Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Усилитель SoundStream Human Reign 4. "Царство человека"

    Образ человека, в довольно своеобразной артистической интерпретации скульптора Уильяма Бодди, действительно доминирует, можно сказать, царит в облике этого усилителя. Не будь поверх корпуса бронзового барельефа, размеры аппарата были бы серьезными, но обыкновенными. Главенство же человека над техникой увеличивает высоту корпуса до рекордных для индустрии 170 мм. И это не единственный рекорд, на который покушается Human Reign...
    У этого усилителя уже довольно длинная и непростая история. Задуманный и реализованный в двух прототипах уже несколько лет назад, Human Reign оставался своего рода знаменем полка, которое не продается, не покупается, но случись его потерять, полк отправляют на переформирование. Прототипы успешно путешествовали по всем мыслимым выставкам, неизменно олицетворяя масштабы инженерной и дизайнерской фантазии SoundStream. Позже один из прототипов был предложен к продаже любому желающему по цене 34000 долларов. Что неудивительно: там все контакты были сделаны из цельной платины, а над сборкой и настройкой трудилось не меньше народу, чем обычно собирает автомобиль. Именно в это время полк, чьим знаменем служил Human Reign, отправили на переформирование. Финансовая политика SoundStream вошла в противоречие с технической, и в итоге компания перешла в руки новых владельцев, корпорации Epsilon Group, где вначале взялись не за знамя, а за оружие, так сказать. Упорядочив весь модельный ряд продукции, заодно и расширив его в разы.
    Дошли руки и до знамени. Новое руководство решило, что все инженерные новшества, созданные для Human Reign, надо пустить в дело, но без совсем уже экстравагантных поступков, типа платины в монолите. Результат: Human Reign, предназначенный для владения на правах личной собственности, стал на порядок дешевле прототипа выставочного назначения. Оставшись при этом, однако, дорогим исключительно.
    Не будь у этого усилителя бронзового «человеческого лица», фирма-изготовитель узнавалась бы все равно однозначно. Классическая саундстримовская компоновка: все соединители вдоль одной боковой стенки корпуса, а закрепляются провода в полностью изолированных и утопленных внутрь корпуса гнездах зажимными винтами на верхней стенке, тоже вдоль ребра. У таких аппаратов наверху обычно сосредотачиваются и органы управления/коммутации. Здесь они оказались и сверху, и сбоку — уж очень их много. Сверху, видимые и доступные сквозь причудливой формы щель, оставленную для этих целей скульптором — только переключатели, которыми выбираются режимы работы входов, фильтров и патентованного басового корректора Hawkins Bass Control. Среди переключателей есть и четыре, переводящие входы каналов в балансный режим. Это специально на случай, если в составе системы будет использован фирменный балансный линейный предусилитель BLT или BLT-4 (четырехканальный). Балансные входы оформлены в виде отдельных разъемов mini-DIN, по одному на пару каналов.
    Еще одна вещь, которой нет в других усилителях SoundStream — индикаторы перегрузки каналов: четыре собранные тесной кучкой светодиода, загорающихся при наступлении ограничения в канале.
    Для чего предназначен четырехканальный Human Reign? Судя по предусмотренным конструкторами вариантам коммутации каналов и фильтрам, — для трех схем включения, что, в общем-то, максимум для четырехканального аппарата. Первая схема, наиболее распространенная — фронт плюс сабвуфер. Для этого одна пара каналов (1 — 2) ставится в режим стерео, а фильтры — в положение ФВЧ. Вторая — в монорежим, с параллельно работающими входами, там включается ФНЧ и начинается работа на сабвуфер.

    Второй режим — фронт и тыл, если для сабвуфера предусмотрен отдельный усилитель, случай весьма распространенный в системах высокого класса. Тогда и вторая пара каналов работает стерео, а фильтры — тоже ФВЧ, причем независимо от первой пары. Дополнительно для работы «в тылу» предназначен режим De-emphasis. Это плавная и неглубокая фильтрация верхних частот в тыловых каналах, параметры и название заимствовано из систем пространственного звучания для домашнего театра и здесь использовано практически по прямому назначению и остроумно. Консультация со специалистами по ДТ подтвердила: спад -3 дБ на 10 кГц — стандарт Dolby Pro Logic для тыла.
    Случай третий: Human Reign может царить над фронтом при использовании поканальной схемы. И для этого все предусмотрено: пару каналов 3 — 4 можно поставить в режим «слежения» (tracking). Тогда каналы 1 и 2 становятся верхнечастотными, а 3 и 4 — полосовыми. Верхняя частотная граница определяется частотой, установленной у фильтров ВЧ в первой паре каналов, а нижняя — своими регуляторами. Идеальная среда для би-ампинга: полосу на мидбас можно ограничить и снизу, исходя из частоты стыковки с сабвуфером, и сверху, где полномочия переходят к пищалке.
    Ну и, наконец, фирменное басовое блюдо SoundStream — Hawkins Bass Control. Это устройство пережило множество моделей фирмы, и понятно, почему: H.B.C., пожалуй — наиболее элегантное инженерное решение, совмещающее функции эффективного фильтра-«сабсоника» и бас-буста, на первый взгляд противоречащие друг другу. Бас-буст (традиционный) усиливает, «сабсоник» — ослабляет. «Хоукинс» делает и то, и то одновременно и согласованно. Измерения покажут, как именно...

    Максимальная мощность (на канал) (14,4 В, к.н.и. = 1%), Вт 144
    4 Ом 144
    2 Ом 270
    4 Ом мостом (каналы 3 — 4) 445
    Коэффициент нелинейных искажений(1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом), % 0,009
    Входная чувствительность, В 0,33 — 5,6
    Отношение сигнал/шум, дБА 107
    Переходное затухание (Л-П/Ф-Т), дБ 77/78
    Диапазон частот (+0/-1дБ), Гц <4 — 79000
    Скорость нарастания сигналана выходе, В/мкс 39
    Габаритные размеры, мм со скульптурой 570 х 330 х 170, без нее 480 х 250 х 60

    Случай первый: каналы 1 и 2 работают на фронт, 3 и 4 вместе — на сабвуфер. В первой паре фильтры 2-го порядка, 12 дБ/окт., а частота среза перестраивается от 50 до 500 Гц (точно как в описании, до герца) или, если переключить множитель, от 500 до 5000 Гц. Но это уже для другого случая. ФНЧ каналов 3 и 4 — 4-го порядка, 24 дБ/окт., частота меняется от 40 до 160 Гц.
    Случай второй: каналы 3 и 4 работают на тыл. Тогда для них предусмотрен ФВЧ 50 — 500 Гц и по желанию фильтр, ослабляющий верхние частоты (тот самый de-emphasis). Тылу в аудиофильской системе это очень показано. Для третьего же случая — работы на компоненты фронта по би-ампингу, служит режим tracking. Предельные характеристики полосового фильтра, которые при этом получаются, показаны зеленым, а для разборчивости кривые сдвинуты на 4 дБ вниз. Практический вывод: для любого мидбаса с любой пищалкой.
    У басового корректора Human Reign нет положения «выключено». Есть режим Subsonic, и тогда частота подтонального фильтра меняется от 13 до 30 Гц, и режим Hawkins Bass Control. Здесь уже можно перестраивать не только частоту (от 30 до 75, по измерениям), но и высоту подъема пика, непосредственно предшествующего спаду АЧХ. От 0 до +10 дБ на частоте настройки фильтра. Если при этом оставить переключатель в положении Hawkins, а подъем поставить нулевой, диапазон работы фильтра-«сабсоника» фактически расширяется до 65 Гц. Мало ли как дело обернется, запас карман не трет...
    Спектр гармоник на одной десятой выходной мощности (около 14 Вт RMS). Гармоник мало, а третьей, неприятной на слух — мало в особенности.
    Любопытно, согласитесь, посмотреть, вооружившись приборами, что именно делает при работе в номинальном режиме усилитель, с которого только что убрали ценник с внушительной четырехзначной величиной (в условных, в условных. Если в наших, значащих цифр было бы пять, причем до шестого знака остается совсем немного...).
    На нагрузке 4 Ом обещанная мощность составляет 125 Вт RMS на канал. По измерениям она составила 144 Вт, причем напряжение питания безразлично: источник питания стабилизирован настолько жестко, что при изменении напряжения на клеммах усилителя от 11 до 15 В не меняется ничего. При переходе на 2 Ом мощность вырастает на внушительные 87%, доходя до 270 Вт без каких-то копеек. Каналы 3 — 4, переведенные в монорежим и работающие мостом, развили на 4-омном эквиваленте 445 Вт.
    Интересную картину мы обнаружили при измерении коэффициента гармоник: мало того, что его значение очень низкое, в спектре не заметно преобладания нечетных гармоник, за которые транзисторные усилители то и дело норовят отчислить из хай-энда. У Human Reign содержание третьей гармоники на мощности 0,1 от номинальной (это соответствует нормальному музыкальному режиму работы) оказалось ниже, чем второй.
    В фильтрах промахов от SoundStream мы ожидать не привыкли, этот — не первый представитель марки, у нас побывавший. И, разумеется, мы промахов и не дождались. Все работает исключительно точно и в соответствии с идеей конструкторов.
    МЁД & ДЁГОТЬ

    «Эксклюзивно, дорого». Так, кажется, у нас сейчас модно рекламировать товары и услуги для обеспеченных слоев населения. Да, эксклюзивно, это трудно не заметить. Да, дорого, с этим тоже спорить непросто. Но надо признать: усилитель, даже если лишить его скульптурного эксклюзива, сделан идеально, и если в ходе знакомства с ним у нас возникло одно (ровно одно) замечание к конструкции, то упоминать его здесь даже неловко, настолько оно мелкое в масштабе изделия. А прослыть ворчунами и придирами не хотелось бы...

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Четырехканальный усилитель
    КТО
    SoundStream Hyman Reign 4
    ПОЧЕМ
    $3130
    ЭТО — ПЛЮС
    Очень высокие показатели
    Предельно продуманная схема
    Идеально работающие фильтры
    ЭТО — МИНУС
    Не всем нравится Уильям Бодди в бронзе
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Царство человека не снаружи, а внутри
    РЕЙТИНГ
    Мощность 9
    Технические характеристики 10
    Оснащённость 9
    Фильтры 9
    Удобство установки 9
    ИТОГ 46

    Источник: журнал Автозвук, 10/2003. Петр Хохлов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa