Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер с докладом! CD-ресивер Clarion DXZ928R. Другой High End

    High End можно рассматривать как ценовую категорию - тогда речь будет идти, в основном, о презренном металле. А можно - как явление в развитии аудиотехники, где есть свои постулаты, тенденции и направления. Насколько они применимы к аппаратуре автомобильной - это интересный (и не только философский) вопрос, в котором мы сейчас попытаемся разобраться.
    Начнём с презренного металла, чтобы покончить с этим и заняться делом. CD-проигрыватель или акустика для домашнего использования имеет хоть какое-то право претендовать на хай-энд, если цена его превышает 1200 — 1500 у.е., и то с обязательным и немного обидным дополнением «доступный». И только начиная примерно с четырёх тысяч тех же самых единиц начинается уже High End настоящий. Вроде как недоступный. Получается, что у «домоседов» дороже полутора кило за функциональный аналог автомобильного головного устройства — это дорого, а от четырёх — очень дорого. Как мы знаем, бывают компоненты и за 20, и 50 тысяч, но социального значения они не имеют, поскольку круг их потребителей уже, чем декабристов. В car audio рубеж для головных устройств, который можно обозначить как «дорого», пролегает где-то в районе 500 родных условных, а «очень дорого» — это всё, что выше тысячи. Даже если отвлечься от того, что в действительности понятие «источник» в автомобиле куда шире, чем дома, получается, что по ценам наша отрасль как минимум втрое демократичнее. Тем не менее, узнав от дистрибьютора значение розничной цены на DXZ928R, мы несколько раз переспросили, не полагается ли ещё единички перед 525, может, мол, затёрлась, или клякса какая... Нас несколько раз уверили: ни клякс, ни затёртостей нет, цена именно такая. К этому времени аппарат был уже основательно изучен, поэтому достаточно серьезная, в принципе, цена в полтыщи нами воспринималась как малоправдоподобная — настолько насыщенным оказался аппарат. Он представляет собой, по существу, объединение в одном корпусе нескольких устройств, каждое из которых (даже этого же производителя) по цене оказалось бы сравнимым со стоимостью их суммы в виде DXZ928R.
    Рожденный в уютных квартирах постулат, гласящий, что сумма специализированных компонентов будет работать лучше, чем один комбинированный, звучит убедительно. В первую очередь это применимо к усилителям мощности и всяческим слаботочным устройствам, которые, действительно, лучше держать порознь. В домашнем хай-энде это незыблемое правило, но и у нас головные устройства достаточно высокого класса делаются без усилителей или, по крайней мере, с возможностью их отключения. Но дальше этого в car audio не идут; известны единичные попытки разнести тюнер с CD-ресивером или вынести из ресивера ЦАП, но выделять в отдельное устройство предусилитель с выбором источников — извините. Выигрыш мизерный, а головной боли с коммутацией этого всего не оберёшься. Да и место ещё найти надо. То есть второе отличие в том, что наш хай-энд не только демократичнее, но и не столь ортодоксален, как его домашний прообраз.
    И, наконец, третий постулат, он же — главный. Краеугольный камень веры хай-энда заключается в том, что «путь прохождения сигнала должен быть возможно короче». Отчасти оттого и расцвели пышным цветом ламповые конструкции, что они позволяют на двух лампах собрать один усилитель, ещё на одной — корректор, а коммутатор и вовсе лучше сделать пассивным. Хотя даже с помощью обыкновенной линейки можно попытаться определить, где будет «короче» путь сигнала — в операционном усилителе или в лампе, не говоря о трансформаторе, тут и линейки не хватит. Идеология укорочения сигнального тракта совершенно не допускает использования регуляторов тембра (в крайнем случае, должна быть обеспечена возможность его обхода — bypass), а такие слова, как «эквалайзер» и, тем более, «цифровой звуковой процессор», воспринимаются хай-эндщиками не иначе как трёхэтажные.
    Если мы встанем на такую же позицию, то придём к однозначному выводу: музыка в машине невозможна. Настолько несовершенен автомобильный салон в роли комнаты для прослушивания. В нормальной комнате можно потребовать, чтобы время реверберации составляло 30 ± 3 мс, уровень акустического фона был не выше 30 дБ, отражённое излучение в точке (!) прослушивания хотя бы на 12 дБ ниже прямого и, кроме того, чтобы помещение было свободно от резонансов, по крайней мере, выше частоты 40 Гц. Это — эталон, но эталон практический и достижимый, пусть с усилиями и затратами. У нас в машинах время реверберации 3 — 5 мс (по исследованиям Bosch Gruppe), уровень фона и отражений — сами знаете, у кого не «Лексус», конечно. Да и у кого «Лексус» — тоже...
    Что же касается резонансов, несколько лет назад, заинтересовавшись этим вопросом, я провёл измерения в нескольких «народных» седанах (жигулёвская «классика» и «зубило», Renault 19) и универсалах (Ford Sierra и Skoda Felicia). Результаты этого эссе в части, касающейся нижних частот, были впоследствии творчески осмыслены при подготовке статьи «Право на передачу» («АЗ» №8/2000) про компрессионный эффект в салоне. А выше по частоте, то есть за пределами темы той статьи, были получены результаты, достойные фильма ужасов. Чередующиеся горбы и впадины на частотах около 250 Гц (высотой от 4,5 до 10 дБ), 500 Гц (4 — 9 дБ), 800 — 1000 Гц (3 — 6 дБ) и 1600 Гц (1,5 — 5 дБ). Частоты и глубина пиков-провалов менялись от машины к машине, но общая закономерность сохранялась, а главное — присутствовали они везде. Впору схватиться за голову и начать капитально переделывать зал. Но ведь нельзя — в этом «зале» надо ещё ездить. И раз мы ничего не можем поделать с характеристиками помещения, надо пытаться исправить картину электронными методами, раз и навсегда забив на священную догму домашнего хай-энда. Написано же на некоторых машинах: «Не уверен — сиди дома!».
    Вот именно такой подход и продемонстрировали разработчики CD-ресивера Clarion DXZ928R. Фирма его рассматривает как головное устройство класса High End (по уже упомянутой причине в данном случае уместным будет определение «доступный»), но при этом ресивер снабжён регулировками всего, о чём было сказано выше, а в дополнение ещё и декодером Dolby Pro Logic II (DPL). Но чтобы легче было понять, что к чему, начнём по порядку. С интерфейса, то есть.
    Шина Ce-NET позволяет управлять чейнджером, телевизором и тюнером DAB (цифрового вещания) той же фирмы. Раньше в обязательный перечень входил ещё и цифровой звуковой процессор (DSP), но теперь это без надобности, поскольку такой же процессор, даже круче, уже сидит внутри «головы». Два гнезда входа AUX как раз и предназначены для звуковых сигналов видеомагнитофона или DVD-проигрывателя, благо декодер имеется. Выходов три пары. Первые две — понятно, фронт и тыл, а вот третья пара — программируемая. Самый простой вариант — нефейдерный стереовыход, который пригодится для подключения усилителя сабвуфера со своим фильтром НЧ. Второе — это тоже традиционно — сабвуферный, тоже стерео, выход с перестраиваемым ФНЧ на 50, 80 или 120 Гц. Для выходов Front и Rear можно задействовать ФВЧ с тем же набором частот среза, причем всё и всюду устанавливается независимо. И, наконец, третья пара выходов переводится в режим «сабвуфер + центр», и тогда шесть выходов DXZ928R превратятся в 5.1, как полагается нормальному декодеру Dolby Pro Logic II.
    Принципиальное отличие DPL II от известного всем Pro Logic заключается в том, что обработка сигнала ведётся в цифровой форме. Поэтому фазовые нерегулярности, которые неизбежны при аналоговом сложении, не играют решающей роли, а значит, диапазон тыловых каналов уже не ограничивается частотой 12 кГц и достигает 20 кГц. Поэтому же тыловые каналы удаётся сделать стереофоническими; чтобы противофазные басы не «уничтожали» друг друга, вводится декорреляция. Цифровая схема позволяет плавно «размазывать» сигнал центра между динамиками фронта и центра и аналогичным образом — между фронтом и тылом.
    По фирменной терминологии DXZ928R являет собой «устройство двойного действия», что, в частности, означает, что передняя панель — это чисто кнопочная станция, без дисплея. Панель с алюминиевой накладкой, очень плоская и компактная, толщиной всего около 10 мм, снимается и ставится очень легко. Энкодер в центре панели не выступает над её поверхностью, но благодаря большому диаметру и ребристой торцевой поверхности идеален для непринуждённого вращения одним пальцем. Прочие органы управления сделаны намеренно меньше, чем можно было позволить при большой площади панели управления, поэтому расположились широко и непринуждённо. Подсветка кнопок и энкодера выбирается между зелёной и красной. Зелёный цвет более дружественный, но он хуже сочетается с синим крестом настроек. Чтобы увидеть дисплей, надо нажать кнопку Open, и тогда передняя панель съедет вниз по довольно причудливой траектории. Теперь на отсутствие дисплея грех жаловаться. Их открывается сразу три. Приоритетом здесь пользуются PS при работе ЧМ-тюнера или заголовок/CD-текст при воспроизведении дисков. Если вещатель не работает в RDS, а у диска нет заголовка (CD-текста нет, а вы поленились свой вписать), то придётся ограничиться некрупной информацией, вынесенной в правое нижнее окно дисплея. Вверху — либо Screen Saver развлекает вас картинками, либо выводится информация о работе звукового процессора, эквалайзера и DPL II. Третий дисплей, необычной круглой формы, даёт информацию о настройках звукового процессора, наиболее наглядной является настройка «по местам», занимаемым слушателями в машине. Регулятор Contrast позволяет подобрать почти любой угол наблюдения. Диммер имеет пять ступеней глубины пригасания и срабатывает не только по включении габаритного освещения, но и от собственного датчика освещённости. Если по большому счету — единственный по-настоящему достойный третьего тысячелетия алгоритм. И скандинавам будет приятно, а то у них из-за дневного включения фар вечно всё наперекосяк.
    Увлёкшись наблюдением за многоэкранным дисплеем, можно не сразу заметить, что щели для CD по-прежнему не наблюдается. И правильно, пока время не пришло, нечего пыль собирать. Загрузочная щель открывается после нажатия на рычажок справа, тогда блок дисплеев смещается на несколько миллиметров книзу, открывая путь компакту. Компакт затягивается в привод, как только первые два сантиметра оказались внутри аппарата, «Клэрион» его буквально выхватывает из рук, после чего щель снова прикрывается дисплеями, а выдвинутая вперёд панель управления возвращается в прежнее положение, по дороге сделав пару затейливых эволюций, видимо, от радости, что так хорошо всё складывается. Компакт вот дали, будет чем заняться... Кстати, панели управления не обязательно оставаться в подвешенном состоянии. Нажатием на кнопку её можно вернуть в убранное положение, оставив себе все необходимые органы управления, но без индикации. Как в домашнем хай-энде.
    А вот не как в домашнем хай-энде — цифровой звуковой процессор. В него входят два независимых устройства, P.EQ и VSE. P.EQ — это трехполосный параметрический эквалайзер, который может работать вместо обычного регулятора тембров (но не одновременно с ним). Помимо регулировки по своему выбору, можно воспользоваться одной из шести предустановок эквалайзера, призванных корректировать наиболее вероятные особенности акустики салона. Эти предустановки названы по типам кузова (SEDAN, VAGON, MINI VAN), по две для каждого типа. А хотите — сами сотворите и внесите в память до 6 корректирующих кривых, для чего желательно, конечно, иметь анализатор спектра и сопутствующие принадлежности. Устройство VSE имеет два режима: STD и PRO. В стандартном вы, во-первых, можете внести плавные коррекции АЧХ, которые тоже уже приготовили для вас заботливые разработчики. Кроме того, по желанию вносится необходимая реверберация, позволяющая эмулировать условия той самой (или другой) комнаты для прослушивания. Для этого вы должны задать степень диффузности (то есть уровень реверберации), а также длину и ширину салона в относительных единицах. В режиме PRO установки действительно потребуют известного профессионализма. Впрочем, и профессионал может сачкануть и просто установить требуемую позицию слушателя из набора Front-L, Front-R и т.д. Но можно для каждого из громкоговорителей (в том числе для правого и левого сабвуферов) выбрать относительный уровень громкости и временную задержку (в сантиметрах) от 0 до, извините, 500. Наконец, «Клэрион»-затейник снабжён ещё системой автоматического управления громкостью в зависимости от скорости движения. Только для начала работы он должен определить уровень фона в вашем «помещении», калибровка производится в движении при скорости 50 км/час.
    В комплекте к CD-ресиверу прилагается «рулевой» пульт ДУ. Пульт, надо сказать, простейший — позволяет только выбирать источники, переключать диапазоны (банки пресетов) тюнера и треки. Крепится пульт ремешком с липучкой, поэтому установить его на руль или, как бывает, делают, на рычаг ручника, проблем не составит.
    В тюнере один объединённый банк отведён под оба АМ-диапазона (средних и длинных волн). Автонастройка тюнера на шесть станций длится пять-шесть секунд. Если AF не включён, то RDS-станции приоритетом не пользуются и запоминание идёт по убыванию мощности. Различаются 29 типов программ. Поиск и ожидание заданного PTY оформлены как единая функция — либо вы включаете поиск сразу, либо система переходит в режим ожидания. Есть и функция CT.
    CD-проигрыватель читает текст и позволяет вводить свои заголовки не только для дисков, но и для телевизионных станций. Диском не включается, поскольку в выключенном состоянии передняя панель закрывает дисплей, а значит, и рычажок, открывающий слот диска. Но выгрузить его из выключенного аппарата можно: когда внутри диск, панель охотно съезжает вниз. И даже функция «спрятать диск» предусмотрена. Есть и все три стандартные функции воспроизведения, при управлении чейнджером число этих режимов предсказуемо удваивается.
    Перед прослушиванием процессор был отключён, VSE переведён в режим «фейдер/баланс», а P.EQ — в Bass/Treble. Как обычно, всё — «по нулям».
    Звучание аппарата отличалось выдающейся микродинамикой, но в некоторых местах ему не хватало воздуха. В скрипках можно было без труда различить каждое движение смычков, но характер их показался выровненным. Бас с хорошей атакой и немного сглаженным рельефом — излишне напористый. Контрабас норовил всегда и во всём занять главенствующее место. Верх заметно жёсткий, хотя и не лишённый музыкальности, тарелки звучали даже приятно. Вокал звучал натурально, но так любимые всеми экспертами Rebecca Pidgeon и Diana Krall держались сегодня не слишком приветливо, даже отчуждённо.
    Интересно, что в лабораторных условиях введение почти любых корректировок субъективно приводило к снижению качества звука. При включении VSE бас становился более агрессивным, а POSI делала его расплывчатым и всеобъемлющим. При этом, правда, натуральнее звучали духовые, да и скрипки прибавляли живости. Но здесь надо иметь в виду, что основное прослушивание аппарата проводится через дорогие наушники и профессиональный режиссерский пульт — это практически идеальные условия. А Clarion DXZ928R рассчитан как раз под реальные условия автомобиля, которые очень далеки от идеала.
    Чтобы проверить, как работает система Dolby Prologic II, пригодился диск, выпущенный германским журналом «Stereoplay», где записи, в том числе известные, были обработаны по алгоритму DPL II, и здесь уже пришлось подключить аппарат к входам «театрального» усилителя. Действительно, отзвуки и шум зала в записях, сделанных в гулком помещении собора, разложились так, как им надлежит, а в клубных записях аплодисменты слышались сзади, а не спереди, как в обычной фонограмме, отчего возникает обидное ощущение галёрки. Особенно эффектно, разумеется, прозвучали специально припасённые для этого диска дорожки со звуками живой природы, собственно, основное назначение DPL II — расшифровка саундтреков видеофильмов. Ощущение возникало, действительно, будто налицо полная многоканальная система, с тотально независимыми каналами.

    Clarion DXZ928R (серийный №0000105)
    ЧМ-тюнер
    Чувствительность, мкВ 1,2
    Полоса частот, Гц (-3 дБ) 20 — 17100
    Отношение сигнал/шум, дБА 69
    Уровень сигнала на линейном выходе, В 1,25
    CD-проигрыватель
    Неравномерность АЧХ (20 Гц/20 кГц) -0,8/+0,3
    Отношение сигнал/шум, дБА 86 — 91
    Переходное затухание, дБ (1 кГц) 80
    Динамический диапазон, дБ (EIA/EIAJ) 97
    Вибростойкость, мм 55
    Уровень сигнала на линейном выходе, В 2,5
    Аудиосекция
    Выходная мощность,
    Вт RMS (к.н.и. = 1%) 15,6
    Регулировка тембров, дБ
    ВЧ ±12,5
    НЧ ±12,5

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    CD-ресивер
    КТО
    Clarion DXZ928R
    ПОЧЕМ
    $525
    ЭТО — ПЛЮС
    Набор возможностей, который ни разу
    не встречался в одном аппарате
    Остроумная компоновка
    Броский внешний вид
    Универсальность (музыка-мобильный театр)
    ЭТО — МИНУС
    Сложное управление
    многочисленными функциями
    Неидеальная реализация фильтра ВЧ
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Беспрецедентно могучее
    цифровое устройство
    РЕЙТИНГ
    Радио 8
    CD 8
    Оснащенность 10
    Эргономика 8
    Звук 8
    Итог 43/50

    Первый график иллюстрирует работу регуляторов тембра (когда P.EQ отключён). Видно, что инженеры отошли от пресловутых «100 Гц/10 кГц» и выбрали другие центральные частоты — 50 Гц и 12,5 кГц. Первое особенно приятно, поскольку теперь, прибавляя бас, вы не будете насиловать мидбасы, а обратитесь по правильному адресу — к сабвуферу.
    На следующем графике мы показали, как работает параметрический эквалайзер. Выбраны были два канала из трёх возможных. Центральные частоты для примера взяты 250 Гц и 4 кГц. (Вообще, центральные частоты выбираются с интервалом 1/3 октавы от 20 Гц до 20 кГц). Точность попадания стопроцентная, но мы уже привыкаем иметь дело с цифрой, и это нас перестаёт удивлять. Глубина регулировки ±12 дБ при добротности от 1 до 7. Если выбрать Q = 20 (самый узкий пик), то получится примерно ±10 дБ. Диапазон регулировки полосы, конечно, уникальный. В положении Q = 20 ширина полосы коррекции по уровню 0,5 составляет 1/6 октавы, а при Q = 1 это превращается в полные две с половиной октавы. Такого давно не приходилось видеть.
    Характеристики тюнера сюрпризов не преподнесли, в частности, немного пониженная чувствительность в сочетании с низким уровнем шумов и хорошей АЧХ. Судя по всему, в технологии аналогового приёма ничего нового уже и не будет, кто из производителей чего достиг, на том и стоять будет. У CD-проигрывателя неравномерность АЧХ несколько повышена, но эти 0,3 дБ можно только измерить, а услышать — вряд ли. Относительный уровень шумов явно зависит от включенных функций обработки сигнала, но даже в самом тяжелом случае не поднимается выше -86 дБ, а ведь ещё несколько лет назад и 80 дБ для DSP считалось неплохим результатом. Что же до показателей переходного затухания и динамического диапазона, то они нас приятно удивили. Вибростойкости тоже хватит в любых условиях эксплуатации, кроме откровенно варварских. В ЦАПе используется БИХ-фильтр. Полярность сигнала при всех его перипетиях не нарушена.

    Следующий график показывает три из пяти заводских корректировок АЧХ, записанных в память VSE. Обратите внимание на масштаб — 5 дБ на клетку, поэтому, к примеру, Bass boost даёт подъём басов всего на 6,5 дБ, то есть действует вполне цивилизованно.
    Работа фильтров ВЧ и НЧ на выходах Front (Rear) и Sub. Что касается ФВЧ, то в зависимости от частоты среза у него меняется и добротность, и крутизна (между 6 и 12 дБ/окт.). Это, прямо скажем, не шедевр схемотехники. А сабвуферный ФНЧ — супер, вопросов нет. Частоты среза выбраны самым толковым образом, а крутизна, как и следует для сабвуферного фильтра, 18 дБ/окт.
    Вот это самое интересное. Каковы же представления инженеров «Клэриона» о типичной акустике салона на средних частотах? На графике показаны корректирующие кривые, подготовленные изготовителем для разных типов кузова. Если помните, в начале статьи я упоминал о частотах резонанса салона. 250 Гц — есть они? На четырёх из пяти кривых на этой частоте вводится затухание от 4,5 до 7 дБ. От 800 до 1000 Гц есть? Есть, точнее, от 800 до 1300 вводится затухание 3 — 7 дБ. После горба идёт впадина, поэтому на частоте 1600 Гц должен быть подъём. На трёх кривых из пяти он есть, правда, на 2000 Гц. Ну, видно, у них статистика другая (может, вазовской «классики» не смогли достать). Почему нет сходного подъёма на 500 Гц? Ну, во-первых, параметрик здесь трёхполосный, на четыре полосы не хватает. Во-вторых, если приходится выбирать, править «торчки» или «ямы», вам любой скажет: прежде всего — «торчки». Они и более слышны, и меньше вероятности возникновения здесь местных перегрузок тракта. Главное, что вы любую из кривых можете выбрать за основу и преобразовать её по своему вкусу. Впрочем, как было уже сказано, одним вкусом тут не обойтись, надо иметь ещё анализатор спектра с измерительным микрофоном.
    МЁД & ДЕГОТЬ

    Прошу сразу обратить внимание на то, что это первое головное устройство, получающее 10 баллов за оснащённость. И то мало. На сегодня я не знаю ни одной «головы», которая сравнялась бы с этой по своим функциональным возможностям. Вот, правда, управлять всей этой могучей техникой не так просто, и за эргономику оценку можно было бы снизить. Но исключительно остроумная кинематика передней панели заслуживает отдельного премиального балла. Но главное — DXZ928R демонстрирует принципиально новый подход к мобильной аппаратуре высокого класса. Если ортодоксальный хай-энд ориентирован на безукоризненное звучание в идеальных акустических условиях, то здесь поставлена задача максимально приспособить аппарат под существующие акустические условия. Смотрите: и недостаточное время реверберации, и нелинейность характеристики звукопередачи, и неодинаковое расстояние до громкоговорителей, и даже изменяющийся уровень фона — всё учтено. Задача, несомненно, трудная, но никто ещё не решал её так основательно, как новый «Клэрион».

    Источник: журнал Автозвук, 06/2002.Юрий ЕВТУШЕНКО
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Clarion DXZ928R
    Clarion DXZ928R
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa