Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Audi A6 quattro. Авдотьины глазки

    Любопытно читать специализированную прессу в той её части, где идёт описание внешнего вида автомобиля. До поры до времени сухой технический язык, пропитанный машинным маслом и передаточными числами, вдруг неожиданно становится возвышенным и поэтическим, а в дело идут определения совсем не технического толка. За примерами далеко ходить не надо, судите сами — огромная пасть (воздухозаборника), раздутые ноздри (фальшрадиаторной решётки), раскосые (фары), круглая... ну, в общем, багажник такой...
    А у рядовых автовладельцев символика другая. Здесь закрепились ёмкие, а иногда и едкие, определения и прозвища. За «нашемарками» неукоснительно следует шлейф лёгкой иронии — «запор», «копейка», «таз», «зубило», «матрешка», «баржа», «каблук». С «иномарками» несколько сложнее, но тоже интересно: «мерин», «кирпич», «селёдка», «бочка», «авдотья». Последнее имя зарезервировано за Audi только по естественному созвучию, элегантный и строгий дизайн «депутатвагена» меньше всего похож на домашний и уютный образ тётушки Авдотьи.
    Отправляясь на осмотр и съёмку системы в Audi A6 quattro работы студии «НИИ Автозвука», мы меньше всего думали, что определения, обычно применимые к художественному решению передка автомобиля, вдруг окажутся вполне подходящими для внутреннего убранства салона. Как так, спросите вы? Не торопитесь, журнал у вас никто не отнимет, обо всём по порядку.
    «Авдотья номер шесть» оказалась в боксах «НИИ Автозвука» совсем не случайно, а по простой причине старинных, то есть практически родственных, связей с коллективом студии. Вы хорошо знаете, да и мы опять же писали, что успех автозвуковой затеи напрямую зависит от взаимопонимания между заказчиком системы и её строителями. По части музыкальной специализации никаких строгих наказов не прозвучало, требовалась практически универсальная «всеядная» система на каждый день без склонностей к «колбасному» звуковому меню. Рабочий уровень громкости должен был попасть в диапазон средних и высоких значений как по фронту, так и с тыла, чтобы эффект звукового погружения оказался действительно погружением, а не слабосильными брызгами.
    На раздаче сигнала стоит CD-ресивер Nakamichi, изделие, известное своими достоинствами.
    Подобная ориентация пищалок в беспроцессорных системах встречается крайне редко.
    Монтаж системы прошёл аккуратно и без драматических разрушений.
    Точно по центру новой полки прорезано отверстие прогнозируемого диаметра.
    Парное дополнение фронтальных мидбасов установлено в задних дверях.
    Оформленный излучатель прикреплён к полке снизу, а подиум усилителя установлен на полу багажника.
    Получив исходные данные для системного уравнения, установщики решили его в частном случае салона Audi A6 следующим образом: 2-компонентный фронт, пополосное усиление, сдвоенные мидбасы и сабвуфер в оформлении ЗЯ. На раздаче сигнала стоит CD-ресивер Nakamichi CD-400, изделие, известное своими звуковыми достоинствами. Деление звукового спектра на полосы и усиление по току и напряжению решает единственный в системе компонент DLS A7 Big Five с числом каналов, как видно из названия, пять. К первой паре каналов подключены шёлковые твитеры из комплекта DLS MS6, на вторую пару завязаны по два мидбаса, один из упомянутого комплекта DLS, а второй — из компонентного набора Alpine SPR-176A. Катушки низкочастотных излучателей включены параллельно. Пятый, последний канал усилителя обслуживает сабвуфер, построенный на головке DLS UR12.
    Частотные полосы кроссовера Big Five настроены так: суббас ниже 80 Гц, мидбас от 80 до 3000 Гц, выше 3000 Гц — пищалки. Крутизна спада АЧХ всех фильтров составляет 12 дБ/окт. Надо заметить, что по паспорту пассивный кроссовер DLS делит сигнал на частоте 4 кГц, тем не менее возможности шёлкового твитера позволяют, а калибр мидбаса просто требует установить частоту раздела существенно ниже. Ниже, оказалось, можно на целый килогерц, что и было закреплено регулировкой соответствующих фильтров НЧ и ВЧ.
    Все вновь проложенные кабели для передачи сигнала высокого и низкого уровня вкупе с питанием системы изготовлены из материалов Belsis. К усилителю, как обычно, подведены самые толстые провода 4-го типоразмера в американских единицах, а более тонкие кабели, которые специально проложены прямо от аккумулятора, обеспечивают «чистое» питание для головного устройства. Буферного конденсатора большой ёмкости не предусмотрено.
    В салоне «Авдотьи» монтаж громкой и всеядной («колбаса» не в счёт, мы за здоровое питание) системы прошёл аккуратно и без драматических разрушений заводской стилистики, за одним, правда, исключением. Обычно ни заводские дизайнеры, ни установочные студии не создают внутри салона элементы оформления, сходные с живыми существами окружающей нас природы. Вся подобная деятельность направлена исключительно на отделку кузова снаружи — тут и правдоподобная аэрография, и новые бамперы-спойлеры-обвесы, и прочие жабры да решётки. В случае с A6 получилось наоборот: новый кожаный салон, подбор цветовой гаммы отделки и способ установки элементов звуковой системы создали внутри автомобиля своего рода иллюзию внимательного взгляда, направленного на водителя и его соседа. В первую очередь такое впечатление вызывают шёлковые пищалки, помещённые на стойки лобового стекла и ориентированные внутрь салона. Правдоподобность усиливают и очень редкие защитные сетки DLS, которые практически не заметны на фоне блеска пропитанных куполов. Сидишь в машине, а на тебя смотрят два серьёзных и задумчивых глаза, натуральные Авдотьины глазки. Но не будем впадать в поэтические экзерсисы, а отметим по существу, что подобная ориентация пищалок в беспроцессорных системах встречается крайне редко. Ось излучения правого динамика направлена на левое ухо водителя, а ось левого — на правое ухо пассажира.
    НЧ-секция фронтальной акустики никому глазки не строит, хотя, несмотря на своё фронтовое призвание, присутствует в салоне и впереди, и сзади. Мидбасы DLS смонтированы за заводскими сетками в передних дверях, а их парное дополнение производства Alpine установлено аналогичным образом в задних. Толщина вновь изготовленных фанерных проставок — от 15 до 20 мм. Само собой разумеется, что двери прошли вибродемпфирование и шумоизоляцию всех трёх поверхностей вместе с карманами для мелочёвки. Да, не удивляйтесь, но с точки зрения звука карманы из Ингольштадта просто настоящее вредительство.
    Усмирению паразитных призвуков и вибраций подвергся и весь багажный отсек автомобиля, который на заводе «глушат» совсем под другой спектр звукового излучения. В нашем случае источником нерасчётного спектра стал 20-литровый корпус сабвуфера в оформлении ЗЯ. Пять стенок конструкции изготовлены из фанеры, а шестая, обращённая к любому заглянувшему в багажник, сделана из оргстекла. Внутренности ящика освещаются десятком красных, в цвет Авдотьиных приборных шкал, светодиодов. Снаружи готовое изделие обтянуто чёрно-серой кожей в тон багажного ковролина.
    Чтобы прочно закрепить ящик и обеспечить подачу суббаса в салон, взамен старой полки сделали новую из толстой фанеры. Как водится, перед утилизацией заводское изделие выполнило почётную миссию шаблона. Точно по центру новой полки прорезано отверстие прогнозируемого диаметра 300 мм, но вовсе не для монтажа головки саба, как можно было подумать. Динамик UR12 привинчен к верхней стенке своего акустического оформления, а уже потом оформленный излучатель прикреплён к полке снизу.
    Под сабвуфером, на полу багажника, установлен подиум для усилителя, изготовленный из фанеры и обтянутый той же кожей, что и саб. «Спина» Big Five установлена заподлицо с передней стенкой подиума, а радиаторы охлаждения спрятаны внутри. Чтобы под нагрузкой усилитель «не задохнулся», охлаждение сделано принудительным. Под управлением встроенной тепловой автоматики две пары компьютерных вентиляторов подают внутрь подиума холодный воздух и отводят нагретый.
    Через три недели после начала работ «Авдотья» вновь приняла свой элегантный и строгий вид, и наступил черёд настройки системы. О частоте раздела пищалок и мидбасов мы уже упоминали, добавим лишь, что подбор точного положения шлица «подстроечника» делался на слух по «остекленению» рояля с тестового диска EMMA. Граница суббасового диапазона сложилась сама собой, так как нижняя граница настройки фильтра ВЧ усилителя составляет 80 Гц. Других возможностей в руках сотрудников «НИИ Автозвука» не было, да они и не требовались, потому что львиная доля настройки в грамотно спроектированной системе выполняется ещё на этапе подбора компонентов. Например, первоначально «головой» был CD-ресивер Clarion, но он уступил место Nakamichi. И вовсе не потому, что «Кларик» абстрактно плох, а «Нак» абстрактно хорош. Истина конкретна. В совокупности с уже выбранными элементами тракта система в первоначальном составе звучала не так, как требовалось в исходном задании и как прозвучала в окончательной редакции. Аналогично с мидбасовыми парами, при прочих равных условиях, мидбас DLS в задних дверях сыграл не так, как это сделал его аналог из Alpine. Общих решений нет, есть наилучшее сочетание в каждом, отдельно взятом, частном случае, посмотрите в глаза «Авдотьи», она не даст соврать.
    К моменту кормления «Нака» диском «NAIM Sampler» наш интерес был достаточно подогрет необычной установкой твитеров, и поэтому во время прослушивания мы обращали внимание на звучание высокочастотного регистра. Вокал Сабины Сьюбба оказался совсем домашним, а гитара Антонио Форчионе, усиленная задними мидбасами, будто звучала чуть ли не на соседнем сиденье. «Аналоговый» шум мастер-ленты на 2-й дорожке практически не заметен, хотя звук прикосновения к струнам проработан очень хорошо. Звучание классической музыки на дорожках 4 и 5 мягкое и спокойное. Мягкая верхушка не исказила звон тарелок ни на 6-м, ни на 12-м треках, а сдвоенные мидбасы без излишнего напора и акцента воспроизвели бас-гитару Кая Экхардта с дорожки №8 и ударные с №10. В целом система играла на удивление мягко и без агрессии, и мы не заметили какого-либо выпячивания ВЧ-диапазона или привязки к ближнему/дальнему куполу. А такое вполне могло случиться, ведь пищалки ориентированы в салон.
    Когда машина ещё стояла в боксах «под настройкой», специалисты НИИ ради интереса всё-таки запустили диск с хорошей, добротной «колбасой» повышенной калорийности. Чуда не случилось, чёткий ритм с характерным горбом чуть ниже 100 Гц система отыграла без проблем, жанровая универсальность не бывает избирательной. Лишь купольные «глазки» с укоризной смотрели на установщиков: «Ну хорошо, сыграю, но не требуйте этого от меня каждый день...»

    СОСТАВ СИСТЕМЫ:сдвоенный фронт + сабвуфер
    ИСТОЧНИК: Nakamichi CD-400
    УСИЛИТЕЛИ: DLS A7 Big Five
    АКУСТИКА: Alpine SPR-176A, DLS MS6
    САБВУФЕР: DLS UR12
    СТУДИЯ: «НИИ Автозвука»

    Источник: журнал Автозвук, 06/2004
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa