Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Корпусной сабвуфер Alpine SBR-104D. Ответы - в конце

    Кошмар школьника: контрольная! Дали задачки, спустя некоторое время – «Тетради – на стол!», и с трепетом ждешь результатов проверки. Ответов на задачки нет, не подо что было подгонять. И вдруг на перемене находишь в учебнике эту же задачу, а в конце – ответ на нее. Теперь надо сравнить с тем, что написал в контрольной, хотя мало что можно уже изменить. Тетради-то уже сданы...
    У нас получилось нечто похожее. Несколько номеров назад в тесте 10-дюймовых сабвуферов побывала головка Alpine SWR-1040. Как всегда, мы прочитали (вслух и с выражением) параметры динамика, заявленные изготовителями, а потом, молча и без выражений (кроме разве что самых необходимых), померили эти же параметры самостоятельно. Как часто бывает, обнаружились заметные расхождения и, как заведено, мы дали рекомендации по применению динамика в двух вариантах: по прочитанным данным и по измеренным. Получилось тогда так: по нашим параметрам SWR-1040 отлично себя показывал в объеме от 14 (минимум) до 23 (разумный максимум) литров. В этих же объемах АЧХ, рассчитанная по заводским данным, была заметно хуже, с провалом на 70 – 80 Гц и не очень нужным подъемом ниже 30 Гц.
    Дело сделано, задачку решили, а с ответом в конце сверять не требовалось, так вопрос никто не ставил. И вдруг – раз, «тетради на стол». На испытания прибыл готовый корпусной сабвуфер Alpine SBR-104D. Это тот же динамик SWR-1040, но помещенный в фирменный корпус, объем которого, надо думать, был посчитан и выбран оптимально, ведь все в одном дому делалось. Вот здесь результаты наших изысканий двухмесячной давности предстояло сравнить с ответом. А ведь тетради (то есть тот самый номер журнала) уже сданы...
    Однако, помолясь, приступили. Готовый сабвуфер SWR-104D – конструкция очень традиционная, классического дизайна. Корпус из 18-миллиметровой MDF прямоугольной формы, со скосом задней стенки на тот угол, под которым наклонены все без исключения спинки задних сидений в автомобилях, 24 градуса. Удивительный факт, между прочим: если в автомобиле наклон спинки не регулируется, то он будет именно таким, что бы это ни был за автомобиль, Fiat Punto или Audi A8.
    При всей простоте форм корпус сделан «по уму». Во-первых, в центре наклонной стенки – прозрачное окно, что, может быть, и не очень функционально, но оживляет внешность устройства, которое иначе было бы скучным «черным ящиком». Во-вторых, хорошо выполнены присоединительные узлы: два винтовых зажима заглублены ниже плоскости стенки, так что провода с наконечниками не будут мешать установке сабвуфера «в упор» в спинку сиденья.
    И наконец, очень привлекательно решена задача защиты диффузора: перед ним нет сплошной решетки, зато есть две мощных защитных скобы, которые оберегут диффузор от наиболее ожидаемых неприятностей в багажнике. Прямой колющий удар монтировкой в центр подвижной системы такая защита, разумеется, парировать не сможет, но тут уж владельцу следует знать, перед кем распахивать багажник, а перед кем – не очень.
    Теперь, собственно, проверка контрольной. Мы достали прошлую публикацию, в части, касающейся параметров Тиля – Смолла. Вот они, в заводском и нашем прочтениях:

    По данным изготовителя По измерениям в №2 за 2001 г.
    Резонансная частота Fs, Гц 28 35
    Полная добротность Qts 0,37 0,59
    Эквивалентный объем Vas, л 32 22,4
    Вооружившись линейкой и калькулятором, измерили ящик и посчитали его фактический внутренний объем корпуса SBR-104D. Он оказался равен 18 литрам, примерно посередине рекомендованного нами диапазона. Теперь взяли этот объем и смоделировали работу сабвуфера, подставив в качестве параметров заводские значения. Получилось так, что резонансная частота динамика в оформлении поднимется до 43 Гц, АЧХ в свободном пространстве будет передемпфированной, с медленным спадом, начинающимся уже на 180 – 200 Гц. Передаточная функция салона такое положение не исправляет: подъем АЧХ начинается только на 60 – 70 Гц, а выше остается провал.
    Заменив заводские параметры «нашими», получаем картину, близкую к опубликованной в №2. Резонансная частота системы – 57 Гц, система «головка – корпус» несколько недодемпфирована, полная добротность системы Qtc составляет около 0,9. В свободном пространстве АЧХ должна (должна! Это моделирование, не забывайте) получиться с небольшим подъемом на 70 – 80 Гц, а в салоне – выйти на несколько наклонную «полку» с максимумом на 60 Гц.
    Теперь получим эти же характеристики у реального динамика в реальном корпусе. Не без некоторой робости, а ну как два месяца назад мы намерили ерунду.
    Начнем с импеданса. Пик резонансной кривой улегся ровно на прогнозные 57 Гц, плюс-минус полгерца. И уж во всяком случае, рядом не лежал со значением 43 Гц, спрогнозированным по заводским данным. У первой задачки из контрольной ответ сошелся.
    АЧХ, измеренная в ближнем поле, оказалась с максимумом на 70 Гц и со спадом на 3 дБ на частоте 55 Гц (по расчету с «нашими» параметрами должно быть 80 и 60, а с заводскими – нечто совсем непохожее). Сами сравните три кривые и увидите, какие две из них одного разлива.
    И наконец измерения в салоне. Усилитель поставили в режим ФНЧ с частотой среза 100 Гц и измерили, что получалось в салоне Audi 100 Avant той же системой MLSSA. Индивидуальные особенности салона, естественно, наложили свой отпечаток на ход частотной характеристики. Максимум отдачи пришелся на более высокую частоту, чем в модели (65 – 70 Гц вместо 50 – 55), кроме того, АЧХ стала быстро заваливаться ниже 25 Гц, это уже влияние утечек и нежесткости конструкции автомобиля. Однако легко заметить (и очень трудно не заметить), что ход АЧХ состоит в родстве именно с вариантом расчета по измеренным параметрам головки, а не по заводским.
    Выводы напрашиваются разные и отчасти удивительные. Первый и самый приятный: измеренные параметры укладываются и в рамки измерений готовой басовой системы, что подтверждает их состоятельность. Вывод второй, несколько загадочный. Готовый сабвуфер SBR-104D рассчитан оптимально именно исходя из того, что мы считаем фактическими параметрами головки. Тогда остается непонятным, что за параметры головки приводятся как характеристики изготовителя? Как говорил капитан Жеглов, «запишем в загадки».
    Раз уж сабвуфер инсталлирован в салоне, было совершенно естественно послушать, как он звучит. Несколько неожиданным оказалось, что компактный, в принципе, басовый агрегат без напряжения справился с довольно тяжелым звуковым материалом. При единственно логичном варианте установки диффузором назад локализация суббаса совершенно исчезала уже при частоте среза кроссовера 85 – 90 Гц (фильтр 4-го порядка). Тестовая запись большого оркестрового барабана с диска FSQ, считающаяся серьезным испытанием суббасового звена акустики, отыгралась пусть не идеально, но очень близко к тексту, сомнений в присутствии чудовищного инструмента на сцене не возникало. Несмотря на очевидное (через стекло на наклонной стенке) отсутствие звукопоглощения в корпусе, стоячие волны внутри него или не возбуждались, или не проходили наружу, во всяком случае, на слух никак себя не проявляли.
    SPL-потенциал у SBR оказался тоже недетский. Во время испытаний измеритель звукового давления влегкую и зафиксировал показатель 116 дБ, выше которого подниматься не стали, матчасть подотчетная, а «по жизни» такой показатель более чем достаточен.


    Личное дело
    Что
    Корпусной сабвуфер
    Кто
    Alpine SBR-104D
    Почем
    279 US у.е.
    Чем богаты
    Корпус закрытого типа
    Одна 10-дюймовая головка SBR-1040
    Материал корпуса – MDF 18 мм
    Отделка – карпет, прозрачное окно
    Винтовые зажимы
    Это – плюс
    Небольшие габариты для 10-дюймовой головки. Очень ровная АЧХ
    Это – минус
    Не очень надежная защита диффузора
    Альтернативы
    Если баса надо больше (пусть и с небольшими потерями в музыкальности), имеет смысл предпочесть модель SBS-2595, с головкой попроще, но с фазоинвертором. Габариты у SBS заметно больше, а цена – пониже
    Одним словом...
    Если кто-то еще думает, что готовый сабвуфер изначально уступает «заказному», то SBR явно доказывает, что это заблуждение
    Рейтинг 7(10)

    Источник: журнал Автозвук, 05/2001. Марк Гасанов
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa