Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • Системы. Opel Astra J. Гармоническое развитие

    Только слышно на улице где-то
    Одинокая бродит гармонь...


    М. Исаковский

    Есть люди, которые слышат направление кабелей. Не очень понимаю, как это происходит, но объяснить могу.
    Говорят, что некоторые могут и цвет оплётки определить по звуку. Это не то что понять, объяснить не возьмусь. Вот гармоники слышат все, не все, правда, отдают себе отчёт, что они их слышат. Но отношение в лучшей и наиболее просвещённой части общества к этой составляющей сигнала разное. Если не выходить за рамки банального здравого смысла, всякое добавление к сигналу, будь то гармонические или шумовые составляющие — зло и порок. Выйти за рамки придётся, жизнь устроена хоть ненамного, но сложнее. Иначе в век микроэлектроники, когда мы каждый вечер смотрим на миллионы транзисторов одновременно (TFT-матрица вашего телевизора — это Thin Film Transistor, вы что, забыли?), не продавались бы за немалые (а иногда большие, а ещё иногда — бешеные) деньги ламповые усилители.
    Дискуссии о том, почему так мил и приятен ламповый звук, утихать не собираются, и наверняка там больше одной причины, но по поводу одной, кажется, разногласий почти не осталось. Это — состав гармоник, иногда оказывающийся важнее их количества. Ламповый каскад усиления, особенно однотактный, порождает в основном чётные гармоники низких порядков, вторую, немного четвёртой, и практически — всё. Транзисторный каскад производит гармоник меньше, но среди них много нечётных, а главное — «забор» из гармоник на графике спектра тянется до самых высоких порядков.
    Дело дошло до того, что наиболее продвинутые производители дорогой транзисторной техники подбирают характеристики схемы таким образом, чтобы вторая гармоника доминировала над остальными, пусть и ценой повышения общего коэффициента искажений. Один из таких продвинутых (у него брали интервью соседи из «Салона Audio Video») заявил, что диверсии здесь нет. Объяснение такое (просто транслирую): в современном звуковом тракте, и на стороне воспроизведения, и в ещё большей степени — на стороне записи, содержатся многочисленные звенья, создающие нечётные гармоники. Убрать их уже нельзя, но если в воспроизводящем тракте окажется разумно повышенное содержание вкусной второй гармоники, она невкусные нечётные замаскирует и звук субъективно (а нам что надо?) будет восприниматься лучше, комфортнее, натуральнее и далее по списку. Вот как-то так...
    Кое-кто может подумать, что сегодняшняя система только тем и хороша, что в ней что-то ламповое. Отнюдь, позвольте уж мне возразить, отнюдь. Хороша она именно своим гармоническим характером (каламбур получился неумышленно, но неплохо). Помимо прямой обязанности автомобиля с хорошей аудиосистемой — радовать сидящего за его рулём или справа от руля, на эту машину возлагалась ещё и обязанность при случае демонстрировать достоинства компонентов Phoenix Gold и Morel, так была поставлена задача, по причинам, которые нас в данный момент не интересуют.
    Если нарочно не привлекли внимания, вы бы могли не заметить, как решительно укорочен козырёк над приборами
    Вот какой он был раньше. Потом увидите, как это делалось
    Разумный консерватизм «Опеля» позволяет даже в новейшую модель установить двухдиновую «голову» без особого насилия
    Подиум с шестидюймовым мидбасом в двери — надводная часть инженерного айсберга. Подводная — на снимках справа
    Если спинки задних сидений откинуты вперёд, рама с аппаратурой поднимается электроприводом. Если не откинуты — не поднимается
    Большой Phoenix Gold, половина его начинки работает в классе АВ на СЧ и ВЧ, половина — в
классе D на сабвуфер. Маленький Phoenix Gold,
двумя мостами качает мидбасы. Отдельный
блок питания восьмиместной колыбели. Cабвуфер даже при небольшом литраже весь оказался в багажнике. Здесь больше негде оказаться. Процессор, с ним всё ясно. Колыбель тёплого лампового звука. Восьмиместная...
    Большой Phoenix Gold, половина его начинки работает в классе АВ на СЧ и ВЧ, половина — вклассе D на сабвуфер. Маленький Phoenix Gold, двумя мостами качает мидбасы. Отдельный блок питания восьмиместной колыбели. Cабвуфер даже при небольшом литраже весь оказался в багажнике. Здесь больше негде оказаться. Процессор, с ним всё ясно. Колыбель тёплого лампового звука. Восьмиместная...
    Фальшпанель приборной рамы сделана не без кокетства, с глубоким декольте над пятиканальником и ламповым драйвером
    Молодец наш фотограф, что сделал крупный план лампового чуда. Можно разглядеть индивидуально выбранные лампы (Tesla на СЧ — в каналах 5 и 6) и то, что входные и выходные кабели распаяны непосредственно на плате
    Аксакал автозвука Лысенко и его более молодой коллега Степанов, не без успеха, надо отметить, перенимающий стиль работы учителя, поставили условие: Phoenix Gold и Morel покажут себя с наилучшей стороны тогда и только тогда, когда будут работать в системе, построенной на основе гармонии, а не упрямства: чтобы всё было Morel или всё — Phoenix Gold.
    Взять хотя бы головное устройство... Уже всё ясно, да? Тогда работаем, по всем законам добра и красоты. Источник — мультимедийная станция Alpine IVA-W505R. Лишь стоит сигналу в цифровом виде выйти за её пределы по оптическому кабелю, как его подхватывает процессор Alpine PXA-H800 (с пультом управления RUX-C800), и только поделенный на полосы, откорректированный по спектру и времени, преобразованный в аналог сигнал пойдёт по тракту дальше.
    А дальше — это на входы фирменного лампового драйвера Phant Audio, в наиболее развёрнутом, восьмиканальном варианте. Собственно, каналов в системе семь: поканальная трёхполоска спереди (а как иначе?) и сабвуфер сзади. И во всех каналах окончательному усилению предшествует ламповый каскад. Нынешняя редакция Phant Audio Tube Driver (нельзя было покороче назвать? Типа — ЛД-8 или как-то в этом роде?) — результат осмысления опыта эксплуатации прежних моделей, с одной из которых, например, пару лет назад Константин Мучник ездил из Комсомольска-на-Амуре в Голландию на Еврофинал EMMA, и не напрасно, между прочим, ездил.
    Причудливая алюминиевая деталь — усилитель жёсткости дверной панели
    Выяснилось, что вертикальный край окна панели гуляет самым недопустимым образом. Вот его и усилили
    «До-си-ля-соль...» Так выглядят накладки внешней панели до установки. Здесь же — клеящее оружие
    Накладки смонтированы на панели и скоро скроются под слоями вибры всех мастей
    Гибкий пластиковый экранчик, закрывавший окно в панели двери, служит последнюю службу: работает формой для выклейки стеклопластиковой заглушки
    Вот и стекло подоспело...
    Нынешние «тюб-драйверы» обеспечивают более высокую перегрузочную способность, к тому же режим работы каждой лампы можно подстроить индивидуально, добиваясь оптимального уровня и спектра гармоник, и, наконец, индивидуальность ламп тоже никто не отменял — в наиболее критичном канале средних частот установлены двойные триоды Tesla 6CC42. Остальные лампы — отечественные 6Н3П-ЕВ, особо долговечные (15000 часов), выдерживают ускорения до 15 g. Если потребуется, то есть и сверхвибростойкая версия этой лампы ЕВ-ДР. По документации она выдерживает до 150 g, то есть сохранит работоспособность после лобовухи с участием премьерского кортежа. Это полезно: не оставаться же без музыки из-за такой мелочи...
    Остальные детали предусилителя выбраны по жёстким аудиофильским критериям, тракт получился широкополосным — шире некуда: прямоугольный сигнал частотой 200 кГц проходит без видимых искажений, значит, реальная полоса пропускания раз в 10 шире. Зачем такой запас? Ничего, велико не мало, чем шире полоса пропускания промежуточных звеньев тракта, тем лучше проявят себя усилители и акустика. Это я так, напоминаю.
    Выклееная и урезанная в размер заглушка
    Она же — с виброизоляцией
    Остальная дверь ждёт замыкающей детали во
    всеоружии вибродемпфирования
    И вот — «золотой стык»
    Опорное кольцо мидбаса: традиционно — сочетание разнородных материалов
    Вокруг установленного мидбаса — толстое звукопоглощающее кольцо
    Осталось немного: подготовить «надводную часть»...
    ...и кольцо с сеткой, по индивидуальной мерке
    Что у нас там дальше по схеме, усилители? Они-то как раз Phoenix Gold. Пятиканальный Ti1600.5 и четырёхканальный Gold S400.4. Каналов опять больше, чем динамиков, на этот раз даже на два, но все — при деле. Каждая пара каналов Phoenix Gold S400.4 включена мостом и работает на мидбасовые динамики, а пятиканальный Ti1600.5 обслуживает СЧ, ВЧ и сабвуфер. Решение нетривиальное, но обоснованное: в корпусе –Ti1600.5 фактически живут два самостоятельных усилителя, четырёхканальный класса AB и моноблок класса D, помимо общей жилплощади, их мало что объединяет.
    Усилителю S400.4, тоже класса АВ, ампутировали все фильтры и бусты, за ненадобностью, полосу пропускания фильтра сабвуферного канала установили максимально широкой — 300 Гц, фильтрацией занимается лично процессор. Неожиданно пригодился бас-буст в сабвуферном канале, в процессе настройки его установили в положение +6 дБ, так оказалось лучше всего.
    Видели результаты обреза... укорачивания козырька? Вот как это было: сначала вот так...
    ...потом ещё вот эдак...
    ...прорехи в немецком ABS зашиваются
московским стеклопластиком...
    ...и всё приводится к виду, удобному для обтяжки кожей
    Где у нас Morel? Там, где ему лучше всего, в нижней и верхней частях рабочего диапазона фронта. НЧ-звено — Elate SW-6, ВЧ — Supremo Piccolo. А вот среднечастотник, для достижения полной гармонии, взяли «со стороны», им стал не раз появлявшийся в других проектах студии — диффузорный AD M35 Nео. Увлечение среднечастотными купольниками у SoundLab прошло даже раньше, чем у прочих, и правильно: в сделанном для AD закрытых объёмах по 1,5 л они преспокойно работают от 220 Гц. Да, чтобы два раза не вставать, вот полные реестр настроек фильтров процессора:

    Сабвуфер 71 Гц/18 дБ/окт.

    НЧ 50 Гц/12 дБ/окт. — 180 Гц/18 дБ/окт.

    СЧ 220 Гц/12 дБ/окт. — 4,5 кГц/6 дБ/окт.

    ВЧ 4,5 кГц/12 дБ/окт.

    Скомпонованы СЧ и ВЧ-излучатели на стойках, но это сказать просто, мне довелось быть в «Саундлабе» по другому делу несколько месяцев назад (а проект этот с полным правом относится к категории долгостроя), и я видел, как Степанов со товарищи крутили и вертели макеты головок вокруг стоек с таким азартом, что не вспомнить анекдот про личную жизнь ёжиков я был не в силах. Если сами не помните, попросите плохих мальчишек во дворе, они расскажут.
    К счастью, в SoundLab очень хорошо поставлена служба фотодокументирования процесса, поэтому у меня есть возможность представить вам не только результат, но и фазы процесса, где-то здесь должен быть фоторяд.
    Банальное «мидбасы в дверях» здесь тоже вряд ли уместно. Дверь — это что? Жестянка, пусть и немецкой выделки. Чтобы превратить её в достойное акустическое вместилище, была использована целая гамма материалов: стеклопластик закрыл окна во внутренней панели, его, в свою очередь, закрыли слои разнородных вибропоглощающих материалов, а для внешней панели вырезали целую «нотную линейку» алюминиевых элементов жёсткости и вибропоглощения одновременно.
    Ещё в процессе черновой настройки выяснилась неожиданная подробность: при выбранном и, по всему, оптимальном расположении СЧ и ВЧ-головок на тонкостях звуковой сцены начал сказываться... козырёк над приборами, попадавший точно в створ диаграммы направленности среднечастотника. Другие бы... Но мы сейчас не про других, мы — про этих. Обрезание козырька было выполнено с ловкостью, которой позавидовал бы раввин со стажем, а нового, стеклопластикового, не постыдился бы пластический хирург (тоже со стажем).
    «Лететь с одним крылом...» Нет, крыло тут ни при чём: это к стойке прикреплена опорная площадка для будущих СЧ/ВЧ-подиумов
    Лицевая поверхность сформирована узкими пластиковыми полосками, поверх которых — стеклошпатлёвка
    Пищалки и кольца с кронштейнами для них, сзади на кольцах шаблоны, обозначающие глубину, чтобы не промазать при выклейке
    Тоже кольца, тоже с кронштейнами, но под
    среднечастотники
    Вот теперь становится ясно, зачем «одно крыло» и почему такие кронштейны
    Тыльная сторона, образующая объём для мидрейнджа — текстильная классика
    Готовая конструкция трудноописуемых очертаний...
    А главным во всей этой затее было обеспечить СЧ и ВЧ-головкам найденное опытным путём единственно правильное взаимное положение
    ...в коже принимает вид изящный и интригующий

    Сабвуфер Phoenix Gold SL12D4 установлен в закрытом корпусе объёмом 22 л. Оптимально было бы на 3 — 5 л больше, но места в багажнике (в крыльях его просто нет) катастрофически не хватило, и корпус пришлось делать, исходя из пространства, оставшегося компоновки всей системы. Нехватку объёма компенсировали синтепоном с плотностью заполнения 1 американский фунт на 1 американский кубический фут, что в привычных нам континентальных единицах составляет примерно 15 г/л. Виртуальный объём, как в положенный момент проверили, измерив резонансную частоту динамика в оформлении, составил примерно 26 л, этого оказалось уже достаточно.
    Корпус сабвуфера максимально возможных габаритов
    Внутри — планки в местах стыка панелей и раскосы для жёсткости
    Жёсткость жёсткостью, а виброобработку пока никто не отменял
    Располагаемый объём до потребного доводили путём заполнения синтепоном
    Готовый сабвуфер закреплён на кузове из расчёта 15 g

    Корпус сабвуфера надёжнейшим образом прикрепили к кузову в нескольких точках (может, и не на 150 g, но уж на 15 g — точно), остальные компоненты установлены в багажнике на раме с электроприводом. При этом, поскольку при подъёме рама смещается в сторону спинок задних сидений, предусмотрели, что перед обслуживанием спинки должны быть откинуты вперёд. А чтобы избежать коллизий, установлены концевые выключатели, блокирующие работу привода в рабочем положении спинок, логику работы приводов определяет специально изготовленный релейный блок в левом крыле.

    К кабельной продукции отнеслись с традиционным для студии вниманием (помните, я говорил, что некоторые слышат...). Силовая проводка — DAXX, 2 и 4 калибра. Акустические кабели — Odyssey 2 от The Chord Company сечением 2,5 кв. мм с серебряным покрытием жил. Кабель к сабвуферу — раритетный Phoenix Gold Zero Point сечением 4 кв. мм. Межблочные кабели — Wire World Equinox, напрямую впаянные в плату лампового драйвера и подобранные попарно по длине для улучшения фокусировок, разъёмы RCA штампованные (не литые), включая центральный трубчатый контакт, с посеребрением и алюминиевыми корпусами того же производителя. По-моему, всё точно записал.

    Система в итоге получилась действительно редкостно гармоничной и при этом невероятно богатой по звучанию. И универсальная, жанровых предпочтений я не обнаружил, а это — лучшее свидетельство высокого уровня системы. А призовые места на соревнованиях АМТ (1-е в Казани, 1-е — в Краснодаре и 2-е в Нижнем Новгороде) подтверждают то, что я и сам услышал.


    RTA

    Я хотел в качестве комментария к АЧХ написать «без комментариев» и на этом завершить свой труд. Но один комментарий как-то напросился. От классической «лысенковской» АЧХ (а я их видел не одну, да и вы либо видели, либо можете, Интернет ещё не запретили) эта отличается только более «бустовым», нежели обычно, поведением в сабвуферном диапазоне. Да, собственно, это и есть буст, с которым система зазвучала, по словам создателей, вкуснее, чем без. Что касается всего остального, то я, с вашего позволения, откланяюсь, мне здесь больше сказать нечего.


    SQ

    Уже заочное (и, как я упоминал, давнее) знакомство с системой, честно говоря, настроило на длительное прослушивание. Оно таким и было — тестовый диск, потом «произвольная программа». Затем — показательная. После — специальная и выход «на бис». Ну не могу я ни к чему придраться, хоть увольняйте по статье. Ни одного призвука, ни одного резонанса ни от салона, ни от акустической системы. Тональный баланс великолепен, сцена — лучше некуда. Поверьте, всё было на месте — ощущались размеры всех тарелок и барабанов, локализация образов — идеальная.

    Звучание тёплое (ну не зря же лампы поставили), домашнее, при этом — с исключительно быстрой атакой, в том числе (и даже в особенности) — в басовой части спектра. При этом громкость вплоть до реалистично-концертной воспринимается без напряжения. Ровный и мягкий бас, исключительно детальная середина и верх. И на максимальной, и на средней, и даже на малой громкости звучание очень сбалансированное, слитное и комфортное.

    SUM
    Тип системы: мультимедиа
    Аудио: 3-полосный фронт + сабвуфер
    Источник/монитор: Alpine IVA-W505R
    Процессор: Alpine PXA-H800 + Alpine RUX-C800
    Линейный драйвер: Phant Audio Tube Driver Model Eight
    Усилители: Phoenix Gold Ti1600.5, S400.4
    Акустика: Morel Elate SW6, AD M35 Nео, Morel Supremo Piccolo
    Сабвуфер: Phoenix Gold SL12D4

    Студия: SoundLab
    Руководители проекта: Александр Степанов и Александр Лысенко

    Источник: журнал Автозвук, 10/2012
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa