Помните, наверное, старинную поговорку о том, что простота хуже воровства? В подробностях анализировать эту конструкцию не станем, предположим лишь, что и в те времена воровство считалось предосудительным, но простота осуждалась в ещё большей степени. Оттого, вероятно, что общество в ту пору остро нуждалось в прогрессе...
В нынешнее время прогресса — выше крыши, акценты сместились, и мир техники завоёвывает простота, хотя в большинстве случаев — иллюзорная. Взять, к примеру, какой-нибудь твердотельный плеер. Его работу обслуживает далеко не простой софт, который принято называть операционной системой, плюс сами чипы памяти, выглядящие простыми только на этапе разглядывания невооружённым глазом, а на деле являющие собой вершину технологических возможностей сегодняшнего дня. А плюс ещё программы декодеров сжатых форматов, исправления и маскировки ошибок и проч. А внешне — коробочка с дисплеем и крестом навигации по меню, регулятор громкости и наушники. На грани воровства.
К устройству типичного динамика (то есть электродинамического преобразователя) мы с вами тоже настолько привыкли, что получается почти как в детском стишке — «корзина, резина, картонка...» ну, ещё пяток деталей, причём подозрительно похожих друг на друга в динамиках разных марок. Говорят ведь, что головки динамические собирают в Поднебесной из разных наборов деталей, как из конструктора. Так это выглядит снаружи.
Внутри же, как в микрочипе, живут параметры и процессы, и простоты как не бывало. К примеру, один только перечень возможных искажений сигнала в ходе его преобразования с помощью «корзины, резины, картонки» занял бы остаток этой страницы, а для того, чтобы эти искажения минимизировать, каждая деталь динамика должна быть на своём месте, и все они должны соответствовать друг другу. Конечно, если новые модели динамиков (и новые брэнды) создаются путём циклической перестановки деталей, рассчитывать на оптимальное соответствие тех и других было бы просто наивно.
Впрочем, есть ещё фирмы (именно фирмы, не брэнды), где к разработке динамиков подходят «по старинке», то бишь со всей серьёзностью. Одна из них — это Boston Acoustics, Inc. со штаб-квартирой, расположенной в небольшом городе Пибоди, что в штате Массачусетс, недалеко от Бостона. Кстати, по уровню исследовательских разработок и количеству инноваций Boston Acousics, пожалуй, можно поставить в один ряд с такими именами, как B&W и KEF. Но если Bowers & Wilkins пока что автомобильным звуком не занимается, Kent Engineering & Foundry доверила область car audio вполне самостоятельному предприятию KEF KAR (подразделению Concept Entrprises), то для Boston Acoustics наша отрасль была и остаётся приоритетной, хотя и в Home Audio бостонцы чувствуют себя весьма уверенно.
Разбирать номенклатуру автомобильной акустики Boston — занятие увлекательное, но не простое, потому хотя бы, что внутри каждой из шести серий акустики находятся динамики, построенные по разным принципам. Разве только нижняя серии FX составлена исключительно коаксиалами. А дальше разработчики исходят из того, что для разных условий инсталляции и эксплуатации существуют свои оптимальные конфигурации. Вот вам первая хитрость. К примеру, побывавший как-то в нашем тесте комплект FS60 является чуть ли не единственной «нормальной» моделью компонентной акустики. Верхние серии образованы либо коаксиалами (Z5 и Z6), либо «трансформерами» (Pro50 и Pro60). Также и в серии SL модель SL60 — единственная компонентная, в том смысле, что взаимное расположение мидбаса и твитера определяется в ходе инсталляции. Это следующая хитрость — только если задано взаимное расположение головок, можно за счёт правильной конструкции фильтра добиться оптимальной совместной АЧХ. Ну а фильтры на Boston Acousics делать умеют, так что с них и начнём.
SL60 комплектуется очень представительным кроссовером, по размерам он уступит разве что кроссоверам, входящим в состав акустики бескомпромиссной серии Z. Как мы знаем, в продвинутых компонентных системах для удобства поканального включения того и другого динамика кроссовер снабжается двумя парами входов, в «стандартном» включении соединённых перемычками (кажется, в групповом тесте этого номера есть такой пример). Инженеры из BA пошли чуть дальше: здесь всё то же, но фильтр ВЧ и фильтр НЧ смонтированы в раздельных корпусах, при би-ампинговом включении так, конечно, удобнее. Ну а на тот случай, если вам нет нужды разделять фильтры, корпуса их соединяются с помощью «ласточкиных хвостов». Тем же манером можно соединить между собой все четыре фильтра, если того требует инсталляционная задумка (проверено: входит и выходит). Неясным было одно: после того, как вы соединили фильтры перемычками — закроются ли крышки. Оказывается, закроются, нет проблем. Коль скоро фильтры разделены, то и разобраться с ними проще обычного. Фильтр ВЧ 3-го порядка с катушкой на ферритовом каркасе и двумя плёночными конденсаторами. Галогенная лампа стоит на страже звуковой катушки твитера, а нужный уровень позволяет выбрать джампер на три положения 0/-2/-4 дБ. Фильтр НЧ — это модный нынче Strange фильтр 2-го порядка — здесь катушка с железным сердечником и два конденсатора, которые соединяются с общим проводом («землёй») через резистор 1,5 Ом. Специфика работы «странного» фильтра в том, что в области аттенюации (скажем, до -20 дБ) он работает как фильтр 2-го порядка, а при более сильном подавлении — как ФНЧ 1-го порядка. Соответственно, у него более плавная фазочастотная характеристика, нежели у обычного ФНЧ 2. Конденсаторов, как было сказано, два, но они включены параллельно. Джампер, обозначенный как SQ1/SQ2 позволяет отключить один из конденсаторов, а уменьшение номинала конденсатора эквивалентно смещению частоты среза вверх.
Материал диффузора мидбаса больше всего похож на полипропилен с минеральными добавками, но более точная информация у нас отсутствует: инженеры из Пибоди не считают нужным сообщать такие подробности — опять хитрят, не иначе. Штампованная корзина не лишена некоторой звонкости. Неодимовый магнит находится внутри звуковой катушки калибра 38 мм, здесь же массивная алюминиевая вставка, предназначенная для отвода тепла — снаружи она закрыта крышкой, которую вы и видите на фото. Всё это значит, что условия охлаждения катушки близки к идеальным, так что «пожечь» мидбас даже при желании будет непросто. Размер мидбаса — 6 дюймов, но в состав монтажного комплекта входят переходные кольца, позволяющие ставить динамики в «нормальные» посадочные отверстия 6,5 дюйма. Пара проставок позволяет сократить и без того не чрезвычайную монтажную глубину на 13 мм. 24-миллиметровая мембрана твитера изготовлена из материала Kortec — насколько можно судить, по плотности и жёсткости он близок к шёлку, но, по всей видимости, отличается по демпфирующим свойствам. Хитрое фазовыравнивающее тело состоит из кольца почти по окружности купола и аккуратного толстого диска по центру. Затейники из Boston Acoustics владеют технологией расчёта ВЧ-куполов и используют свои возможности по назначению. Для твитера тоже предусмотрен полный комплект монтажных принадлежностей. Кроме непременных «чашек» это корпуса для монтажа пищалок на поверхность, а также подставки к ним, позволяющие установить их под углом 45 градусов.
Когда джампер мидбаса установлен в положение SQ2, женский вокал выходит вперёд, а скрипки передаются менее естественно — их звук начинает как бы «порхать». В SQ1 скрипки заучат чётче, ровнее, даже, пожалуй, слишком осторожно. Звучание рояля собранное и в меру напористое, оно почти не зависит от переключателя, но в SQ2 всё же больше звона. Итак, по «критерию скрипок» выбираем SQ1 и нижнее положение аттенюатора твитера. Атака гитарных струн звучит слитно с основным саундом, но чётко артикулируется. Хорошо проявлен рельеф баса, однако атака несколько выделена. Флейтам не хватает материальности, но звучание напевное, хотя верхние ноты слегка выделены. Саксофон оказался неожиданно пронзительным, чистоты звука ему немного недоставало. У верхов был дефицит музыкальности, но по большей части они звучат так, как были записаны. Звуковая сцена ожидаемо чёткая, хорошо эшелонированная по глубине. Очень впечатляет ударная динамика — у барабанов нет и следа сонности. В мужском вокале нижние бархатистые ноты могут существовать независимо от основного голосового содержания. Женский вокал вполне музыкален, ровен и спокоен.
Допустимая мощность пиковая/RMS, Вт* 220/80
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 110 — 20000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 88
Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц),% 1,27
Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 4,00
Параметры Тиля — Смолла
Fs, Гц Vas, л Qts
НЧ 65,7 9,01 0,406
ВЧ 1425
Расчёты показали, что с помощью неодимового магнита достигнуто более чем достойное значение силового фактора 5,69 Тл м. Подвижная система, впрочем, тоже не самая лёгкая, отсюда и сравнительно низкая частота резонанса. Нелинейные искажения на басах, можно сказать, на пределе нормы, зато в среднечастотном диапазоне искажений считай что и нет — вот что получается, когда динамик разрабатывается как одно целое, а не собирается из «конструктора». Как видно по графику импедансной характеристики, минимум импеданса приходится на частоту 3 кГц, и здесь же характер импеданса переходит от индуктивного к емкостному. Так что действительно, для некоторых усилителей поканальное включение SL60 будет предпочтительным. Частота резонанса твитера по меркам нашей отрасли довольно низкая — чуть выше 1,4 кГц. Форма резонанса позволяет предположить, что разработчики пищалок обошлись без магнитной жидкости в зазоре. Графики АЧХ по полосам показывают, что для выбора частоты среза фильтра ВЧ разработчики воспользовались каноническим правилом «частота резонанса х2», то есть 3 кГц или чуть выше. На том же графике хорошо видно, как работает «странный» фильтр НЧ — вначале спад очень крутой, а ниже примерно -25 дБ он становится более пологим. При отключении одного из конденсаторов (SQ2) смещается с 4 кГц на 5,5 кГц (как по учебнику — уменьшение номинала вдвое даёт увеличение частоты среза в корень из двух — 1,4 раза). Как видно на графике суммарной АЧХ, такой перехлёст частот среза (3 и 5,5 кГц) в нашей инсталляции вызвал на частоте от 3 до 7 кГц хорошо видимый горб на частотной характеристике. А суммарная АЧХ этой акустики укладывается в допуск ±2,1 дБ в диапазоне от 230 до 22000 Гц.
Расчёт показал, что для SL60 оптимальным был бы ЗЯ с объёмом 3,6 л — тогда получим баттервортовскую добротность, но нижняя частотная граница всего лишь 124 Гц. Можно взять более подходящий для кикпанелей ящик 2,5 л — тогда будет получена нижняя граница 126 Гц с добротностью Qtc 0,8. Теоретически можно ставить «Бостоны» и в дверь. Да, формально, из-за низкой добротности нижняя граница по уровню -3 дБ окажется ещё выше — 139 Гц, но по уровню -6 дБ (в салоне) вы выйдете на 50 Гц. Такая АЧХ оставляет уже свободу для манёвра. Если есть желание поэкспериментировать, то можете построить фазик. В двери — с частотой настройки на 43 Гц (диаметр 5, длина 3,8 см) получите внушительный горб на частоте 40 Гц, но никто вам не помешает отфильтровать мидбас от частоты, скажем, 70 — 80 Гц. Если взять ящик 7,8 л, и настроить фазик на 62 Гц (5 х 16,5 см), то выйдет АЧХ, близкая к идеалу, с частотой среза 68 Гц, и проблем сопряжения с сабом не будет вовсе.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика
КТО
Boston SL60
ПОЧЕМ
$329
ЭТО — ПЛЮС
Гибкие в инсталляции фильтры
Высокий ресурс мощности
Низкие искажения на СЧ
ЭТО — МИНУС
Неоптимальные характеристики в дверях
Ограниченные басовые возможности
ОДНИМ СЛОВОМ...
Традиции и хитрости — залог успеха?
РЕЙТИНГ
Конструкция 9
Частотная характеристика 9
Чувствительность 9
Басовый потенциал 7
Звук 9
ИТОГ 43
Источник: журнал Автозвук, 06/2005. Юрий Евтушенко, измерения он же
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro