Путь к последней букве был для Boston Acoustics далеко не прост, во всяком случае — не короток. Это притом, что будущий флагман проектировался вовсе не с нуля, что часто провозглашают производители. Основой для серии Z (небольшой, на два калибра, 5 и 6 дюймов) стала серия Pro, это не только не скрывалось, но даже подчеркивалось. Впрочем, и без подчеркиваний заметить преемственность нетрудно.
Главная черта, которую переняли Z у своих предшественников, Pro — концептуальная. Принцип динамиков-трансформеров, способных превращаться из компонентных в коаксиальные и, понятно, обратно, уже не нов. Но никто прежде не отваживался предложить покупателю коаксиальную акустику за тысячу долларов (включая доллар на валидол для жены). Пусть даже разборную в компоненты, но ведь и сборную — тоже! Для этого должны были быть очень веские основания технического характера, и мы сегодня попытаемся выяснить, были ли и какие. Если были.
Обычно мы начинаем с конструкции, но здесь ей должно предшествовать небольшое «умозрение по теме» взаимоотношений компонентов и коаксиалов — тех же компонентов, собранных в один узел. Отвлеченная теория, оперирующая понятиями, не нашедшими воплощения в технологиях, говорит: коаксиальная форма существования динамика лучше всех других. Кроме одной, которой, с точки зрения отвлеченной теории, является динамик широкополосный. В одиночку перекрывающий весь звуковой диапазон. Вашими бы устами, господа философы. О едином и неделимом широкополосном излучателе вообще умолчим, чтобы не наговорить лишнего. Не позволяет сегодняшняя технология такой создать, единичные эксклюзивы для домашнего хай-энда не в счет, их существование и их редкость только подчеркивают устойчивость общей закономерности: не поделил полосу между специализированными излучателями — забудь о полноценном воспроизведении всего диапазона.
А реализовав коаксиальный динамик в реалиях технологий, изготовитель обычно приходит к тому, к чему приходит (взгляните хотя бы в тест такой акустики в прошлом номере, там все пришли примерно к одному и тому же, в общих чертах). Да, совмещение осей излучения — это здорово, но при конечных, а не в виде абстрактной математической точки, размерах пищалки превращает коаксиальный излучатель в фабрику интерференции, отражений и переотражений. Усугубляемых тем, что за обычные 50 — 100 долларов за пару никто вам не собирается делать сколько-нибудь серьезные кроссоверы, даже когда они по-взрослому выносные. Политическое заявление Boston на букву «Z» очевидным образом несет в себе послание: технологические барьеры на пути создания коаксиальной акустики, претендующей на высшие достижения в качестве звучания, устранимы, и те, кто такое заявление сделал, знают как... Вот теперь про конструкцию, в ней находятся некоторые ответы на вопрос «как?».
Применить к конструкции Boston Z6 обычные в таких случаях эпитеты «солидная», «основательная» и пр. — это значит не сказать вовсе ничего. Все детали конструкции металлические и литые, мы нарочно придирчиво все осмотрели и обнаружили, что единственный плод штамповочного производства — крышки кроссоверов. Основания у них — тоже литье. Мидбасы у Z6 по калибру соответствуют американскому стандарту, то есть действительно 6, а не 6,5. Тем не менее, проблем с установкой в стандартные посадочные места европейских машин не предвидится: в комплекте идут металлические кольца-переходники, на которых насверлены и три отверстия для крепления к литым лапам корзины мидбаса, и весь набор канонических, по DIN, дырок, отвечающих евростандарту 165 мм. Кроме этого в «приданом» есть кольца-проставки, позволяющие уменьшить установочную глубину мидбаса, если потребуется по условиям установки.
Конструкция корзины (литой, это уже понятно) заимствована у серии Pro. Особенность та же: магнит установлен внутри каркаса. Диффузор по виду очень похож на литую целлюлозу, но по документам это композит с добавлением длинных угольных волокон, что, похоже, соответствует действительности: на ощупь диффузор намного жестче, чем мог бы быть бумажный, а измерения позже подтвердили: на АЧХ мидбаса отчетливо виден верхний резонансный пик, свойственный только жестким конусам.
Пищалка комплекта Z6 отвечает общей концепции: она тоже «цельнометаллическая», с жестким куполом из анодированного алюминиевого сплава. Перед куполом, независимо от того, установлена ли съемная защитная сетка, находится довольно причудливых очертаний фазовыравнивающее тело. Для монтажа акустики в компонентном виде пищалке придается полный набор обойм для монтажа как угодно.
В состоянии поставки Z6 собраны в коаксиальный узел, и, кстати, вывести акустику из этого гражданского состояния не так просто, как у банальных «трансформеров», где всего-то и надо повернуть пищалку и отделить ее от центральной стойки. Здесь мощная опорная консоль с пищалкой крепится к периферии корзины двумя болтами под шестигранник, там же находится и контактный узел, подключающий пищалку к постоянно установленным на корзине клеммам. Но этого мало, третья точка крепления находится под пищалкой, там еще один болт жестко соединяет нависающую над диффузором консоль с алюминиевым теплоотводом, венчающим керн магнитной системы. Таким образом, достигается не только неимоверная жесткость всего узла, гарантирующая отсутствие призвуков на 200% как минимум, но и дается дополнительный теплоотвод приводу мидбаса, «мост» пищалки — алюминиевая деталь с толщиной 4 мм в самом тонком месте превращается в радиатор охлаждения, вблизи места сопряжения с центральным керном даже сделаны характерные ребра.
Интересно скомпонованы НЧ и ВЧ-излучатели в коаксиальном варианте. Интересно тем, что они установлены не коаксиально (что требовало бы совпадения осей, по определению). Ось пищалки смещена относительно оси мидбаса на 20 мм, при параллельности осей.
Узел соединителей на корзине мидбаса Z6 — один из самых изящных, нами виденных. В общем прозрачном корпусе находятся два широких контакта-«лопаточки» мидбаса и два гнезда, через которые подключается пищалка.
Кроссоверы по габаритам, весу и стилистике больше напоминают два усилителя, из компактных. И это не понты, а соответствие формы содержанию. Отвернув положенные винты (входящим в комплект шикарным фирменным ключом, а не простой «кочергой»-шестигранником) и сняв кожухи, получили в распоряжение лишнее подтверждение того, насколько серьезнее подходят к разработке и строительству кроссоверов гранды car audio по сравнению с грандами же, но аудио домашнего. Внутри корпуса — могучие, намотанные полуторамиллиметровым проводом катушки фильтра НЧ (в ФВЧ они более миниатюрны, поскольку стоят в цепи не «на проход» и омическое сопротивление менее принципиально), пленочные «проходные» емкости, вся коммутация — впаянными в плату тумблерами. Один тумблер разъединяет входные клеммы для присоединения по схеме би-ампинг/би-вайринг, два других управляют характеристиками фильтров. Один — по понятному принципу, это аттенюатор пищалки, а второй обозначен SQ1/SQ2. По не совсем внятному описанию его действия в инструкции это должно означать выбор АЧХ мидбаса в низкочастотной области, что само по себе — большая редкость, обычно все переключения в пассивных фильтрах ограничиваются областью верхних и средних частот. Пока ставим крышку на место, но винты только наживляем, с SQ еще предстоит разобраться. В нормальной эксплуатации, кстати, снимать крышку не потребуется: к зажимным клеммам доступ открыт снаружи, а для доступа к переключателям снимается небольшая крышка в центре корпуса, это где написано «Boston».
Еще один, совсем неожиданный предмет в комплекте — упаковочный поролон. На одном из двух листов серого «пупырчатого» материала обнаружилась наклейка, уведомляющая, что это — акустический поролон, а не упаковочный, и его рекомендуется использовать в качестве звукопоглотителя при установке мидбасов в кикпанели. Несложная экспертиза подтвердила: это действительно так называемый «травленый» поролон, с сообщающимися порами, который, в отличие от обычного, с порами замкнутыми, способен к эффективному звукопоглощению. Как это определяется в бытовых условиях? Да очень просто: надо попробовать подышать через лист поролона. Если экспериментатор через полминуты начнет багроветь от недостатка воздуха — поролон обычный, можете им машину мыть. Если дыхание не затрудненное, материал акустический, распорядитесь им по своему акустическому разумению.
Прослушивание комплекта решено было организовать в коаксиальной конфигурации. Во-первых, дорогих компонентников мы послушали немало, а вот дорогие коаксиалы или почти коаксиалы — это случай редкий. Во-вторых, это было настоятельно рекомендовано отделом измерений, а причины такой своей рекомендации они обещали пояснить в письменном виде.
Звучание Z6 впечатлило не на шутку. Очень ясный и музыкальный верх, в нем сразу чувствуется широчайшая полоса, воздуха много, и воздух этот чистый и прозрачный. Лишенное излишней монументальности фортепиано звучит энергично и легко. Звуковая сцена на большинстве тестовых фрагментов хорошо оформлена, как бы вытянувшись в глубину между динамиками эдаким овалом.
Очень спокойно, но совершенно не скучно звучат все типы вокала, с едва заметным подчеркиванием шипящих. Все инструменты четко очерчены в пространстве, а их размеры передаются с некоторым уменьшением. Чрезвычайно высокой оказалась детальность звучания, в концерте Вивальди, например (обязательный пункт тестовой программы), уверенно различается тональный и динамический почерк двух флейт. А ведь у флейты деталей в звучании немного, это не скрипка, так что задача не из простых.
Глубокого баса в исполнении Z6 ощутимо не хватает, надо думать, его и не собирались «прикладывать», акустику такого класса в систему без сабвуфера (хорошего!) прописывать запрещено законом. Из любопытства мы, разумеется, пробовали изменять положение переключателя SQ1/SQ2. В положении SQ2 характер баса изменился очень сильно. Уменьшился общий уровень, и в звучании появилась не свойственная до этого акустике настырность, эдакий overpunch. На классике это совершенно не катило, звучание потеряло былую сдержанность и аккуратность. А шумные рок-композиции прозвучали даже довольно интересно. Но все равно, душа просила сабвуфера, все время просила.
В целом ощущение от звучания Z6 можно характеризовать как праздничное. Не разгульное, а праздничное, есть разница.
Номинальная мощность, Вт RMS* 20 — 400
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 65 — 22500
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 86
Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,81
Коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 2,6
* Мощность усилителя, рекомендованная изготовителем.
Параметры Тиля — Смолла компонентов
Fs, Гц | Vas, л | Qts | |
НЧ | 75 | 7,3 | 0,65 |
ВЧ | 1550 | - | - |
АЧХ по звуковому давлению компонентов, включенных через штатный кроссовер (в низу графика кривые импеданса тех же компонентов, без кроссовера). Очень многое сразу видно. Фильтры 4-го порядка, частота раздела — около 2,5 кГц, что при такой крутизне оказалось достаточно для подавления и резонанса пищалки (видно, что от него осталось), и верхнего, часто называемого «кевларовым» пика на АЧХ мидбаса, его остатки заметны на частоте 4 кГц. Обращает на себя внимание просто образцовое поведение АЧХ пищалки, такое не часто доводится увидеть.
АЧХ всего комплекта в форме разнесенной компонентной акустики. Картинка со стрелками показывает, в каком направлении от оси происходило вращение системы при снятии «угловых» АЧХ, потом вы увидите, что это важно. В области сопряжения полос на АЧХ, снятой по оси излучения, виден хорошо оформленный провал, однако он почти исчезает при отклонении от оси на большой угол (в этот раз из любопытства мы не удержались в рамках и добавили к обычному набору характеристик АЧХ для угла отклонения 30 градусов). При этом обратите внимание: при угле 50 градусов АЧХ гораздо равномернее, чем при угле 30: это работа мудреного фазовыравнивающего тела с «гребнем». Необычно ведет себя аттенюатор пищалки: при установке его в положение пониженного уровня сигнала на ВЧ тот снижается на частотах до 10 кГц ровно, а выше... повышается, то есть там аттенюатор работает как бы наоборот. Как это получилось — не знаем.
Теперь о двух кривых на нижних частотах. Та, что проходит ниже, получена в положении переключателя SQ2. Что происходит — ясно: у мидбаса резко меняется добротность, в результате появляется горб на резонансе, а ниже него кривая звукового давления идет вниз намного круче, чем в обычном включении (SQ1). Как это достигается? Ответ дают кривые импеданса. Обычная импедансная кривая (SQ1) — образец идеального поведения, на доску почета. Выше основного резонанса мидбаса — почти постоянное сопротивление 4 — 5 Ом, ни пиков, ни провалов. А в положении SQ2 импеданс на входных клеммах кроссовера быстро растет на низких частотах. То есть все признаки того, что в цепи появился конденсатор достаточно большой емкости, включенный последовательно с мидбасом. Вы такое видели когда-нибудь? Если нет, то лишь потому, что этот метод управления добротностью низкочастотного динамика, довольно старый, используется чрезвычайно редко. Называется такой тип оформления «закрытый ящик 3-го порядка». 3-й порядок (ко второму для обычного ЗЯ) добавляет емкость, включенная последовательно со звуковой катушкой. Повторный осмотр кроссовера эту емкость обнаружил: 300 мкФ. Емкость, включенная вместе с динамиком, образует фильтр нижних частот, притом, что сам динамик — фильтр верхних. От величины емкости зависит результирующая добротность всей системы, и АЧХ меняется так, как показано на нашем графике. В ряде случаев возможность повлиять на поведение мидбаса вблизи нижней границы может оказаться очень полезной, и редко когда в руках установщика есть столь простое средство для этого.
Перекурив в установленном порядке, собираем акустику в коаксиальную конфигурацию (собрав, перекурим еще раз, процесс не такой уж скорый). И вот вам сюрприз: осевая АЧХ приобретает совершенно сказочный вид, от былого провала нет и следа. Это по оси. А под углом появляется новый провал, узкий и глубокий, который заставляет сильно захотеть изменить полярность подключения ВЧ-головки, но это ни к чему не приводит: генезис провала оказался иным. И тут мы говорим себе: «А ведь акустика несимметрична, что будет, если развернуть ее не в ту сторону, в какую показано на схеме на графике (в сторону ничем не загороженного участка диффузора), а в противоположную?
И вот еще один сюрприз. Поведение акустики в зависимости от угла меняется радикально и невиданно. Посмотрите: до частоты 10 кГц характеристики идут вообще кучно, а выше наступает прогнозируемый и упорядоченный спад отдачи. Вывод: не только материал, но и форма всех деталей, определяющих взаимное расположение излучателей, в Z6 выбраны с умыслом и уникально удачно. Вот уж действительно — победа коаксиальной идеи. Экспертам-слухачам мы однозначно рекомендовали слушать акустику именно в коаксиальном варианте, пусть подивятся.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентно-коаксиальная (почти коаксиальная) акустика
КТО
Boston Z6
ПОЧЕМ
$999
ЭТО — ПЛЮС
Практически все. Кроме цены
ЭТО — МИНУС
Практически никаких. Кроме нее же
ОДНИМ СЛОВОМ...
Слов нет, одна буква. Z...
РЕЙТИНГ
Конструкция 10
Частотная характеристика 9*
Чувствительность 8
Басовый потенциал 8
Звук 9
Итог 44
* Усреднённо по компонентному и коаксиальному вариантам.
Источник: журнал Автозвук, 05/2004. Константин Лушенков, измерения Юрий Евтушенко
Status. Alpine Status. Большой тест 12-канального усилителя со встроенным 14-канальным аудиопроцессором Alpine HDP-D90 (серия Alpine Status)