Это про маленький шаг и большой скачок. Правда, тот, лунный, шаг потребовал десятилетних приготовлений, миллиардов зеленью и керосина с жидким кислородом немерено. Так что скачок-то гигантский, кто спорит, но и шаг на деле не маленький.
А так, чтобы и скачок был будь здоров, и шаг, посильный обычному трудящемуся? Свой вариант решения предлагается фирмой Focal в виде серии компонентов Integration. Вернее даже будет сказать — «подсерией» внутри серии, по имени dedicated kit (это если по-английски, по-ихнему kit dédié, тоже красиво...). Смысл от смены наречия не меняется: комплект, предназначенный целевым и эксклюзивным образом для замены штатной акустики в заранее оговоренной модели автомобиля.
При всей глобализованности и космополитичности французского производителя ему нельзя отказать в патриотизме: первая такая модель, увидевшая свет, предназначена для Peugeot 207. У любого другого первым пошёл бы VW Golf, у «Фокала» он идёт вторым...
То, что IFP 207 — это для P 207 целевым и исключительным образом, установить было нетрудно: на стоянке перед редакцией в хороший день оказываются два «Ситроена» разных моделей и Peugeot, но 308. Собственно акустика там, как показал личный досмотр с проверкой по каталогам — та же самая, но установлена она несколько иначе, для этих автомобилей и шаг получился бы не такой маленький, как для 207, и размеры скачка, что называется, без гарантии.
Для полноты эксперимента был взят и полукомплект (один мидбас и одна пищалка) акустики штатного разлива, чтобы посмотреть, откуда, собственно, делается шаг. Или скачок, потом увидим. Теперь пора, наконец, потревожить упаковку и посмотреть, что там такое dédié и насколько оно dédié...
В комплект входят: два мидбаса и две пищалки, относящиеся к каждой головке элементы кроссовера конструктивно объединены с ними, так что термин «интеграция» приобретает и второй смысл.
Это, правда, не всё: в коробке лежит ещё шикарная лопаточка для снятия обивки двери, щедрая доза запасных пистонов (что свидетельствует о знании жизни не по учебникам) и ключ Torx нужного для замены акустики размера. Всякий знакомый с повадками Peugeot S.A. подтвердит: иные формы шлица там не признают, а в домашнем хозяйстве такие есть далеко не у каждого.
Как именно действовать, иллюстрирует прилагаемая инструкция, но, честно говоря, не очень хорошо иллюстрирует, лучше («АЗ» рекомендует) залезть на сайт производителя и посмотреть там исключительно толково снятую видеоинструкцию (http://www.focal.com/en/car-audio-so...ts/ifp-207.php). Фильм длится 3 минуты 37 секунд, это, конечно, киноусловность, но за обещанный изготовителями комплекта час управиться реально, даже с хорошо темперированными перекурами (в видеоматериале не упомянутых).
Peugeot 207
Штатную акустику с предлагаемой ей на замену объединяют узлы крепления и разъёмы, кроме этого, общего ничего нет. Мидбас — бумажный диффузор в тонкой пластиковой корзине с магнитом диаметром ровно со спичку балабановской фабрики. Для справки: частота резонанса 82 Гц при добротности Qts = 1,0. Пищалка — с полимерным сбалансированным куполом, частота резонанса — почти точно 3 кГц, фильтр — электролитический конденсатор на 4,7 мкФ.
ВЧ-динамик
- Форма фланца повторяет очертания штатной сеточки на торпедо «целевого» автомобиля
- В отличие от штатного твитера этот не свистит в стекло, а развёрнут на слушателя под, надо полагать, неслучайным углом
- На защитной сетке — фазовыравнивающее тельце в виде бочонка
- Купол — традиционный (для Focal). То есть алюминиевый вогнутый с оксидным покрытием
- С обратной стороны фланца — плата с деталями ФВЧ, по документам — третьего порядка. Нам показалось, что для этого порядка конденсаторов многовато, потом выясним, к чему это
- На плате трогательные надписи «Left» и «Right». Интересно посмотреть, можно ли перепутать пищалки при установке, и сколько сил нужно для этого?
Габариты в плане: 125 х 65 мм
Высота над панелью: 30 мм
Монтажная глубина: 15 мм
Мидбас
- Диффузор с покрытием Polyglass, технология — проверенная в деле, и уже не один год
- Пылезащитный колпачок в форме пули, он же — фазовыравнивающее тело
- Подвес из бутилкаучука
- Вентилируемая магнитная система. Диаметр магнита 85 мм
- Центрирующая шайба с пятью гофрами
- Корзина из пластика ABS с пятью спицами сложного сечения, уменьшающими аэродинамическое сопротивление колебаниям воздуха от тыльной поверхности диффузора
- Толстый фланец снабжён монтажными отверстиями именно в нужных местах (кажущиеся лишними предназначены для центрирующих штырей) и резиновым уплотнителем с тыльной стороны
- Звуковая катушка диаметром 1 дюйм
- Фильтр НЧ мидбаса — первого порядка, грубо говоря — катушка индуктивности
- Разъём — копия штатного, в этом смысл затеи с интеграцией
Габариты: ∅165 х 75 мм
Монтажная глубина: 60 мм
Монтажный диаметр: 142 мм
Мощность максимальная / номинальная(по данным изготовителя), Вт 140/700
Диапазон воспроизводимых частот 80 Гц — 22 кГц
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87
Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,82
Коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 1,7
Параметры Тиля-Смолла | Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
НЧ | Заявка | - | - | - |
Факт | 64,4 | 10,3 | 0,53 | |
ВЧ | Заявка | - | - | - |
Факт | 1260 | - | 1,23 |
Начнём с того, как было, откуда, так сказать, шагаем. Это — АЧХ штатной акустики (и импеданс её же). Довольно причудливая картина, хотя видали и не такое. | Мидбас штатной акустики, лишённый какого-либо фильтра, демонстрирует мощный всплеск на 4 кГц, под углом он превращается в нечто иное, но до конца так и не исчезает. |
АЧХ штатной пищалки. По оси, в принципе, не так всё и плохо, но работает она в машине существенно не по оси. | Теперь шагаем куда планировали. Прежде всего, заметим: мидбас — 3-омный, поэтому будет играть громче штатной чувствительности. Пищалка, напротив, 6-омная, к тому же сильно придушенная фильтром. ВЧ-звено кроссовера и вправду оказалось с затеями: это эллиптический фильтр с полюсом затухания на частоте резонанса пищалки и крутизной спада выше этой частоты без малого 30 дБ/окт. ФНЧ мидбаса ведёт себя, как и ожидалось от фильтра первого порядка без компенсации индуктивности звуковой катушки. |
Отдельно взятый мидбас (со своим фильтром, естественно) по оси даёт всплеск на тех же, что характерно, 4 кГц, но начинает вести себя куда спокойнее под углом. Фильтр, пусть и не крутой, придаёт АЧХ характерный ниспадающий вид, позже нам эта тенденция снова встретится. | Узел пищалки в стандартных условиях работы, просто чтобы понять повадки этого излучателя. Здесь, наоборот, фильтр обуславливает восходящий характер АЧХ, а при отклонении от оси фазвыравнивающее «тельце» на сетке вытягивает самый верх характеристики. Несмотря на ярко выраженный резонансный пик на кривой импеданса, излучение на этой частоте люто подавлено эллиптическим фильтром, у которого полюс затухания, как вы заметили, наверное, настроен ровно на эту частоту. |
Приступаем к решающей фазе опыта: пищалка установлена так, как будет в машине (и как слушали). От 4 кГц АЧХ идёт в целом ровно, с характерным для металлических вообще и фокаловских в особенности твитеров «подбросом» на верхнем краю слышимого диапазона. Отсюда, надо думать, и характерный атакующий почерк, и азартная, в буквальном смысле вовлекающая манера воспроизведения верхних частот. Чтобы ещё на шаг приблизиться к реальности, мы имитировали работу вблизи лобового стекла (путём, как нетрудно догадаться, установки стеклянной пластины под углом, подсмотренным на фото Peugeot 207 в профиль, без труда найденной в интернетах). Благодаря тому, что пищалка работает главным образом на прямом излучении, общий ход АЧХ не изменился, но появились мелкие неровности от отражений, тот самый «гребенчатый фильтр», всё по науке. | Окончательный итог того, что по частям мы уже прошли. Интересно, что ниспадающий характер АЧХ, замеченный нами у мидбаса с его фильтром, последовательно поддерживается пищалкой, вернее — аттенюатором, включённым в схему её фильтра. Ещё интереснее то, что субъективные впечатления от звучания были едва ли не противоположными, ни о каком дефиците верхних частот или избытке нижних даже мысль в голову не приходила. А слышимый недобор нижнего баса находит уверенное объяснение: у мидбаса низкая частота резонанса, но и низкая добротность, это способствует хорошим переходным характеристикам, но не позволяет динамику забираться совсем низко по частоте. |
Звук
Систему для прослушивания собрали привычным образом: «домашний» CD-проигрыватель Bryston BCD-1 и интегральный усилитель Bryston B100-SST. Условия работы излучателей постарались приблизить к реальным. В основном это коснулось, разумеется, пищалок, их поставили так, как они должны стоять на торпедо.
Звучание эмоциональное и комфортное, с фирменной фокаловской детальностью. Хорошо передаются нюансы во всём диапазоне громкости. Вокал чистый, детально проработанный и тонально точный. И сольные партии, и хор звучат очень живо. Атмосфера передаётся весьма убедительно, локализация отличная, есть и глубина, и высота.
Есть при этом и индивидуальные особенности звукового почерка. Слушая столь уважаемых в автозвуковых кругах Жака Лусье с приятелями, обратили внимание, что: 1) хочется слушать дальше и 2) слушаешь другое, не то, что обычно. Партию контрабаса IFP 207 аккуратно намечает, собственно басового «мяса» немного. Зато все подробности работы Андре Арпино с вверенными ему ударными как на ладони, эта акустика вообще характеризуется «атакующей манерой» подачи звукового материала.
Это, конечно, не видео, поместить здесь видео нам не удалось (ссылка, напечатанная на бумаге, почему-то не работает). Однако драматизм шага и скачка тут тоже передаётся неплохо
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Двухполосная компонентная акустика
КТО
Focal Integration IFP 207
ПОЧЕМ
13160 р
ЭТО — ПЛЮС
Безукоризненная интеграция, во всех аспектах
Увлекающее звучание
Продуманная техника инсталляции
ЭТО — МИНУС
О сабвуфере надо задуматься
ОДНИМ СЛОВОМ...
Шаг невелик, а скачок внушает
РЕЙТИНГ
Конструкция и исполнение 9
Удобство установки 10
Линейность 9
Частотная характеристика 8
Чувствительность 8
Басовый потенциал 7
Звук 9
Итог 8,57
Источник: журнал Автозвук, 01/2013. Роберт Гасанов
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)