Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер с докладом. Акустика Rockford Fosgate X162S. Принцип Юнкерса

    Легенда гласит: когда в 1915 году германский кайзер благоволил наблюдать за полётами первого в мире металлического самолёта, он обратился к конструктору, Гуго Юнкерсу, с вопросом: «А есть ли что-нибудь в вашем самолёте, что может гореть?» — «Да, Ваше Величество, бензин». Уже 90 лет как нет кайзера, 70 лет — Юнкерса, да и бензин заменили другим нефтепродуктом, а принцип великого инженера остаётся в силе.

    НА ЗЕМЛЕ

    Похоже, что, когда Rockford Corporation стала владельцем германской фирмы MB Quart, американцы дали себе труд познакомиться с историей немецкой техники. И, разрабатывая флагманскую акустику Type RF, последовали завету Юнкерса, который сами немцы из MB Quart, кстати, постоянно нарушают. В конструкции Type RF не из металла сделаны, по большому счёту, только элементы изоляции в электрических цепях и узлы подвески. Корзина мидбаса — металлическая, причём сказать про неё, что она литая — это то же самое, что сказать про «Мерседес», что он штампованный. Они оба — и Mercedes, и Rockford — собраны из деталей, для каждой из которых использована необходимая технология. В мидбасе применена обращённая магнитная система, к которой раньше в Америке прибегали крайне редко. Корпус магнитной системы восемью винтами «под шестигранник» скрепляется с диффузородержателем, а где-то внутри к спицам корзины крепится тарелка с центрирующей шайбой. Остаётся даже не вполне ясным, в какой последовательности всё это собрано в единую конструкцию. Подводящих проводов звуковой катушки нет в принципе: контактные узлы с зажимными винтами контачат непосредственно с вплетёнными в увеличенную центрирующую шайбу токопроводящими нитями. На тыльной стороне магнитной системы отверстие вентиляции такого размера, что сквозь него без труда видно тыльную же сторону центрального колпака диффузора, составляющего больше половины общей излучающей поверхности. Диффузор, как вы уже, наверное, подозревали — тоже металлический, титановый, и выполнен заодно с центральным колпаком из единой заготовки, без швов и стыков.
    Верна заветам Гуго Юнкерса и пищалка. У неё металлический корпус и металлическая мембрана геометрии «обращённый купол». Остроумно решена задача быстросъёмного крепления защитной сетки: она фиксируется на магните, не касаясь при этом предусмотрительно наклеенного по периферии купола антидифракционного кольца. У пищалок с обращёнными куполами есть некоторые преимущества перед куполами обычными, выпуклыми (и распространёнными примерно в тысячу раз больше), сказываются они в основном на прямом излучении, по оси, причём в тем большей степени, чем выше жёсткость материала купола. В данном случае материал — самый жёсткий из применяемых в ВЧ-головках, титан, а насколько оправдались надежды конструкторов, покажут наши дальнейшие изыскания. Для корректировки «угловой» АЧХ перед куполом, даже почти внутри него, на траверсе подвешено апертурное фазовыравнивающее тело.

    Внутри литого корпуса кроссовера вольготно расположились компоненты фильтров, в большинстве — тоже весьма солидных размеров. На габаритах здесь не экономили
    Конструкция мидбаса сборная на винтах, но в каком порядке она собирается, так и осталось загадкой
    Настроечная камера меняет не только внешность, но и характеристики пищалки в области резонанса
    В приданое к пищалкам, помимо обычных для нас установочных прибамбасов, даются две акустические камеры, напоминающие по обводам головную часть ракеты. Как установка этих камер, названных в наставлении «настроечными» (tuning chamber) скажется на характеристиках излучателя, вскоре будет ясно, в теории они должны повлиять на резонансную частоту и добротность ВЧ-головок и как следствие — на АЧХ вблизи резонанса.
    Можно ли сделать металлическим и кроссовер? Можно, пусть не весь, а его корпус. А его можно сделать даже литым. Кроссоверы акустики Type RF по внешности (сюда входит и форма, и размеры) напоминают некрупные усилители, а по внутренностям, хорошо видимым через нижнюю прозрачную крышку и доступным после её снятия), согреют душу любого хай-эндщика. Элементов немного, но расставлены они по плате вольготно, как принято в домашней технике. Расшифровка топологии фильтров породила их формулу: ФНЧ мидбаса 2-го порядка, ФВЧ пищалки — 4-го, в цепи мидбаса цепочка Цобеля, в цепи пищалки — защитный элемент с нитью накаливания и аттенюатор на три положения. Отдельный блок перемычек служит для преобразования входов в раздельные, для подключения по схеме би-вайринга или поканального с пассивными фильтрами.
    В целом конструкцией акустика не просто впечатляет, она однозначно переигрывает любую виденную до этого. Посмотрим, переиграет ли в прямом, звуковом смысле.
    В ВОЗДУХЕ

    Когда речь идёт о наиболее породистых компонентах, к прослушиванию мы привлекаем и экспертов, наштыренных на домашней технике. Здесь главным было создать условия, при которых они не вправе будут отказаться, а это удалось, не буду вдаваться в детали редакционной кухни, как-нибудь в другой раз.
    Первое, с чем согласились все участники процесса: ключевое слово для этой акустики — детальность. Она оказалась просто выдающейся. Она такова, что, например, послезвучие пластика на барабанах не просто отчётливо слышно, даже неподготовленный слушатель (звали и проверяли «на кошках») легко слышит разницу в звучании рабочих барабанов.
    Избытка верха, которого интуитивно ожидали при виде «цельнометаллических» пищалок, не было даже в положении аттенюатора «по нулям». Из чего можно заключить, что конструкторы не закладывали в кроссовер запаса по верхам, необходимого при установке пищалок под углом, а ориентировались на прямое их излучение. В положении аттенюатора «-2» верхов чуть-чуть не хватает, но общее звучание получается исключительно чистым и музыкальным.
    Второе, что отметили участники прослушивания, — в типовой установке, имитирующей дверь, не хватало басового фундамента, ожидаемого от «шестёрок». При этом рельеф баса передавался практически безукоризненно. Что называется, «хорошо, но мало».
    Третье: способность акустики формировать звуковую сцену. Часть экспертов нашли небезукоризненной локализацию инструментов, но с чем согласились все — эшелонирование сцены в глубину великолепное, и оно сохраняется при значительном смещении слушателя относительно оси симметрии акустических систем, а ведь это ровно то, чего мы ждём от автомобильной акустики и, увы, далеко не всегда дожидаемся. Как правило, при прослушивании в лаборатории отмечается, что стоит переместиться к одной из тестовых колонок, как сцена «схлопывается», теряя глубину, а то и вовсе садится на одну колонку. Здесь — не схлопывалась и не садилась.
    Четвёртое: тот самый женский вокал, на котором проверяется любая высококачественная акустика и который всегда выявляет недостатки звучания, на Type RF звучал как раз лучше всего остального, включая и вокал мужской, которому, видимо, недоставало низов, и от этого терялось ощущение реализма.
    Отмечали и неожиданные призвуки в звучании некоторых духовых, здесь повышенная детальность обернулась другой стороной, выпячивая и то, чего не было. В целом, однако, согласие было достигнуто: звучание точное, динамичное, детальное и изысканное. Слова «комфортное», однако, никто не произнёс, здесь эстетика совершенно иная...

    Допустимая мощность Peak/RMS (по данным производителя), Вт 200/100
    Диапазон воспроизводимых частот, Гц (-3 дБ) 90 — 22000
    Чувствительность, дБ/Вт (1м) (150 — 15000 Гц) 87
    Средний коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 160 — 4000 Гц), % 0,563
    Коэффициент нелинейных искажений (90 дБ (1 м), 80 — 125 Гц), % 4,55

    Параметры Тиля — Смолла мидбасовой головки
    Fs, Гц 66,1
    Vas, л 5,92
    Qts 0,497

    Измерения, как обычно, дали ответы на вопросы, оставшиеся после прослушивания. И на другие. Оказалось, например, что при феерически высоком значении силового фактора (7,3 Тл м) чувствительность относительно невысокая, это связано с нетипично большим значением массы подвижной системы: почти 20 г. При такой массе значение резонансной частоты удалось сделать низким даже при жёстком подвесе (значение Vas меньше 6 л — это как минимум вдвое меньше типичного значения для головок такого калибра). А измеренный показатель полной добротности объясняет, почему басов было «хорошо, но мало». Нелинейные искажения на средних частотах весьма низкие, а то, что они растут на границе басового диапазона, связано с тем, что головка не длинноходовая и рассчитана на подмогу со стороны сабвуфера.

    График общей АЧХ (1) впечатляет своей верхнечастотной областью, такую характеристику мы видели разве что у студийных мониторов. Как и ожидалось исходя из величины Qts, отдача на низких частотах начинает падать довольно рано. АЧХ под углом 50 градусов к оси падает круто, лишь на самом верху её вытягивает апертурное тело пищалки. Так что сильная сторона Type RF — работа на оси, как это делается в «процессорных» машинах. Провал на 2,5 кГц оказался не результатом интерференции мидбаса и пищалки, а намеренной настройкой кроссовера, это подтвердилось после снятия АЧХ отдельных излучателей, включённых через кроссовер (2).

    Мидбас с жёстким диффузором мог бы работать до довольно высоких частот, фильтр его мягко (2-м порядком), но решительно останавливает. ФВЧ пищалки действительно крутой, при этом весьма необычно, что высокий (выше 3 кГц), хотя и сильно демпфированный, резонанс ВЧ-головки оказывается в пределах её рабочей полосы. Решение рискованное, но в данном случае, как показали измерения, к росту нелинейных искажений не привело. На этом же графике видно, что отменная АЧХ на верхах сохраняется по крайней мере до угла 30 градусов, на это и надо ориентироваться при установке.

    Отдельно мы сняли АЧХ и импедансные кривые пищалки с установленной настроечной камерой и без неё (3). Камера, действительно, заметно влияет на поведение пищалки на частоте резонанса и ниже. Продолжив опыты, мы решили ещё раз посмотреть на суммарную АЧХ системы в двух конфигурациях ВЧ-излучателя и с удивлением увидели, что при установке камеры провал становится глубже. Озадаченные, решили поиграть расстоянием, на котором излучатели находятся от слушателя (в машине вариантов намного больше, чем в домашней акустике), и обнаружили (4), что устроенный конструкторами провал как раз и является «полем боя» при изменении геометрической конфигурации установки. Так что при реальной инсталляции вид АЧХ в полосе частот 2 — 3,5 кГц будет определяться конкретными условиями.

    Найденное сочетание параметров Тиля — Смолла указывало на то, что условия работы, предоставляемые установкой мидбаса в дверь, вовсе не обязательно станут оптимальными для X162S. Результаты расчётов (5) оказались нетривиальными. Как выяснилось, мидбас можно ставить в ящик объёмом от 3,5 л (это при результирующей добротности 0,7) или даже в фазоинвертор. При его объёме 5 л и настройке на 65 Гц мидбас заиграет по полной, с нижней граничной частотой 67 Гц. При дверной же установке добротность у мидбаса становится близкой к бесселевой (чуть выше 0,5), что означает невысокий уровень отдачи при теоретически наилучшей импульсной характеристике. Так что есть из чего выбрать.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Компонентная акустика
    КТО
    Rockford Fosgate Type RF X162S
    ПОЧЕМ
    $680
    ЭТО — ПЛЮС
    Лучшая когда-либо виденная конструкция
    Фантастическая АЧХ пищалки
    Низкие нелинейные искажения на СЧ
    Очень интересное звучание
    ЭТО — МИНУС
    Только для профессиональной установки
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Впечатляет
    РЕЙТИНГ
    Конструкция 10
    Частотная характеристика 9
    Чувствительность 7
    Басовый потенциал 8
    Звук 8
    ИТОГ 42

    Источник: журнал Автозвук, 11/2004. Марк Гасанов, измерения Юрий Евтушенко
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa