У красоты больше ценителей, чем у честности. И встретить акустику, звучащую красиво, намного легче, чем звучащую правдиво. Причем чем более доступной будет акустика, тем больше шансов, что звуковой декор возобладает над звуковыми фактами. У компонентной акустики Prology Reference шансы были примерно равны. Марка доступная, но серия — верхняя.
Комплект Prology Reference RX-62c вначале привлек внимание несомненной красотой. Внешней и относящейся по большей части к мидбасу. Диффузор исполнен из полипропилена и металлизирован слоем титана. Характерный золотистый цвет вполне мог быть обеспечен азотированием титана, а нитрид титана — это и есть тот благородный металл, которым заменяют золото в элементах декора. Материал получился жёстким и упругим одновременно. В центре диффузора установлен жёсткий пластиковый колпачок (40 мм), по форме напоминающий пулю. Напомню, что центральное тело («пуля») служит для расширения дисперсии излучения мидбасов (и среднечастотников) в области верхней середины. Колпачок такой формы тоже работает в этом направлении, но несколько иначе, поскольку участвует в излучении. Зато потери на низких частотах у сплошного диффузора меньше, поэтому для мидбаса (в отличие от СЧ-головки) вариант с колпачком даже предпочтительнее. Штампованная корзина диффузородержателя для этого калибра мидбасов достаточно глухая. Магнит средних размеров (84 х 15 мм) скрыт от взоров и металлических предметов резиновым чехлом. Рамка решётки с ободом корпуса не уплотняется, но, надо думать, разработчики к этому и не стремились: посадочный обод у «шестёрок» широкий, проблем быть не должно. Подводящие провода зафиксированы непосредственно на дюймовом каркасе звуковой катушки.
Шелковая мембрана компактной пищалки по форме ближе всего к «чистому» куполу (20 мм). Разумеется, твитеры укомплектованы «чашками» для монтажа «в тело», а также парой обойм для установки на поверхность. Обоймы обеспечивают установку пищалок под сравнительно небольшим углом (15 градусов) к поверхности, а дополнительную возможность настройки даёт поворот корпуса твитера (тоже на 15 градусов) в обойме.
Кроссоверы без переключения уровня твитеров намертво «врезаны» в акустический провод. По моему субъективному мнению, такое конструктивное решение не лишено недостатков. Разумеется, далеко не всем пользователям (и установщикам) придёт в голову экспериментировать с полярностью включения пищалок, и тем более — с типом акустического кабеля. В то же время вероятность ошибок при подключении минимальна. Впрочем, последующие измерения показали, что предусмотренная распайкой проводов полярность включения ВЧ-головки оптимальна и острой нужды в экспериментах нет.
В компактном кроссовере две катушки и два конденсатора. Одна из катушек воздушная, вторая намотана на ферритовом сердечнике; один из конденсаторов оксидный, второй — с плёночным (ПЭТФ) диэлектриком. Резистор постоянной аттенюации твитера имеет номинал 3,3 Ом.
Прослушивание показало, что Prology строит звуковую сцену старательно и честно. К примеру, перемещения вокалистки (Christy Baron) на первом треке диска «Chesky 2K Sampler» можно, кажется, увидеть. Голоса звучат мягко, но хорошо артикулированы. Вообще, вокал производит впечатление не красотой, а правдивостью. Рояль временами звучит избыточно звонко, хотя возможно, что субъективно так проявляются некоторые недоработки низов. Бас как таковой на месте, но оформлен не совсем идеально. Музыкальный материал классического направления (Vivaldi, Flute Concerto in D; Chesky Records), напротив, трактуется напористо, скрипки приобретают доминирующее звучание, но это честные скрипки. Виолончель и флейты в таком контексте согласованны и чисты. Немного резкий верх заметно выделяется из общей мягкой звуковой картины. В общем, звучание не свободно от недостатков (а кто идеален?), но вызывает положительные эмоции именно за счет корректности, а не расцвеченности.
Prology RX-62c
Максимальная мощность, Вт* 220
Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 64 — 19000
Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 89
Средний коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,551
Коэффициент нелинейных искажений(90 дБ (1 м), 100-125 Гц),% 1,19
Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
Fs, Гц / Vas, л / Qts
70,3 / 8,79 / 0,671
От комментариев по заявке мощности я воздержусь, ибо неизвестно, какую методику использовал изготовитель. Что же касается формы АЧХ, то по оси излучения она укладывается в рамки ±2 дБ в полосе от 70 до 16500 Гц, и это по-любому серьёзно, а в такой ценовой категории — большая редкость. Твитер (мы видели постоянно включенный резистор в кроссовере) подогнан по уровню именно для осевого излучения, и при инсталляции надо учесть эту особенность, ориентируя пищалки ближе к направлению «в лицо». Разумеется, совсем «в лицо» у нас не получается, если не поставить в основу инсталляции принцип FTP (приблизительная расшифровка: пассажира — побоку). Впрочем, дисперсия излучения широкая, в чем, несомненно, сыграли свою роль и уменьшенный твитер, и «фазовыравнивающий» центральный колпачок мидбаса. Чувствительность высокая, хотя и не рекордная по меркам «шестёрок», и надо подчеркнуть, что твитер в данном случае не перетягивает одеяло на себя. Нелинейные искажения низкие, как в широкой полосе, так и на верхнем басе. Показатели, впрочем, типичные для хороших «шестёрок».
Набор параметров Тиля — Смолла позволяет монтировать RX-62c не только в акустический экран (двери и заднюю полку), но и в закрытый ящик. Минимальный объём ящика — примерно 4 л. В этом, наиболее компактном варианте расчётная нижняя частотная граница составит 100 Гц.
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
ЧТО
Компонентная акустика 6,5 дюйма
КТО
Prology RX-62c
ПОЧЕМ
$119
ЭТО — ПЛЮС
Широкая дисперсия излучения
Низкие искажения
ЭТО — МИНУС
Кроссовер в разрыве провода
ОДНИМ СЛОВОМ...
Честная акустика универсального назначения
РЕЙТИНГ
Конструкция 8
Частотная характеристика 9
Чувствительность 8
Басовый потенциал 9
Звук 8
Итог 42
МЁД & ДЁГОТЬ
Можно констатировать, что эта модель акустики разработчикам удалась. Она сочетает неплохой басовый потенциал с очень хорошей серединой и низкими искажениями. Полезно, опять же, что RX можно ставить не только в двери, но и в специально выделенные в дверях (а то и в кикпанелях) объемы. Конструкция кроссовера, по моему мнению, не оптимальна для тех, кто расположен мудрить с проводами и аттенюатором, для остальных будет в самый раз. Звучание не поражает райской красотой, его достоинство — в честности и правдивости, а это по нашему времени встречается реже, чем искусный макияж...
Источник: журнал Автозвук, 07/2003. Юрий Евтушенко, измерения он же
Золотая середина. Тест 8-канального усилителя со встроенным 16-канальным аудиопроцессором Goldhorn DSPA 816 Pro