Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Татами. Sony vs Blaupunkt. Восток-Запад

    «Восток есть восток, а запад, есть запад и вместе им не сойтись»... Так, кажется? Да только, как показывает жизнь, не так уж и велик наш шарик по теперешним меркам, так что восток и запад всё равно сойдутся и будут жить вместе, так или иначе. Одни, конечно, хотят, чтобы «так», другие – чтобы непременно «иначе»... Что же до электроники, Запад с Востоком давно уже сошлись, и живут, причём по общим законам, необременительным, наверное, для тех и других... Ну, а соревнования – в природе человека, и вряд ли стоит от них отказываться. Спорт – это не война, жертв не бывает, есть правила и регламент. В полном соответствии с правилами сегодня на татами встретились представители двух сильнейших команд Запада и Востока. Весовая категория, разумеется, одна: «до ста двадцати». По-нашему, обе модели топовые.

    Восток
    Представитель Востока – CD-ресивер Sony CDX-M770 – относится к числу наиболее продвинутых представителей этого сильнейшего клуба. Если вы не новички в этом виде, то наверняка знаете: это те, что с переворотом передней панели и двумя дисплеями – с «лица» и с «изнанки». Как и другие, борющиеся в «первом составе» Sony, этот тоже выступает в комплекте с двумя беспроводными пультами. Первый – это новомодный беспроводной джойстик, очень похожий на знаменитый (и пока никем не превзойденный) rotary commander, но без проводов и на батарейках. Второй (а в прошлом все «вторые» пульты у Sony получались) по контрасту выглядят не очень убедительно из-за того, что «первый» так удался, – совсем новый, и на этот раз небезнадёжный пульт, который пользователям домашнего стерео-видео придётся в жилу. Этот пульт, в отличие от джойстика, с которого выполняются только базовые операции, позволяет управлять почти всеми функциями непростого аппарата, кроме выхода в меню начальных установок и переворота лицевой панели, что, если разобраться, вполне логично. «Основной» (то есть наружный) дисплей очень крупный, поскольку кроме него на гладкой лицевой стороне ничего и нет. Буквы и цифры на нем крупные, а яркость свечения подобрана практически оптимально и в дневном, и в вечернем режимах, так что можно обойтись без фонаря путевого обходчика. Конечно, в глаза лезет непременный Motion Display и анализатор спектра, но, когда (или если) надоест, их можно отключить – вместе или порознь. А еще можно ввести информационную строку (до 64 символов), которая будет выводиться на дисплей после отключения аппарата; дисплей остаётся работать и в этом режиме. Что туда записать? Например, «remove the panel, Vova!» (чтобы не забыть, а заодно – произвести впечатление на попутчицу: мол, меня всюду знают) или по вкусу. Можно выключить и так, что дисплей (он же – передняя панель) повернётся на 30 градусов так, что вам будет удобно вытянуть его вверх – не совсем привычно, но, по существу, очень удобно. После этого держатель съёмной панели становится на своё место, и установить её обратно не составит труда. Кнопочки на «изнанке» поворотной панели, естественно, слишком плоские – к этому обязывает конструкция, а некоторые из них и явно мелковаты, но с многофункциональными пультами ДУ это уже не так принципиально.
    Как и положено старшей модели, у CDX-M770 интерфейс, как у дизайнерского компьютера: три пары линейных выходов и две пары входов. Одна пара выходов предназначена для подключения чейнджера: как мы знаем, у Sony звуковые каналы традиционно выведены из общего кабельного ствола с цифровой шиной управления. Уровень сигнала на линейном выходе можно выбрать либо 5,5 В (это по умолчанию), либо, если для вашего усилителя этого слишком много, можно понизить его до 4 В. Для выходов фронта и тыла независимо (и это здорово!) вы можете задействовать (или не задействовать) фильтры ВЧ с частотами среза 78/99/125/157/198 Гц.
    Как видно на первом графике, отклонение от заявленных характеристик фильтров минимальное – редкий усилитель имеет фильтры такого качества. Крутизна спада 12 дБ/окт., добротность ниже баттервортовской, но не зависит от частоты. На сабвуферном выходе фильтр НЧ подключён постоянно, иначе он стал бы уже не сабвуферным, а простым нефейдерным. Частоты среза по спецификации 62/78/99/125/157 Гц, в действительности, как видим, они смещены вверх по частоте процентов на 5, что, как вы знаете, уровень точности неизведанный многими производителями. Крутизна спада – держите шляпу! – 36 дБ/окт. Много таких фильтров вы встречали в усилителях? А ведь именно повышенная крутизна характеристики сабвуферного ФНЧ – залог успешной борьбы с «чумой car audio» – локализацией баса. Так что существующая практика облегченного отношения к фильтрам в «головах» в данном случае перечеркнута, жирно и красиво. На тех же графиках видно, что: а) на сабвуферном выходе включён «сабсоник» с частотой среза около 15 Гц (правда, не очень крутой) и б) уровень выходного сигнала примерно на 8 дБ ниже, чем на выходах фронта и тыла. Поскольку чувствительность в усилителях всё равно регулируется независимо для каждой пары каналов, то это не принципиально, а здесь – тем более. Уровень сабвуферного выхода выбирается у Sony в пределах +/-12 дБ, так что при необходимости можно сделать все уровни одинаковыми или даже неодинаковыми, но в другую сторону. Кстати, такой же диапазон регулирования имеют выходы фронта и тыла, а фейдер при таких делах разработчики решили вовсе не ставить, что, надо сказать, непривычно. Зато здесь можно выбрать позицию слушательницы, тем самым заменяя регулировки баланса и фейдера сразу.
    Как и у других участников «первого состава» Sony, в CDX-M770 имеется семиполосный графический эквалайзер. Все семь его предустановок – программируемые. Глубина регулировки на всех полосах – от +/-12,2 до +/-12,7 дБ. Сходные функции, впрочем, встречаются в головных устройствах из других «клубов», но есть и фирменное блюдо. Это так называемый динамический организатор звуковой сцены (DSO). В этой модели он может работать в четырёх режимах: либо фронтальная акустика просто виртуально поднимается вверх (режим STD), либо дополнительно «расходится в стороны», расширяя звуковую сцену, либо же «уходит вперёд», углубляя её, сердешную. Можно и одновременно её «расширить» и «углубить» (ударение, на втором слоге, как во времена правления последнего генсека). Самое удивительное, что все эти преобразования основаны лишь на локальных преобразованиях АЧХ (и ещё, разумеется, знаниях психоакустики), и всерьез в сигнал не вмешиваются, что поборники чистоты звукового тракта оценят, нет сомнения. Для иллюстрации содеянного Sony в этой модели мы приводим АЧХ воспроизведения в режиме STD.
    Характеристики сняты при уровне громкости -7, -20 и -37 дБ. Как видим, всех делов-то – поднять АЧХ на пяток децибел в области 50 – 100 Гц. Кстати, в наушниках эффекта виртуального подъёма нам ощутить не удалось: менялся только тембр звучания, и источники как бы отдалялись от нас. Оно, в общем, и понятно, поскольку в этом случае работает уже совсем другая психоакустика. При прослушивании на громкоговорителях эффект был заметен, хотя и нельзя сказать, чтобы очень сильно. А вот эффект «углубления» и «уширения» оказался заметен даже при прослушивании через наушники.
    В АМ-тюнере – раздельные банки памяти отведены под диапазоны средних и длинных волн. ЧМ-тюнер, как обычно (у Sony) заполняет при автонастройке сразу все пресеты всех трёх банков, начиная с данного. Времени на всё это уходит не более 20 секунд. При работе в RDS-тюнер может вести поиск 29 типов программ, режима ожидания не предусмотрено. Языков, на которых выводится PTY, здесь, ни много ни мало – одиннадцать, в том числе и два славянских. Отдельным членам редакции милее сербский. Есть CT. Как заведено в аппаратах этой серии, высочайшая чувствительность и широкий частотный диапазон тюнера мирно уживается с низким уровнем шумов. Раньше нас это повергало в недоумение, а теперь уже привыкли: ну, умеют, что тут будешь делать.
    В CD-проигрывателе треки по кольцу почему-то не переключаются, а сервисные функции реализованы своеобразно. Есть режимы повтора и случайного воспроизведения, сканированием Sony традиционно пренебрегает. Не появляется оно и при управлении чейнджером, но зато режимов воспроизведения в случайной последовательности может быть даже три: третий появится, если подключено более одного чейнджера. Можно вводить заголовки дисков, а при работе с чейнджером предусмотрено создание пользовательского файла. В ЦАПе применён КИХ-фильтр, что стало нормой для аппаратов, претендующих на высокое качество. Абсолютная полярность соблюдена. Линейность преобразователя – в пределах +/-0,2 дБ. По другим характеристикам надо, во-первых, отметить исключительно высокий уровень выходного сигнала (без всяких отсечек, кстати), который, в принципе, возможно получить только при наличии преобразователя питания. Под стать уровню сигнала на линейных выходах и мощность встроенного усилителя (с полевыми транзисторами, к тому же), которая «зашкаливает» за предел возможного при традиционной схемотехнике (20,8 Вт (RMS)). Единственный показатель, который не порадовал, – это невысокая вибростойкость, притом, что «потерянный» трек аппарат находит не очень быстро.
    Sony: график 1
    Sony: график 2
    Фортепиано в исполнении CD-M770 звучит довольно музыкально, и не так строго, как у некоторых других. Бас, впрочем, и здесь не идеальный, но при рывке струны не заметно «бума», да и рельеф относительно неплохой. Флейта, как мне послышалось, малость бестелесная, но очень певучая и в то же время динамичная. Саксофон – «натурал»: вот как он есть, со всякими там стуками клапанов и прочим. Верхушка немного заострённая – музыкальности в ней маловато, зато ударная динамика на высоте. На барабанах атака не сверхъестественная, но по большому счёту какая надо. Звуковую сцену Sony строит с хорошим эшелонированием и локализацией инструментов.

    Запад

    Запад сегодня представляет борец одного из старейших европейских клубов – Blaupunkt. По части эргономики члены этой команды заслуженно занимают одно из ведущих мест, и это снискало им популярность далеко за пределами Германии. San Francisco CD 70 появился в списке только в этом году, но владеет всеми особенностями техники, которые мы привыкли ожидать от Blau. CD-ресивер комплектуется пультом ДУ RC 10H, который внешне напоминает что-то очень «домашнее», в частности, пульт управления кондиционером. Роднит его с домашней техникой и то, что питается он от двух элементов типа ААА (по-старому это будет R03). Пульт удобный, но простоватый: с его помощью можно управлять лишь настройкой тюнера, выбором треков на CD и громкостью. Зато предусмотрено освещение кнопок (вот для чего пригодятся батарейки повышенной ёмкости). Интересно, что разработчики из Blaupunkt на сей раз обошлись без использования малоупотребительного (мягко говоря) разъёма ISO-D, а сабвуферный выход вывели на единственную свободную «ногу» (№3) ISO-A. Так что, если кто еще не догнал, то линейных выходов здесь пять: две пары на фронт и тыл, и один – на усилитель сабвуфера. Линейные выходы, управление чейнджером, гнёзда для приёмника ДУ и микрофона выведены на ISO-C. Переходники для подключения межблочников RCA приобретаются без особых проблем, а всё остальное уже укомплектовано соответствующими штекерами. Если воспользоваться дополнительным адаптером, то к CD 70 можно подключить дополнительный аналоговый источник (AUX) – программно такая возможность предусмотрена. Как вы не могли не заметить, большинство продвинутых современных «голов» в сущности – специализированные компьютеры, а уж к Blau это относится в первую очередь. Если использовать соответствующую терминологию, то здесь в состав периферии входит измерительный микрофон, предназначенный для решения двух задач. Во-первых, это автоматическое регулирование громкости в зависимости от фоновых шумов, фактически – от скорости движения. На кратковременные всплески громкости система не реагирует – такие уж там заложены постоянные времени. Зато на предсказуемо плавное повышение шумов, как при наборе скорости после ментовского поста на Симферопольском, реагирует своевременно и аккуратно. Вторая задача будет посложнее. В San Francisco CD 70 имеется семиполосный эквалайзер, и для него предусмотрено три предустановки: EQ1, EQ2 и EQ3. С помощью микрофона можно автоматически выровнять АЧХ по звуковому давлению при различном заполнении салона: когда присутствует только водитель, когда ему составляет компанию передний пассажир и наконец, когда весь «экипаж» в сборе, включая любимую тещу. Коррекция устанавливается независимо для каналов L и R (!), а если что – потом с полпинка корректируются установки вручную. Если кто-нибудь теперь будет говорить вам, что домашний театр штука бесполезная, не соглашайтесь, ибо именно оттуда позаимствована эта функция.
    Как организована передняя панель у современных «Блаупунктов», мы уже знаем. Дружественные кнопки, очень легкий энкодер управления звуком, но функция кнопок вокруг дисплея определяется режимом работы, а при радиоприёме – и выбранным «подменю». Все эти многократно вложенные меню использовать не очень удобно, если только вы не хакер с младенчества. Как водится у Blau, яркость подсветки в дневном и вечернем режимах «назначается» по выбору из девяти вариантов, то есть на любой вкус и со сложными процентами. Передняя панель – несъёмная; для защиты от краж служит кодовая карта. Достоинство в том, что эту самую карту куда удобнее таскать, чем «морду», ну а недостаток – отсутствие в аппарате кодовой карты для «пионэров» не проблема: знают, гады, что на Митинке раскодируют хоть черта с рогами.
    В звуковом тракте в дополнение к эквалайзеру здесь есть и обычный регулятор тембра НЧ и ВЧ. Эквалайзер, стало быть, используется для решения стратегических задач, а для тактических целей служит тембр. Резонно. Встроенный кроссовер – ФНЧ для сабвуферного выхода и ФВЧ для остальных. На сабвуферном выходе можно выбрать частоту среза 80 или 100 Гц. Разумно, но как-то не очень щедро.
    Blaupunkt: график 1
    Blaupunkt: график 2
    Как видно на графиках, заявленные характеристики (по уровню -3 дБ) соблюдены с математической точностью. Крутизна спада около 18 дБ/окт. Для остальных линейных выходов можно задействовать фильтр ВЧ: здесь уже предоставляется выбор из пяти частот среза. Правда, как вы видите на тех же графиках, фильтры работают несколько своеобразно (приведены АЧХ для двух крайних и среднего значения частоты среза). Сигнал на сабвуферном выходе лишь на 1 дБ отличается от фронтов, но его можно подкорректировать в пределах +/-4 дБ. Тонкомпенсация (это loudness, если кто ещё не выучил) здесь тоже имеет пять градаций глубины обработки. Если ничего не трогать (или если не знаешь, что надо трогать), по умолчанию выбирается умеренная характеристика (LOUD3).
    На втором графике приведены АЧХ, полученные в этом режиме, когда регулятор громкости установлен в максимум (0 дБ), на -20 и -40 дБ. Как видим, коррекция АЧХ происходит только по низким частотам – приём довольно распространённый, когда разработчики хотят немного упростить себе жизнь, хотя по жизни надо на малой громкости и высокие частоты приподнимать – такова природа человечьего слуха.
    В АМ-тюнере, как бывает чаще всего у «европейцев», отдельные банки памяти предназначены для диапазонов средних и длинных волн. У тюнера ЧМ «основных» пресетов 17 – одна из кнопок отводится под управление функцией RDST – прерывание радиотекста. У нас его передаёт, например, «Серебряный дождь», и функция действительно работает, но в качестве самоназвания вещателя (PS) на дисплее застывают цифры 29.49 (такой был на момент испытаний курс доллара, сейчас уже выше). Что ж, это правильно и символично, кто разбирается в радиовещании, поймет и оценит. Тюнер осуществляет поиск по 29 типам программ. Если заданный PTY не обнаружен, то он плавно переходит в режим ожидания. Единственный минус, что ожидание и поиск одновременно работают по одному и тому же типу программы. Конечно, есть и режим текущего времени CT. Автоматическая настройка заполняет только дополнительный банк Travelstore, и на это уходит около 35 секунд. Ручная настройка тюнера работает, только если выключена RDS. Предусмотрен выбор одной из трёх чувствительностей для режима местного (Loc) и удалённого (Dist) приёма. В наших условиях надо выбирать самую высокую и ни о чём не думать, потому что общий уровень чувствительности тюнера делался под Европу с ее густой сетью передатчиков (в этом режиме и проводились измерения). Еще можно назначить избирательность и полосу тюнера, однако последняя функция по нашим измерениям заметного эффекта не производит. Видно, такая версия «софта». При традиционно (и объяснимо) невысокой чувствительности тюнера шумы и частотная полоса соответствуют стандарту DIN – и дальше ни-ни.
    CD-проигрыватель позволяет вводить названия дисков и даже создавать пользовательский файл, как для «своих» дисков, так и для чейнджера, причём независимо. «Для себя» он реализует все три вспомогательных режима воспроизведения, а при управлении чейнджером всех режимов становится пять. Сканирование, как у них заведено, только по всем трекам всех дисков. Реализация второго режима случайного воспроизведения будет разной в зависимости от конкретной модели чейнджера. Выгрузить диск из выключенного аппарата – без проблем, но включение компактом не позволит осуществить кодовая карта, видимо, потому же нет и функции «спрятать диск». Порадовала скорость, с которой Blau позиционирует лазерную головку, особенно это заметно в режиме повтора трека: пауза почти незаметна. Технические характеристики CD-проигрывателя будем считать средними для этой весовой категории, но уровень сигнала на линейном выходе и в этом аппарате достигает рекордных высот. Правда, ограничение начинается за 5 дБ (четыре «клика») до максимальной громкости, а полярность выходного сигнала обратная. То есть эти «родимые пятна» перешли к CD 70 по наследству, но от низкой вибростойкости удалось избавиться: здесь она выше, чем у любого другого аппарата в этом номере. Не иначе как San Francisco поступает к нам с «российским пакетом».
    Фортепиано в исполнении CD 70 показалось несколько мониторным, лишённым всяких прикрас. С этим звучанием гармонирует и динамичная атака барабанов. Бас слегка бархатистый, атака смягчена. У флейты хорошая динамика, но певучести ей не хватало. Саксофон – очень правильный, но скучноватый. «Верхушка» немного сухая, но очень детальная и прозрачная – здесь звучание Blau близко к идеалу. Вокалу не хватает теплоты, и звучит он несколько отстранённо. Очень понравилась детальность: в партии виолончели было пару раз отчётливо слышно, как исполнитель (нет, все же исполнительница, руки маленькие) играет пиццикато.

    КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
    ВИД СПОРТА
    CD-ресивер
    КОМАНДА
    Sony
    НОМЕР
    CDX-M770
    СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА
    $350
    ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ
    Линейные выходы: три пары
    Дополнительные линейные входы: есть
    Управление чейнджером
    Диммер
    Два пульта ДУ
    Семиполосный эквалайзер
    Система DSO
    RDS-тюнер
    ДОСТОИНСТВА
    Богатые возможности звуковых регулировок
    Очень хорошего качества фильтры
    Высокие технические характеристики
    НЕДОСТАТКИ
    Небезукоризненная эргономика
    В тюнере нет режима ожидания PTY
    РЕЙТИНГ
    8(10)
    КАРТОЧКА УЧАСТНИКА
    ВИД СПОРТА
    CD-ресивер
    КОМАНДА
    Blaupunkt
    НОМЕР
    San Francisco CD 70
    СТОИМОСТЬ КОНТРАКТА
    $370
    ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИКИ
    Линейные выходы: две пары + один
    Дополнительные входы: с адаптером
    Управление чейнджером
    Пульт ДУ
    Диммер
    RDS-тюнер
    Семиполосный эквалайзер с автонастройкой
    Фильтры ВЧ и НЧ
    ДОСТОИНСТВА
    Автонастройка и управление громкостью
    Хорошая эргономика
    Высокая вибростойкость
    НЕДОСТАТКИ
    Не самые лучшие технические характеристики
    РЕЙТИНГ
    8(10)

    Судейское совещание

    Участники – крутые, тяжеловесы, у них всего помногу, и сравнивать придется по многим критериям. По части функциональной оснащенности между представителями Востока и Запада, пожалуй, установился паритет, которому могут позавидовать Восток и Запад реального, «большого» мира. Практически все, что есть у одного аппарата, получает адекватный ответ со стороны доугого. Единственный асимметричный ответ – это функция DSO у Sony в ответ на автоматический эквалайзер Blau. Или наоборот.
    Эргономика и удобство пользования. Как и во все времена, Blau были образцовы, и традиция продолжена. Sony традиционно отставали, но в этой серии эргономика улучшена настолько, что разрыв заметно сократился. Отдельное (и большое) преимущество Sony в условиях родных просторов – съемная панель. И, разумеется, роскошная механика поворотного дисплея – здесь Blaupunkt предпочтут только стойкие консерваторы.
    Как прошел поединок по части технических характеристик, ясно из таблицы. Почти во всех победа за Sony. Исключением стала (довольно неожиданно) вибростойкость, которой Blau раньше не блистали, а к Sony как раз нареканий не было. Здесь, видимо, сказалось давнее увлечение Sony электронной виброзащитой, от которой они в топовой модели отказались на основаниях звучания, а механику до нужного уровня не довели.
    И наконец, звучание как таковое. Здесь перевес небольшой, оба аппарата играют просто отменно, но в сравнении Sony все же будет получше. Поэтому по итогам схватки золотую медаль получает команда с востока, а серебряную – с запада. И справедливо...

    Источник: журнал Автозвук, 12/2001. Петр Хохлов
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Sony CDX-M770
    Sony CDX-M770
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa