Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Audi A6. Поиски выхода

    Я взвесил указанные в Уставе 65 граммов сахара и обнаружил, что это шесть кусочков. Я несколько раз перепроверял весы и менял кусочки, но их все равно получалось — шесть.

    Виктор Шендерович
    «Мемуары сержанта запаса»


    Есть расхожая мудрость про ванну и дырочку с пробкой, которая у неё внизу. Ванна такая большая, а дырочка такая маленькая... Тем не менее (проверено несколькими поколениями исследователей): если не заткнуть, вся вода через эту дырочку и вытечет. В более наукообразных терминах, которые нам не очень по нутру: качество системы определяется её слабым звеном.
    В car audio роковой дырочкой часто оказываются динамики. Когда же речь идёт о штатной системе, динамики ею оказываются всегда. Даже если всё остальное задумано и реализовано хорошо, штатный динамик поставит на звучании кляксу. Жирную или очень жирную — уже детали. Возьмём, к примеру, новую Audi A6. Полный привод, мощный и экономичный двигатель, красивый бежевый салон с отделкой деревом. Неплохо задуманная аудиосистема с изумительной эргономикой, но... к ней пристёгнуты пластиково-картонные динамики в дверях плюс игрушечный сабвуфер. Весь звук через них и вытекает...
    Где выход? В первую очередь — заменить акустику, включая сабвуфер, разумеется. Во вторую — поставить нормальные усилители. В третью... Вот без третьей в таких машинах всё чаще обходятся: симбиоз штатного головного устройства с автомобилем зашёл слишком далеко, да и слабым звеном оно всё чаще уже не является.
    Пищалки фронтальной акустики расположились под штатными сетками, на отражение от лобового стекла
    Фронтальный Elate опирается на панель двери через многослойную проставку из MDF. Тыловой Virtus — тоже
    При желании (и наличии инструмента) можно
    взглянуть и на пищалку тылового канала
    Во избежание паразитных резонансов по периферии мидбасов под обивками дверей предусмотрены звукопоглощающие кольца
    Теперь вновь предстояло найти выход. На этот раз — в прямом смысле, из головного устройства. Ровно для таких инсталляционных ситуаций (в том числе) создан новый класс автозвуковых компонентов — процессоры-интеграторы. И именно такой встал в центре системы, это — Audison bit one, подключённый к головному устройству по высокому уровню. Входы уровня громкоговорителей в усилителях — опция, позволяющая упростить жизнь, для процессора-интегратора это — неотъемлемая часть, определяющая его функциональные возможности. Мало ли что пришло в голову автостроителям на этапе разработки штатной аудиосистемы: сигнал может быть расфильтрован на полосы, скорректирован по спектру, исходя из особенностей штатной акустики, и тому подобное... А у нас акустика, во-первых, всегда другая, а во-вторых (и из-за того, что во-первых) — не кривая. Процессор-интегратор возьмёт сигнал в том виде, в каком он должен был появиться на выводах штатных динамиков, соберёт воедино, приведёт в чувство по уровню и АЧХ, одним словом, ненадолго возвращаясь к научной терминологии — «сведёт задачу к уже решённой»: левый и правый каналы с линейной АЧХ. Дальше уже — куда поведут архитектура новой системы и требования к ней.
    Архитектура в значительной степени диктовалась желанием сохранить исходный вид салона. Поэтому все динамики были установлены в штатные места, вся акустика — двухполосная. «Вся» означает и фронтальную, и тыловую, дело в том, что предметом заказа был звук клубного типа, вокруг слушателя, а не перед ним. Требования включали, в числе прочего, и поканальное усиление во всех звеньях.
    На фронт установили 2-компонентную акустику Morel Elate 6 2-way. Фронтальные пищалки с минимальными доработками встали в торпедо с отражением от лобового стекла, мидбасы через переходные кольца — в передние двери. Для более академичных музыкальных жанров, нежели те, что предпочитает владелец машины, такое решение едва ли стало бы оптимальным с точки зрения звуковой сцены. Но в клубной музыке геометрия звуковой сцены описывается формулами геометрии Лобачевского, а не Евклида, так что это не очень важно. А возможности создания хорошего тонального баланса сохранены. Звучание в задней полусфере окружающего звука создаётся чуть менее дорогой, но не менее достойной акустикой Morel Virtus 602.
    Стремление сохранить дизайн интерьера в
этом автомобиле не просто объяснимо, иной подход представляется немыслимым
    Все три усилителя размещены в пределах одной из откидных секций спинки заднего сиденья. Здесь же — блок оперативного управления
    процессором
    «Поставленный в угол» сабвуфер имеет форму, предотвращающую возникновение стоячих волн внутри корпуса
    Сабвуфер отъедает от багажника немало. К счастью, есть от чего отъедать...
    Фронтальная и тыловая акустика работает с отдельными четырёхканальными усилителями, что, как ни проверяй весы, означает восемь каналов. Плюс сабвуфер. А у Bit One только («только»... всего лишь...) восемь выходов, два из которых отданы сабвуферу. Из шести оставшихся восемь не накроил бы даже опытный хлеборез. Где выход? Там же, где и вход — на усилителе. Фронтальные каналы в системе разделяются по полосам процессором, а тыловые, где оказалось возможным обойтись без индивидуальных временных задержек, решено было делить встроенным кроссовером усилителя. Вопрос лишь в том, насколько к такому решению готов усилитель. У нас в тестах не зря подчёркивается, какие из 4-канальников годятся для систем с поканальным усилением, а какие — не очень. Использованные с этой системе усилители Eton ECC 500.4для поканалки просто рождены. Если кому лениво искать у нас в тестах, напомню: пары каналов различаются по мощности, что для поканального включения двухполосной акустики идеально, а кроссовер настраивается на любую частоту раздела, от 40 с чем-то герц до 5 с чем-то килогерц, что здесь в аккурат и понадобилось.
    Сабвуферный усилитель — импульсный моноблок DLS MAD11. Он раскачивает прекрасно зарекомендовавший себя сабвуферный динамик Alpine SWR-12D4 (знаменитая R-серия Alpine). Корпус закрытый, объёма даже для «двенашки» немалого — более 30 л. К счастью, багажник у автомобиля большой, поэтому «отгрызенная» у него часть площади на вместимость повлияла не трагическим образом. Автомобиль от природы (и породы) завидно тихий, поэтому тотальную виброобработку делать не стали, ограничились только дверьми и задней полкой, под которой поселился сабвуфер. Для установки усилителей и процессора нашлось место между спинкой заднего сиденья и корпусом сабвуфера в багажнике, в укромном уголке на полу кузова расположился 10-фарадный буферный конденсатор.
    Что оказалось на выходе проекта? Именно то, что было на входе, то есть в техзадании: очень мощное мобильное средство воссоздания клубной звуковой атмосферы с минимальным, в пределах салона — нулевым, вмешательством в дизайн автомобиля.

    RTA
    Басовый фундамент спектра этой системы обрисован очень чётко: внизу спад на 30 Гц, наверху — на 150. Так получилось в результате целенаправленной настройки: часть этой полосы частот отыгрывается уже мидбасами фронта и тыла. Выше 150 Гц АЧХ идёт ровно, отмеченная на слух «застенчивость» на средних частотах обусловлена, скорее всего, двумя факторами: на верхней середине и нижнем верхе (2 — 5 кГц) отдача, действительно, снижена, а главное — находится в контрасте с подчёркнутыми низами и верхами (выше 6 — 8 кГц).

    SQ
    Прослушивание не обмануло ожиданий, сформированных классом применённых компонентов. Никаких «острых углов», звучание плотное, обволакивающее со всех сторон, тонально — весьма сбалансированное. Средние частоты подаются пастельно, без резкости, присущей некоторым двухполосным системам. Впрочем, и частота раздела достаточно высока, пищалки играют от 4 кГц, мидбасы — до 5 кГц, с перекрытием. Правда, за счёт этого перекрытия сцена на средних частотах получилась нестабильной, инструменты с широким диапазоном «гуляют» — но в данной системе это будет скорее достоинством, нежели недостатком.
    Макро- и микродинамика хороша — и мельчайшие нюансы звучания как на ладони, и фортиссимо оркестра (уж извините, что не диджейского «аппарата») не превращается в кашу. Бас чёткий, глубокий и находящийся точно в центре звукового поля, как в первоисточнике.
    SUM
    Тип системы: аудио
    Состав: 2-полосный фронт + 2-полосный тыл + сабвуфер
    Источник: OEM
    Процессор: Audison Bit One
    Усилители: Eton ECC 500.4, DLS MAD11
    Акустика: Morel Elate 6 2-way, Virtus 602
    Сабвуфер: Alpine SWR-12D4

    Студия: Auto-HiFi
    Руководитель проекта: Андрей Салахутдинов

    Источник: журнал Автозвук, 03/2013.
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa