средних частот, вследс­твие чего голоса при­обретают хорошее наполнение. Тембры инструментов богаты и чисты, но натураль­ность чуть снижена ввиду ранее упомя­нутого акцента на нижний участок средних частот. Микродинамический рисунок передается немно­го приглаженно, поэтому при воспроизведении акустических инструмен­тов интонационные переходы раскрыва­ются не полностью. Верхний регистр точен и комфортен, здесь много деталей, но воздуха все-таки чуть не хватает. В звуковой сцене второплановые исполни­тели немного подтянуты к основным, а образы наделены отменной телесностью. Однако чем выше класс АС, тем меньше они приспособлены для стендового про­слушивания и тем больше в них учтены особенности эксплуатации в автомобиль­ном салоне, поэтому наши впечатления от прослушивания были бы неполными без отчета о прослушанных инсталляци­ях с применением Nobelium, представ­ленных на прошедшем Еврофинале ЕММА-2005. Правда, в тех работах комплект был подкреплен отдельной СЧ-головкой - у автозвуковых спортсменов 3-компонентный вариант фронтальных АС в большом почете. Итак, можно смело констатировать, что при грамот­ной инсталляции с учетом всех особен­ностей динамики способны на выдающе­еся качество звучания как с точки зрения музыкальности, так и информативности. Лучшие примеры показывают: сочетание этих АС с сабвуфером обещает исключи­тельно хорошие результаты, никаких претензий ни к микродинамике, ни к построению сцены, ни к полноте средне­го баса не возникает, а с СЧ-головкой Iridium 3 можно добиться абсолютно „бесшовного"сочетания на обоих грани­цах (мидбас/СЧ и СЧ/ВЧ). Твитеры сохра­няют отменное качество звучания даже при сильном отклонении от оси излуче­ния, в этом у них возможности просто выдающиеся, хотя спад на самых высо­ких частотах начинается чуть раньше. Все это относится к варианту уста­новки в малые корпуса, что в высококлассных инсталляци­ях, когда трудоемкость работы не является решающим фак­тором, озна­чает размещение НЧ/СЧ-головок в Торпедо.

    А как быть с установкой в две­ри? Расчет показывает, что это неопти­мально, то же самое говорит и произво­дитель. Наш эксперимент, проведенный, так сказать, для очистки совести (30-литровый корпус), также оказался неудачным: возникли определенные воп­росы к средним частотам и плотности мидбаса. Однако отечественные инстал­ляторы, которым уже посчастливилось работать с DLS Nobelium, с этим не соглас­ны. Вот рекомендации от представителей „DLS Team Россия": необходимы очень тща­тельная акустическая подготовка двери (вибродемпфирование, шумоизоляция, линза Френеля) и монолитный подиум, а при выборе частоты среза ФВЧ, ограничи­вающего диапазон частот мидвуфера сни­зу, можно использовать низкие значения, начиная с 60 Гц. Исходя из накопленного опыта, специалисты советуют использо­вать совместно с акустическими система­ми Nobelium „референсные" усилители мощности, а в будущем - готовящиеся к выпуску обновленные модели серии Ultimate. При желании расширить состав основных АС отдельным среднечастотным излучателем (в линейке Nobelium представлены только 2-компонентные системы) можно использовать и UP2,5, и Iridium 3, но последний более предпочти­телен. Отечественные инсталляторы осо­бо отмечают, что при соблюдении этих правил акустические системы Nobelium значительно превосходят прежнюю топ-линейку Iridium не нижнего регистра, мик­родинамике и чис­тоте средних и протя­женности высоких частот. Каков итог? Несмотря на все наши усилия, мы так и не смог­ли дать окончательного ответа по поводу оптимального места установки этих АС, также осталось невыясненным - насколько радикально улучшается пере­дача средних частот при переходе к 3-компонентному варианту. Ясно одно: в умелых руках Nobelium способны на великолепные результаты, их можно использовать и в качестве оружия побе­ды на соревнованиях, и как средство получения музыкального удовольствия, а характерной чертой их звукового почерка назовем отменную гладкость и цельность звучания.

     

    Отменное техничес­кое исполнение, сба­лансированное и кра­сочное звучание, спо­собность работать в малом объеме, гибкая регулировка уровня ВЧ.

     

    Судя по всему, в борьбе за гладкость тембра 84 и сохранение равномерности АЧХ вне оси чуть пострадала воздушность звучания.

     

    Акустические системы топ-класса, требовательные к мастерству инсталлятора, но наделенные большим музыкальным потенциалом

     

     

    ПОДРОБНО

    Класс Absolute - класс оборудования для аудиофилов, уделяющих особое внимание качеству звука

    Средняя цена $679

     

    Мощность ном./макс.100/160Вт

    Диапазон частот 60-25 000 Гц

    Электрическое сопротивление 4 Ом

    Уровень чувствительности: заявленный 91дБ/Вт/м, измеренный 90,2 дБ/Вт/м

    Установочная глубина 63 мм

    Рекомендуемые места установки: двери с корпусом, кик-панели, Торпедо

    Мощность ном./макс.100/160Вт

    Диапазон частот 60-25 000 Гц

    Уровень чувствительности: заявленный 91дБ/Вт/м, измеренный 90,2 дБ/Вт/м

    Установочная глубина 63 мм

    Диффузородержатель НЧ: алюминиевый, литой

    Диффузор НЧ: алюминиевый с полимерным покрытием

    Подвес НЧ: резиновый

    Магнит НЧ: феррит-неодимовый

    ВЧ-излучатель: шелковый, купольный

    Кроссовер: ФНЧ 6 дБ/окт., ФВЧ 12 дБ/окт.

    Рекомендуемые места установки: двери с корпусом, кик-панели, торпедо

    Резонансная частота, Fs: заявленная 64 Гц, измеренная 61 Гц

    Эквивалентный объем, Vas: заявленный 7,43 л, измеренный 12,5 л

    Результирующая добротность, Qts: заявленная 0,32, измеренная 0,35.

     

    Информация www.dls.ru

    Источник: журнал Car&Music, №5/2006

     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    DLS Nobelium 6.2
    DLS Nobelium 6.2
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa