Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Brothers in EISA. Купольный среднечастотник Dynaudio MD 142 Esotec

    Классика Dynaudio в усовершенствованном варианте

    Установка

    Из-за 75-миллиметрового купола по размерам MD 142 сопоставим со средним 10-сантиметровым диффузорником, диаметр фланца головки составляет 12 см. В ряде случаев это может затруднить инсталляцию, но благодаря небольшой для такой головки посадочной глубине установка в стойки остаётся возможной.
    Производитель оговаривает рабочий диапазон головки от 500 Гц до 5 кГц при фильтрах 6 дБ/окт. в обоих звеньях полосового фильтра. И публикует схему фильтра вместе с рекомендованными цепочками аттенюации и линеаризации импеданса.
    Собрать такой фильтр проблемы не составляло, тем более что в сопроводительной документации (и на сайте компании) приводились АЧХ при различных углах к оси. В моём случае наиболее целесообразным оказалось применить смешанную схему фильтрации: активный ФВЧ, программно реализованный в Car PC, и пассивный ФНЧ на 3 кГц (12 дБ/окт.), выбранный из соображений постоянства условий сопряжения с твитером.
    Впрочем, не только поэтому. Более ранняя (по частоте) фильтрация среднечастотника была обусловлена ещё и тем, что в моей новой системе излучатели установлены таким образом, что в одном из каналов угол излучения по отношению к направлению на слушателя оказывается равным примерно 45°.
    В этих условиях рабочий диапазон излучателя (по АЧХ производителя) ограничен приблизительно 4 кГц, так что частоту среза приходилось выбирать, по меньшей мере, не выше этой отметки.

    Звучание

    Перед началом прослушивания я основательно прогрел систему и заново тщательно выставил уровни.
    Я стартовал со «Spain» Бобби Макферрина с тем, чтобы немедленно обнаружить и оценить талант этого великолепного среднечастотника к воспроизведению очень скоростных элементов звучания, например, звука молоточков рояля при ударе по струнам. Вступление к этой песне вообще отличный материал для оценки линейности на низких и средних частотах, равно как и разрешения системы.
    Если сравнивать с другим среднечастотником Dynaudio, домашним Esotar 430, который мне довелось тестировать в прошлом месяце, лично я предпочту Esotec 142, несмотря на то, что диффузорник 430 может похвастать значительно более широким рабочим диапазоном частот.
    Здесь, однако, компромисс, связанный с тем, что частота раздела с НЧ-звеном неизбежно должна быть выше, чем в случае Esotar 430, выигрыш заключается в исключительной реалистичности и точности воспроизведения. Знакомые голоса вокалистов продемонстрировали всю красоту и подробность звучания, на которую способен купольный среднечастотник высокого класса.
    Песня «Marinella», здесь голос Мины буквально светится деталями, ещё более удивительно, когда вокал Де Андре, не теряя грубоватости и мрачности интонаций, оживает на верхних регистрах, расцвечиваясь ранее скрытыми нюансами звучания.
    Особо отмечу безукоризненное воспроизведение звуков «s» и «z», согласных, как всем известно, наиболее трудных для чистого и ясного воспроизведения.
    И наконец: ощущение пространства вокруг великолепного голоса Ивана Фоссати в концертной записи в театре Понкьелли в Кремоне оставило ощущение небывалой близости к оригиналу благодаря выразительности атаки, тональному разрешению и полному отсутствию туманного ореола вокруг чётко очерченных в пространстве звуков.

    Купольный среднечастотник 75 мм


    ЗАЯВЛЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    Диаметр купола 75 мм
    Re 5,1 Ом
    Fs 480 Гц
    BL 5,5 Тм
    Xmax 2,5 мм
    Максимальная мощность 100 Вт
    Импульсная мощность 1000 Вт в течение 10 мс
    Номинальный импеданс 8 Ом

    ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

    Корпус: контейнерного типа, все узлы в собранном виде помещены в закрытый корпус
    Материал купола: ткань
    Диаметр звуковой катушки: 75 мм, двухслойная намотка
    Магнит: внутри звуковой катушки
    Теплоотвод: специальные меры не предусмотрены
    Подключение: лепестки под пайку
    Аксессуары: нет
    Цена в Италии: 358 евро (за пару)

    РАЗМЕРЫ

    A: 120 мм. B: 87 мм. C: 37 мм. D: 8 мм. E: 27 мм
    Диаметр монтажного отверстия: 105 мм
    Модуль и аргумент импеданса
    Уровень гармоник со 2-й по 5-ю при нормированном звуковом давлении 100 дБ
    АЧХ при уровне сигнала 2,83 В / 1 м
    MOL — максимальное звуковое давление (при уровне искажений, не превышающем 5%)
    Изделия этого производителя уже не раз обсуждались на страницах «ACS». Многое из того, что мы сегодня считаем обычным для высококачественной акустики, обязано своим появлением конструкторам Dynaudio, которые уже в 90-х выводили на рынок динамики, казавшиеся прибывшими с другой планеты. Шестиугольный провод, до предела повышающий плотность намотки — приоритет Dynaudio. Повсеместное сегодня использование магнитной жидкости в зазорах ВЧ-головок — тоже, как и внедрение увеличенных звуковых катушек или ручная пропитка куполов демпфирующими составами. Исследование геометрии магнитного поля в зазоре, сделанное в середине 90-х, привело к резкому повышению линейности приводов, Dynaudio была первой компанией, декларировавшей сохранение линейности при воспроизведении короткого импульса мощностью 1000 Вт. Такова история. А вот — современность. Динамик выглядит очень привлекательно, сетка на фланце закрывает купол эффективным диаметром 76 мм, вручную покрытый составом, пропорции ингредиентов которого были найдены опытным путём с тем, чтобы обеспечить оптимальное демпфирование без наращивания подвижной массы. В зазоре магнитной системы находится феррожидкость, снижающая высоту резонансного пика и повышающая допустимую мощность. Как можно видеть на графиках, рабочий диапазон динамика очень широкий, даже при излучении под углом 45° АЧХ простирается до 4,5 кГц без заметной потери уровня звукового давления. Чтобы оценить возможности динамика (в том числе — по выживанию), обратимся к кривым уровня гармоник, полученных при звуковом давлении 100 дБ и подведенной мощности 6,6 Вт (без кроссовера). 3-я гармоника даже на 500 Гц не только не достигает отметки 3%, принятой нами за предвестник перегрузки, но едва доходит до 1%. Впрочем, из соображений безопасности (учитывая цену динамиков) я бы рекомендовал ограничить полосу фильтрами 2-го порядка на 600 Гц и 5 кГц, в сумме с естественным спадом это будет акустически равносильно двум фильтрам 4-го порядка. Хотя одна индуктивность 0,29 мГн последовательно с конденсатором 24,4 мкФ выполнит ту же задачу даже в более широкой полосе частот. Уровень неискажённого звукового давления (MOL) во всём диапазоне превышает 110 дБ, а в полосе наиболее вероятного использования в среднем составляет 114 дБ. Пик импеданса невелик и приходится на 480 Гц, действие феррожидкости налицо, при этом облегчается конструирование пассивного ФВЧ, даже если он настроен на частоту, близкую к резонансной. Входной импеданс полосового фильтра 1-го порядка может оказаться чересчур низким на центральной частоте полосы пропускания, поэтому имеет смысл подумать о фильтре 2-го порядка, построенном следующим образом: последовательно соединённые индуктивность и ёмкость плюс такая же цепочка, включённая параллельно с динамиком. Получается сложнее, но исчезает провал импеданса, затрудняющий работу усилителя. Цепочка компенсации индуктивности, предложенная производителем (5,6 мкФ + 6,8 Ом), работает отлично.

    Источник: журнал Автозвук, 05/2011. Роберто ПАЛЛОККИА, измерения: Жан-Пьеро МАТАРАЦЦО
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa