Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Сабвуфер PHD 12.2 Ref. NEO. Сказка о непотерянном времени

    В принципе, внешне наша техника выглядит довольно однообразно. Возьмем, к примеру, сабвуфер. Магнит, корзина, диффузор. Различия, конечно, в том, из чего это сделано, как сделано, какие получились параметры, но это все проявляется не на первый взгляд. На второй, а то и третий. Здесь – другой случай. Не то что первого взгляда, полвзгляда достаточно, чтобы заметить: у сабвуфера PHD серии Neo все не как у других. Вопрос: зачем не как у других?..
    Здоровый цинизм, воспитанный в эпоху рыночных отношений, да еще укоренившийся на почве марксистского скепсиса, оставшегося от старых времен, подсказывает ответ: это для развода клиентов и привлечения внимания на неброском фоне конкурентов. Не отвергая никаких предположений, попытаемся добраться до истины, критерий которой (из того же марксизма) – практика.
    Сабвуфер 12.2 Ref. NEO – один из шести такого типа, разработанных итальянской фирмой PHD. Три калибра (8, 10 и 12 дюймов), в каждом – вариант с одной или двумя звуковыми катушками. К нам попал самый крупный и продвинутый, двухкатушечный.
    Устроен сабвуфер так: рама, которая по пропорциям напоминает уже скорее не корзину, а тарелку, сварена из стальных элементов мощи необыкновенной. Один из ее элементов в форме выточенной из 20-миллиметровой заготовки круглой плиты занимает место, где у обычного сабвуфера положено находиться магниту. На положенном месте магнита нет, он – ровно на противоположном месте: в центре диффузора, внутри звуковой катушки диаметром 120 мм. Да и там он ловко спрятался «под юбкой» центрирующей шайбы, тоже оказавшейся не там, где надо. Впрочем, в привычной позиции, под диффузором, центрирующая шайба тоже есть, то есть их две.
    Всем этим добром диффузор оказался почти совсем скрыт: на виду только довольно узкая полоска между резиновым гофром снаружи и желтой центрирующей шайбой внутри. Материал диффузора – композит из смеси стекловолокна и карбона, и столь шикарный материал обычно выставляют напоказ, но здесь, видимо, первое слово принадлежало конструкторам-акустикам, а не маркетологам.
    На четырех мощных (как все в этом динамике) стальных лапах, соединяющих обод диффузора и заднюю плиту, расположились четыре капитальных винтовых зажима. Четыре – потому что принадлежат они двум звуковым катушкам, правда, они маркированы цветом только в смысле полярности, какая пара выводов к какой катушке относится, можно определить только опытным путем.
    Пропорции у всего ансамбля получились предельно необыкновенные. Габаритный диаметр сабвуфера 320 мм, больше, чем у обычного 12-дюймового, да и в стандартную дырку под «двенашку» он, как выяснилось, не лезет, нам приходилось крепить его снаружи ящика. А максимальная глубина сабвуфера – чуть больше 70 мм. Может быть, ради этого пошли конструкторы на все эти ухищрения? Полагаю, что нет. Посадочная глубина – фактор, определяющий установочные возможности компонентной акустики, которую надо разместить в дверях, кикпанелях или на торпедо, где места может не хватить. Сабвуфер 12-дюймового калибра по-любому потребует в той или иной степени большого объема, так что глубины для нормальной головки обычно в достатке.
    Здесь ситуация, насколько нам под силу было ее проанализировать, другая. Малая габаритная глубина сабвуфера – не цель дизайна, а побочное следствие. Целью было, как нам известно по другим нетиповым конструкциям сабвуферных головок, обеспечить максимально линейное и максимально свободное от побочных колебаний движение диффузора.
    В обычной конструкции, когда звуковая катушка прикреплена в задней стороне диффузора, она – главный приводной элемент подвижной системы, выступает назад довольно далеко, потому что ей надо пройти через магнитопровод и заглубиться в зазор магнитной системы. Далеко от центра масс диффузора находится и центрирующая шайба: основной направляющий элемент. Получается, что диффузор и двигают, и направляют, держа «за хвост», и, несмотря на все усилия, у диффузора остается возможность колебаний в поперечном направлении и деформаций, что выражается потом в виде нелинейных искажений.
    У Ref. NEO звуковую катушку большого диаметра поставили, по существу, внутри конуса диффузора, вблизи его центра масс. Магнит при этом, естественно, должен был располагаться уже не вокруг звуковой катушки, а внутри нее, а для такой роли обычные ферриты слабосильны: здесь могут работать только сверхмощные неодимовые. Это – первая составная часть ультралинейной кинематики сабвуфера.
    Вторая составная часть: в дополнение к задней центрирующей шайбе установили переднюю, на довольно большом расстоянии от задней, так что вдвоем они пресекают любые попытки диффузора отклониться от прямолинейного движения. А от местных колебаний и деформаций диффузор оберегает его собственная высокая жесткость (в этом смысле у углеволокна конкурентов мало), плюс – немыслимая жесткость рамы: там, где у обычного недорогого сабвуфера – обод с отбортовкой из стального листа толщиной миллиметр-полтора, здесь – квадратное сечение 15 х 15 мм. Это – третья составная часть, причем очень внушительная.
    Получается, что в конструкции Ref. NEO интегрированы сразу три изобретения, сделанные в сабвуферной технике в последние десятилетие-полтора прошлого уже, двадцатого века. Фронтальная звуковая катушка с обращенной магнитной системой (так очень успешно делает, например, Illusion Audio), двойная центрирующая шайба (прецеденты есть у Cerwin-Vega! Stroker и Hertz нового поколения) и жесткий углепластиковый диффузор (здесь прецедентов много). Подвиг итальянских инженеров в том, что все три новации применены одновременно, и, как показали испытания, с самыми впечатляющими результатами.
    Итальянцы для своего изделия нормировали максимальную мощность очень консервативно: 140 Вт непрерывно или 350 – в пике. Такая осторожность связана не только с тем, что разработчики предназначают свое детище для воспроизведения музыки, а не просто для генерации децибел, не важно какого качества звучания. Есть и объективная причина для ограничения мощности: «упакованная» звуковая катушка хуже охлаждается.
    Учитывая особенности конструкции, мы главное внимание уделили измерению нелинейных искажений. И здесь как раз подтвердилось, насколько непотерянным временем было то, что затратили конструкторы на создание своего необычного изделия. При подведенной к сабвуферу мощности 90 Вт (RMS) нелинейные искажения в диапазоне частот 50 – 160 Гц в среднем оказались меньше 1%. Это – в среднем. А на графике видно, что в области информативного, музыкального баса (55 – 90 Гц) уровень нелинейных искажений вообще фантастически низкий – полпроцента и даже меньше. Такого показателя (при такой мощности сигнала) мы до сих пор не видели, отвечаем.
    Много ли мощности придется подводить к PHD NEO в реальной жизни? Это, как мы знаем, зависит от чувствительности головки. Опорная чувствительность, измеряемая за пределами диапазона, где сказывается акустическое оформление, у нас получилась ниже, чем указано в документах изготовителя, 88,3 дБ вместо 90. Но и этот результат, надо сказать, следует признать выдающимся, ведь в силу конструкции площадь диффузора у 12.2 Ref. NEO существенно меньше, чем у традиционного сабвуфера такого калибра: из площади диффузора надо вычесть поверхность, занятую расположенной в центре магнитной системой, там ведь диффузора как такового нет. Выходит, что в излучении участвует кольцо с внешним диаметром 12 дюймов и внутренним – 5. И тем не менее, отдача получилась выше, чем у некоторых 12-дюймовых головок обычной конструкции, где ее получить было гораздо легче. Видно, не в понедельник выбирали итальянцы материал для магнита и его конструкцию.
    При измерении параметров Тиля – Смолла мы столкнулись с труднообъяснимой подробностью. Два из трех параметров оказались, после получасовой «разминки» сабвуфера 90-ваттным сигналом, ювелирно близки к заявленным. А третий, эквивалентный объем, как ни перемеряли – вдвое меньше. Причем, поскольку конструкция диффузора необычная, мы решили не доверять более любимому нами (из-за меньшей трудоемкости) методу добавочной массы и дополнительно, измерили Vas объемным методом. То же самое, плюс-минус 3%. Отнесли к разряду необъяснимого и, при подборе акустического оформления, сделали два варианта: как по параметрам завода, так и по нашим. Ну, это мы всегда делаем, не привыкать.

    По параметрам изготовителя вышло, что оптимально 12.2 Ref. NEO будет вести себя в закрытом ящике большого объема 70 литров. Снижать объем можно только до примерно 45 литров, при меньших значениях АЧХ ухудшается. Хоть и не катастрофически, но для изделия такого уровня все равно обидно.
    По измеренным параметрам получилось намного оптимистичнее. Оптимальным объемом закрытого ящика оказался 40-литровый, это для 12-дюймовой головки нормально, кроме того, открылась возможность поставить 12.2 Ref. NEO в фазоинвертор. Большой, конечно, но не безумный по объему. Если ящик объемом 65 литров настроить на частоту 24 Гц (тоннель диаметром 80 мм и длиной 360, ничего особенного), то получите АЧХ, которая только на графике выглядит горбатой. Максимум отдачи приходится на 25 Гц, то есть, по существу, на нижнюю границу слышимого диапазона – налицо все условия для действительно низкого баса, тем более – с минимальными, на уровне сверхаудиофильских требований, искажениями.
    Не зря теряли итальянцы время, совсем не зря...

    Зависимость нелинейных искажений 12.2 Ref. NEO от частоты при подведенной мощности 90 Вт RMS. Даже в среднем искажения низкие, а в полосе 55 – 90 Гц – просто сказочно низкие.
    Импедансная кривая 12.2 Ref. NEO. Никаких побочных резонансоы не обнаружено, да это было бы и удивительно при такой конструкции.
    Прогнозные АЧХ в салоне автомобиля при расчете по данным изготовителя (используется «универсальная» передаточная функция из АЗ №8/2000). Получается довольно громоздко.
    При расчете по измеренным параметрам все гораздо более оптимистично.

    Личное дело
    Что
    12-дюймовый сабвуфер
    Кто
    12.2 Ref. NEO
    Почем
    $410
    Чем богаты
    Двойная звуковая катушка диаметром 120 мм
    Сварная стальная рама ручной сборки
    Композитный диффузор
    Неодимовый магнит
    Двойная центрирующая шайба
    Это – плюс
    Фантастически низкие искажения
    Хорошая чувствительность
    Великолепная конструкция
    Отличные АЧХ при правильном оформлении
    Это – минус
    Относительно небольшая (по современным меркам) тепловая мощность
    Одним словом...
    Сказка, даже с учетом немалой цены
    Альтернативы
    Ближайший аналог – Illusion Audio Nd12, но их у нас нет
    Рейтинг 9(10)

    Источник: журнал Автозвук, 11/2001. Марк Гасанов
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa