Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • CITROEN C4 COUPE ДИЖОНСКАЯ ГОРЧИЦА

    ДИЖОНСКАЯ ГОРЧИЦА

    Автозвук №09 2006 года. Системы. CITROEN C4 COUPE.

    Студия DELLSON, Руководитель проекта ДМИТРИЙ ШУБИН, ОЛЕГ ПИНДИЧУК.

    Рубрику ведет: АЛЕКСАНДР СЛАДКОВСКИЙ.

     

    Есть вещи, которые умеют делать только французы. Шампанское и коньяк в данном случае – не лучшие примеры, хотя в общее правило тоже вписываются.

     

    Не лучшие, потому что,  во-первых, у других,  бывает, тоже получает­ся. А кроме того, сопоставитель­ные опыты в этой части потреби­тельского рынка этим летом ока­зались сильно затруднены гениаль­ными отечественными алкоголь­ными программистами. Есть при­меры более яркие. Город Дижон (километров 200 от Парижа на юго-восток), например, известен только двумя достижениями, со­вершенно невоспроизводимыми за пределами дижонского региона. Первое — «Кир де Дижон», апе­ритив, образуемый смешением бе­лого вина и черносмородинного ликёра. Вино может быть любое (только не никакое, как сейчас в наших магазинах), а вот Creme de Cassis должен быть непременно de Dijon, в противном случае мы из­влечём лишь вульгарную притор­ность из этого самим богом нам подаренного напитка. Поверьте на слово, эксперимент затруднён по уже упомянутым причинам.

     

    Второй, более известный пред­мет дижонской славы — горчица. Дижонскую горчицу вам предложат в любом супермаркете, общее с аутентичным продуктом у неё будет название. В лучшем случае. Честное слово, в одном магазине видел «Дежонскую». Превед, что называется, красавчеги.

     

    Истинный продукт, имеющий право на родовое имя, неповто­рим ни по вкусу, ни по цвету. Вкус — это не для страниц журнала, достаточно сказать, что оставлен­ная на столе во время ужина склянка пустеет силами двух-трёх участников трапезы до её заверше­ния. А цвет... Вот как у этого авто­мобиля, в точности.

    Призовой Clarion привлёк, помимо проче­го, удобством работы со зву­ковым процессором

     

    Автомобиль этот сходен с ди­жонской горчицей не только цве­том. Ещё — вкусом, не в гастро­номическом смысле, а в эстетичес­ком, здесь нет ни одного штриха, которому было недодано изящест­ва и стиля, «Ситроен» вылавлива­ется глазом в потоке немедленно, будь он покрашен хоть в камуф­ляж. И ещё: только французам удаётся продумать до таких мело­чей всё, что касается удобства ма­шины. В ней не только удобно си­деть, в неё удобно садиться, двери открываются почти на 90 градусов, в ней не надо искать место, куда девать тысячу мелочей и ме­лочишек, сопровождающих в по­ездке водителя (а уж если водительницу, то не тысячи, а миллио­ны). Здесь кармашек, здесь ящи­чек, тут полочка, иной раз там, где бы вам и к голову не пришло поставить, а когда уже поставлено— трудно обойтись, до чего с ру­ки. У вас в машине где атлас ле­жит? Вот и плохо, что там. А у владельца С4 — в отдельном кар­мане под правой рукой на консоли коробки, благо при нормальной (это значит — адаптивной автома­тической) трансмиссии не так уж эта рука занята.

     

    Некоторые решения в С4 при­водят в восторг даже того, кто во­обще-то по жизни уже ездил в нормальных автомобилях. Напри­мер, панорамная крыша, после за­двигания шторок делающаяся прозрачной от лобового стекла до антенны на ней. Позади антенны начинается другое стекло, относя­щееся уже к задней двери, ощуще­ние простора и единения с окру­жающим миром в С4 не омрача­ется, в отличие от кабриолетов, пылью, вонью и грохотом, из ко­торого, в смеси с небольшим ко­личеством кислорода и азота, со­стоит атмосфера крупных россий­ских городов.

     

    Пленяет и такая совершенно дижонская деталь: руль вращается отдельно от ступицы, которая сто­ит как вкопанная, служа при этом развитым пультом оперативного управления, помимо кнопок здесь есть и плавные регуляторы, и даже небольшой дисплей, где высвечи­вается то, что относится к режиму внешнего света.

     

    Чего, спрашивается, здесь не хватало Евгению, новоиспечённому владельцу дижонского чуда? Только одного — звука. От при­роды автомобиль был наделён ау­диосистемой JBL со штатным сабвуфером на 6-дюймовой головке, что, как нам хорошо известно, к звуку отношения не имеет.

     

     СЧ и ВЧ-головки установлены в самую дальнюю часть приборной панель через верх, без снятия торпедо

     

    Источниками вдохновения в музыкальном проекте для Евгения были ближайшие родственники. Брат построил систему в своём «Фокусе» полностью самостоятель­но и даже предложил помощь в озвучивании С4. Отец выступил с альтернативным проектом: по всем электрическим и электрон­ным нуждам своей машины он имел дело исключительно с Dellson, предложил на даче заго­рать и купаться вместо того, что­бы налеплять шумку на двери вкривь и вкось, а аудиосистему поручить проверенной конторе.

     

    Первый вопрос грамотной ус­тановочной фирмы: что будем слу­шать? Прежние музыкальные вку­сы Евгения проходили в клубно-электронной плоскости, под влия­нием старшего брата, а вернее — системы в его «Форде», плоскость начала смещаться в сторону каче­ственного инструментализма, авто­ров с разными именами, но одина­ковым воинским званием DJ сме­нили Маркус Миллер, «Апокалиптика», равные им и схожие с ними.

     НЧ-излучатели фронта установлены на рельефных подиумах, вписанных в контуры штатных обшивок дверей. Найденный рельеф оказался единственно возможным.

     

    Система под такую музыку требовала очень хорошего фронта и очень интеллигентного сабвуфера, а тыла не требовала совсем. Проект захватил не только заказ­чика, но и исполнителей. Дмит­рий и Олег, переглянувшись, из влекли из закромов динамик, ос­тавленный, вообще-то, для себя, его сейчас найти нереально. Это 7-дюймовый мидбас 7W2 из про­шлого поколения Focal Utopia. Его решено было поставить в басовое основание трёхполосной фрон­тальной акустики. Верхнечастот­ное звено было подобрано легко — это пищалка TN52 из ныне действующей серии Focal K2Power. Дело было за среднечастотником. Сразу нацелились на купольный, а здесь выбор невелик. Кандидатами были Dynaudio MD140, классиче­ский Morel CDM54 и значительно менее распространённый Hertz HD 500.3. Датские красавцы отпа­ли по габаритным соображениям, там один купол 75 мм в диаметре, вместе с корпусом — вообще беда. CDM54 покомпактнее, но всё же намного больше итальянской го­ловки, не уступающей по качествузвучания. Место установки СЧ и ВЧ искали, как водится, экспери­ментально. Был вариант со стой­ками, сцена получалась широкой, но из-за большой разности хода волны между сторонами начинала быть заметной разница в тембральной окраске «ближнего» и«дальнего» СЧ/ВЧ-узла. Разносить среднечастотники и пищалки не хотелось категорически, и в итоге решено было смонтировать излу­чающие узлы на приборной пане­ли как можно ближе к лобовому стеклу. По опыту авторов проекта наилучшие результаты при такой компоновке достигаются, когда пищалки расположены за среднечастотниками, но здесь так сде­лать не удалось из-за очень боль­шого наклона лобового стекла. Пищалки вынесли ближе и поста­вили между среднечастотниками, при этом, как показало прослуши­вание, немного проиграли в ши­рине сцены, но добились очень хо­рошей тембральной стабильности. Интересно, что и пищалки, и среднечастотники, в силу их «авто­номности», установлены без сня­тия приборной панели, через верх. С диффузорной СЧ-головкой та­кой трюк не прошёл бы: и габари­ты бы помешали, и необходимость выгораживать объём.

    Басовый моно­блок (LRx про­шлого поколе­ния) живёт меж­ду спинкой сиде­нья и корпусом сабвуфера и легкодоступен

     

    Мидбасы расположены тради­ционно в дверях, на подиумах из шпатлёвки со стекловолокном на фанерном основании. Подиумы вписаны в контуры штатных об­шивок дверей, причём здесь уста­новщики столкнулись с ситуацией, которая у шахматистов называется «цугцванг» — вынужденная после­довательность ходов, навязанная противником. Чуть более плоские конструкции не позволяли убрать внутрь двери подросшие по срав­нению с худосочными штатными динамики, а чуть более рельефные мешали открыванию крышки бар­дачка справа. Реализована была та единственная геометрия, которая проходила между этими ограниче­ниями.

     

    Модель источника сигнала вы­брал заказчик, правда установщи­ки его энергично поддержали. На­граждённый в прошлом году пре­мией EISA Clarion DXZ 985 RMC, помимо прочего, привлекал удоб­ством управления режимами рабо­ты звукового процессора, не гово­ря уже о приятной детали — твер­дотельной «запоминалке» Music Catcher.

     

     

    Полностью подготовленный встроенными пресетами «головы» сигнал идёт на два усилителя. Один из них, шестиканальный LRx 6.9, все силы отдаёт фронту. По за­думке конструкторов, два его кана­ла предназначены для сабвуфера, на них навесили мидбасы, как бли­жайшие по специальности, на че­тыре остальных — раздельно мидрейнджи и пищалки. Сабвуфер об служивает отдельный и строго спе­циализированный усилитель из той же серии, LRx 1.400. Его на­грузка — соединённые последова­тельно 2-омные звуковые катушки 13-дюймового Focal ЗЗКХ, поме­щённого в закрытый ящик объё­мом 39 л. Такой вариант оформле­ния для этого динамика опробован не раз, пояснили в Dellson, для си­стемы подобного назначения он близок к идеалу.

    Корпус сабвуфе­ра вместе с главным усили­телем (LRx ново­го поколения) раскинулся ши­роко, но пользо­ванию багажни­ком мешает не сильно

     

    Корпус сабвуфера сделан до­вольно плоским и занимает всю ширину багажника. Он установ­лен под наклоном, в результате между стенкой сабвуфера и спин­кой заднего сиденья открывается пространство, достаточное для монтажа и нормального охлажде­ния сабвуферного моноблока. Фронтальный LRx 6.9, дистрибью­тор питания и буферная ёмкость помещены в индивидуальные «гнёзда» фальшпанели сабвуфер­ного короба со стороны багажни­ка. При такой компоновке оба усилителя легко доступны, один — из багажника, другой — при откинутой спинке сиденья, а до­ступ к запаске и задним фонарям ничем не ограничен, несмотря на немалый объём акустического оформления.

    Дижонскую горчицу могут сделать только в Дижоне, это бес­спорно. Но блюдо, приготовлен­ное под эту горчицу, должно быть достойно знаменитой приправы. В «Деллсоне» умеют готовить под дижонскую горчицу...

     

     

    Басовая часть спектра характеризуется относительно небольшой неравномерностью в полосе 40 — 100 Гц, притом что верхняя часть этого диапазона попадает уже в зону ответственности фронтальных мидбасов. Некоторое недоумение вызывает заметный провал на ВЧ, достигающий минимума на 400 Гц, к разделу полос это никак не отно­сится, частота раздела НЧ/СЧ в системе приходится примерно на 1 кГц, где как раз всё безоблачно. Видимо, так сложились ус­ловия излучения НЧ-головок. Зато там, где за дело берётся СЧ/ВЧ-дуэт под лобовым стеклом, красота на АЧХ царит почти нере­альная, кривая вписывается в коридор ши­риной 3 дБ от 800 Гц до 20 кГц, что впечат­ляет — до 20 кГц включительно, с нулевы­ми потерями. Это не только вкусно, но и полезно...

     

    SQ

    На момент знакомства с этой машиной и её вла­дельцем у Евгения не было планов поучаствовать в соревнованиях (у «Ситроена» не справшивали). А шансы у системы неплохие, отнюдь. Именно по зву­чанию. ЗЗКХ со сдержанной, интеллигентной уве­ренностью отрабатывает басовую партию, не подда­ваясь искушению выдать себя даже на самых непри­ятных с этой точки зрения фрагментах, типа мото­цикла без глушителя или раскатов грома. Если ка­кие-то басовые составляющие иногда и казались ис­ходящими не с капота или приборной панели, а из-за спины, то лишь слабые, почти подтональные сверхнизкочастотные призвуки. По-настоящему низ­кие, но всё же содержательные звуки, в том числе турецкий барабан с «Аудиодоктора FSQ», были слышны уверенно и откуда надо. Звуковая сцена, действительно, широтой не поражает, но занимае­мое ею пространство очень хорошо организовано. Например, саксофонист, разгуливающий со своим инструментом по сцене, совершенно явно обходит кругом центральную надстройку с дисплеем спидо­метра: начинает слева и позади, а в конце почти за­гораживает цифры. Относительно простые для про­цессорной системы барабаны расставились по сцене чётко, без слипания крайних, но и сложная именно для процессорных систем запись отрываемого скот­ча с «Focal Tools» не огорчила: звук шел вдоль сцены без изменения тембра и без часто возникающего в таких системах затихания в центре сцены. Звук при­готовлен традициях французской кухни: порция не­большая, но очень вкусная.

     

    Тип системы:

    аудио

    Состав:

    3-полосный фронт + сабвуфер

    Источник:

    Clarion DXZ 985 RMC

    Усилители:

    Audison LRx 6.9,

    LRx 1.400

    Акустика:

    Focal Utopia 7W2, TN52,

    Hertz HD 500.3

    Сабвуфер:

    Focal 33 KX

  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa