Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Сабвуфер JBL W12GTi. Все и сразу

    Другого такого нет. W12 GTi поразителен во всех отношениях и на сегодня является эталоном сабвуферной технологии, превзойти который нелегко». Это цитата из официального наградного документа, которым сопровождалось присуждение JBL W12GTi титула «Сабвуфер года ECAP». Это было в 2001 году, последнем году, когда существовала отдельная номинация для сабвуферов в Европейском конкурсе.
    Что делает награду окончательно уникальной. В 2002 году ее не получил никто, а в 2003 никто не получит, если не изменится регламент, а он, скорее всего, не изменится. И хотя со времени первого появления этого сабвуфера прошло уже три года, он по-прежнему возглавляет модельный ряд фирмы. Видимо, «превзойти» пока не удалось и создателям W12GTi. А что, собственно, в этом сабвуфере есть такого, что так трудно превзойти? Внешность, конечно, впечатляет, спору нет. Вопрос в том, насколько она продиктована реальной технической основой. Будем разбираться.
    Прежде чем говорить о конструкции сабвуфера (а тут есть о чем говорить, по фото это нетрудно заключить), разберемся в идеях, на которых эта конструкция построена. Основная идея (запатентованная, кстати) в следующем. При создании обычного сабвуфера конструкторы поставлены перед сложным выбором. Надо обеспечить динамику высокую линейность хода диффузора, эффективно отводить тепло от звуковой катушки и позаботиться о большом и безопасном для динамика ходе диффузора. В борьбе с нагревом звуковой катушки стали увеличивать ее диаметр, это понятно: чем больше диаметр, тем больше поверхность теплоотвода. Но при этом уменьшается напряженность магнитного поля в зазоре, ужесточаются требования к подвесу, в общем, ничто даром не дается. Стремясь увеличить ход диффузора, увеличивают толщину магнитопроводов, а за это приходится расплачиваться линейностью при небольших, «музыкальных» амплитудах. Поэтому-то эспиэльные динамики на музыке, как правило, звучат неважно, их излучение изобилует гармониками, а это не только неприятно на слух само по себе, но и служит основным источником проблем с локализацией баса.

    Вошедшие в оборот сабвуферы с двойной звуковой катушкой от этих проблем страдают ничуть не меньше обычных, однокатушечных. Секции сдвоенной катушки наматываются либо одна поверх другой, либо в два провода, поверхность теплоотдачи остается той же. С этого, собственно, проект и начался.
    Первое изобретение из целой серии, заложенной в W12GTi (и его 10-ти и 15-дюймовых собратьев), было целью разнести звуковые катушки в пространстве, дав каждой свой магнит. Условия теплоотдачи сразу же улучшаются, а диаметр можно сделать меньше. Но тут возникла идея совместить уже и без того новаторскую конструкцию с результатами нескольких других разработок лаборатории JBL. В частности: для профессиональной акустики, где JBL безусловно лидирует, была разработана геометрия магнитной системы с повышенной равномерностью поля в зазоре. На ее основе сделали принципиально новую магнитную систему для W-GTi. Два магнитных зазора развернули навстречу друг другу так, что получилась совершенно симметричная картина распределения магнитного поля. А где симметрия - там и минимум искажений.
    При движении диффузора с большой амплитудой одна из звуковых катушек остается в зазоре, а другая - выходит за его пределы, тормозя диффузор.

    Завершающим вкладом неутомимых изобретателей стала геометрия звуковых катушек. Две катушки помещены каждая в свой магнитный зазор не посередине, а со смещением друг к другу. При длине каждой катушки 35 мм по одну сторону от зазора находится 20 мм ее длины, а по другую - всего около трех миллиметров.
    Что при этом происходит? При относительно небольших значениях хода диффузора, когда требуется максимум линейности, обе катушки не выходят за пределы магнитных зазоров, каждая - своего. По причине зеркальной конструкции магнитной системы силы, действующие на катушки, совершенно симметричны, линейность максимальная, гармоник - минимум. Относительно небольших - это 6 мм полного размаха колебаний, что означает уже немалое звуковое давление, если речь идет о нормальном музыкальном использовании. Теперь: что произойдет при увеличении амплитуды? Одна из катушек станет полностью выходить из своего магнитного зазора, не позволяя диффузору разогнаться за пределами его безопасной амплитуды. Это начнет происходить при величине полного размаха колебаний около 25 мм, когда начнется мягкая компрессия сигнала. Но это - не предел, ведь при ходе в каждую сторону одна из катушек (на схеме происходящего она помечена тем же цветом, что и направление движения диффузора) продолжает работать в штатном режиме, ради этого катушки и были смещены по направлению друг к другу. Поэтому полная величина хода диффузора составляет как раз удвоенные 20 мм, настолько катушки «торчат» из зазоров навстречу друг другу. А что будет, если еще «дать коксу»? На SPL-соревнованиях, к примеру? Как тандемно расположенные звуковые катушки помогают по теплу, уже ясно. Но в запредельных режимах сабвуферу угрожает и опасность механической природы, когда звуковую катушку либо выстреливает из зазора вперед, где магнитного поля нет и ничто движение диффузора больше не контролирует, либо назад, где катушку ждет магнитопровод, о который она и ударяет со страшной силой. Так вот здесь ни того ни другого произойти не может в силу зеркальности магнитной системы. При совсем большом, выше всех допустимых пределов, ходе диффузора в ту или другую сторону одна из звуковых катушек начнет приближаться к «чужому» зазору, в котором направление магнитодвижущей силы противоположно тому, что в «своем». То есть на пути дальнейшего движения возникнет мощная противотяга, тормозящая движение звуковой катушки уже не просто так, а юзом.
    Зеркальная структура магнитной системы означает полную симметрию действующих сил.

    Вот для реализации такой структуры и понадобилась невиданная конструкция. Основа обычного динамика - диффузородержатель, и это соответствует назначению того, что часто для краткости называется «корзиной». На одном конце корзины - край диффузора, ко второму приклеен магнит, где-то посередке - центрирующая шайба. У W12GTi не корзина, а корпус, в котором находится все, что у него есть. В цилиндрической части корпуса, трудно различимой под обильным оребрением наружной поверхности, смонтированы магниты, на центральной трубе, от которой снаружи видно только выхлопное отверстие с плавными обводами, закреплен центральный керн. В силу монолитности корпуса все это монтируется снаружи и завершается установкой центрирующей шайбы и диффузора. Материал диффузора - целлюлоза с наполнителем из кевларовых волокон, тоже инновация.
    Выводы звуковых катушек оформлены в виде винтовых зажимов, и что характерно: зная, что в значительной части инсталляций катушки будут соединены параллельно, концы развели необычно: на одной стороне два плюса, на другой - дав минуса. Если надо запараллелить катушки, под клеммы ставятся прилагаемые к сабвуферу золоченые перемычки, как в дорогой домашней акустике, подготовленной для bi-wiring.
    Вся конструкция выполнена абсолютно безупречно, иное было бы неуместно при таком объеме новых технологий, в нее заложенных. Единственное, что способно напугать, - огромная посадочная глубина динамика, - 257 мм от плоскости фланца. Лишний аргумент (помимо ошеломляющей внешности и ювелирной отделки) ставить W12GTi cнаружи ящика. А какого ящика - узнаем после завершения измерений.

    Максимальная мощность (по данным изготовителя), Вт 700 (RMS), 4000 (peak)
    Номинальный импеданс, Ом 6 + 6
    Нижняя частотная граница (-3 дБ с учётом акустики салона), Гц 7,5
    Опорная чувствительность, дБ/Вт (1 м) 86,5
    Средний к.н.и. (96 дБ, 50 - 125 Гц), % 2,57
    Максимальное звуковое давление (в свободном поле), дБ 114,9

    Параметры Тиля-Смолла
    Заявка Факт
    Fs, Гц 31,8 28,8
    Qts 0,51 0,52
    Vas, л 44,8 51,2
    То, что JBL W12GTi создает меньше нелинейных искажений, чем другие, стало немного ясно уже на этапе уставного прогрева головки перед измерениями. Динамик при «разминке» работает без акустического оформления, чтобы свести к минимуму басовое излучение и к максимуму - амплитуду диффузора. Обычно в таких условиях гармоники проявляются очень хорошо. А у JBL W12GTi они были слышны явно слабее обычного. Последующие детальные измерения подтвердили: да, JBL W12GTi работает очень линейно, несмотря на угрожающий экстерьер это при нормальных уровнях мощности, на которых слушают музыку (даже если громко) - музыкальнейший сабвуфер. Чувствительность оказалась выше, чем можно было ожидать от длинноходового сабвуфера, здесь инженеры JBL тоже выстрелили не в молоко.
    Измеренные параметры Тиля - Смолла очень близки к тем, что указаны в инструкции (указаны, кстати, очень подробно, включая и вспомогательные, но небезынтересные характеристики). Поэтому результаты моделирования работы сабвуфера в акустическом оформлении различались незначительно, на толщину линии, а рекомендации изготовителя оказались теми же, что дали бы и мы, ничего прибавить к плодам трудов разработчиков мы не смогли, хотя обычно это удается.
    Для музыкального применения рекомендуется знаменитый «один кубик», то есть закрытый ящик 28 л. АЧХ - лучше не бывает. Для применения музыкального, но с претензиями, предлагается фазоинвертор объемом 64 л с настройкой на 30 Гц. АЧХ при этом будет с подъемом до +12 дБ на 30 Гц, то есть тоже музыкальная, но с перчиком.
    Отдельно даются советы про SPL. Вариантов приводится несколько, для разных «боевых» частот, с объемами и размерами тоннелей до миллиметра. Мы указываем два: для оптимальной частоты 60 и 70 Гц. А там есть и для промежуточных. Комментарии здесь излишни совершенно.

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Лучше, чем было сказано объединенной Европой, все равно не скажешь. Экзотическая внешность JBL W12GTi оказалась во всех смыслах лишь внешней оболочкой для уникальных инженерных решений, скрытых под ней. Не случайно флагман модельного ряда им и остается уже не первый год.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Сабвуфер 12 дюймов
    КТО
    JBL W12GTi
    ПОЧЕМ
    $660
    ЭТО - ПЛЮС
    Низкие искажения при нормальной громкости
    Полный контроль диффузора при ненормальной громкости
    Великолепные конструкция, исполнение и отделка
    Детальные и умные рекомендации по применению
    ЭТО - МИНУС
    Гигантские габариты
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    «Превзойти нелегко». Верно сказано
    РЕЙТИНГ
    Конструкция и исполнение 10
    Форма АЧХ в салоне 10
    Максимальное звуковое
    давление 9
    Искажения 9
    Компактность оформления 9
    ИТОГ 47

    Источник: журнал Автозвук, 05/2003. Константин Лушенков, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa