Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Тихо ворочая басом. Одноканальные басовые усилители. Одноклассники

    Уже из названия вы наверняка поняли: это либо о сабвуферах, либо о басовых усилителях. На очереди сегодня усилители. Только почему «тихо»?
    А что тут шуметь, собственно? Специализация басовых усилителей зашла настолько далеко, что им пора уже делать своё дело спокойно и без помпы. Чай, не в шоубизе работают. Да и там ситуация не столь проста и однозначна. Кто на виду, тот, понятно, пыжится изо всех сил, чтобы о нём не забыли. А те, кто всем этим бизнесом двигает, предпочитают оставаться в тени. Примерно так же выглядит разделение обязанностей между сабвуфером и басовым усилителем. На долю первого выпадают все звуковые, а нередко и визуальные эффекты, ему же достаётся всё восхищение публики. Но ведь за кулисами бурной басовой деятельности стоит усилитель, а его-то кому попало не показывают — только тем, кто понимает. И доступ имеет.
    Если начать с самого начала, то сразу же возникает вопрос: что такого умеет делать специализированный басовый усилитель из того, что не под силу обычному двухканальному, скажем, включённому мостом? Можно попытаться ответить кратко: он умеет работать на низкоомную нагрузку. В нашем понятии «низкоомная» означает 2 Ом, но для некоторых одноканальных аппаратов под это определение подходит и нагрузка с импедансом 1 Ом. (Эспиэльные усилители под настроение могут работать на 0,5 и даже на 0,25 Ом, но такие в групповые тесты не попадают. Примадонны толпами не ходят.) Как известно, краткий ответ — не обязательно ложь, но почти всегда полуправда. Казалось бы, ну что за беда, что обычный усилитель (мостом) не может работать на 2 Ом? Разве мало вокруг головок с импедансом 4 Ом? Отнюдь, как говаривал персонаж древнего анекдота. В конце концов, вы можете пару 2-омных сабов (если других нету) включить последовательно и получить нужные 4 Ом. Но давайте прикинем, какую мощность обычный усилитель сможет сдать на эту пару? Максимум 350, ну в идеале 400 Вт, притом что такой аппарат ещё поискать (во-первых) и что работать в таком режиме ему будет весьма непросто (во-вторых). А чувствительность современных сабвуферных головок, сами знаете какая, особенно тех, что предназначены для работы в компактном ящике (то есть почти всех, которые удаётся продать). Так что не является столь уж редкой ситуация, когда тех самых 350 Вт будет недостаточно. Вот тут и придут на помощь басовые моноблоки (не люблю я это слово, но совсем обойтись без него не удастся, не я, так редактор впишет, для красоты. Так что лучше уж сам). Они-то как раз и способны удовлетворить растущие потребности нового поколения в мощности, правда на низкоомной нагрузке. То есть более развёрнутый ответ на тот самый вопрос будет выглядеть так: басовый усилитель может работать на допустимую для него нагрузку с существенно более высокой выходной мощностью, нежели самый распрекрасный усилитель «общего назначения».
    Такой ответ будет уже куда ближе к истине, но и он не является полным и исчерпывающим. Раньше существовало правило: всякая специализированная вещь выполняет свою работу лучше, чем её сделает универсальная. Сейчас об этом говорить не принято и не модно. Как иначе вам продать телефон со сколько-то мегапиксельной камерой? Купили — молодцы, но старинную мудрость это не отменяет, а применительно к нашей сегодняшней тематике можно сказать, что специализированный басовый усилитель обладает рядом функций, которые почти невозможно встретить в усилителе «общего назначения». Скажем, такая полезная функция, как плавный регулятор фазы (фазовращатель), встречается почти исключительно в басовых одноканальных усилителях. А кроме них — ещё в пятиканальных, которые, по сути, являют собой соединение «обычного» четырёхканальника с басовым моноблоком. А возможность включения двух усилителей мостом является прерогативой только специализированных басовых моноблоков и никого больше. Кстати, все усилители, для которых такая возможность предусмотрена, специфицированы для работы на нагрузку 1 Ом, иначе говоря, они могут «ворочать» двухомной нагрузкой в мостовом включении. Для всех остальных спецификация определяет мощность при работе на нагрузку 4 и 2 Ом.
    Естественно, к любому из участников теста мы подходим «с одной меркой», измерения мощности на 1 Ом не проводим. Во-первых, это технически непростая задача, но помимо этого мы уверены, что подавляющему большинству наших читателей должно хватить и «скромных» 2 Ом. К слову, чтобы избежать нервозности ос стороны лабораторного источника питания, измерения мощности басовых усилителей мы проводим при питании непосредственно (даже без предохранителя, такие мы герои) от гелевого аккумулятора при напряжении на зажимах питания 12,5 В. В тех нередких случаях, когда от непомерной натуги напряжение просаживается до более низкого значения, мы пересчитываем мощность для 12,5 В питания по известным зависимостям. Такая экстраполяция, конечно, вносит дополнительную погрешность, но выходная мощность усилителя — вообще показатель, который зависит от многих факторов, включая частоту сигнала и температуру выходных транзисторов. Если вам надо оценить, насколько увеличится запас мощности при переходе от напряжения питания 12,5 В к 14,4 В, можете исходить из того, что мощность возрастёт почти на треть. То есть если наши измерения дали результат 600 Вт с небольшим, то при напряжении 14,4 В мы получили бы 800 Вт плюс-минус какие-то мелочи. Между прочим, и разница между двумя этими показателями (600 и 800 Вт) не столь уж заметна «на слух» — всего-то 1,2 дБ по звуковому давлению, и то если ваш сабвуфер не вносит тепловой компрессии при таких мощностях. А он начнёт вносить уже через пару секунд. Скорее всего...
    Думаю, никто не удивится, если я скажу, что среди нынешних басовых усилителей большинство относится классу D. Как и тому, что буква «D» никакого отношения к «цифре» (Digital) не имеет, что бы там ни писали иные из моих коллег. Конечно, импульсные усилители (то есть класс D) экономичнее «обычных», то есть усилителей, работающих в классе AB, а значит, при той же выходной мощности они выделяют меньше тепла, что позволяет сделать их компактнее (слегка). Но, думаю, не это явилось причиной триумфального шествия «D-классов». Дело в том, что чем мощнее усилитель класса AB, тем он сложнее «организационно» и в конечном итоге тем дороже. В ШИМ-усилителях такой зависимости нет, и, начиная с некоторой мощности, они становятся дешевле «обычных». В первую очередь, конечно, если требования к ширине частотной полосы предъявляются либеральные — случай с басовыми усилителями как раз такой.
    Какую ширину полосы можно считать достаточной для усилителя, предназначенного для работы с сабвуфером? Если максимальная частота среза фильтра НЧ 120 Гц, то по уровню -1 дБ полоса усилителя будет ограничена частотой примерно 100 Гц. На самом деле, учитывая возможные резонансы салона, желательно иметь возможность перестроить фильтр НЧ до 160 — 170 Гц, соответственно, полоса усилителя (-1 дБ) будет ограничена частотой 130 Гц или около того. Что же касается нижней границы, здесь всё не столь однозначно. Если вы хотите достичь впечатляющего звукового давления, а естественность структуры баса для вас — вопрос пятый, тогда без подтонального фильтра (сабсоника) вам не обойтись, его частота среза может быть и 20, и 25 Гц, а граница полосы усилителя составит 30 — 35 Гц. Если же вы хотите слушать натуральный бас (контрабас, туба и проч.), то сабсоник лучше отключить либо понизить его границу по меньшей мере до 15 Гц. Словом, если моноблок оснащён неотключаемым подтональным фильтром, частота среза которого выше 20 Гц, круг потенциальных потребителей такого усилителя несколько сужается, и мы будем считать это минусом. Кстати, осциллограммы воспроизведения усилителями прямоугольного сигнала (меандра) частотой 20 Гц, которые приводятся в сегодняшнем тесте, получены при максимально широкой полосе усилителя, в присутствии неотключаемого сабсоника они выглядят довольно необычно. Особенно драматизировать по этому поводу я бы не стал, многочисленные исследования так и не подтвердили чувствительность человеческого слуха к фазовым искажениям. С другой стороны, чувствительность слуха к задержкам от 0,6 мс подтверждена экспериментально, и не раз. А теперь представьте себе, что частота 63 Гц задержана на 90 градусов относительно 30 Гц (сабсоник второго порядка с частотой среза 35 Гц), время задержки составит 4 мс. Отсюда, по моему мнению, и проистекают заметные на слух искажения структуры баса. (Любая акустика, будучи своего рода сабсоником, делает то же самое, и с этим тоже пытаются бороться, применяя схемы с «обратной» задержкой, вроде BBE).
    Как вы, возможно, успели заметить, у нас стало чуть ли не традицией высказывать некоторое (мягко говоря) недоумение по поводу путей развития нынешней аудиотехники. На этот раз данную традицию я намерен нарушить: у меня нет оснований сожалеть по поводу широкого распространения басовых усилителей класса D — ребята на своём месте и дело своё знают. Мало того, благодаря снижению цен на высокочастотные ключевые транзисторы и применению специальной схемотехники удалось значительно повысить тактовую частоту ШИМ-последовательности и, как следствие, улучшить технические характеристики усилителей. Если в прежние времена «D-классы» не могли толком конкурировать с «обычными» усилителями по показателям КНИ и относительному уровню шумов (взвешенному, разумеется), то теперь это им вполне под силу. Так что басами они, действительно, «ворочают» без лишнего шума.
    Чтобы не быть голословным: на рисунке вы можете видеть осциллограмму шумов одного из участников теста — не самого «тихого» и не самого «шумного» в группе. Масштаб 2 мкс на клетку по горизонтали и 100 мВ на клетку по вертикали. Основная составляющая (частота ШИМ) 125 кГц. Размах 200 мВ от пика к пику, размах самых высокочастотных составляющих примерно 700 мВ. Естественно, проходя через взвешивающий фильтр (IEC A), помехи с такими частотами существенно ослабляются. Заметно сильнее, чем если бы задающий генератор работал на 35 — 40 кГц, как бывало совсем недавно.
    Перед тем как перейти непосредственно к тесту, хотелось бы обсудить некоторые технические подробности. У басового одноканальника всегда парный вход (как бы стерео), а чаще всего и две пары выходных зажимов, отчего кто-то может принять его за двухканальный. Сдвоенные выходы — это просто дань удобству при использовании двухкатушечной головки (или двух головок), а суммирующий вход — необходимая вещь в тех нередких случаях, когда используется стереовыход головного устройства (Front или Rear). Если вы задействуете сабвуферный выход «головы» и сумматор работает корректно, можете вдвое «загрубить» чувствительность усилителя, используя один (любой) вход из двух. Мы в ходе теста всегда проверяем, как работает сумматор, и, если удаётся обнаружить что-то необычное, непременно сообщаем об этом в соответствующем месте. А теперь переворачиваем страницу, и без лишнего шума...

    Art Sound JAB 500.1 | Alpine MRP-M500 | Soundstream LW1.800 | Challenger ER-1000.1D | Polk Audio PA600.1 | Kicker ZX500.1 | JVC KS-AR9501D | JL Audio G1700 | X-Program X-D11 | Hertz EP 1D

    МЁД & ДЁГОТЬ

    Несколько неожиданно в победители вышел JVC. Вот и говори потом, что производители головных устройств остальное делают хуже. Один из тройки наиболее мощных аппаратов, с честно выполненными фильтрами, к тому же довольно удобный в инсталляции. Ещё двое участников буквально наступают победителю на пятки. Это Challenger и X-Program. Как DLS делает усилители (пусть и под «именем» X-Program), мы знаем давно, так что в этом плане неожиданностей не было. Но и Challenger, прямо скажем, выступил сильно. Оба «Фавориты», что тут думать. Из трёх аппаратов, имеющих основания претендовать на «Рекомендацию», наиболее веские предъявил Hertz, у него — самая высокая мощность для «неэкстремалов», а для басового усилителя мощность — это жизнь; кроме того — отменное оснащение.

    Источник: журнал Автозвук, 1/2010. Петр Хохлов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa