Видно невооруженным глазом, что перед нами эквалайзер совершенно другого класса – из тех, настройку которых нормальный человек доверит только профессионалу, вооруженному знаниями, соответствующим оборудованием (анализатором спектра с измерительным микрофоном – это обязательно) и немалым запасом времени.Перед нами не только самый крупный, но, возможно, и самый продвинутый среди участников теста. Кроме 60-полосного (по 30 полос в каждом канале) графического эквалайзера здесь еще кроссовер, причем частоты ФВЧ и ФНЧ регулируются независимо. Линейных входов здесь тоже две пары: MAIN и AUX (то есть типа «основной» и «дополнительный»), они совершенно равноправны и переключателем можно выбрать любую из них. Если используются обе пары входов, то сигналы на них должны быть близкими по уровню, поскольку регулятор входной чувствительности у них один. Зато выходной уровень регулируется независимо по каждой из трех пар выходов. Индикация пикового уровня предусмотрена для каждого из кроссоверных выходов. Конечно, есть тут и кнопка «обход». Регуляторы собственно эквалайзера расположены довольно близко, а сами движки явно мелковаты, но тут уж ничего не попишешь – поперечный размер приблизился к 19-дюймовому студийному стандарту. Фиксация центрального положения есть, но не очень четкая. Перегрузочная способность по входу у JBC редкостная: при отключенном корректоре и регуляторе в максимуме ограничение наступает выше 9,5 В. Индикатор перегрузки срабатывает в пределах 0,1 дБ от порога органичения, можно считать образцом точности. При входном сигнале меньше 1,3 В и одном из движков, выведенном в максимум не удастся полностью использовать «пропускную способность» QX-60XE, однако, как видно из таблицы, даже и при сигнале 1 В показатели по шуму вполне достойные (и по переходному затуханию, кстати, тоже).
Конструкторы JBC очень аккуратно и сознательно расставили частотные полосы. Их 30 в каждом канале, и в среднем расстояние между полосами составляет 1/3 октавы. Но это – в среднем. Полосы поставлены погуще в диапазоне 50 – 100 Гц, 500 – 1000 Гц и на самом верху диапазона. В этих частях диапазона, наиболее проблемных, поскольку это связанно с частотным разделением, можно выловить мельчайшие нерегулярности в АЧХ, в этом отношении у QX-60XE почти что вне конкуренции. Максимальная величина подъема/ослабления составляет 17 – 19 дБ, что больше обычно принятых 10 – 12 дБ, а кривые индивидуальных АЧХ всех полосных регуляторов практически идентичны: пример грамотной схемотехники.
Частота среза у обоих фильтров кроссовера (первый график) изменяется в пределах от 53 до 250 Гц, что почти точно соответствует заявке. Добротности фильтров и крутизна спада 12 дБ/окт. сохраняются практически неизменными. Одновременно с ФНЧ постоянно включен подтональный фильтр с частотой среза около 23 Гц и крутизной характеристики 24 дБ/окт.
Диапазон частот, Гц (-1 дБ) 12-150000
Максимальный уровень выходного сигнала 7,5 В
Входная чувствительность, В* 1,35 - >10
Отношение сигнал/шум, дБА* 91(108)
Переходное затухание, дБ (1 кГц) 77
Габаритные размеры, мм 428х180х34
* см текст, там все сказано
Инженерный уровень 9
Эргономика 8
Функциональная оснащенность 120
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Графический эквалайзер
КТО
JBC QX-60XE
ПОЧЕМ
$372
ЧЕМ БОГАТЫ
Число входов: две пары
Число полос: 2 х 30
Максимальный подъём/ослабление: в среднем 18 дБ
Выходы: три пары
ФВЧ и ФНЧ с регулируемой частотой среза (50 – 250 Гц)
ЭТО – ПЛЮС
Высокие технические характеристики
Богатые возможности эквалайзера
ЭТО – МИНУС
Габариты потребуют места в багажнике или изобретательности установщика
Общий регулятор чувствительности на обе пары входов
ОДНИМ СЛОВОМ...
Уникальный инструмент для корректирования акустики при разумной цене
Источник: журнал Автозвук, 09/2001. Юрий Евтушенко, Андрей Елютин
Отдельный усилитель не нужен. Тест головного устройства 2DIN со встроенным усилителем повышенной мощности Prology PRM-120