Дело в том, что упоминание об этом замечательном юбилее можно найти лишь после частичной разборки устройства: оно нанесено на одну из печатных плат в виде миниатюры «медь, стеклотекстолит, неизвестный художник». Возможно, спрятали, чтобы не задевать чувства немецкого совладельца фирмы: Германия объединилась лет на десять позже, придёт ещё его очередь.
Зачем понадобилось в ходе планового теста разбирать цифровой процессор, хотя бы и частично? Ну, если не говорить об элементарном любопытстве, то такую операцию, вполне возможно, предстоит выполнять и другим владельцам и пользователям 6to8. Оснований для этого может быть два. Пустячное: там внутри есть перемычка, коммутирующая цепь общего провода, в случае появления наводок её предлагают переставить в другое положение. И непустячное, даже стратегическое: в какой-то момент выйдет плата расширения для 6to8, дополняющая его оснащение цифровыми входами и выходами, пока там заглушки.
А мы тем временем ограничимся тем, что уже есть, этого — ох, как немало. Полное название устройства говорит о его назначении буквами DSP, краткое, но остроумное 6to8 всего лишь описывает его архитектуру. В схемотехническом смысле, разумеется.
В прямом смысле слова архитектура у 6to8 — неповторимо фирменная, Маскони и Гладен не переносят корпусов в виде корыта, предпочитая им трубчатые, с «заряжанием» с торца. После разборки видно: внутри на основной плате — аналоговые входные цепи и преобразователь напряжения питания, цепи первичной и вторичной «земли» можно (как уже говорилось) изолировать или соединить. На субплате — весь DSP, там и нашлась юбилейная надпись и карта Италии размерами 8 х 12 мм. Сердце прибора — PCM3168A от Texas Instruments. Это 6-канальный дельта/сигма АЦП, звуковой процессор и 8-канальный дельта/сигма ЦАП в одном флаконе, разработанный специально для автомобильных аудиосистем. Теперь снова всё собираем и убеждаемся: действительно, на одной стороне шесть входов, на другой — восемь выходов.
Переключатель Auto sense BTL-SE делает выбор межу балансным («плавающим» относительно «земли») и обычным («заземлённым») источником сигнала. Второй случай на практике означает соединение с выходами на громкоговорители, тогда и подключается схема автоматического включения по постоянной составляющей. Вывод Remote может быть как входом, так и выходом — когда работает функция auto sense | |
Диапазон регулировки чувствительности (2 — 8 В) линейных входов выглядит непривычно узким, на деле в его границы попадают все головные устройства, так что шире и ни к чему. Выбрать же правильную чувствительность помогает не упомянутая в явной форме (или пропустили, не знаю) особенность схемы: при превышении выходным сигналом уровня 4 В RMS срабатывает своего рода защита, и устройство больше сигнал на выход не пропускает. Значит, при первоначальной настройке надо подвести на вход сигнал наибольшей возможной амплитуды (скажем, с тестового диска) и установить по всем задействованным входам оптимальную чувствительность, то есть довести чувствительность до «отсечки» и чуток обратно. Впрочем, кому я объясняю, 6to8 — это не для детей от 6 до 8...
Возможности 6to8 как устройства обработки сигнала описываются одним словом — неописуемые. В каждом из восьми каналов (как входные шесть, четыре или два становятся восемью, вы уже знаете) есть параграфический эквалайзер плюс ещё один на входе, для исправления заведомой кривизны штатной системы, если такова ситуация. Параграфический — это значит, что можно им пользоваться как простым (простым!) 30-полосным графическим, а можно любую из полос отрихтовать по своей мерке: центральную частоту назначить любую, добротность — от 0,5 до 40 (это выглядит, как шпилька исчезающей ширины). И всё это в отсутствие каких-либо ограничений на параметры в соседних полосах, независимо или аккордно в парах каналов и прочее и прочее.
Для пар каналов 5 — 6 и 7 — 8 эквалайзер выполнен несколько иначе: если заранее оговорить в меню назначение этой пары, эквалайзер начинает относиться только к ожидаемой полосе частот: 50 — 315 Гц для НЧ, 400 Гц — 12,8 кГц — для СЧ и 3,15 — 20 кГц — для ВЧ. Ограничения, правда, довольно условные, поскольку центральные частоты по-прежнему можно назначать произвольно, просто их вместо 30 становится всего (о, горе) 9 на канал.
Ту же характеристику можно дать блоку кроссовера. С определением «остроумный». В каждом канале (а если что — одновременно в паре каналов) можно включить от нуля до пяти частотно-зависимых цепей. В число пяти входят: ФНЧ, ФВЧ, фильтр-полка (усиление изменяется выше или ниже заданной частоты) или режекторый фильтр с заданной полосой затухания. В меню фильтров (надо ли говорить, что частота среза — любая, с выбором через десятки, а то и единицы герц? Не надо? Ну и хорошо...) все «именные», даже редкие, как Чебышёв. Плюс возможность выбора добротности произвольно: от 0,5 (ниже Бесселя) до десятков, с выбросом за 20 дБ на частоте среза. Крутизна фильтров — 12 дБ/окт. (для Баттерворта есть ещё 6 дБ/окт.). Если надо круче, можно включить два фильтра последовательно, и не обязательно одинаковые, а, скажем, соединив Бесселя с Чебышёвым, вот старики порадуются...
Всё настроенное непосильным трудом сохраняется в четырёх пресетах, которые можно загружать в компьютер, выгружать из него, а главное (так бы и забыл)... Назначение и порядок работы Bluetooth модуля удалось разъяснить опытным путём: загрузка приложения через Google Play, бракосочетание смартфона и 6to8, и можно наслаждаться новыми возможностями. Их немного, но нужных: со смартфона выбирается пресет, регулируется общий уровень усиления всех каналов одновременно и отдельно — сабвуферного, а также графически, передвигая точку по экрану, устанавливается требуемое положение баланса и фейдера, временные задержки при этом не меняются, это было бы слишком. Хотя, зная, в каком темпе нынче появляются новые версии ПО, не буду сильно удивлён...
Несколько кривых АЧХ, построенных с помощью параграфического эквалайзера (одного из). Что характерно: все получены путём работы с одним и тем же экранным движком, при изменении усиления, добротности и центральной частоты | Синие кривые кроссовера получены выбором из меню «именных» кривых. Нижняя из «12-децибельных» принадлежит Бесселю, верхняя — Чебышёву. Красные кривые — это ФНЧ на одну и ту же частоту с разными значениями добротности фильтра. Зелёные — продукт совместной работы двух фильтров, крутизна у всех получилась одинаковая, 24 дБ/окт., а форма кривой — разная |
Специальные фильтры, которыми дополнен блок кроссовера: фильтры-полки двух типов и режектор на 1 кГц с разной шириной полосы затухания | «Объединение», как и было сказано: каналы можно не только перенаправить и разветвить, но и смешать в требуемой пропорции. На входе есть и дополнительный, «генеральный» эквалайзер, действующий на все каналы сразу. |
Экран смартфона, с которого можно выбрать пресет, установить общую (отдельно — басовую) громкость и выбрать положение регуляторов баланса и фейдера, перетянув синюю точку, куда требуется. | |
Параграфический эквалайзер каналов 1 — 2 и 3 — 4. С непривычки можно и запутаться, предотвратить это призвана уникальная фича: здесь, как и на многих других страницах интерфейса, есть кнопка Video Tutorial — нажимаем и смотрим анимационное кино, как что двигать и включать-переключать. Именно на этой странице. | В четырёх оставшихся каналах эквалайзер как бы попроще. Однако частоты полос назначаются в соответствии с назначением каналов лишь для удобства, их можно в любой момент переназначить по своему усмотрению. Пределы усмотрения — 20 Гц — 20 кГц независимо от названия канала. |
В любой полосе эквалайзера (большого или маленького) можно выбрать частоту, добротность и усиление, ослабление по своему выбору, ни на что не оглядываясь. Называлась полоса 1000 Гц, а вам приспичило 230 Гц — вперёд, ставьте своё значение. | Фильтры, выбранные из меню, оказываются соединенными последовательно: то есть в дополнение к собственно фильтрам можно задействовать фильтр-полку или режектор. В стереоканалах одной пары фильтры могут регулироваться одновременно и синхронно (Left — Right) или независимо, мало ли что... |
Регулировки не обязательно должны делаться вслепую (или по измерениям в реальном времени, как у нас в лаборатории). В любой момент, нажав на кнопку Frequency chart, получаем итоговые АЧХ с разбивкой по каналам. Очень похожи на те, что получаются при измерениях, между прочим. | Блок временных задержек, помимо возможности произвольного ввода требуемых величин (движками или в окна со временем или расстоянием), отличается хорошо продуманными механизмами группирования каналов: скажем, левые из разных групп или разные группы, в общем, как хотите. |
Коэффициент передачи (макс.) 2
Полоса частот (-1 дБ), Гц 6,5 — 22000
Отношение сигнал/шум дБА 88,5
Габариты, мм 150 х 125 х 40
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Цифровой процессор
КТО
Mosconi Gladen DSP 6to8
ПОЧЕМ
19000 р
ЭТО — ПЛЮС
Фантастические возможности
Уникальные возможности (это про BT)
ЭТО — МИНУС
Нет контроллера в комплекте
ОДНИМ СЛОВОМ...
PLAY ITALIAN
Источник: журнал Автозвук, 02/2013. Валерий КИМ
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)