На рассвете чёрный дрозд поёт,
Бери крылья и лети вперед
На восход
Дж. Леннон, П. Маккартни, «Blackbird» (пер. М. Ширяева)
Бери крылья и лети вперед
На восход
Дж. Леннон, П. Маккартни, «Blackbird» (пер. М. Ширяева)
Какого дрозда? Чёрного, трудно не заметить. Или певчего? И это тоже будет правильным ответом. Оба орнитологических признака появились одновременно.
При рождении это был обыкновенный Harley-Davidson CVO Electra Glide Ultra Classic. Но мало ли кого как звали при рождении. У китайцев вообще при рождении дают временное имя, позже, вместе с зубами, оно сменится постоянным. Откуда было в момент рождения (в г. Милуоки, штат Висконсин) знать, что именно этому CVO Electra и так далее суждено стать чёрным и певчим.
Каждый владелец «Харлея» стремится придать своему двухколёсному чуду неповторимый облик. Вообще-то, не только «Харлея», но сейчас речь не о них, тем более что технология неповторимости разнится от марки к марке, уж извините за тавтологию.
Проще всего что? Поставить хромированные аксессуары и обвес, купить подходящий прикид — и в путь. А можно... Впрочем, вы уже видите, как можно. Задача была сформулирована буквально и математически в трёх словах: «чтобы ВСЕ оглядывались». Нужного эффекта решили добиться путём придания аппарату максимально демонического вида. В результате «демонизации» от «родного» мотоцикла осталось немного — двигатель, рама, заднее колесо. Переднюю подвеску доработали, руль и переднее колесо заменили, кофры, сиденье, крылья изготовили «с нуля». Двигатель получил новый воздушный фильтр, даже самый бросающийся в глаза признак «Харлеев» — крышку картера в виде гигантской запятой на левом борту — очернили порошковой краской. Теперь те, кто дал мотоциклу первое, детское имя, его едва ли узнали бы. Но оглянулись бы наверняка.
Так, а если ночь на дворе? На что оглядываться? На звук, известно на что. Он на «Чёрном дрозде» построен по той же математической формуле: «чтобы оглядывались ВСЕ». От перемены мест число оглядывающихся не меняется.
Даже знаменитая харлеевская «запятая» на левом борту радикально почернела | Усилитель расположился в самом неожиданно месте, увидеть его можно только после частичной разборки |
Чтобы опознать в кругляке под спидометром пищалку, необходимо знание предмета | Новый воздухозаборник. Performance. Кто бы сомневался... |
Компоновка акустики решительная, согласитесь | iPad крепится за откидной рамкой, запирающейся на ключ |
Все динамики установлены фронтально, одна пара мидбасов — на дугах в закрытых корпусах объёмом по 5 л, вторая — в ветровом козырьке примерно в таких же акустических условиях. Врезанные в плоскость приборной панели пищалки неопытный глаз опознает не сразу, настолько мало они похожи на то, чем являются, и настолько удачно они стилистически перекликаются с кругляками спидометра и тахометра.
Как вы уже могли заключить по материалам этого номера, самое увлекательное (и непредсказуемое) в создании мотосистемы — выбор головного устройства. В данном случае источником сигнала (а стало быть, и певчести чёрного дрозда) стал культ и фетиш цифровой эпохи — планшет iPad. То есть под рукой и перед глазами не только кино (ну ладно, это уже слишком) и музыка (а вот это как раз то, что нужно), но и навигация, Интернет и вообще всё, что уже есть или ещё будет создано для этой платформы.
Планшет съёмный, на месте его удерживает откидная рамка. С замочком и ключиком, сами понимаете. Под рамкой слева — кабель с разъёмом для подачи питания, с правой стороны — кнопка включения с рычажком, воздействующим на штатную кнопку планшета. Этот узел потребовал некоторой изобретательности и точной подгонки, но с задачей справились.
Звуковой сигнал берётся с планшета в цифровом виде и подаётся по каналу Wi-Fi на специальный модуль Wi-Fi DAC, привезённый для этой цели с родины «Харлеев». У нас такие пока не продаются, но это вопрос времени, вещь очень полезная. Никакой дополнительной коммутации, нет потерь сигнала и наводок, а качество очевидным образом выше, чем при подключении через гнездо для наушников. Вряд ли стоит объяснять, что ЦАП и усилитель в планшете явно не аудиофильского класса.
Здесь, заметим, передавать сигнал пришлось совсем недалеко — на несколько сантиметров. Усилитель Alpine PDX-5 скрыт в недрах ветрового щитка прямо за планшетом, причём место его установки пришлось выверять с точностью буквально до миллиметра — настолько там всё плотно скомпоновано. Сохранился лишь один снимок рабочего процесса, но и он даёт некоторое представление об устройстве этой части системы. Чтобы брать от жизни всё, каждая пара мидбасов подключена к своей паре каналов усилителя: одна напрямую, вторая — через пассивный кроссовер, отделяющий сигнал для пищалок. К пятому каналу подключен... подождите, сверюсь со схемой. Ах да, конечно. Сабвуфер. А я-то голову ломаю, зачем пятый канал...
Само собой, при «громком» подходе к проектированию системы и сабвуфер требовался громкий и выносливый. Взяли десятидюймовый Hertz HX-250 из модельного ряда Hi-Energy, в конструкции которого учтены особенности длительной работы на большой мощности. Акустическое оформление ему выбрали максимальной эффективности, филармонические жанры как-то не рассматривали в качестве главного приоритета, поэтому вариант закрытого корпуса тоже остался без рассмотрения. Фазоинвертор объёмом 22 л с портом, настроенным на 60 Гц — то, что нужно для «уличного» баса, он полностью занимает левый кофр и довольно традиционным для мотоциклетных систем образом играет «в колесо», и диффузором, и портом фазоинвертора. Теперь полёт чёрного дрозда не останется незамеченным. Ни в какой части спектра. Ни в какое время суток...
RTA
В области нижних частот на АЧХ довольно хорошо прослеживаются особенности использованной акустики и условий её работы. Максимум отдачи сабвуфера приходится примерно на частоту его настройки, впрочем, и ниже остаётся очень даже немало. Всплеск на 100 — 120 Гц обязан своим происхождением характеристикам мидбасов, у них нетипично высокая для такого калибра резонансная частота, причём дело именно в головках, а не в объёме оформления, для SV 165 5 л — это не так уж мало. Выше 150 — 200 Гц турбулентности практически исчезают, и голос чёрного дрозда оказывается (даже на удивление) ровным и спокойным. Это не совсем совпадает с субъективным восприятием, но затем мы и делаем оценку обоих видов, ушами и прибором, что выводы не всегда совпадают.
SQ
В области нижних частот на АЧХ довольно хорошо прослеживаются особенности использованной акустики и условий её работы. Максимум отдачи сабвуфера приходится примерно на частоту его настройки, впрочем, и ниже остаётся очень даже немало. Всплеск на 100 — 120 Гц обязан своим происхождением характеристикам мидбасов, у них нетипично высокая для такого калибра резонансная частота, причём дело именно в головках, а не в объёме оформления, для SV 165 5 л — это не так уж мало. Выше 150 — 200 Гц турбулентности практически исчезают, и голос чёрного дрозда оказывается (даже на удивление) ровным и спокойным. Это не совсем совпадает с субъективным восприятием, но затем мы и делаем оценку обоих видов, ушами и прибором, что выводы не всегда совпадают.
SUM
Тип системы: аудио
Аудио: 2-полосный фронт + сабвуфер
Источник: iPad
Усилитель: Alpine PDX-5
Акустика: Hertz ST 25, SV 165
Сабвуфер: Hertz HX-250
Студия: Мото Бутик «Road Life»
Руководители проекта: Валерий Иванов, Игорь Гоглов
Источник: журнал Автозвук, 10/2013
От простой системы до сложной «поканалки». Недорого. Тест головного устройства Prology CMD-400 со встроенным 8-канальным аудиопроцессором