Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Усилитель McIntosh MC420M. Штучный товар

    По цене этого усилителя можно купить четыре штуки таких же четырехканальных, правда, с не столь звучной фамилией. Возможно, и помощней к тому же. Так что тут вполне уместным будет традиционный вопрос: «за что такие деньги?!»
    Знаете, в чем причина того, что современный High End переживает упадок? Да потому, что слишком часто стали задавать такие вот вопросы. Журнальчики всякие там почитывать — что и как, да почему, понимаешь. Нравится вещь — ну и бери, и нечего вынюхивать да выспрашивать. Главное ведь, чтоб костюмчик сидел, а это самое car audio — подходило к интерьеру вашего авто. Тогда, наконец, все изготовители крутого хай-энда вздохнут спокойно и смогут, к примеру, усилители делать из цельного куска мрамора и с инкрустациями из слоновой кости. Что-что?.. Вам хотелось бы, чтобы тот же усилитель еще и работал, причем звучал как надо и к тому же обладал бы стопроцентной надежностью? Тогда, знаете ли, на мрамор уже может денег не хватить — и так все недешево обходится. Загибаем пальцы. Разработка качественной вещи куда дороже, чем вещи среднего качества — это раз. Причем расходы растут в геометрической прогрессии. Производство отдать на откуп куда-нибудь в ЮВА — так, глядишь, и престиж растеряешь. (Известно же, что репутацию заработать трудно, а утратить — раз плюнуть.) Так что производство и сборку надо тоже оставить у себя, а зарплаты там высокие — это два. Тем более в штате Нью-Йорк (а именно там находится штаб квартира McIntosh laboratory Inc.). Это же вам не Калифорния, где можно круглый год в шортах ходить. Впрочем, и в Калифорнии тоже одними шортами не обходятся, да и как-то все больше ездят. Кстати, усилители McIntosh в Калифорнии и делают. Но главное даже не это. Как только изделие перестает быть массовым, а «Макинтоши» ими никогда и не были, то его производство непропорционально дорожает. Вот это — три, и загните большой палец. Тем более, как в случае с «Маками», где применяется ручная сборка и пайка — в целях повышения надежности и личной ответственности за содеянное. После того как мы ознакомились с «ориентировками», можно заняться подследственным.
    Четырехканальник MC420M мелким не назовешь при всем желании, да и форма его многим покажется несовременной. Вместо ставшей уже обычной конструкции, где радиатор является и корпусом, здесь они по отдельности. А стрелочные приборы и доступ к регулировкам закрыты классической стеклянной крышкой. Что же, изделия этого класса и должны обладать долей здорового консерватизма. На одной из торцевых стенок находятся только зажимы питания и кнопка с неожиданной для усилителя надписью «RESET». Такие кнопки, правда, застенчиво маленькие, обычно встречаются на цифровой технике, которая может «заглючить» по необъяснимым причинам. Здесь назначение таинственного ресета другое, как раз очень впечатляющее. У MC420M встроенный предохранитель, причем не плавкий, а термоэлектрический. Случись ему сработать, вот этой как раз кнопкой его и предстоит возвращать в исходное положение.
    На противоположной торцевой стенке — весь звуковой интерфейс, а также зажимы для управления включением и схемой лимитера Power Guard (к ней мы еще вернемся). На верхней крышке корпуса центральное место, конечно, занимают всем известные голубые индикаторы. Как они выглядят, расписывать не будем — подражаний насмотрелись достаточно. Но вот насколько их показания соответствуют действительности, это мы проверили, не удержались. Получилось вот так.

    Выходная мощность, Вт (4 Ом)
    Показания прибора, Вт
    1 1,2
    5 6
    10 12
    25 26
    67 75
    70 90
    Надо учесть, впрочем, что шкала приборов логарифмически растянута и покрывает диапазон 50 дБ — это разница в уровне мощности в сотни(!) тысяч раз. Так что градуировку аппарата можно признать образцом пунктуальности, за исключением самой верхней границы мощностного диапазона. А эта самая верхняя граница достижима только при отключенной системе Power Guard (PG), то есть в большинстве инсталляций выше 67 ватт среднеквадратичных усилителю подняться «не дадут». Как раз это и входит в обязанности системы PG. Как только форма выходного сигнала усилителя мощности начинает отличаться от того, что на входе (за счет высших гармоник), управляемый усилитель на входе уменьшает свой коэффициент передачи. Еще вырос сигнал — коэффициент передачи стал еще меньше. В результате получается, что как бы вы ни увеличивали входной сигнал, на выходе он расти не будет. И, что самое главное, не увеличивается «вес» высших гармоник, что избавляет пищалки от угрозы перегрузки. По нашим измерениям гармонические составляющие фиксируются на уровне примерно 0,3%, поэтому усилителю с такой системой простим даже довольно высокую минимальную чувствительность — перегрузки все равно не должно быть. Однако PG можно и отключить — «некоторые любят погромче» (для этого-то и предназначена отдельная клемма). Мы измерили выходную мощность два раза: один раз с включенной PG, а второй — при наших обычных условиях, с к.н.и., равным 1%. Мощность на двухомной нагрузке мы определять не стали, так как в инструкции сказано, что такая нагрузка «допускается, но не рекомендуется». Оно и правильно — низкоомные «кричалки» к хай-энду никак не относятся. Как же так, спросите вы, неужели этот усилитель не рассчитан на подключение мостом? Там ведь как раз на каждый канал приходится по два ома. А вот и рассчитан, но только для этого надо обязательно передвинуть переключатель, соответствующий числу каналов. Если его поставить в положение «3», то каналы 1 и 2 продолжают действовать отдельно, а 3 и 4 можно включать мостом, но при этом на них будет снижено напряжение питания. Соответственно, в положении «2» все каналы будут работать с пониженным напряжением питания. Зато ток выходных транзисторов останется в допустимых пределах. (Кстати, очень похожий подход применен еще в одном усилителе, о котором речь в этом же номере. Читайте внимательно.)

    Частоты среза фильтров в MC420M фиксированные — 80 и 120 Гц (крутизна около 18 дБ/окт.), но зато независимые. То есть можно сделать так, что на каналах 1 и 2 будет подключен, например, ФВЧ с частотой среза 80 Гц, а на 3 и 4 — ФНЧ на 120. Регуляторы чувствительности здесь раздельные на каждый канал, а при мостовом включении используются только 1 и 3. Дополнительно предусмотрена пара линейных выходов, на которые всегда подается сигнал с ФНЧ на 80 и 120 Гц.
    Интересные возможности предоставляет так называемый акустический эквалайзер (в переводе — «контекстный». Буквально Envoronmental EQ должно было бы означать «эквалайзер условий работы»), который имеет два регулятора — с частотами 45 и 150 Гц. Первый из них — это всем известный bass boost на три фиксированных положения (0/+4/+8). А второй — boost наоборот, то есть аттенюатор. Зачем он нужен? Дело в том, что именно здесь в салонах многих автомобилей располагается резонансный горб. (Мы этого и сами не знали, пока не занялись функциями звукопередачи вплотную — см. материал в этом же номере.) Получается, что этот усилитель может еще выполнять некоторые функции эквалайзера. Немногие, но самые критические. Обращает на себя внимание соответствие цифр, написанных на панели рядом с переключателями, и реально измеренная глубина регулировки. Такая точность выполнения обязательств встречается нечасто. Чтобы понять, насколько независимо можно выставлять АЧХ с помощью 40-ка и 150-герцового звена эквалайзера, провели опыт: 40 Гц — в максимум, 150 — в минимум. «Мак» экзамен выдержал более чем успешно: результат перед вами.
    По технике некоторые претензии возникли лишь к щелчку выключения — он составил ровно 1 В (среднеквадратичных). Это не сильно слышно, но все же, а спрос с «Мака» был, сами понимаете, особый. Ну, и чувствительность — она в самый раз для американских «голов» (для того же McIntosh MX 406), но будет слишком высокой для большинства «европейцев» и к ним примкнувших. Зато дальше все пошло по красной ковровой дорожке. Переходное затухание — по совокупности самый высокий показатель из всего, что попадалось автору. Отношение сигнал/шум — тоже. Это значение вообще больше к лицу хорошему (очень хорошему, сильно четырехзначно хорошему) домашнему усилителю с пудовым блоком питания на раздельных трансформаторах, чем мобильному с импульсным преобразователем питания. И это притом, что частота преобразования как раз невысокая — примерно 40 кГц. Вот что бывает, когда разводкой плат занимаются профессионалы-электронщики, а не грошовая программа под Windows.
    Отдельное внимание — уровню нелинейных искажений. Посмотрите, в мостовом включении уровень гармоник меняется крайне незначительно. Это притом, что низкоомную нагрузку (читай — напряженный режим выходных каскадов по току) изготовители не рекомендуют. Это вот как раз классический хай-эндовский подход: не давать аппаратуре работать не то что на пределе возможностей, а даже близко к ним не подпускать.
    И еще одно. Производители усилителей повышенного класса любят напирать на утверждение, что, мол, их аппараты работают в классе А. И хотя понятно, что речь может идти только о классе АВ с повышенным током покоя, на корпусах тут и там сверкает «чистый класс А». В объемистом, изданном, как декларация независимости США, описании к «Макинтошу» про класс А ни слова, ни полслова — тщательно изучили. А изучать с особой тщательностью стали, когда увидели величину потребляемого тока в состоянии покоя. Не астрономической мощности четырехканальный усилитель показал ток покоя почти 3 ампера. Другие давно бы весь корпус залепили этикетками про класс А. Только не «Макинтош». Платье аристократа не должно быть кричащим.

    Мед & Деготь

    Параметр
    Заявка
    Факт
    Комментарий
    Выходная мощность, Вт (RMS) при 14,4 В
    4 Ом 4 х 50 4 x 67,2/70,0 Стандарт
    4 Ом мостом 2 х 100 2 х 162,6/167,7* Стандарт
    Полоса частот (-1 дБ) 10 - 50000 6,5 - 57000 Супер
    Отношение сигнал/шум, дБА 110 116,5 Вот вам!
    Чувствительность, В 0,3 — 2,0 0,36 — 2,5 Стандарт
    Переходное затухание, дБ (Л-П/Ф-Т) - 70,5/87 Вот вам!
    Коэффициент нелинейных искажений при 0,1 Рном., %, на нагрузке
    4 Ом 0,005 0,011 Супер
    4 Ом мостом - 0,014 Супер
    *В числителе с включенным PG, в знаменателе — с выключенным.

    К усилителю такого класса подходить с обычными мерками нельзя. Строго запрещается. Это уже не car audio в привычном смысле, а High End в мобильном исполнении. Качество изготовления и отделки всех узлов — выше любых похвал и выше того, что может передать полиграфический процесс наших финских партнеров. Это не им в укор сказано, а «Маку» похвала.

    Источник: журнал Автозвук, 08/2000. Юрий ЕВТУШЕНКО
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa