Новости и статьи по автозвуку на МАГНИТОЛЕ
  • На ковер! Активный сабвуфер Pioneer TS-WX710A. Хорошо лежим

    Этот предмет приспособлен только для одной позы. Лёжа. Это он умеет делать очень хорошо. Но не только это...
    А какую иную позицию вы возьмётесь предложить прямоугольному ящику размерами примерно 80 х 30 см, но толщиной — всего 9? У него граней, по существу, только две — верхняя и нижняя, всё остальное — рёбра, на которых не очень-то постоишь. Предмет обсуждения (это же не телефонный разговор, вы видели и подзаголовок, и фотографии) — новый активный сабвуфер Pioneer, который сами производители наверняка именуют «плоским». Те, кому они доверяют именовать, немедленно вычёркивают «плоский» и вписывают «ультратонкий».
    Теперь о литературе. Нет, это не чужой текст подверстали (я надеюсь), в самом деле о литературе, точнее — о её жанре под названием «пресс-релизы». В этом литературном жанре, по моему глубокому (потому что проверенному не раз) убеждению, наибольший успех сопутствует молодым, неблизоруким (с чего бы), светловолосым и не опасающимся очередного призыва в ряды вооружённых сил. Создаваемые ими произведения не только хороши сами по себе, они ещё и быстро размножаются. Почти любое интернет-описание TS-WX710A (можете проверить, трудно, что ли?) поведает вам, что у него:

    — «Ультратонкий алюминиевый корпус». На самом деле — MDF.

    — «RCA/линейный выход». На самом деле — вход.

    — «Толщина активного сабвуфера Pioneer TS-WX710A составляет всего 32 см». Вообще-то, это ширина, толщина намного меньше, отсюда и «ультратонкий».

    — «На тыловой части располагается рупорная система». Это — лучше всего, потому что у TS-WX710A нет не только рупорной системы, но, собственно, и тыловой части тоже нет.

    Завершив литературные чтения, выясним всё же, что есть, зачем есть и как работает.
    TS-WX710A, действительно, совсем плоский ящик, его габариты 850 x 320 x 90 мм. Корпус, верхняя панель которого чуть скошена к одной из длинных граней, выполнен из MDF относительно скромной толщины — 3/8 дюйма, что на наши метрические деньги составляет примерно 9,5 мм. При этом, как ни удивительно, за жёсткость корпуса или его подверженность вибрациям можно не опасаться: вдоль всего корпуса располагается система перегородок, образующих акустическое оформление, а заодно — объёмную структуру большой жёсткости. Все швы надёжно проклеены, вибрировать здесь просто нечему. Снаружи корпус обтянут плёнкой с тиснением «под карбон». Литература сообщает нам, что «прочная полиуретановая поверхность не скользит и устойчива к царапинам, что позволяет положить багаж на сабвуфер». Доверимся литературе в отношении материала, нам — в отношении того, что поверхность действительно нескользкая, плёнка толстая, что касается багажа, то иных опций, кроме как оказаться на сабвуфере, у багажа немного: единственное возможное положение сабвуфера в багажнике — лёжа на полу, после чего он сам полом багажника и становится.

    Узкие торцы корпуса оформлены пластиковыми законцовками. С одной стороны — панель соединений, с другой — выход той самой «симметричной рупорной системы». Симметрична она исключительно геометрически — серединная перегородка (она же очередное ребро жёсткости) делит канал вдоль, никоим образом не затрагивая его акустических свойств. Сечение канала, как удалось установить методами неразрушающего контроля, сохраняется неизменным по всей длине, следовательно, рупором здесь тоже не пахнет. Это обычный сдвоенный порт фазоинвертора, только весьма длинный — 60 см. Выход тоннелей, и правда, во избежание струйных шумов оформлен пластиковым раструбом, что и навело лукавые девичьи умы на мысль о рупоре.
    В действительности акустическое оформление сабвуфера — нетрадиционный вариант двухкамерного бандпаcса. Чтобы добиться большей ясности в его устройстве, пришлось пойти на крайние меры и подготовить иллюстрацию по всем правилам, не забыли руки-то...
    Смотрите теперь: два 16-сантиметровых динамика с очень небольшой монтажной глубиной установлены на горизонтальной перегородке, отгораживающей от остального объёма плоскую резонаторную камеру глубиной всего 2 см. Снаружи корпуса камера закрыта стальной крышкой, с целью повышения жёсткости на ней сделана рельефная подштамповка, для подавления вибраций с тыльной стороны нанесено демпфирующее покрытие. «Выхлоп» из камеры осуществляется через щелевые порты на трёх стенках, в эту же камеру выведены радиаторы усилителя, получается саморегуляция теплового режима: больше мощность — сильнее циркуляция воздуха — интенсивнее охлаждение. Конструкторам — зачёт, однозначно и немедленно.
    Объём позади перегородки сообщается с внешней средой через сдвоенный тоннель фазоинвертора. Полости, которые прослеживаются по бокам тоннелей (резонатор Гельмгольца «наизнанку»), играют роль акустических режекторных фильтров, подавляющих нежелательные призвуки. Благодаря этому можно использовать порт относительно скромного сечения и не бояться струйных шумов. Впервые подобное решение было применено в плоском сабвуфере Pioneer TS-WX30 два десятилетия назад и не потеряло актуальности и сейчас — изменилось только конструктивное воплощение.
    Усилительный модуль состоит из двух каналов, каждому динамику — свой. Помимо «распараллеливания» мощности, это позволяет создать оптимальные условия работы каждому динамику — улучшается электрическое демпфирование. Мощности 2 х 50 Вт динамикам такого калибра более чем достаточно, а с учётом высокоэффективного акустического оформления — с неплохим запасом.
    На торцевой панели со стороны усилителя (так какая часть у нас тыловая, я что-то забыл?) нет никаких регуляторов — только разъёмы и светодиод индикации. Все регулировки вынесены на проводной пульт ДУ, что идеально соответствует профилю пользователя: положил на пол в багажнике, протянул три провода (к пульту — четвёртый) — и наслаждаешься «дополнительным усилением низких частот». Это опять из литературы, как вы поняли. Длина кабеля пульта — 6 м, он оканчивается разъёмом телефонного типа. Сам пульт — аккуратная коробочка размерами 98 х 24 х 34 мм, на панели — два поворотных регулятора уровня и частоты среза ФНЧ, а также кнопка переключения фазы сигнала. Согласно разметке, частота среза ФНЧ перестраивается от 50 до 125 Гц — достаточно для любых вариантов применения, Переключение фазы для сабвуферного агрегата «закрытой архитектуры» — вещь необходимая, но здесь она сделана ещё и удобной.
    Питание и выходные сигналы подаются через 10-штырьковый разъём. Ответная часть разъёма снабжена двойным проводом заземления, длинным проводом Remote для включения усилителя и фишкой для подключения провода питания. Почему-то он выполнен отдельно. На этом же разъёме два коротких «хвостика» с RCA-«мамами». Сигнал линейного уровня подаётся на них непосредственно, а для сигналов высокого уровня в комплекте есть специальный переходник с RCA-«папами». Автоматическое включение по сигналу или постоянной составляющей не предусмотрено. При подключении по высокому уровню инструкция предлагает взять сигнал включения усилителя от замка зажигания. Криминала в этом нет — в состоянии покоя аппарат потребляет крайне незначительный ток.
    Съёмные крепления обеспечивают надёжную фиксацию сабвуфера и позволяют быстро убрать его при необходимости. Кабели можно уложить в специальный паз на боковой стенке корпуса и закрепить скобочкой, входящей в комплект.

    ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

    Для субъективных испытаний сабвуфер был положен на пол «референсного» Fiat Doblo и подключён вместо работающего там на постоянной основе. Впечатление от «лежебоки» — вполне благоприятное, в пределах физически возможного, разумеется. Бас плотный, немного затянутый, при этом, к некоторому удивлению, нижний бас обозначен довольно чётко. Сужение полосы пропускания выравнивает рельеф баса, делая его совсем «взрослым», при расширении полосы отдача стремительно растёт, бас при этом становится агрессивным, на рубеже навязчивости. Практический совет: оставить регулятор фильтра в нижнем положении. Запас мощности относительно невелик — при увеличении уровня становятся заметными «рычащие» призвуки, причём тем раньше, чем шире полоса ФНЧ. Однако в целом максимальный уровень звукового давления вполне достаточен для небольших салонов, даже с запасом. В минивэнах и больших джипах его может и не хватить, но конструкция, во главу угла которой положена компактность, не для гигантских автомобилей.

    Мощность (по данным изготовителя), Вт 2 х 50
    Тип оформления БП6
    Максимальное звуковое давление в салоне (КНИ = 5%), дБ 96
    Входная чувствительность, В 0,18 — 2,2
    Габариты (Д х Ш х В), мм 850 x 320 x 90

    Регулятор частоты среза ФНЧ работает штатно, но в силу специфического устройства пик интенсивности басового излучения приходится на 100 Гц, поэтому даже полностью «зажатый» фильтр даёт итоговую (по звуковому давлению) АЧХ, как будто частота среза составляет 100 — 110 Гц. В этом положении АЧХ наиболее ровная, и, обратите внимание, как легко сабвуфер далеко не богатырского сложения заходит в область глубокого баса. Не на любом, конечно, уровне громкости.

    Измерения искажений у сабвуфера такого типа — дело совсем не простое, здесь два далеко разнесённых источника излучения. Замеры показали, что основное излучение создаётся тоннелями тыловой камеры, искажения с этого конца и измерили. А учитывая ограниченные показатели сабвуфера по звуковому давлению, измерения провели при уровне, на 10 дБ меньшем, чем обычно. Видно, что КНИ не вылезает за отметку 5%, но и намного ниже мало где опускается. Видно ещё, что там, где звуковое давление максимально, и в салоне, и вне его, то есть на 100 Гц, наибольшие и искажения, эффект, отмеченный и при прослушивании.

    Технико-историческая справка для интересующихся


    Акустическое оформление, использованное в этом сабвуфере, относится к типу «бандпасс 6-го порядка». Отличий от бандпассов 4-го порядка, гораздо более распространённых, у него два. Первое (техническое). У БП4 динамик одной стороной диффузора работает на закрытую камеру (как бы ЗЯ), другой — на снабжённую тоннелем (как бы ФИ). Всё излучение выходит наружу через тоннель. БП6 — это два фазоинвертора с динамиком на стенке между ними. Басят при этом оба тоннеля, настроенные на разные частоты.
    Историческое отличие этих двух конструкций в том, что БП6 был запатентован гражданином США Амаром Бозе (знакомое имя?) в 1983 году, и в течение 20 лет, пока действовал патент, никто делать и, главное, продавать за деньги без разрешения мистера Бозе (разумеется, не бесплатного) не имел права. Свобода наступила 10 лет назад, в 2003 году, только после этого, и то не сразу, появились первые «двухпортовые» бандпассы промышленного изготовления.
    Реализация этого оформления в этой конкретной модели несколько отличается от канонической, здесь тоннели (длинный сдвоенный из одной камеры и щелевой — из другой) неравноценны. Основное излучение создают длинные, щелевой следует рассматривать скорее как элемент акустического торможения. Но под описание патента такая конструкция подпадает, поэтому хорошо, что срок его действия истёк.

    ЛИЧНОЕ ДЕЛО
    ЧТО
    Активный сабвуфер
    КТО
    Pioneer TS-WX710A
    ПОЧЁМ
    11990 руб.
    ЭТО — ПЛЮС
    Великолепно продуманная конструкция
    Неплохая АЧХ
    ЭТО — МИНУС
    Невысокое максимальное давление
    ОДНИМ СЛОВОМ...
    Умелый лежебока
    РЕЙТИНГ
    Конструкция 9,5
    Компактность 9,0
    Удобство размещения и монтажа 9,0
    Оснащённость 8,0
    Нелинейные искажения 7,5
    Форма АЧХ в салоне 8,0
    Максимальное звуковое давление 7,0
    Впечатление от прослушивания 8,0
    ИТОГО: 8,25

    Источник: журнал Автозвук, 01/2014. Николай Нестеров
     Связанные товары из каталога МАГНИТОЛА
    Pioneer TS-WX710A
    Pioneer TS-WX710A
    В каталог МАГНИТОЛА >>
  • Предложения партнеров МАГНИТОЛЫ

  cc by-nc-sa