Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Сабвуфер Phoenix Gold Elite.12D. По инженерии

    Я мог бы и сам, у меня по английскому дажё пятёрки иногда бывали, но просто стало интересно...
    Лозунг, под которым создавался этот сабвуфер, на американском звучит как «Оver-built and over-engineered to get the job more than done». Стало интересно: а как это предлагает перевести на русский Серёга Брин или те, кому он поручил этим заниматься. Короче, Google Translate — Copy — Paste, и... Наиболее вменяемую часть полученного перевода я счёл возможным вынести в заголовок. Красиво сказано, что уж там...
    Новый сабвуфер Phoenix Gold, продолжающий амбициозную серию компонентов Elite, как показало знакомство с ним, действительно сделан «по инженерии». А если не по «Гуглу», а по существу — действительно, и сконструирован, и построен с большим запасом. Причём, как оказалось, запас — это не просто всего побольше, всё потолще. Запас «по инженерии» — это сделать, как задумано, с минимальными отклонениями от предмета задумки.
    Что нам обычно обещают производители сабвуферов? Почти для всех — «может работать в компактных корпусах». Как мы знаем, эти посулы выполняются с переменным успехом. «Гигантский ход диффузора». Так, а зачем он гигантский? Не затем ли случайно, чтобы даже при большом звуковом давлении воспроизводить бас с минимальными искажениями? На этом месте производители (или уполномоченные ими лица) обычно становятся довольно невнятными и переходят на бескислородную медь и антирезонансную краску.
    Краски и меди мы видели немало, посмотрим, по какой «инженерии» сделана новая и нескрываемо флагманская новинка PG. Сначала, для порядка — обещания. Линейный (ну-ка, ну-ка…) ход диффузора обещан по 18 мм в каждую сторону, «отвязанный», без претензий на линейность — по 30. Обещано также, что динамик будет работать в корпусах «от 22 литров».
    Посмотрим теперь, что для этого сделано. И насколько удалось сделать так, как хотели...
    Из характеристик сабвуфера мы приняли на веру лишь две: максимальную мощность, как не подлежащую верификации без финансовых потерь и номинальный импеданс как величину условную, наблюдаемую лишь на одной частоте. Тоже, конечно, измерили, ну да — два раза по 4,2 Ом на 75 Гц, сопротивление постоянному току — два раза по 3,3 Ом. Остальные параметры уж тем более определили своими силами, однако в данном случае изготовители приложили к динамику настолько полный набор задуманных значений этих параметров, что стало интересно сопоставить не только минимальный набор, а всё, что можно сопоставить.


    • Крепёжный узел — 8 отверстий диаметром 6 мм и съёмное двустороннее резиновое кольцо, дающее и уплотнение, и козырную внешность
    • Диффузор составной — целлюлозная коническая траверса, усиленная кевларом, и диафрагма в виде вогнутого сегмента сферы из жёсткого полипропилена. Восемь полусферических выемок, возможно, зачем-то тоже нужны, хотя есть подозрение, что это просто атрибут корпоративного стиля
    • В центре металлизированного центрального колпака рельефный треугольник, и в нём три синих светодиода. Горят синим, как обещано
    • Подвес гладкий, высокий, шириной 28 мм


    Номинальный импеданс, Ом 4 + 4
    Мощность номинальная/пиковая (по данным изготовителя), Вт 1600/3200

    Параметры головки
    Заявка
    Факт
    Частота резонанса Fs, Гц 31 27,7
    Эквивалентный объём Vas, л 31,1 35,8
    Полная добротность Qts 0,42 0,41
    Механическая добротность Qms 3,23 3,56
    Электрическая добротность Qes 0,49 0,47
    Силовой фактор BL, Тл м 14,4 14,2
    Масса подвижной системы Mms 300 334
    Чувствительность, дБ/Вт (1 м) 90 84
    Как нетрудно заметить, все пункты заявки выполнены с точностью до 10% в худших случаях. Если взять грех пополам — 5%, к примеру, производственный разброс параметров, а остальные 5% — погрешность при наших измерениях, получается стабильность характеристик, которую в мире электроакустики надо отнести к прецизионной.
    Два замечания вскользь: чувствительность у нас на автомате приводится к стандарту: 1 Вт, 1 м. В мануале условия измерения не указываются, просто так: SPL = 90 dB. Учитывая, насколько точно совпало всё остальное, могу лишь предположить: катушки соединили на 2 Ом (а как ещё?), а сигнал подали 2,83 В, это тоже уважаемый стандарт, ну а сказать забыли, бывает. В любом случае: у сабвуферных головок с трёхсотграммовой подвижкой 90 дБ чувствительности не бывает, ни у Феникса и Голда, ни у кого-либо ещё.
    Второе замечание: как вы можете видеть, параметры дружно ушли в «мягкую» сторону, пусть и ненамного. Это связано с тем, что в коробку к динамику представитель компании-дистрибьютора любезно вложил записку: «Прогрев 12 часов!» Мы прореагировали на восклицательный знак и поставили динамик «качаться» на всю ночь. Финал этого процесса желающие могут увидеть на страничке «АЗ» в «Фейсбуке». Оказывается, это означало, что динамик уже грели 12 часов. Так что вот это можно считать окончательно застабилизировавшимися параметрами.

    Зависимость нелинейных искажений от частоты со всей прямотой показывает: динамик сделан «по инженерии», как задумано. При уровне звукового давления, который в свободном поле соответствует 100 дБ на расстоянии 1 м (это громко, если что), КНИ неохотно переползает на другую сторону 5-процентного рубежа лишь заметно ниже 40 Гц, да и там растёт небыстро. Выше 50 Гц искажения для сабвуфера — исчезающее малые, что касается вклада подвеса и магнитной системы в генерацию гармоник, то до 35 Гц они играют на равных (что говорит о сбалансированности конструкции), лишь ниже начинает сказываться нелинейность подвеса. Опять, получается, не обманули.
    В общей сложности изготовители нарекомендовали шесть вариантов акустического оформления — три закрытых ящика и три фазоинвертора, поэтому мы решили разнести их по разным графикам, для удобства анализа. Три варианта ЗЯ характеризованы как SPL, Normal (считаем — универсальный) и SQ (это понятно). Легко видеть, что увеличение объёма ЗЯ вдвое по сравнению с «как бы SPL» не даёт ничего, кроме увеличения отдачи на 2 дБ на самом краю звукового диапазона (и ниже, просто этого не видать). Смысл? Не усматриваем.
    Фазики классифицированы так же, только здесь это ещё более удивительно. Это и первоклашке известно: рост объёма ФИ, даже со снижением частоты настройки, обостряет горб на АЧХ, а здесь самый большой фазоинвертор назван SQ. Для всех предлагаемых ФИ приведены размеры щелевых, по моде, портов. Сечение у всех одинаковое, 50 х 300 мм, длина варьируется от 710 до 860 мм. Разумеется, самый длинный порт — у самого маленького ящика, жизнь вообще несправедлива.
    Из сравнения параметров вы легко можете заключить: все шесть вариантов, предложенных изготовителем, реализуются с точностью до полдецибела. Что мы можем к этому добавить? Ну, например: 22 литра ЗЯ для этой головки не предел, можно и меньше, приведена АЧХ для 18 л — всем бы так. ЗЯ для музыки (об ином не говорим) не только может, но и обязан быть меньше, здесь, правда, возникает проблема, куда девать порт, который для головки с таким ходом диффузора должен быть сечением ненамного меньше рекомендованного. Но это — проблема традиционная. Лучшее решение — выбирайте ЗЯ и не мучайте ни себя, ни динамик, который своими достоинствами заслуживает музыкального оформления.


    • Две пары нажимных клемм диаметрально противоположно смонтированы на промежуточном фланце корзины. Такая же третья пара — для подключения светодиодов, которые вы видели на фото анфас
    • Корзина литая «двухэтажная» с шестью двойными спицами. Окрашена эмалью радикально-чёрного цвета, насмерть заглушена. Наверное, очень антирезонансная краска, отчего бы ещё?
    • Магнитопровод цельный вентилируемый, в отверстии — сеточка
    • Могучий ферритовый магнит весом 5,5 кг закрыт резиновым кожухом. Вес — по документам, магнит не отламывали. Но похоже на правду...
    • Двойная звуковая катушка диаметром 3 дюйма (это 75 мм) с секциями по 4 Ом (это и у нас 4 Ом), выводы катушки проходят через шайбу. Про каркас катушки Феникс и Голд в один голос утверждают, что он композитный: из алюминия и титана. Кто мы такие, чтобы подвергать сомнению слова Феникса и уж тем более — Голда?
    • Вентиляционные окна под фланцем закрыты сеткой
    • Жёсткая сдвоенная центрирующая шайба — текстильная с пропиткой, 4 гофра, установлена на промежуточном фланце корзины


    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Сабвуфер
    КТО
    Phoenix Gold Elite.12D
    ПОЧЕМ
    13190 р
    ЭТО — ПЛЮС
    Действительно компактное оформление
    Высочайшая линейность
    Великолепная конструкция
    ЭТО — МИНУС
    Да ладно вам...
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Сделано «по инженерии»
    РЕЙТИНГ
    Конструкция и исполнение 9
    Форма АЧХ в салоне 9
    Реальная чувствительность 7
    Искажения 9
    Компактность оформления 9
    Итог 8,6

    Источник: журнал Автозвук, 03/2013. Николай Нестеров
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa