Ведь именно у нас выросли чемпионы российского и европейского уровня, все их знают (Виктор Иванов, Андрей Косинов, да и многие другие). Грех было не воспользоваться их опытом и не получить от них дельных советов по постройке своей системы. Разумеется, лобовое копирование чемпионской системы и скучно, и невозможно — в автозвуке у каждого свой путь, свои цели и свои наработки. В общем, этот коротенький рассказ будет про мою вторую машину, первой была «Таврия». Зелёненькая такая, с нотками на бортах, думаю, многие её видели и помнят. Отличная была машинка, пережила кучу экспериментов над звуком, какой только техники в ней не побывало, дошла до финала ЕММА в Москве в 2009 году, правда там оказалась только пятой, бывает.
Пришла пора с «Таврией» распрощаться (о ней теперь только ник напоминает), на смену пришла ВАЗ-2108. Я долго искал именно такую машину: чтобы недорогая, но при этом — не убитая, чтобы могла без проблем преодолевать расстояния до городов проведения соревнований, а главное — чтобы её было не жалко для экспериментов с музыкой.
Итак, автомобиль куплен, нужна идея. Она пришла как-то сама собой, просто от взгляда в календарь. Шёл 2011 год, скоро 2012-й, на который уполномоченные выступать от имени древних инков запланировали конец света.
Нашли чем напугать... Мы тут всякого повидали: кризисы, путчи, деноминации, «Рабыня Изаура» и спирт «Роял». В общем, был составлен списочек, каждая дата проверена по «Википедии» и отдан дизайнерам на обработку. Списочек поместился на капоте, а календарик, который должен закончиться 21 декабря — на крыше. Художники, правда, увидев календарь, сказали, что до конца света и будут его рисовать, вырезая из плёнки на плоттере, а потом отколупывая каждый элемент иголочкой. Решено было попробовать интерьерную печать офсетным способом на плёнке, получилось вполне достойно. Вообще, конечно, дизайн готовился на всю машину, но решили остановиться только на крыше и капоте, перебор — тоже плохо.
Нестандартного решения требовал и интерьер, и вот тут я задумался. Сидел в Интернете, глядя на пейзажи Мексики, на пирамиды и остатки древней цивилизации, а в голове крутился ненавистный процесс обтягивания панели винилом, пошив алькантары (ну не нравятся мне швы с ниточками)... Может, покрасить? Нет, всё как-то банально... Пустыня... пирамиды... ну конечно! Песок! Материал совсем не автомобильный, где взять песок задуманного радикально чёрного цвета — не знал. Выручил аквариумный магазин, через два часа у меня на столе лежало 5 кг идеально чёрного песочка мелкой фракции, из которого потом понадобилось около 1 кг. Ну, запас карман не тянет, песок не золотой.
Часть техники сохранилась от «Таврии», часть поменялась, но осталась всё же монобрендовой Pioneer. Систему было решено строить по классической схеме: поканальная двухполоска, но с фронтальным сабом, в «Таврии» я так и не успел это реализовать, там саб остался в багажнике, а здесь решил продолжить эксперименты. Зима на Урале суровая, а с тёплым гаражом получилась накладка, поэтому к маю, началу соревновательного сезона, машина была, мягко говоря, не готова. Но с чего-то надо начинать, решил ехать в Ижевск на RASCA на том, что было. «Было» только фронт, на зашпатлёванной, но ещё не шкуренной панели и «голова», ни саб, ни усилители поставить не успел. Но в моём случае главным была разведка боем.
Труба из ПВХ диаметром 50 мм сделана точно под размер пионеровской пищалки. Отверстия насверлены для более прочного сцепления шпатлёвки с пластиком | Шпатлёвка со стекловолокном придала подиумам задуманную форму |
Отделка — змеиная кожа. Ни одна змея, впрочем, в ходе работ не пострадала | Окно в пластиковой облицовке центральной части консоли было расширено до нужных размеров... |
...укреплено с обратной стороны... | ...и теперь служит домом для блока индикации Funky-402 |
Посадочные места для мидбасов в торпедо: по периферии — скелет из перфорированной металлической ленты | За ленту прочно цепляется стеклопластиковая оболочка, полость под которой засыпана песком (с озера Шарташ) |
Полиэфирная шпатлёвка придаёт окончательную форму | Фронтальный сабвуфер: пригонка боковых стенок по месту |
Опорное кольцо динамика и окно для «чашки» терминалов | Все стыки укреплены полосками ковролина, пропитанного смолой |
Установка сабвуфера на место
Отдельное спасибо хотелось бы сказать «специалистам» одной из Екатеринбургских студий автозвука, назовем её условно «Шиномонтаж-проклейка-автозвук», куда предыдущий хозяин отдал машину на «шумоизоляцию». Почти месяц был потрачен только на то, что бы отдирать что-то не то, налепленное ими куда-то не туда, причём, похоже, за немалые деньги. Зато после очистки металла и пластика до исходно девственного состояния проклейка делалась с особой тщательностью, не жалел сил, времени и средств. Результат вполне ощутим, например, после проклейки крыши всего в один слой тем, чем нужно и так, как нужно, капли дождя падающего на крышу, больше не были слышны.
Дальше всё, в общем-то, как обычно — пилить, строгать, смола, шпатлёвка, машина доделывалась и настраивалась в перерывах между соревнованиями и к концу сезона 2011 была практически подготовлена к финалу, но обстоятельства сложились так, что на финал я не попал.
Зима 2012 была более благосклонна к моему хобби, а потому и сезон 2012 получился намного более удачным. Удалось посетить почти все этапы RASCA в классе «Ultimate», которые по расстоянию оказались в пределах здравого смысла, насобирать «прозрачных звездочек», а главное — пообщаться с единомышленниками, участниками и судьями RASCA. Спасибо парням (и девчонкам) из команды RASCA и лично Роману Жданову за проведение этого сезона, он получился очень душевный, максимально дружественный к участникам, с огромным количеством призов и подарков (за это — другое спасибо, спонсорам).
Теперь о том, как делалась машина, тут, как говорится, проще один раз увидеть.
При изготовлении облицовок передних стоек под твитеры канализационная труба диаметром 50 мм как родная приняла пионеровскую пищалку TS-T031PRS, шпатлёвка-«волосянка» придала им форму, а шкурка искусственной змеюки — внешний вид.
Сварщик ко времени не подоспел, и бокс для усилителей оказался из неметаллических материалов | Как ни парадоксально, но вибродемпфирование подкрылков даёт эффект |
Дела проводные: автомат под капотом с шестигранником оперативного назначения | Разделка «Монстрика» под новые разъёмы |
Готовые межблочники | Блок предохранителей на месте отсутствующего штатного динамика |
Светящаяся (при определённых условиях) вышивка на подголовниках | Календарь инков. Может, ещё обойдётся? |
Верхняя накладка торпедо, запланированная как место установки мидбасов, при ближайшем рассмотрении оказалась очень хлипкой конструкцией, внутри слабенький жестяной каркас, пришлось придать конструкции необходимую жёсткость, были даже мысли бросить эту затею и сделать деталь заново, но лень победила. Как и было задумано, внешние поверхности были отделаны «пескокомпозитом» из арсенала аквариумистов, внутренние полости тоже заполнены песком, только попроще, с южного берега озера Шарташ.
Для того чтобы в корпусе сабвуфера набрать необходимые по расчёту 19 л, ему понадобилось придать довольно хитрую форму, поначалу думал даже, что придётся пожертвовать печкой, но в итоге и её удалось сохранить. Все стыки фанерных панелей тщательно проклеены смолой, а для дополнительной прочности, а заодно и герметичности заклеены полосками карпета, пропитанного смолой.
Проводке в машине уделялось особое значение, ведь она готовилась для соревнований. Первым делом были выкинуты убогие штатные клеммы АКБ, их место заняли медные, закрытые прозрачными крышечками. Для установки главного предохранителя в магазине «Юный гипсокартонщик» был подобран металлический кронштейн, на нём же разместились несколько предов и шестигранник для быстрого скидывания клемм. Вся проводка защищена неразрезной гофротрубой и идёт по специальным пластиковым площадкам, приклёпанным к кузову через 10 — 15 см. Проход в моторный щит защищён резиновой втулкой. Блок предохранителей головного устройства, индикации и проводов REM занял почётное место в месте левого штатного динамика.
Общая концепция размещения техники была добиться минимальной длины кабелей, что подразумевало расположение всей аппаратуры в салоне. Изначально планировалось попытаться упихать оба усилителя в недра торпедо, благо «цифровые» усилители PRS небольшого размера и практически не нагреваются. Идея как-то не прижилась, зато появилась другая: немного потеснить пассажира и разместить всё хозяйство у него в ногах. Сидеть там станет менее удобно, но я там не езжу, а редкий пассажир потерпит, не убудет его. Зато длина межблоков получилась около метра, питание — чуть больше двух, а акустические кабели и того меньше.
Из алюминиевого профиля были нарезаны кусочки для рамы, но знакомый аргоновый сварщик как назло заболел, а до соревнований оставалось меньше недели, пришлось по-быстрому сколхозить такую же конструкцию из подручных материалов. Там же расположился конденсатор и вентиляторы с выдранной из компьютера системой управления ими. Сверху — лист фанеры, обтянутый карпетом, и коврик.
После установки усилителей в ногах пассажира длина межблочных кабелей стала порядка 1м, что по-аудиофильски очень правильно, помнится та байка про косинус 0,99998. Готовые кабели такой длины достойного качества не нашлись, зато нашёлся «Монстрик 402» длиной 5 метров, его и пришлось разделывать и оконечивать. Конечно же, правильными аудиофильскими разъёмами, припаянными правильным аудиофильским серебряным припоем.
К числу мелких радостей относятся вышивки на подголовниках, которые светятся в искусственном свете, и виброизоляция подкрылков по совету Александра Григорьева (IDIAN). Я сначала не верил, что это будет работать, а оно реально работает. И будет работать, в отличие от инков я сезон 2012 года последним не считаю.
Сергей ДУБРОВ aka Tavrovod, Екатеринбург
Источник: журнал Автозвук, 11/2012.
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором